Российский рынок люкс-сегмента: основные характеристики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 07.05.2022

Статья просмотрена: 305 раз

Библиографическое описание:

Зуева, Е. С. Российский рынок люкс-сегмента: основные характеристики / Е. С. Зуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 212-213. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91097/ (дата обращения: 29.04.2024).



Рынок товаров роскоши занимает отдельное место в мировой экономике. Растущее число компаний и потребителей этого сегмента уже не первое десятилетие привлекает внимание экспертов.

Характеризуя российский рынок люкс-сегмента, хотелось бы отметить, что он кардинально отличается от рынков США и Западной Европы. Произошло это в силу следующих факторов [1]:

— В отличие от стран Запада, люкс-сегмент появился в России только после распада СССР и основательно закрепился только в 1998–1999 годах. В силу многолетнего «железного занавеса» и отсутствия опыта, а также понимания в данной области данный сегмент развивался длительное время и сталкивался со множеством трудностей.

— Покупатели сегмента люкс в России — очень ограниченная прослойка общества. В странах Запада, в силу более стабильных экономических ситуаций прослойка богатых людей значительно выше, чем в России. Соответственно, покупательская способность товаров этого класса значительно выше.

— Локация. В России рынок люкс сегмента сосредоточен исключительно в двух городах: Москва и Санкт-Петербург. В остальных городах найти товары класса люкс сложнее, зачастую они продаются не официально, через байеров, которые предлагают покупателям товар с огромной наценку.

Для понимания полной картины люкс-сегмента в России необходимо охарактеризовать и самих покупателей данного продукта.

Условно, я могла бы разделить их на три категории [2]:

— «Старые деньги»: люди, разбогатевшие в 1990-х годах. Их покупательская способность достигала пика в начала нулевых, но резко сократилась к настоящему времени в силу пресыщенности товарами данной категории, частичным сокращением доходов, а также возрастом, который также влияет на сокращение покупательской способности и желания приобретать те или иные товары. Точнее здесь будет указать на смену приоритетов в выборе.

— «Деньги нового света»: к данной категории мы можем отнести молодежь, которая смогла разбогатеть в период с 2010 по 2021 год. Здесь речь идет о блогерах (Настя Ивлеева), исполнителях (Егор Крид, Олег Маями, Моргенштерн, Тимати), молодых предпринимателях, которые начали свой бизнес до кризиса 2008 года. В силу недавнего получения большого состояния этой прослойке общества еще не свойственна пресыщенность, и они по-прежнему готовы совершать эмоциональные покупки и являются активными покупателями люкса и его основной доходной статьей.

— «Стремящиеся или в постоянном состоянии накопления»: данная прослойка общества — основная масса населения России, которой не доступен рынок люкс-сегмента, но которые всеми силами хотят подняться по социальному лифту. Иронично, но для этой категории населения сумка Dior или платье Gucci является тем самым «счастливым» билетом, который приближает их к элитарной прослойке общества. Хоть и на метро, но с настоящей сумкой Gucci — как некий девиз для этих людей. Проблема в данном случае состоит в том, что для приобретений заветной сумки этим людям необходимо брать кредит.

— «Не подделка, а реплика»: этот вид покупателей плавно вытекает из предыдущего. Разница лишь в том, что эти люди не готовы идти на радикальные меры и на протяжении пяти лет есть пророщенный рис, обнимая любимую сумку. В какой-то степени, они более рациональны и отдают предпочтение подделкам известных брендов, которые стоят значительно дешевле оригинала и зачастую выглядят действительно «точь-в-точь».

Еще, одно из ключевых характеристик российского покупателя люкс-сегмента является то, что жители периферийных городов более активно покупают товары люкс-сегмента, нежели жители Москвы, Санкт-Петербурга с целью подчеркнуть статусность и богатство [3].

В настоящее время рынок люкс-сегмента в России переживает достаточно затяжной кризис в силу ситуации 2008 года, девальвации рубля. Доходы населения сильно сократились и покупать вещи этого сегмента элементарно нерентабельно. В силу этой ситуации за последние пять лет очень сильно вырос спрос на «реплики»: желание покупать товар не уменьшилось, а вот средства значительно сократились [3].

Выход из данной ситуации есть только один: пересмотреть суть люкс-сегмента и сделать его более адоптированным под широкие массы населения. Само понятие «люкс» предполагает собой роскошь, индивидуальность, доступность только узкой прослойке населения — «товар не для всех, а лишь для избранных». В США и Европе эти понятия действительно имеют право на жизнь и существуют до сих пор. В России же мы можем наблюдать лишь гуляющий (не покупающих) людей в ЦУМе и пустующие бутики со скучающими консультантами. В силу нынешней экономический ситуации в России и резких сокращением доходов населения данный сегмент просто нерентабелен, а те единичные постоянные покупатели не могут помочь компаниям покрыть расходы на транспортировку, аренду помещений и прочее.

В настоящий момент российский рынок люкс-сегмента переживает тяжелый кризис, который связан как с экономически нестабильной ситуацией, так и с эпидемией коронавируса. И та и другая ситуация значительно снижает потребительский спрос и как следствие, продажи компаний.

Если говорить о рынке люкс-сегмента в целом, то я вижу решение проблемы лишь в том, случае, если товары этой категории удастся сделать более доступными в ценовой категории. Я согласна с тем, что это отчасти полностью изменит концепцию люкс-сегмента, которая предполагает селективность и недоступность каждому покупателю, но речь не идет о снижении цен до уровня масс-маркета. Очевидно, что цены на товары класса люкс очень завышены и зачастую это происходит не только из-за редких материалов, которые используются для создания платьев и сумок, но и с психологической точки зрения: покупая товар за высокую цену и почти штучном экземпляре покупатель самоутверждается, подчеркивает свой статус и избранность. С психологической точки зрения это действительно работает и ощущение недосягаемости абсолютно полностью предоставляется покупателю и удовлетворяет его запрос. Но, если не брать за основу психосоматику, а объективно посмотреть на вещи, то по большому счету, покупая товар в люкс-сегменте мы платим не за качество, а за имея бренда, которое украшает товар. Данный рынок работает исключительно на эмоциях, но в последние годы, в силу кризиса, за эти эмоции нечем платить. Поэтому, я считаю рациональным несколько снизить цены на определенные товары класса люкс, поскольку переплачивать за бренд возможность у покупателей теряется с каждым днем.

Литература:

  1. Математика российского люкса [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://adindex.ru/files2/access/2018_09/174549_Mathematics-of-the-luxury-market-in-Russia.pdf
  2. Скорее жив, чем мертв: рынок люкс-сегмента в России [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2021/08/31/13935488.shtml
  3. Современное состояние и перспективы развития российского рынка товаров класса люкс [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-rossiyskogo-rynka-tovarov-klassa-lyuks
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, рынок люкс-сегмента, товар, товар класса, покупатель, покупательская способность, прослоек общества, российский рынок люкс-сегмента, Санкт-Петербург, страна Запада.


Похожие статьи

Влияние поведения потребителей на изменение стратегии...

Статья посвящена исследованию поведения VIP-покупателей российского сегмента на рынке роскоши в условиях экономического кризиса

Тарасенко Э. В. Влияние экономико-политической нестабильности на поведение и лояльность потребителей товаров класса люкс в России / Э...

Проведение маркетинговых мероприятий в компаниях...

Российский рынок элитных и дорогих товаров, как отмечают специалисты, характеризуется

Данные об объемах глобального рынка товаров класса люкс и прогнозные значения автора

Проведение маркетинговых мероприятий в компаниях, реализующих товары категории люкс.

Шоу-румы как инструмент интеграции онлайн- и офлайн торговли...

Следовательно, при грамотном использовании технологий, растет покупательская способность и прибыльность ритейла [1].

Байеры и владельцы модных магазинов отлично знают ассортимент, расположение и систему работы всех шоу-румов в своем сегменте.

Закономерности и основные тенденции развития розничной...

На российский рынок розничной торговли снова выходят западные компании: Metro Cash

Стремясь к привлечению наиболее массового и не слишком обеспеченного покупателя

В 2000–2005 гг. доля продаж товаров на рынках в общем объеме оборота розничной торговли...

Ситуация на розничном рынке России и поведение покупателей...

Дестабилизация и неопределенность ситуации на рынке с точки зрения покупательского поведения

В 2011 г. российский рынок сетевого продовольственного ритейла перешел в стадию

Шальнова О. А. Розничный рынок России и положение на нем специализированных...

Особенности российского рынка косметических средств

Российский рынок косметических средств является привлекательным для выхода на него

Российский косметический рынок является одним из самых крупных и быстрорастущих

Особенно это заметно в сегменте средств по уходу за кожей и средств по уходу за волосами.

Анализ маркетинга и логистики канцелярских товаров в России...

Российский рынок канцелярских товаров относительно молод и имеет большой потенциал развития, так как растет число корпоративных потребителей, воспринимающих канцтовары как естественную часть своей корзины. Ассортимент, пользующийся широким спросом в России...

Изучение потребительских предпочтений при выборе торгового...

Предпочтения потребителей долгое время обуславливались только качествами, которые присущи определенному товару.

При исследовании потребительских предпочтений, акцент сместился на соответствие свойств товара индивидуальным особенностям потребителей.

Особенности маркетинга различных стран | Статья в журнале...

Рассмотрим ключевые особенности маркетинга различных стран. Питер Друкер однажды написал о Японии следующее: «Пока весь остальной мир

Во-первых, необходимо предельно точно знать своего потребителя, используя соответствующие требованиям компании методы...

Похожие статьи

Влияние поведения потребителей на изменение стратегии...

Статья посвящена исследованию поведения VIP-покупателей российского сегмента на рынке роскоши в условиях экономического кризиса

Тарасенко Э. В. Влияние экономико-политической нестабильности на поведение и лояльность потребителей товаров класса люкс в России / Э...

Проведение маркетинговых мероприятий в компаниях...

Российский рынок элитных и дорогих товаров, как отмечают специалисты, характеризуется

Данные об объемах глобального рынка товаров класса люкс и прогнозные значения автора

Проведение маркетинговых мероприятий в компаниях, реализующих товары категории люкс.

Шоу-румы как инструмент интеграции онлайн- и офлайн торговли...

Следовательно, при грамотном использовании технологий, растет покупательская способность и прибыльность ритейла [1].

Байеры и владельцы модных магазинов отлично знают ассортимент, расположение и систему работы всех шоу-румов в своем сегменте.

Закономерности и основные тенденции развития розничной...

На российский рынок розничной торговли снова выходят западные компании: Metro Cash

Стремясь к привлечению наиболее массового и не слишком обеспеченного покупателя

В 2000–2005 гг. доля продаж товаров на рынках в общем объеме оборота розничной торговли...

Ситуация на розничном рынке России и поведение покупателей...

Дестабилизация и неопределенность ситуации на рынке с точки зрения покупательского поведения

В 2011 г. российский рынок сетевого продовольственного ритейла перешел в стадию

Шальнова О. А. Розничный рынок России и положение на нем специализированных...

Особенности российского рынка косметических средств

Российский рынок косметических средств является привлекательным для выхода на него

Российский косметический рынок является одним из самых крупных и быстрорастущих

Особенно это заметно в сегменте средств по уходу за кожей и средств по уходу за волосами.

Анализ маркетинга и логистики канцелярских товаров в России...

Российский рынок канцелярских товаров относительно молод и имеет большой потенциал развития, так как растет число корпоративных потребителей, воспринимающих канцтовары как естественную часть своей корзины. Ассортимент, пользующийся широким спросом в России...

Изучение потребительских предпочтений при выборе торгового...

Предпочтения потребителей долгое время обуславливались только качествами, которые присущи определенному товару.

При исследовании потребительских предпочтений, акцент сместился на соответствие свойств товара индивидуальным особенностям потребителей.

Особенности маркетинга различных стран | Статья в журнале...

Рассмотрим ключевые особенности маркетинга различных стран. Питер Друкер однажды написал о Японии следующее: «Пока весь остальной мир

Во-первых, необходимо предельно точно знать своего потребителя, используя соответствующие требованиям компании методы...

Задать вопрос