Психологические проблемы родственников наркозависимых подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 10.05.2022

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Дворникова, Д. С. Психологические проблемы родственников наркозависимых подростков / Д. С. Дворникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 452-457. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91348/ (дата обращения: 29.04.2024).



Данная статья посвящена изучению психологических проблем созависимых родственников наркозависимых подростков. Поднимается проблема взаимосвязи созависимых моделей поведения и личной тревожности у матерей подростков, зависимых от употребления психоактивных веществ. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление взаимосвязи между степенью выраженности созависимого поведения и личной тревожностью.

Ключевые слова: созависимость, наркотическая зависимость, подростковая наркомания, психологические проблемы, тревожность, профилактика созависимого поведения, Дарья Стронг.

This article is devoted to the study of the psychological problems of codependent relatives of drug addicted adolescents. The article raises the problem of the relationship between codependent behaviors and personal anxiety in mothers of adolescents who are addicted to psychoactive substances. The article presents the results of an empirical study aimed at identifying the relationship between the severity of codependent behavior and personal anxiety.

Keywords: co-dependence, drug addiction, teenage addiction, psychological problems, anxiety, prevention of codependent behavior, Darya Strong.

Второе десятилетие XXI века ознаменовалось появлением большого количества новых синтетических наркотиков, а также онлайн площадок для их продажи. В связи с легкодоступностью данных веществ, выросло число наркозависимых подростков, и, соответственно, их родственников, основной проблемой которых являются созависимые паттерны в поведении. Многие родственники страдают от отсутствия помощи в решении их психологических проблем. На текущий момент созависимые родственники могут получить помощь и поддержку у таких же созависимых, как и они сами, например, на группах Нар-Анон. [43] Но такого рода помощи зачастую бывает недостаточно, и требуется более серьёзный психологический подход. Так как зависимость — это семейная болезнь, то лечить её необходимо комплексно, в равной степени уделяя внимание всем членам семьи.

Понятие «созависимость» неразрывно связано с понятием «зависимость» и во многом определяется последним. Созависимость — это тоже один из видов зависимости, выражающийся в болезненной привязанности одного человека к другому.

Существующие подходы изучения созависимости можно разделить следующим образом: созависимость как расстройство личности; созависимость как личностная особенность «взрослых детей» алкоголиков; созависимость как паттерн дисфункциональных отношений; созависимость, как особенность семейной системы.

Согласно В. Москаленко, формирование созависимого поведения у родственников наркозависимых подростков можно условно разделить на 4 фазы.

1. Фаза озабоченности.

Данная фаза характеризуется тревогой за близкого зависимого человека. На этом этапе у созависимого появляются токсические эмоции, такие как стыд, вина, обида, жалость к себе, тревога, гнев. На этом этапе часто наблюдается отрицание наличия проблемы зависимости, повышается толерантность к деструктивному поведению зависимого. Часто наблюдаются трудности с концентрацией внимания.

2. Фаза самозащиты.

На данном этапе всё внимание направлено на зависимого члена семьи, часто созависимые родственники его защищают вопреки здравому смыслу. Наблюдается высокая терпимость к деструктивному поведению зависимого. Созависимый берёт на себя ответственность за семейные проблемы. Контроль над своей жизнью и над жизнью зависимого утрачивается.

3. Фаза адаптации.

На данной фазе созависимый больше погружается в чувства стыда, вины, гнева. С ростом количества потребляемых веществ зависимым, у созависимого обостряются угрызения совести, самообвинения, ведущие к стрессу. Созависимые начинают приспосабливаться к житейским проблемам, стремятся чрезмерно опекать зависимого или изолировать его от внешнего мира. Собственные потребности созависимых отходят на задний план, обостряются чувства обиды и жалости к себе. На этом этапе могут появиться первые попытки обращения за психологической или медицинской помощью. Самооценка становится критически низкой.

4. Фаза истощения

На данном этапе происходит утрата созависимым чувства собственного достоинства, терпимость к больному исчезает. Токсические эмоции проявляются бесконтрольно. Появляется выраженная тревога и депрессия, происходит духовная деградация. На данном этапе существуют два возможных варианта развития событий: преодоление созависимости либо глубокий кризис в собственной жизни и жизни семьи.

Созависимость негативно влияет на жизненно важные сферы человека: биологическую, психическую, социальную, духовную. По мере разрушения этих сфер у созависимых людей возрастает количество психологических проблем. Малкина-Пых выделила ряд психологических проблем, присущих людям с созависимыми моделями поведения.

К ним можно отнести следующие:

1. Низкая самооценка. Основной проблемой созависимых людей является низкая самооценка. Её можно назвать корнем всех остальных проблем. Поскольку созависимый человек не умеет ценить себя, то фокус его внимания направлен вовне. Созависимые люди сильно зависят от внешних оценок и от взаимоотношений с другими людьми. Однако, они плохо представляют, как другие должны к ним относиться.

Стремление помогать другим также часто является следствием работы низкой самооценки. Так как созависимые не верят, что они могут быть ценными сами по себе, что их можно любить просто так, то они пытаются заработать внимание и любовь других.

2. Контроль. Созависимым людям свойственно компульсивное желание контролировать жизнь других. Особенно эта черта присуща жёнам, матерям, сёстрам и т. д., то есть женщинам, живущим рядом с зависимым человеком. Они верят, что в состоянии проконтролировать зависимого, хотя на самом деле это серьёзное заблуждение. В страхе утратить контроль над ситуацией созависимые сами попадают под негативное влияние ситуаций или поведение больных зависимостью близких. Часто при желании контролировать своих близких, созависимые уходят с работы, отказываются от своих планов, целей, желаний. Зависимость близкого человека полностью поглощает их жизни.

3. Желание спасать других. Созависимые испытывают потребность заботиться о других. Довольно часто они выбирают такие профессии как врач, медсестра, воспитатель, психолог, учитель и т. п. Созависимым привычно брать на себя ответственность за других, но зачастую они забывают о своём собственном благополучии. Это может выражаться в отсутствии достаточного количества сна, в том, что они не следят за питанием, не удовлетворяют собственные потребности. Созависимые убеждены в том, что они несут ответственность за мысли, чувства, действия, желания и благополучие других людей. Совершая попытки спасти зависимого родственника, созависимые попадают в дисфункциональную модель отношений, известную под названием «Драматический треугольник С. Карпмана».

4. Отрицание. Созависимые используют различные виды психологических защит, таких как рационализация, минимизация, вытеснение и пр., но наиболее характерная для них — отрицание. Они часто игнорируют проблемы или делают вид, что не происходит ничего серьёзного. Они пытаются убедить себя, что сложности пройдут сами собой. Часто они занимают себя различными делами, чтобы не думать об основной проблеме. Они с лёгкостью обманывают себя, верят в ложь, которую преподносят им зависимые родственники, если сказанное совпадает с желаемым. Наиболее частый пример — это вера на слово зависимому, который утверждает, что в скором времени бросит употреблять алкоголь или наркотики. Созависимые видят то, что хотят видеть, и слышат то, что хотят слышать.

5. Сложные чувства. Зачастую поступки созависимых вызваны страхом, который лежит в основе любой зависимости. Это может быть страх встречи с реальностью, страх остаться в одиночестве, страх неизвестности, страх утраты контроля над жизнью и т. д. Страхи приводят к ригидности тела, подавлению духа и очерствению души. Страх лишает человека свободы выбора. Находясь в состоянии тревоги, созависимые пытаются контролировать всё, что происходит вокруг, в том числе других людей. Они сохраняют иллюзию власти над событиями и действиями других.

Страх — не единственное чувство, которое свойственно созависимым. Также им присущи тревога, вина, стыд, негодование, ярость, отчаянье. Отчаянье становится опасным, если затягивается надолго. В состоянии длительного отчаянья созависимые сами могут прибегнуть к алкоголю или таблеткам, перейдя в разряд зависимых.

Ещё одной проблемой является так называемая заморозка чувств, которая приходит, как механизм обезболивания в ответ на затянувшуюся эмоциональную боль.

Одной из психологических проблем созависимых людей является тревожность. Тревожность, как личностная особенность, наблюдается у родителей подростков, имеющих наркотическую зависимость. Тревога за жизнь и здоровье ребёнка может проявляться у матерей не только в постнатальный, но и в пренатальный период. Такие матери склонны к гиперопеке и чрезмерному контролю в отношении своих детей, что, в свою очередь, приводит таких детей к несамостоятельности, а в подростковом возрасте к острому желанию проявить протест и выйти из-под контроля родителей.

Тревожность созависимых родителей является одной из важнейших проблем, с которой приходится работать психологу-аддиктологу. Освобождение родственников от тревоги повышает шанс несовершеннолетних наркоманов на обретение трезвости.

Эмпирическое исследование тревожности у созависимых родственников подростков-наркомановпроводилось на базе Благотворительного Фонда «Шаг за Шагом», помогающего лицам, имеющим проблемы с зависимостью от химических веществ, и их родственникам в подборе реабилитационных центров, оказывающих помощь населению в лечении зависимых форм поведения. В исследовании приняли участие 20 матерей подростков, находившихся на реабилитации. Возраст испытуемых — от 40 до 54 лет. Исследование проводилось психологом во время группы, организованной для родственников зависимых подростков.

Для исследования выраженности степени созависимости у матерей наркозависимых подростков были использованы тестовые методики: «Шкала созависимости Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд», «Шкала измерения созависимости в отношениях Спанн-Фишер» в адаптации В. Д. Москаленко.

Для выявления уровня тревожности у созависимых матерей наркозависимых подростков была использована тестовая методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» — автор Ч. Д. Спилбергер, в адаптации Ю. Л. Ханина.

Гипотеза. У матерей наркозависимых подростков проявленность созависимых моделей в поведении и уровень созависимости взаимосвязан связан с личностной тревожностью.

Математическая обработка результатов исследования . Для систематизации данных и получения средних значений по исследуемым шкалам была использована программа Microsoft Excel. Microsoft Office Excel –это программа, предназначенная для работы с электронными таблицами, которая позволяет хранить, организовывать и анализировать информацию.

Для выявления взаимосвязи между исследуемыми явлениями «Уровень созависимых моделей» и «Уровень личной тревожности» был использован Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Данный критерий был разработан и предложен для проведения корреляционного анализа в 1904 году Чарльзом Эдвардом Спирменом, английским психологом, профессором Лондонского и Честерфилдского университетов.

При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента меньше 0,3 — признаком слабой тесноты связи; значения более 0,3, но менее 0,7 — признаком умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более — признаком высокой тесноты связи.

Результаты исследования и их обсуждение.

В результате исследования по Шкале Уайнхолд были получены следующие результаты. Очень мало созависимых моделей (20–29 баллов) — 0 испытуемых; средняя степень созависимых моделей (30–39 баллов) — 0 испытуемых; высокая степень созависимых моделей (40–59 баллов) — 16 испытуемых (80 %); очень высокая степень созависимых моделей (60–80 баллов) — 4 испытуемых (20 %). Среднее значение в группе испытуемых составляет 53,4 балла, что соответствует высокой степени созависимых моделей. Данные результаты показывают, что матери наркозависимых подростков имеют высокую степень созависимых моделей по шкале Уайнхолд. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Степень выраженности созависимых моделей по шкале Уайнхолд

Шкала Уайнхолд

Очень мало созависимых моделей

(20–29)

Средняя степень созависимых моделей

(30–39)

Высокая степень созависимых моделей

(40–59)

Очень высокая степень созависимых моделей

(60–80)

Среднее значение (баллы)

Созависимость

0

0

80 % (16)

20 % (4)

53,4

ВСЕГО:

100 % (20)

100 % (20)

100 % (20)

100 % (20)

-

В результате исследования по шкале Спанн-Фишер были получены следующие результаты. Норма (16–32 балла) — 0 испытуемых; умеренно выраженная созависимость (33–60 баллов) — 15 испытуемых (75 %); резко выраженная созависимость (61–96 баллов) — 5 испытуемых (25 %). Среднее значение в группе испытуемых составляет 55,35 баллов, что соответствует умеренно выраженной степени созависимости. Данные результаты показывают, что матери наркозависимых подростков имеют умеренно выраженную степень созависимости по шкале Спанн-Фишер. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Степень выраженности признаков созависимости по шкале Спанн-Фишер

Шкала Спанн-Фишер

Норма

(16–32)

Умеренно выраженная созависимость (33–60)

Резко выраженная созависимость (61–96)

Среднее значение (баллы)

Созависимость

0

75 % (15)

25 % (5)

55,35

ВСЕГО:

100 % (20)

100 % (20)

100 % (20)

-

В результате исследования по шкале оценки уровня личностной и реактивной тревожности Спилбергера — Ханина были получены следующие результаты. Выраженность признаков личной (как свойство) тревожности: низкая тревожность (до 30 баллов) — 0 испытуемых; умеренная тревожность (30–45 баллов) — 8 испытуемых (40 %); очень высокая тревожность (более 46 баллов) — 12 испытуемых (60 %). Среднее значение в группе испытуемых составляет 49,75 баллов, что соответствует очень высокому уровню тревожности. Данные результаты показывают, что матери наркозависимых подростков имеют высокий уровень тревожности по шкале Спилбергера — Ханина. Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Выраженность признаков личной тревожности по шкале Спилбергера — Ханина

Шкала Спилбергера — Ханина

Низкая тревожность

(до 30 баллов)

Умеренная тревожность

(30–45 баллов)

Очень высокая тревожность (более 46 баллов)

Среднее значение (баллы)

Личная тревожность

0

40 % (8)

60 % (12)

49,75

ВСЕГО:

100 % (20)

100 % (20)

100 % (20)

-

В результате исследования по шкале оценки уровня личностной и реактивной тревожности Спилбергера — Ханина были получены следующие результаты. Выраженность признаков реактивной (как состояние) тревожности: низкая тревожность (до 30 баллов) — 8 испытуемых (40 %); умеренная тревожность (30–45 баллов) — 10 испытуемых (50 %); очень высокая тревожность (более 46 баллов) — 2 испытуемых (10 %). Среднее значение в группе испытуемых составляет 33,5 балла, что соответствует умеренному уровню тревожности. Данные результаты показывают, что в момент проведения тестирования матери наркозависимых подростков не находились в состоянии сильной тревоги. Данные представлены в таблице 4.

Таблица 4

Выраженность признаков реактивной тревожности по шкале Спилбергера — Ханина

Шкала Спилбергера — Ханина

Низкая тревожность

(до 30 баллов)

Умеренная тревожность

(30–45 баллов)

Очень высокая тревожность (более 46 баллов)

Среднее значение (баллы)

Реактивная тревожность

40 % (8)

50 % (10)

10 % (2)

33,5

ВСЕГО:

100 % (20)

100 % (20)

100 % (20)

-

Для проверки гипотезы был выбран коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Проверка гипотезы производится в два этапа. На первом этапе выявляется взаимосвязь между уровнем созависимых моделей по шкале Уайнхолд и уровнем личной тревожности. На втором этапе, для подтверждения гипотезы, выявляется взаимосвязь между степенью выраженности созависимости по шкале Спанн-Фишер и уровнем личной тревожности.

Для проверки значимости примем гипотезу H₀ — между уровнем выраженности созависимых моделей (по шкале Уайнхолд) и уровнем личной тревожности нет статистически значимой связи. Гипотеза H₁ — между уровнем созависимых моделей (по шкале Уайнхолд) и уровнем личной тревожности существует статистически значимая связь. Для вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена используется программа IBM SPSS Statistics 22. Коэффициент корреляции r-Спирмена=0,466. Корреляция значима на уровне α=0,05 (двухсторонняя). В результате вычислений была подтверждена гипотеза H₁ о том, что между уровнем созависимых моделей и уровнем личной тревожности у созависимых матерей наркозависимых подростков существует статистически значимая связь. Чем выше уровень выраженности созависимых моделей, тем выше уровень личной тревожности. Данные представлены в таблице 5.

Таблица 5

Вычисление коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Корреляции

VAR00001

VAR00002

Ро Спирмана

VAR00001

Коэффициент корреляции

1,000

,466 *

Знач. (2-х сторонняя)

.

,038

N

20

20

VAR00002

Коэффициент корреляции

,466 *

1,000

Знач. (2-х сторонняя)

,038

.

N

20

20

*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Подтверждение гипотезы. Для проверки значимости примем гипотезу H₀ — между уровнем выраженности созависимости (по шкале Спанн — Фишер) и уровнем личной тревожности нет статистически значимой связи. Гипотеза H₁ — между уровнем выраженности созависимости (по шкале Спанн — Фишер) и уровнем личной тревожности существует статистически значимая связь. Для вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена используется программа IBM SPSS Statistics 22. Коэффициент корреляции r-Спирмена=0,643. Корреляция значима на уровне α=0,01 (двухсторонняя). В результате вычислений была подтверждена гипотеза H₁ о том, что между уровнем выраженности созависимости и уровнем личной тревожности у созависимых матерей наркозависимых подростков существует статистически значимая связь. Чем выше уровень выраженности созависимости, тем выше уровень личной тревожности. Данные представлены в таблице 6.

Таблица 6

Вычисление коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Корреляции

VAR00001

VAR00002

Ро Спирмана

VAR00001

Коэффициент корреляции

1,000

,643 **

Знач. (2-х сторонняя)

.

,002

N

20

20

VAR00002

Коэффициент корреляции

,643 **

1,000

Знач. (2-х сторонняя)

,002

.

N

20

20

**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

Таким образом, в ходе эмпирического исследования, удалось установить следующее:

  1. По шкале Уайнхолд матери наркозависимых подростков имеют высокую степень созависимых моделей.
  2. По шкале Спанн — Фишер матери наркозависимых подростков имеют умеренно выраженную степень созависимости.
  3. По шкале Спилбергера — Ханина матери наркозависимых подростков имеют высокий уровень личной (как свойство) тревожности.
  4. По шкале Спилбергера — Ханина матери наркозависимых подростков имеют умеренный уровень реактивной (как состояние) тревожности.
  5. В ходе эмпирического исследования была доказана гипотеза о том, что существует значимая связь между степенью выраженности созависимых моделей в поведении и уровнем личной тревожности у матерей наркозависимых подростков. Чем выше выраженность признаков созависимости, тем выше уровень личной тревожности.

Литература:

  1. Ананьева, Г. А. Семья: химическая зависимость и созависимость. Работа с созависимостью. М.: Независимая фирма «Класс», 2003. 187 с.
  2. Битти М. Спасать или спасаться? Как избавиться от желания постоянно опекать других и начать думать о себе. М.: Эксмо, 2020. 384 с.
  3. Бройнинг Л. Укроти свою тревогу. Перепрограммируй мозг для счастья. СПб.: Портал, 2020. 272 с.
  4. Бузина Т. С. Психологическая профилактика наркотической зависимости. М.: Когито-Центр, 2015. 312 с.
  5. Дворникова Д. С. Метафорические ассоциативные карты Дарьи Стронг, как инструмент психолога в работе с зависимыми и созависимыми клиентами / Д. С. Дворникова // Вестник Московской Международной Академии. — 2021. — № 1, с. 62–71
  6. Емельянова Е. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. М.: Речь, 2016. 320 с.
  7. Зайцев С. Н. Созависимость — умение любить: Пособие для родных и близких наркомана, алкоголика. СПб.: Альфа Нева, 2018. 128 с.
  8. Карпман С. Б. Жизнь, свободная от игр. СПб.: Метанойя, 2016. 342 с.
  9. Катков А. Л. Психотерапевтические компоненты программы реабилитации зависимых от психоактивных веществ «12 шагов» / А. Л. Катков // Психотерапия. — 2016. — № 1. — с. 24–33.
  10. Лихи Р. Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой. СПб.: Питер, 2020. 368 с.
  11. Москаленко В. Д. Зависимость: семейная болезнь. М.: Институт консультирования и системных решений, 2018. 352 с.
  12. Норвуд Р. Женщины, которые любят слишком сильно. М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2020. 352 с.
  13. Савельев В. Статистика и котики. М.: Издательство АСТ, 2020. 192 с.
  14. Соловьёва И. А. Работа с зависимостью и созависимостью: Теория и практика. М.: Институт консультирования и системных решений, 2020. 396 с.
  15. Сорока А., Сорока С. Интегративная модель комплексной реабилитации зависимых от психоактивных веществ. М.: Ridero, 2020. 12 с.
  16. Уайнхолд Б., Уайнхолд Д. Освобождение от созависимости. М.: Класс, 2006. 224 с.
  17. Флорес Дж. Филип. Групповая психотерапия зависимостей. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2014. 736 с.
  18. Шорохова, О. А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. СПб.: Речь, 2002. 136 с.
  19. Дворникова Д. С. Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние зависимых от употребления психоактивных веществ пациентов реабилитационных центров // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet», 2020. Том 3 № 9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43005128 (дата доступа 10.03.2022)
  20. Нар-Анон — официальный сайт. URL: https://naranon.ru/ (дата доступа 10.03.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): личная тревожность, балл, шкала, значимая связь, модель, ранговая корреляция, уровень, выраженность признаков, коэффициент корреляции, уровень выраженности.


Ключевые слова

наркотическая зависимость, тревожность, созависимость, подростковая наркомания, психологические проблемы, профилактика созависимого поведения, Дарья Стронг

Похожие статьи

Исследование зависимости уровня тревожности от...

Ориентировочные нормативы по выраженности уровня тревожности: от 20 до 30 баллов

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена используется для выявления и оценки

При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи...

Типы реакций и копинг-стратегий у детей в младшем школьном...

Была установлена прочная связь уровней тревожности, агрессивности, ригидности и сензитивности с

Этим можно объяснить нормальный уровень явной тревожности у детей с копингом «Дистанцирование».

Значимых корреляций с такими личностными особенностями...

Связь тревожности c мотивацией достижения успеха и избегания...

Так как найденные коэффициенты корреляции оказались близкими к нулю и статистически незначимыми, то линейная корреляционная связь отсутствует.

Для низкой, высокой и средней (адекватной) тревожности вычислялись коэффициенты корреляции Спирмена. Таблица 1.

Сравнительный анализ особенностей личности студентов 1 курса...

Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена акцентуации характера и уровней тревожности монгольских студентов. Взаимосвязь стрессоустойчивости и прокрастинации студентов... учебная деятельность, студент...

Результаты эмпирического исследования личностных...

Анализировались значимые корреляции (r), полученные при уровне значимости р ≤ 0,05 и р ≤ 0,01. О тесноте связи между переменными судили, основываясь на шкале Чеддока: r = 0,1–0,3 — связь слабая; r = 0,3–0,5 — связь умеренная; r = 0,5–0,7 — связь заметная; r = 0,7–0,9...

Взаимосвязь личностной тревожности и уровня нормального...

Существует связь между уровнем личностной тревожности и уровнем перфекционизма у «отличников»: чем выше уровень тревожности

При оценке уровня личностной тревожности по результатам тестирования с использованием «Шкалы личностной тревожности» Ч. Д...

Разработка опросника для изучения склонности личности...

Низкий коэффициент корреляции по данным вопросам, говорит нам о том, что данные вопросы были недостаточно надежные.

Шкала 1 будет свидетельствовать об общем уровне прокрастинации. Наличие высоких баллов по данной шкале будет свидетельствовать о том...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

[3] Именно поэтому мы исследовали уровни тревожности и пути ее преодоления у

Тревожность — это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации, это черта

По шкале Чеддока, которая дает нам качественную характеристику силы связи по...

Похожие статьи

Исследование зависимости уровня тревожности от...

Ориентировочные нормативы по выраженности уровня тревожности: от 20 до 30 баллов

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена используется для выявления и оценки

При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи...

Типы реакций и копинг-стратегий у детей в младшем школьном...

Была установлена прочная связь уровней тревожности, агрессивности, ригидности и сензитивности с

Этим можно объяснить нормальный уровень явной тревожности у детей с копингом «Дистанцирование».

Значимых корреляций с такими личностными особенностями...

Связь тревожности c мотивацией достижения успеха и избегания...

Так как найденные коэффициенты корреляции оказались близкими к нулю и статистически незначимыми, то линейная корреляционная связь отсутствует.

Для низкой, высокой и средней (адекватной) тревожности вычислялись коэффициенты корреляции Спирмена. Таблица 1.

Сравнительный анализ особенностей личности студентов 1 курса...

Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена акцентуации характера и уровней тревожности монгольских студентов. Взаимосвязь стрессоустойчивости и прокрастинации студентов... учебная деятельность, студент...

Результаты эмпирического исследования личностных...

Анализировались значимые корреляции (r), полученные при уровне значимости р ≤ 0,05 и р ≤ 0,01. О тесноте связи между переменными судили, основываясь на шкале Чеддока: r = 0,1–0,3 — связь слабая; r = 0,3–0,5 — связь умеренная; r = 0,5–0,7 — связь заметная; r = 0,7–0,9...

Взаимосвязь личностной тревожности и уровня нормального...

Существует связь между уровнем личностной тревожности и уровнем перфекционизма у «отличников»: чем выше уровень тревожности

При оценке уровня личностной тревожности по результатам тестирования с использованием «Шкалы личностной тревожности» Ч. Д...

Разработка опросника для изучения склонности личности...

Низкий коэффициент корреляции по данным вопросам, говорит нам о том, что данные вопросы были недостаточно надежные.

Шкала 1 будет свидетельствовать об общем уровне прокрастинации. Наличие высоких баллов по данной шкале будет свидетельствовать о том...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

[3] Именно поэтому мы исследовали уровни тревожности и пути ее преодоления у

Тревожность — это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации, это черта

По шкале Чеддока, которая дает нам качественную характеристику силы связи по...

Задать вопрос