Правовое регулирование спонсорской деятельности в сфере профессионального спорта в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 10.05.2022

Статья просмотрена: 717 раз

Библиографическое описание:

Коломиец, Н. Н. Правовое регулирование спонсорской деятельности в сфере профессионального спорта в РФ / Н. Н. Коломиец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 288-290. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91231/ (дата обращения: 29.04.2024).



Статья посвящена особенностям правового регулирования спонсорской деятельности в сфере профессионального спорта. Изучена правовая природа спонсорского договора как регулятора правоотношений между спонсором и спонсируемым, а также рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие спонсорскую деятельность в сфере профессионального спорта.

Ключевые слова: профессиональный спорт, спонсорская деятельность, спонсор, спонсорская реклама.

Исследование деятельности спонсора по предоставлению помощи является актуальным в силу того, что масштабные мероприятия практически не могут обойтись без определённой поддержки, представляющей материальную помощь, услуги, работы. На сегодняшний день в силу распространения деятельности спонсора, в том числе и в сфере профессионального спорта, необходимо определить ее правовую регламентацию.

Сегодня, в XXI веке, актуальность и популярность профессионального спорта очень велика. Под профессиональным спортом понимается часть спорта, направленная на организацию и проведение профессиональных спортивных соревнований, которые, в свою очередь представляют собой спортивные соревнования по командным игровым видам спорта, участие в которых направлено на получение дохода и одним из условий допуска спортсмена к которым является наличие у него трудовых отношений с соответствующим профессиональным спортивным клубом, если иное не установлено организатором таких соревнований для отдельных категорий их участников. В иных видах спорта профессиональными спортивными соревнованиями являются спортивные соревнования, участие в которых направлено на получение дохода и которые определены в качестве таковых их организаторами в соответствии с положениями (регламентами) спортивных соревнований [4].

Поддержка профессионального спорта способствует его активному распространению, приобретению массовых масштабов и улучшению его материальной базы. В РФ, в соответствии с п. 5 ст. 38 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 2007 г., финансирование физической культуры и спорта может осуществляться не только из государственных, муниципальных средств или средств муниципального образования, а также из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации [4]. В связи с этим, спонсорская помощь в сфере организации и проведения спортивных мероприятий так же актуальна на сегодняшний день.

Отметим, что понятие спонсорской деятельности в РФ не регламентировано на законодательном уровне, правовое регулирование данной деятельности сегодня связано с закреплением лишь понятия спонсора и спонсорской рекламы в ФЗ «О рекламе» от 2006 г. В соответствии с данными легальными понятиями, спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного и иных мероприятий, а спонсорской рекламой признаётся реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре [3]. Правовое регулирование спонсорской деятельности в сфере профессионального спорта имеет свои особенности.

Во-первых, необходимо отметить, что спонсорская деятельность в РФ может осуществляться как на возмездной, так и на безвозмездной основе, то есть без встречного обязательства, в том числе в виде рекламы как информации о спонсоре, оказавшем помощь. В научной литературе также отмечается, что одной из основных особенностей регулирования спонсорства в РФ является возможность осуществления спонсорской деятельности на безвозмездной основе, так как прямое указание на возмездный характер оказания спонсорских услуг в законе отсутствует [9, с. 291]. Безвозмездная спонсорская помощь в сфере профессионального спорта, таким образом, так же имеет место быть, но так как в данном случае отсутствует встречное предоставление в виде рекламы, то такая помощь будет квалифицироваться как иное обязательство, например, пожертвование. Причём, заметим, что такая деятельность как благотворительная не может осуществляется в сфере профессионального спорта, что следует из ФЗ РФ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 1995 г., закрепляющего в п. 1 ст. 2 данного Закона одну из целей осуществления благотворительности — содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами [1]. Таким образом, спонсорская деятельность в сфере профессионального спорта, осуществляется только на возмездной основе с встречным предоставлением в виде рекламы, основанной на ФЗ «О рекламе» от 2006 года, иначе деятельность по оказанию помощи в сфере профессиональных спортивных мероприятий буде квалифицироваться как иная деятельность, например пожертвование, не имеющее никакого встречного предоставления.

Во-вторых, спонсорская деятельность как гражданское правоотношение между лицами оформляется на основании договора между спонсором и спонсируемым. Причем спонсируемым лицом может выступать как определённая организация, спортивный клуб, тренер или спортсмен. Понятие договора о спонсорской помощи в законодательстве РФ отсутствует, стороны при оформлении спонсорских обязательств, как мы определили раннее, руководствуются ФЗ «О рекламе» от 2006 года, определяющей сущность спонсорской рекламы, её продолжительность и т. д. Иные необходимые для спонсорского договора условия стороны формируют самостоятельно, например, формируют следующие условия: способ и размер спонсорского вклада, цель предоставления спонсорской помощи, способ и объём распространения информации о спонсоре и т. д.

В-третьих, отметим, что в сфере профессионального спорта стороны договора о спонсорской помощи должны обязательно руководствоваться не только федеральным законодательством, но и соблюдать требования подзаконных актов. Например, Министерство спорта РФ утвердило ряд приказов, регулирующих правила распространения информации о спонсоре при проведении спортивных мероприятий. Так, в утв. приказом Минспорта России от 23.11.2017 № 1018 «Правила вида спорта «бокс» закреплено, что реклама спонсора национальной федерации может быть нанесена, наклеена или вышита на майке и не должна накладываться на другие элементы идентификации национальной федерации (например, флаг), при этом должны соблюдаться требования по количеству, размещению и размерам: на майке размещение рекламы спонсора разрешено один раз спереди на майке ниже уровня груди площадью не более 150 см2 [5]. «Правила вида спорта «гандбол», утв. приказом Минспорта России от 18.07.2018 № 665 устанавливают, что логотипы спонсоров могут быть размещены на передней и задней части мужской майки-безрукавки и на передней и задней части женского топа, на шортах командам разрешено иметь логотипы спонсоров, расположенные в любом месте и любого размера. Логотипы спонсоров разрешается наносить на трико для всех соревнований UWW (кроме Олимпийских игр), и размещаются они в соответствии с определёнными требованиями [6]. «Правила вида спорта «спортивная борьба», утв. приказом Минспорта России от 05.11.2019 № 906 разрешают наносить логотипы спонсоров на трико для всех соревнований UWW (кроме Олимпийских игр), и размещаются они в соответствии с требованиями, приведенными в данном акте [7].

В-четвертых, важно отметить, что одним из составляющих признаков профессионального спорта, как мы выяснили ранее, является наличие трудовых отношений спортсмена с соответствующим профессиональным спортивным клубом. Такие правоотношения являются предметом трудового права, основой регулирования которых в РФ является Трудовой кодекс от 2001 года. Законодатель закрепил данном акте в ст. 348.2 «Особенности заключения трудовых договоров со спортсменами, с тренерами» норму, в соответствии с которой работодатели обязаны как при приеме на работу, так и в период действия трудового договора, знакомить спортсменов, тренеров под подпись условиями договоров работодателя со спонсорами (партнерами) [2], что указывает на значимость и важную составляющую деятельности спонсоров в организации спортивных мероприятий. Исполнение этой обязанности возложено на общероссийскую спортивную федерацию по соответствующим виду или видам спорта [8].

Таким образом, спонсорская деятельность сегодня — одна из важных дополнительных материальных поддержек в сфере профессионального спорта. При этом спонсорская деятельность в данной сфере основана на возмездных началах, связанных со встречным предоставлением в виде рекламы о спонсоре, руководствуясь ФЗ «О рекламе» от 2006 года, закрепляющем необходимые нормы о понятии спонсора, спонсорской рекламы, её особенностей. Также спонсору и спонсируемому необходимо руководствоваться и приказами Минспорта, устанавливающими правила о размещении информации о спонсоре. Основу гражданских правоотношений сторон в сфере профессионального спорта составляет, несомненно, и спонсорский договор, который в силу отсутствия его законодательного определения можно определить как соглашение, в силу которого одна сторона (спонсор) обязуется предоставить другой стороне (спонсируемому) определённую помощь для проведения спортивного мероприятия с получением иного встречного исполнения в виде рекламной услуги с размещением информации о заказчике (определенном физическом или юридическом лице) как о спонсоре.

Литература:

  1. Федеральный закон от 11 августа 1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (ред. от 08.12.2020) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/891985ee83f1494ecbb7542502a3f5d0d07d325e/
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
  3. Федеральный закон от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 30.12.2021) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/
  4. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 06.03.2022) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/9b907aa0af7a5fa7192f46562e93cc907c90ddbc/
  5. Приказ Минспорта России от 23 ноября 2017 № 1018 «Правила вида спорта «бокс» (ред. от 19.10.2021) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288326/
  6. Приказ Минспорта России от 18 июля 2018 № 665 «Правила вида спорта «гандбол» (ред. от 30.11.2020) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303131/
  7. Приказ от Минспорта России от 5 ноября 2019 № 906 «Правила вида спорта «спортивная борьба» // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_337466/
  8. Гусов К. Н., Циндяйкина Е. П., Цыпкина И. С. Особенности трудового договора с отдельными категориями работников: Научно-практическое пособие / Под ред. К. Н. Гусова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2018 // СПС «КонсультантПлюс».
  9. Маркичева И. А. Правовое регулирование спонсорства в Российской Федерации // Студенческая наука XXI века. 2016. № 1–2 (8).
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный спорт, спонсорская деятельность, спонсор, РФ, спонсорская реклама, UWW, вид рекламы, логотип спонсоров, спонсорская помощь, сфера.


Ключевые слова

профессиональный спорт, спонсорская деятельность, спонсор, спонсорская реклама

Похожие статьи

Актуальные тенденции спортивного спонсорства | Молодой ученый

Компаниям следует избегать краткосрочных спонсорских обязательств в рамках данного

Футбол доминирует в сфере спортивного спонсорства по всему миру, однако другие виды

Особенно интересна современная спонсорская поддержка местных сообществ любителей...

Франдрайзинг, как способ реализации стратегий и финансовых...

Спонсорский пакет документов представляет собой полный набор юридических, творческих, программных, финансовых и оформительских документов, обеспечивающих спонсируемый проект.

Спонсорская реклама и PR. Это наиболее подробная часть спонсорского пакета.

Продвижение бренда компании в сфере спорта

Спортивный менеджмент выступает деятельностью, направленной на достижение целей и задач в

Маркетинг для спорта. Данный вид маркетинга применяется для решения задач

Спортивные клубы используют для продвижения своих брендов различные виды рекламы: на...

Экономика профессионального спорта | Статья в журнале...

Генезис профессионального спорта обусловлен как собственным развитием самого спорта, так и рядом социальных условий, объективно способствующих превращению спортивной деятельности в профессиональную деятельность. Еще на стадии формирования спорта...

Спонсорство на Олимпийских играх как основной источник...

Зародившись в сфере спорта высших достижений, олимпийское движение занимает все более

Затем от олимпиады к олимпиаде число спонсоров постоянно увеличивалось: в I960 г. в

Сравнительная характеристика количества компаний-партнеров и доходов от спонсорских...

Современное состояние российского рынка профессионального...

 В статье рассматривается рынок профессионального спорта в России. Выявляются основные проблемы профессиональных спортивных клубов

Однако посещаемость матчей спортивных клубов даже для самых популярных видов спорта в России остается невысокой.

Мужские и женские образы в спортивной рекламе

Спонсорская деятельность. Компании, занимающиеся выпуском спортивной одежды, инвентаря или

С помощью культурных архетипов, привычных социальных ролей реклама эксплуатирует определенный

женские — наиболее популярный образ в рекламе в целом

Спортивный маркетинг: сущность, особенности, цели и задачи

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR.

Спорт как зрелище, событие и развлечение зародился еще во времена Древней Греции — именно там спорт стал сферой деятельности достойных и уважаемых обществом людей, а олимпийских чемпионов считали национальными героями и...

Похожие статьи

Актуальные тенденции спортивного спонсорства | Молодой ученый

Компаниям следует избегать краткосрочных спонсорских обязательств в рамках данного

Футбол доминирует в сфере спортивного спонсорства по всему миру, однако другие виды

Особенно интересна современная спонсорская поддержка местных сообществ любителей...

Франдрайзинг, как способ реализации стратегий и финансовых...

Спонсорский пакет документов представляет собой полный набор юридических, творческих, программных, финансовых и оформительских документов, обеспечивающих спонсируемый проект.

Спонсорская реклама и PR. Это наиболее подробная часть спонсорского пакета.

Продвижение бренда компании в сфере спорта

Спортивный менеджмент выступает деятельностью, направленной на достижение целей и задач в

Маркетинг для спорта. Данный вид маркетинга применяется для решения задач

Спортивные клубы используют для продвижения своих брендов различные виды рекламы: на...

Экономика профессионального спорта | Статья в журнале...

Генезис профессионального спорта обусловлен как собственным развитием самого спорта, так и рядом социальных условий, объективно способствующих превращению спортивной деятельности в профессиональную деятельность. Еще на стадии формирования спорта...

Спонсорство на Олимпийских играх как основной источник...

Зародившись в сфере спорта высших достижений, олимпийское движение занимает все более

Затем от олимпиады к олимпиаде число спонсоров постоянно увеличивалось: в I960 г. в

Сравнительная характеристика количества компаний-партнеров и доходов от спонсорских...

Современное состояние российского рынка профессионального...

 В статье рассматривается рынок профессионального спорта в России. Выявляются основные проблемы профессиональных спортивных клубов

Однако посещаемость матчей спортивных клубов даже для самых популярных видов спорта в России остается невысокой.

Мужские и женские образы в спортивной рекламе

Спонсорская деятельность. Компании, занимающиеся выпуском спортивной одежды, инвентаря или

С помощью культурных архетипов, привычных социальных ролей реклама эксплуатирует определенный

женские — наиболее популярный образ в рекламе в целом

Спортивный маркетинг: сущность, особенности, цели и задачи

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR.

Спорт как зрелище, событие и развлечение зародился еще во времена Древней Греции — именно там спорт стал сферой деятельности достойных и уважаемых обществом людей, а олимпийских чемпионов считали национальными героями и...

Задать вопрос