Принципы законодательного процесса в субъектах Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 16.05.2022

Статья просмотрена: 1095 раз

Библиографическое описание:

Шульга, Б. Ю. Принципы законодательного процесса в субъектах Российской Федерации / Б. Ю. Шульга. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 424-427. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91609/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье кратко рассматриваются основные принципы законодательного процесса в субъектах Российской Федерации, дается определение этих принципов и делается попытка их классификации.

Ключевые слова: законодательный процесс, субъекты Российской Федерации, принцип, законодательная деятельность.

Законодательный процесс, по определению Е. А. Пискуновой, — это «деятельность определенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также законами субъектов РФ, их конституциями и уставами, субъектов, связанная с реализацией права законодательной инициативы, по рассмотрению, обсуждению, в том числе с привлечением общественности, принятию, подписанию и обнародованию, изменению и отмене законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации» [13, с. 67]. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации, по мнению С. М. Бекетовой — это «организационно-процессуальная деятельность законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (или народа), направленная на принятие законов» [4, с. 89].

Законодательный процесс в России основывается на ряде принципов, как закрепленных нормативно, так и выделяемых в теории конституционного права. Принцип — это «основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т. п». [11, с. 515]. Соответственно, под принципами законодательного процесса можно понимать руководящие идеи, основные начала законодательного процесса, определяющие вектор его развития.

На сегодняшний день в науке выделяется множество принципов законодательного процесса и предлагается несколько их классификаций. Прежде всего стоит перечислить те принципы, которые закреплены законодательно.

В статье 2 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [9] перечислены принципы деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации:

1) обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

2) верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

3) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

4) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

5) единство системы публичной власти;

6) согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;

7) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

8) разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти;

9) признание и гарантированность местного самоуправления, его самостоятельность в пределах своих полномочий и осуществление на всей территории Российской Федерации;

10) самостоятельное осуществление органами публичной власти своих полномочий;

11) гарантии финансового обеспечения исполнения полномочий, которыми наделяются органы публичной власти в результате разграничения полномочий;

12) обеспечение гласности в деятельности органов публичной власти, в том числе посредством предоставления доступа к информации о деятельности органов публичной власти;

13) государственный контроль (надзор), парламентский контроль и общественный контроль за деятельностью органов публичной власти и их должностных лиц.

Поскольку данные принципы распространяются на все виды деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации, то, соответственно, эти принципы также применяются и при осуществлении ими деятельности в рамках законодательного процесса. Приведенные выше принципы являются общими, однако, как уже было сказано, в литературе выделяется большое количество иных принципов, как общепринятых, так и порождающих полемику. Основные принципы, называемые в литературе — это принципы законности, демократизма, гласности, гуманизма, федерализма, научности, профессионализма, планирования законодательной деятельности.

Принцип законности означает «строгий учет иерархии правовых актов и норм, компетенции субъектов прав и соблюдение процедурных правил» [10, с. 402]. Иными словами, законодательный процесс должен осуществляться только уполномоченными на то законом субъектами, не должно допускаться нарушение процессуальных норм, регулирующих сроки и порядок деятельности таких субъектов. При этом конечный продукт законодательного процесса — закон не должен противоречить вышестоящим или равным по силе правовым актам.

Принцип демократизма подразумевает участие населения в законодательном процессе. Р. Б. Головкин пишет: «демократизация правотворчества, если она осуществляется реально, то вредна низким уровнем компетентности субъектов правотворчества и коллективной безответственностью. Если демократизация правотворчества — это некая «красивая условность», абстрактный принцип, то демократия в правотворчестве — это ситуация, когда слабокомпетентное большинство правотворческого органа принимает решения под давлением компетентного меньшинства либо под давлением исполнительной власти (и на федеральном, и на региональном уровнях). Следовательно, демократизация правотворчества в том виде, в каком существует сегодня, — это лишь идеальный принцип, реализация которого на практике может причинить вред правовой регламентации общественных отношений» [6, с. 113]. Таким образом, Р. Б. Головкин указывает на несостоятельность принципа демократизма законодательного процесса, потому что он по своей природе противоречит рассмотренным ниже принципам профессионализма и научности, поскольку они закрепляют обратный тезис о том, что нормотворчество — это узкая сфера, в которой должны работать профессионалы. В противовес этому можно возразить, что «принцип демократизма означает изучение социальных интересов и возможности их выражения в сфере правотворчества, учет общественной поддержки проектов правовых актов» [10, с. 402]. К тому же принятие законов осуществляется депутатами, т. е. выборными лицами, которым народ доверил представление своих интересов, что является формой демократии.

Принцип гласности состоит в открытости процесса принятия законов и возможности общественного обсуждения законопроектов. Также, по мнению Д. В. Чухвичева, «принцип гласности означает, что обо всех стадиях законотворческого процесса общество должно быть своевременно информировано» [16, с. 90].

Принцип гуманизма направлен на защиту прав и свобод человека, прежде всего прав и свобод личных, как-то: право на жизнь, на свободу передвижения, на неприкосновенность личности и др. Принимаемые законы должны содержать механизмы защиты прав и свобод и предусматривать возможность их восстановления в случае, если они будут нарушены.

Принцип федерализма, по мнению Т. А. Золотухиной, «в настоящее время является одним из основных при характеристике любой государственно-правовой деятельности в России» [7, с. 94]. Как указывает А. Н. Фатеев, «принцип федерализма является основным критерием для определения степени влияния институтов федерального законодательного процесса на порядок построения данного процесса в субъектах Российской Федерации» [15, с. 348]. Суть этого принципа во взаимодействии федеральных и региональных органов власти с соблюдением предусмотренного законом разграничения их полномочий и предметов ведения.

Принцип научности заключается в использовании приемов и методов научного анализа достижений науки и следовании объективным критериям оценки. «К участию в правотворческой деятельности должны привлекаться ученые, эксперты, другие специалисты, способные прогнозировать последствия принятия того или иного нормативного акта» [3, с. 21]. При подготовке законопроекта должны учитываться объективно существующие социальные, экономические, политические и иные факторы, должны применяться результаты научных исследований не только в правоведении, но и в других областях знаний.

Принцип профессионализма, по мнению А. И. Абрамовой, «выражается в требовании того, чтобы каждый из участников, задействованных в работе над законопроектом, владел приемами этой работы и выполнял ее на достаточно высоком уровне» [2, с. 17]. В законодательном процессе на различных этапах должны участвовать не только юристы, но и ученые и практики из иных отраслей научного знания. Привлечение специалистов к разработке закона, несомненно, является условием обеспечения «качества» принимаемого нормативного акта. Для того, чтобы не нарушать принцип демократизма, в подготовке законопроекта должны участвовать не только работники государственных учреждений, но и члены независимых экспертных сообществ.

Принцип планирования законодательной деятельности означает «осуществление уполномоченными органами парламента (палат парламента) в закрепленном нормативными правовыми актами порядке мероприятий по установлению порядка, последовательности, сроков рассмотрения законопроектов и принятия (одобрения) законов» [14, с. 6]. Как отмечает А. И. Абрамова, «планирование позволяет избежать поспешности в законотворческой работе, создать условия для подготовки качественных законодательных актов, устранить случаи их дублирования, а также повысить результативность нормативно-правового регулирования общественных отношений и активно содействовать правовому развитию государства и общества» [1, с. 41].

Многие авторы, в т. ч. и А. А. Кененов, выделяют и другие принципы законодательного процесса: «принцип адекватного отражения нормативно-правовых потребностей, принцип понятийной определенности, принцип модальной сбалансированности, принцип ретрибутивной обеспеченности» [8, с. 41].

Принцип адекватного отражения нормативно-правовых потребностей означает, что принятие каждого закона должно быть обусловлено социально-экономической обстановкой в обществе, его содержание должно определяться закономерностями общественного развития, реальными потребностями и запросами социальных групп.

Принцип понятийной определенности состоит в том, что используемые в законодательстве термины и понятия должны быть доступны для понимания и уяснения их смысла как правоприменителями, так и рядовыми гражданами, и использоваться во всех правовых актах в одном и том же смысле; нельзя допускать каких-либо неточностей, подмены либо смешения понятий.

Принцип модальной сбалансированности заключается в том, что в принимаемых законах должно соблюдаться правильное соотношение диспозитивных и императивных норм; с учетом предпосылок принятия закона, сферы его регулирования и целей, преследуемых законодателем при принятии данного правового акта, в последнем количество как запретов, так и дозволений должно быть необходимым и достаточным.

Принцип ретрибутивной обеспеченности означает, что вновь принятый закон должен содержать нормы об ответственности за его нарушение. Закрепленный в законе механизм наложения санкций за его неисполнение служит гарантией его соблюдения и восстановления прав, нарушенных в результате его нарушения.

В литературе предлагаются различные классификации принципов законодательного процесса по множеству оснований. Представляется, что принципы законодательного процесса в субъектах Российской Федерации можно подразделять на закрепленные нормативно и на выделяемые в теории юриспруденции. Некоторыми учеными принципы законодательного процесса также подразделяются на общие (относящиеся как к федеральному законодательному процессу, так и к такому процессу на региональном уровне) и региональные. К примеру, Т. П. Виноградов выделяет два региональных принципа: «принцип обеспечения законами субъектов Российской Федерации единого правового пространства и принцип усиления законами субъектов Российской Федерации полноты и защищенности прав граждан» [5, с. 60]. Однако, как пишет Е. А. Пискунова, «следует отметить нецелесообразность разделения принципов федерального и регионального законодательных процессов. Такое разделение могло бы иметь место при условии закрепления одних принципов на федеральном, а других на региональном уровне, но, поскольку такого закрепления не происходит, то и выделение их в отдельные группы не имеет смысла» [12, с. 41].

Таким образом, принципы законодательного процесса в субъектах Российской Федерации — это основополагающие, базовые начала, установления и идеи, на которых строится законодательная деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и которые определяют цели, задачи и направления этой деятельности. Множество принципов, которые предлагаются наукой, можно классифицировать по критерию законодательного закрепления (закрепленные и не закрепленные в правовых актах) и по кругу общественных отношений, на которые данные принципы распространяют свое действие (общие принципы, на которых основывается любая деятельность органов власти субъектов Российской Федерации, и специальные принципы, на которых основана только законодательная деятельность таких органов). Как отмечает А. А. Югов, точное следование выработанным в теории и на практике принципам гарантирует внутреннее единство, непрерывность и слаженность законотворческого процесса, легальность и легитимность юридических процедур, логичность и гармоничность содержания законопроекта и в конечном счете обеспечивает эффективность действия принимаемого закона [17, с. 62].

Литература:

  1. Абрамова, А. И. Актуальные проблемы планирования законодательной деятельности / А. И. Абрамова. — Текст: непосредственный // Журнал российского права. — 2012. — № 3. — С. 41–50.
  2. Абрамова, А. И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования / А. И. Абрамова. — Текст: непосредственный // Журнал российского права. — 2007. — № 2. — С. 14–23.
  3. Ануфриева, Н. А. Совершенствование правотворческого процесса как условие единства законодательной системы Российской Федерации / Н. А. Ануфриева. — Текст: непосредственный // Современное право. — 2012. — № 7. — С. 20–26.
  4. Бекетова, С. М. Понятие и особенности законодательного процесса в субъектах Российской Федерации / С. М. Бекетова. — Текст: непосредственный // Конституционализм и государствоведение. — 2015. — № 1. — С. 86–95.
  5. Виноградов, Т. П. Принципы законотворческого процесса в России: понятие, значение и система / Т. П. Виноградов. — Текст: непосредственный // Конституционное и муниципальное право. — 2016. — № 1. — С. 58–61.
  6. Головкин, Р. Б. Идеальная привлекательность и практическая несостоятельность принципа демократизации правотворчества / Р. Б. Головкин. — Текст: непосредственный // Юридическая техника. — 2014. — № 8. — С. 113–117.
  7. Золотухина, Т. А. Принципы законотворческой деятельности: попытка обобщения и теоретического анализа / Т. А. Золотухина, Е. Е. Тонков. — Текст: непосредственный // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — 2017. — № 3. — С. 89–95.
  8. Кененов, А. А. Логические основы законотворческого процесса / А. А. Кененов, Г. В. Чернобель. — Текст: непосредственный // Правоведение. — 1991. — № 6. — С. 71–76.
  9. «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»: Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 14.02.2021) / Российская газета. 27.12.2021. № 294.
  10. Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах / отв. ред. Марченко М. Н. М., 2010. Т. 2. С. 402.
  11. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М., 1986. — 797 c. — Текст: непосредственный.
  12. Пискунова, Е. А. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: специальность 12.00.02 «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право»: дисс. … канд. юрид. наук / Пискунова Екатерина Александровна; Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина. — Москва, 2015. — 206 c. — Текст: непосредственный.
  13. Пискунова, Е. А. Понятие законодательного процесса в субъектах Российской Федерации / Е. А. Пискунова. — Текст: непосредственный // Конституционное и муниципальное право. — 2013. — № 9. — С. 54–58.
  14. Старовойтов, А. В. Планирование законоподготовительной и законодательной деятельности: специальность 12.00.02 «Конституционное право; муниципальное право»: автореф. дисс. … канд. юрид. наук / Старовойтов Алексей Вячеславович; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — М., 2004. — 28 c. — Текст: непосредственный.
  15. Фатеев, А. Н. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: общее и особенное / А. Н. Фатеев. — Текст: непосредственный // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт / Под ред. С. А. Авакьяна — М., 2003. — С. 346–350.
  16. Чухвичев, Д. В. Законодательная техника: учеб. пособие / Д. В. Чухвичев. — М., 2010. — 418 c. — Текст: непосредственный.
  17. Югов, А. А. Структура законотворческого процесса как целостной системы / А. А. Югов. — Текст: непосредственный // Российское право: Образование. Практика. Наука. — 2018. — № 5. — С. 55–64.
Основные термины (генерируются автоматически): законодательный процесс, Российская Федерация, принцип, публичная власть, законодательная деятельность, субъект, демократизация правотворчества, деятельность органов, принцип демократизма, региональный уровень.


Похожие статьи

Понятие, принципы и формы правотворчества органов...

Статья посвящена теоретическому анализу организации и деятельности органов исполнительной власти в законодательном процессе, в частности рассмотрены общетеоретические подходы к формам правотворчества, раскрываются основные принципы...

Понятие регионального законотворческого процесса

Законодательный же процесс, по мнению Пискуновой Е. А., это деятельность определенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, их конституциями и уставами, субъектов, связанная с реализацией...

Принципы законотворческого процесса в Российской Федерации

Помимо названных, отмечаем принцип планирования законодательной деятельности. Под ним понимается, осуществление мероприятий по

Подводя итоги, необходимо отметить, что в Российской Федерации принципы законотворческого процесса имеют важное значение.

Современные проблемы распределения полномочий между...

Формой передачи полномочий федеральных органов исполнительной власти органам государственной власти субъектов выступают

Последствием подобного правотворчества выступает противоречие законов субъектов РФ Конституции РФ и федеральному...

Проблема соблюдения принципа правотворчества...

Говоря о принципах правотворчества в демократическом государстве, можно отметить необходимость соблюдения принципов верховенства Конституции, законности, гласности, демократизма, профессионализма, строгой дифференциации правотворческих полномочий...

О наименовании, сущности, содержании и форме...

По своей сущности законосозидательная деятельность это ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, поскольку

Факт участия в законопроектном процессе не только органов государственной власти

Это утверждение тем более верно, поскольку на федеральном уровне основным...

К вопросу об основах нормативных правовых актов субъектов...

Ключевые слова: субъект Российской Федерации, региональный закон, норма права, законодательная инициатива, вопросы регионального значения

Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации и акты регионального законодательства строятся на базе...

Законопроектный процесс: на подступах к созданию системной...

Законопроектный процесс в Российской Федерации объективно обусловлен федеративной природой государства, которая предусматривает право разрабатывать и принимать законы как для федерации в целом, так и для субъектов федерации, и соответственно имеет два...

Законодательная власть с точки зрения теории разделения...

законодательная власть, Конституция РФ, Российская Федерация, судебная власть, ветвь власти, нормативный правовой акт, суд, судебная практика, судебное нормотворчество, государственная власть.

Похожие статьи

Понятие, принципы и формы правотворчества органов...

Статья посвящена теоретическому анализу организации и деятельности органов исполнительной власти в законодательном процессе, в частности рассмотрены общетеоретические подходы к формам правотворчества, раскрываются основные принципы...

Понятие регионального законотворческого процесса

Законодательный же процесс, по мнению Пискуновой Е. А., это деятельность определенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, их конституциями и уставами, субъектов, связанная с реализацией...

Принципы законотворческого процесса в Российской Федерации

Помимо названных, отмечаем принцип планирования законодательной деятельности. Под ним понимается, осуществление мероприятий по

Подводя итоги, необходимо отметить, что в Российской Федерации принципы законотворческого процесса имеют важное значение.

Современные проблемы распределения полномочий между...

Формой передачи полномочий федеральных органов исполнительной власти органам государственной власти субъектов выступают

Последствием подобного правотворчества выступает противоречие законов субъектов РФ Конституции РФ и федеральному...

Проблема соблюдения принципа правотворчества...

Говоря о принципах правотворчества в демократическом государстве, можно отметить необходимость соблюдения принципов верховенства Конституции, законности, гласности, демократизма, профессионализма, строгой дифференциации правотворческих полномочий...

О наименовании, сущности, содержании и форме...

По своей сущности законосозидательная деятельность это ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, поскольку

Факт участия в законопроектном процессе не только органов государственной власти

Это утверждение тем более верно, поскольку на федеральном уровне основным...

К вопросу об основах нормативных правовых актов субъектов...

Ключевые слова: субъект Российской Федерации, региональный закон, норма права, законодательная инициатива, вопросы регионального значения

Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации и акты регионального законодательства строятся на базе...

Законопроектный процесс: на подступах к созданию системной...

Законопроектный процесс в Российской Федерации объективно обусловлен федеративной природой государства, которая предусматривает право разрабатывать и принимать законы как для федерации в целом, так и для субъектов федерации, и соответственно имеет два...

Законодательная власть с точки зрения теории разделения...

законодательная власть, Конституция РФ, Российская Федерация, судебная власть, ветвь власти, нормативный правовой акт, суд, судебная практика, судебное нормотворчество, государственная власть.

Задать вопрос