Может ли личность обойтись без манипуляций в социуме | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 05.05.2022

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Жарова, М. Э. Может ли личность обойтись без манипуляций в социуме / М. Э. Жарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 457-459. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91128/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова: манипуляции, влияние, искусство переубеждения, макиавеллизм, воздействие, техники управления поведением.

Первые упоминания про манипуляции можно проследить еще в Древней Греции, именно в античные времена там зародилось направление софистика. Тогда под софистикой понимали способ доказательств фактов с помощью ложных доводов, которые нарушают логическую цепь событий. Позднее, в XVI веке упоминания про манипуляции можно встретить в книге Никколо Макиавелли «Государь. Искусство войны», в ней он дает советы о том, как можно пренебречь социальными нормами ради личной выгоды, что любыми средствами нужно достигать власти и приводит примеры стратегий захвата государств. Его авторству приписывают знаменитую фразу «Цель оправдывает средства».

А. Шопенгауэр в книге «Эристика или Искусство побеждать в спорах», которая была написана в XVIII веке, понимал под Эристикой науку о правильном ведении переговоров в спорах, при котором один собеседник будет всегда оставаться при собственном мнении, что означает прав [2, с.5]. В ней же он рассуждает про искусство переубеждения собеседника и желание казаться правым в спорах даже тогда, когда человек понимает, что таковым не является. Шопенгауэр расписывает 34 уловки, которые помогут при манипулировании, а точнее, как выражался он сам — при составлении «эристической диалектики». Например, некоторые виды таких уловок: расширять поле рассмотрения спора, чем больше оно будет, тем более открыто оно же будет для нападения и уловок; использовать слова — омонимы, они помогут искусно отразить действительности и отойти от объекта обсуждения; задавать вопросы не по цепи логической беседы, а менять их местами, тем самым собеседник не сможет их предугадать и осознать к чему вы ведете суть разговора и т. д.

В 1918 г в России вышла книга «Спор. О теории и практики спора» Поварнина С. И., в ней он подробно на примерах разбирает способы ведения споров, дает тезисы и антитезы ведения спора. Говорит, что спор по-разному может начинаться: в доказательстве или из-за мысли. Причем, если оппонент первым приводит аргументы, то мы вынуждены прямо нападать на него, не используя тезис. Или, если оппонент высказал мысль, но подтвердив ее, мы не нападаем уже на него, появляется желание проверить достоверность, разобраться, доказать [3, с.9].

В более позднем периоде, уже в XX веке, большую популярность по теме манипуляций в отношениях получил Э. Шостром, который был сторонником гуманистической психологии и учеником А. Маслоу. В 1967 году он выпустил книгу «Человек-манипулятор», в которой, по его словам, описал движение от манипуляции к актуализации, которое оживит жизнь человека. Предисловие к этой книги написал Ф. Перлз, где указал, что человек-манипулятор — личность неблагополучная, которая предпочитает управлять своими потребностями, а также окружающими, относясь к людям как к предметам, не осознавая фальши и нежизнеспособности [4, с.2]. На этом этапе читателю стает очевидно изменение позиции к определению манипуляции, если до этого периода под манипуляциями понимались позитивные аспекты действий личности, с помощью которых она могла добиваться своих целей, самоутверждаться, ведь более ранние авторы давали инструкции, как усилить эти эффекты воздействия на оппонентов, то теперь перед читателем предстают манипуляции как проблемное поле, которое может пагубно сказать на самом манипуляторе и на его окружении.

Изменение отношения к понятию «манипуляции» зафиксировано как раз после выпуска книги Шострома, и в 1969 году в американском Современном социологическом словаре под манипуляциями описывают «Способы социального воздействия на людей с помощью средств и с целью навязывания определенных идей, ценностей, форм поведения и т. д»..

Проанализировав определение «манипуляции» современными авторами, можно проследить общее значение, которое они вкладывают в это определение — это воздействие манипулятора на своего собеседника, желание, чтобы тот исполнил потребности манипуляторы, о которых он не говорит прямо. Одной из первых стратегий манипулирования, описанной в литературе относится к транзактному анализу Э.Берна. Он вводит понятие «скрытые» транзакции в книге «Игры, в которые играют люди». Под скрытыми он понимает транзакции, которые имеют двойной смысл, в таких случаях человек произносит речь из одного Эго-состояния, а подразумевает совсем другое Эго-состояние.

Доценко Е. Л. вводит культурные предпосылки к манипулированию и описывает их следующим образом: прародителем инструкций к манипулированию являются сказки, они с детства прививают нам понятия о том, что физическая расправа — это плохо, а умственная — хорошо. В сказках мы впервые встречаемся с хитростью, уловками, лестью, их герои одерживают победу, используя манипулятивные приемы. Таким образом, ребенок с детства учится хитрить там, где нужна победа.

Установив путь развития манипулятивного общения в истории, подходим к рассмотрению причин, которые подвигают людей манипулировать, рассмотрим следующих авторов:

—По Ф.Перлзу: причина манипуляций кроется в постоянном конфликте человека самим с собой и с окружающими, никто себе не доверяет, не может расслабиться полностью. Манипулируя, человек способен «держать на привязи» другого, способность контролировать его.

—По Э.Фромму: «В кибернетическую эру личность все больше и больше подвержена манипуляциям. Работа, потребление, досуг человека манипулируются с помощью рекламы и идеологии». Так же он добавляет, что в сложившемся обществе человек не может открыто проявлять себя, он ограничен социальными рамками, боится потерять работу, опасается ставить под угрозу свою свободу, испытывает страх остаться один, что делает его полностью «отрегулированным». Остается выход только к манипуляциям, которые будут социально приемлемы, им он обучается в семье, школе, институте, на работе, за них не наказывают. Еще он добавляет, что причина кроется в рыночных отношениях, человек стает обезличенным и представляет из себя сумму накопленных знаний и опыты, таковы правила, где есть потребители. Ну и, желая заполучить любовь, человек прибегает к социально приемлемому способу, манипулируя, стремится заполучить власть над объектом своей любви.

—По Э.Берну: соблюдение ритуальность, которая есть в социуме, страх открыть свою уникальность, избежание интимности, чтобы другой не смог причинить боль.

—По А.Эллису: стремление всем угодить, получить одобрение каждого, зачастую даже во вред собственным истинным желаниям, вынужден притворяться скрывать свои чувства, мысли.

Таким образом, можно сделать вывод, что манипулировать зачастую личности необходимо для того, чтобы соблюсти ритуальность, культурные и социальные аспекты. Техникам манипуляций мы обучаемся еще в родительской семье, когда слушаем сказки, в которых побеждает тот, кто хитер и умен, затем полученные навыки практикуем с родителями, друзьями, учителями, после этого переносим накопленный опыт общения на трудовой коллектив и уже свою семью. Отношение к манипуляциям в разные исторические периоды менялось кардинально: начиная от Макиавелли, где под манипуляциями понимаются положительные навыки, помогающие отстоять личные интересы, до Шострома, когда манипуляции имеют уже негативный окрас и означают скрытое воздействие на другого человека.

Литература:

  1. Макиавелли Н., Государь. Искусство войны. Издательство: АСТ, 2010г.
  2. Шопенгауэр А., Эристика или Искусство побеждать в спорах. Издательство: Литера Нова, 2018 г.
  3. Поварнин С. И., Спор. О теории и практики спора, Издательство: Концептуал, 2019 г.
  4. Шостром Э. Человек-манипулятор, Издательство: Изд-во Института Психотерапии, 2008 г.
  5. Берн Э., Игры, в которые играют люди, Издательство: Эксмо, 2017 г.
Основные термины (генерируются автоматически): манипуляция, Берн.


Ключевые слова

влияние, воздействие, манипуляции, искусство переубеждения, макиавеллизм, техники управления поведением

Похожие статьи

Основные технологии манипулирования в общении

Манипуляция – один из наиболее интересных видов человеческого поведения, это

Технологии манипуляции – это те методы воздействия на человека, с помощью которых у...

Невербальная манипуляция: теории и мнения | Статья в журнале...

Многие ученые, обратившиеся к исследованию манипуляции, акцентируют внимание манипуляции на поведение человека. Такая позиция представлена в работах Э. Берна, М...

Понятие манипуляции в общении | Статья в журнале...

Ключевые слова: манипуляция, типы манипуляции, эффективность, виды манипуляции.

Социолог Татьяна Фролова дает следующее определение: «под манипулированием в...

Характеристика личности манипулятора | Статья в сборнике...

Проблема манипуляции и манипулирования людьми давно начала интересовать и ученых, и практиков.

В технике манипулирования личности есть и положительные стороны.

Гендерный аспект в вопросе склонности к манипулированию

Манипуляция относится к классу явлений, содержащих в себе противоречие: с одной

Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к...

Технологии психологических манипуляций и управленческих...

Библиографическое описание: Каратеева, А. Г. Технологии психологических манипуляций и управленческих воздействий в журналистике / А. Г. Каратеева.

Манипулирование в рекламных текстах | Статья в журнале...

Манипулирование в рекламных текстах. Автор: Нарушева Дарья Михайловна.

– изучить рекламный слоган как инструмент языкового манипулирования и одновременно...

Современные манипулятивные приемы | Статья в журнале...

Слово «манипулирование» или «манипуляция» ведет свое происхождение от латинского слова «manipulare», которое в первоначальном значении означало «управлять» со знанием...

Нейромаркетинг, или Манипуляция сознанием покупателя...

Реклама отходит от концепции манипулирования сознанием человека. Это обусловлено серьезным ростом конкуренции на рынке товаров и услуг, а также изменением...

Похожие статьи

Основные технологии манипулирования в общении

Манипуляция – один из наиболее интересных видов человеческого поведения, это

Технологии манипуляции – это те методы воздействия на человека, с помощью которых у...

Невербальная манипуляция: теории и мнения | Статья в журнале...

Многие ученые, обратившиеся к исследованию манипуляции, акцентируют внимание манипуляции на поведение человека. Такая позиция представлена в работах Э. Берна, М...

Понятие манипуляции в общении | Статья в журнале...

Ключевые слова: манипуляция, типы манипуляции, эффективность, виды манипуляции.

Социолог Татьяна Фролова дает следующее определение: «под манипулированием в...

Характеристика личности манипулятора | Статья в сборнике...

Проблема манипуляции и манипулирования людьми давно начала интересовать и ученых, и практиков.

В технике манипулирования личности есть и положительные стороны.

Гендерный аспект в вопросе склонности к манипулированию

Манипуляция относится к классу явлений, содержащих в себе противоречие: с одной

Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к...

Технологии психологических манипуляций и управленческих...

Библиографическое описание: Каратеева, А. Г. Технологии психологических манипуляций и управленческих воздействий в журналистике / А. Г. Каратеева.

Манипулирование в рекламных текстах | Статья в журнале...

Манипулирование в рекламных текстах. Автор: Нарушева Дарья Михайловна.

– изучить рекламный слоган как инструмент языкового манипулирования и одновременно...

Современные манипулятивные приемы | Статья в журнале...

Слово «манипулирование» или «манипуляция» ведет свое происхождение от латинского слова «manipulare», которое в первоначальном значении означало «управлять» со знанием...

Нейромаркетинг, или Манипуляция сознанием покупателя...

Реклама отходит от концепции манипулирования сознанием человека. Это обусловлено серьезным ростом конкуренции на рынке товаров и услуг, а также изменением...

Задать вопрос