Особенности взаимосвязи экономического, экологического и социального эффектов инвестирования в сферу туризма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 06.05.2022

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Левченко, К. К. Особенности взаимосвязи экономического, экологического и социального эффектов инвестирования в сферу туризма / К. К. Левченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 180-184. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91091/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье рассмотрены проблемы эффективности инвестирования в сферу туризма с позиций взаимосвязи экономического, экологического и социального эффектов, формирующих устойчивое развитие. Представлены основные группы факторов, влияющие на эффективность инвестиций в туризм, а также раскрыта типология видов эффективности инвестиций по различным критериям и факторным признакам, в числе которых уровень соотношения эффекта и затрат, временной фактор и ряд других.

Ключевые слова: эффект, эффективность, инвестиции, взаимосвязь, туризм, факторы

Одной из важнейших задач теории инвестиций является исследование эффективности, то есть отдачи вложенных средств и получение дохода.

Методология исследования эффективности инвестиций не всегда может быть однозначной, поскольку инвестиционные затраты в различных сферах и видах деятельности могут отличаться как размерами самих затрат так и полезным эффектом, полученным от их реализации [2, с.201].

Небольшие направления вложений, имеющие невысокий срок полезного использования, как правило, основаны на простых методах оценки эффективности. Если же речь идет о больших инвестиционных проектах в такой сфере как туризм с высокими затратами по ним, соответственно и длительными сроками окупаемости, то эффективность превращается в сложную категорию, которую следует рассматривать во взаимосвязи с получением различного рода эффектов, таких как экономический, экологический, социальный, формирующими устойчивое развитие самой сферы туризма (рисунок 1).

Взаимосвязь экономического, экологического и социального эффектов инвестирования в туризм

Рис. 1 Взаимосвязь экономического, экологического и социального эффектов инвестирования в туризм

Эффективность, так же как и эффект, может быть различной направленности: экономической, социальной, институциональной и др. но в любом случае, эффективность инвестиций должна отражать соотношение видов эффектов к соответствующим затратам по его получению [1, с.30].

Таким образом, эффективность инвестиций можно выразить следующей формулой:

Как известно, эффективность — это величина относительная, поскольку отражает результативность вложения средств инвесторов.

Если говорить об экономической эффективности инвестиций, то ее можно представить через соотношение финансового результата, полученного инвестором и затрат, связанных с его получением.

Основной смысл экономической эффективности инвестиций в туризм состоит в том, чтобы на каждую единицу затрат получить больший рост стоимости туристского продукта, то есть темпы роста экономического эффекта должны превалировать над темпами роста затрат.

Эффективность инвестиций подвержена влиянию множества факторов, среди которых могут быть факторы макроуровня (страновой уровень), отраслевые факторы, отражающие специфику сферы туризма и микрофакторы, относящиеся к уровню предприятий туристской сферы (рисунок 2).

Основные группы факторов, влияющие на эффективность инвестиций в туризм

Рис. 2. Основные группы факторов, влияющие на эффективность инвестиций в туризм

К факторам, влияющим на эффективность инвестиций на уровне страны (макроуровень), которые напрямую связаны с эффективностью инвестиций в туристскую сферу, можно отнести следующие: экономическая и социальная среда, в которой большое значение имеют социальные, политические и демографические факторы; налоговое законодательство; ставка Центробанка и коммерческого банка, нормативно-правовая база в сфере регулирования инвестиционных процессов, а также уровень инвестиционного риска в привлечении отечественных и зарубежных инвесторов. Важнейшим фактором экономической среды, влияющим на эффективность инвестиций в сферу туризма, является также и инфляция, которая напрямую связана с эффективностью капитальных вложений, которая может привести к ее снижению. Инфляции, как правило, присуще повышение уровня цен, снижение покупательной способности рубля или иной валюты, то есть она характеризуется обесцениванием денежных средств. Неравнозначность текущей и будущей стоимости денежных средств при осуществлении инвестирования также является важнейшим фактором, который необходимо учитывать при определении экономической эффективности. Учет инфляции в процессах инвестирования и определения экономической эффективности, как правило, измеряют на основе темпа прироста или в индексной форме, что обусловлено рядом причин, и в частности, разным размером индекса инфляции по различным направлениям — ресурсы для производства туристского продукта, инфраструктура туризма, строительство и реконструкция субъектов туристского бизнеса.

Факторы отраслевого уровня, влияющие на эффективность, напрямую связаны с особенностями туристской деятельности и возможностями получать определенные результаты в заданные сроки с максимальным эффектом. К подобным факторам можно отнести, в первую очередь, прозрачность и предсказуемость туризма для инвесторов, возможности субъектов туристской деятельности в привлечении целевого финансирования, особенности налоговой системы в туристской сфере, доступность банковских кредитов и пр.

Факторы микроуровня то есть уровня предприятий туристской сферы, влияющие на эффективность инвестиций определяются спросом на туристские услуги, применением цифровых технологий ведения туристского бизнеса, рациональностью использования ресурсной и материально-технической базы, эффективностью использования основных фондов и оборотных средств, конкурентоспособностью туристского рынка, высокой квалификацией и профессиональным мастерством персонала, а также клиентоориентированным подходом к обслуживанию каждого отдельного туриста.

В свою очередь эффективность инвестиций в туризм на всех уровнях связана с внутрипроизводственной средой (технические, организационные и административные факторы), природно-географической средой (наличие туристских центров, туристско-информационных пространств, заповедных и особо-охраняемых территорий, объектов показа, экскурсионной деятельности и пр.), а также экономической средой, в которой и формируются финансовые результаты при наличии оптимальной конъюнктуры туристского рынка и финансово-кредитных рычагов управления инвестициями различного уровня.

В любом случае учет факторов, влияющих на эффективность инвестиций в туризм, рычаги и механизмы влияния, в конечном счете, направлено на подъем экономики туризма в целом и повышение эффективности туристского производства. Не последнюю роль в этом процессе играют инвестиционная привлекательность, целесообразность инвестирования, наличие взаимосвязей процесса вложения инвестиционных средств и системой критериев и показателей эффективности. Важным условием является нахождение оптимума, при котором дополнительные капитальные вложения нужны для роста финансовых результатов. Поэтому необходимо точно определить этот оптимум, который соответствует объему инвестиций, иначе положительного эффекта уже не будет, а эффективность инвестиций в целом снизится.

Важное значение в исследовании эффективности инвестирования в туризм имеют теоретические аспекты упорядочивания показателей эффективности инвестиций, то есть их классификация по определенным типологическим признакам (рисунок 3).

Показатели экономической эффективности направлены на расчет затрат и экономических результатов, которые выходят за рамки одной отрасли или региона, а имеют большое значение в целом для народного хозяйства [4,с.17].

Бюджетная эффективность представляет собой уровень превышения результатов конкретного бюджета над затратами.

При расчете показателей коммерческой эффективности определяют непосредственно финансовые последствия инвестирования в туризм с позиций ценообразования, учета индекса инфляции и доходов инвестора, поэтому коммерческая эффективность может рассчитываться отдельно для каждого инвестора.

Классификация видов эффективности инвестиций

Рис. 3. Классификация видов эффективности инвестиций

Коммерческую эффективность иногда называют локальной эффективностью. Что касается крупномасштабных вложений средств в развитие туризм, то следует определять экономическую эффективность.

По уровню соотношения эффекта и затрат, которые следует учитывать при расчетах, виды эффективности можно упорядочить следующим образом:

— экономическая эффективность, носит комплексный характер, в расчет которой, как правило, закладываются финансовые результаты и инвестиционные вложения по соответствующему направлению инвестирования в туризм и его сектора;

— социальная эффективность предполагает в расчетах учет социальных последствий от инвестирования в объекты туристкой индустрии;

— экологическая эффективность учитывает последствия (как положительные, так и отрицательные) на экологию в туристских регионах;

— ресурсная эффективность характеризует в первую очередь, интенсивность использования комплекса ресурсов при реализации капитальных вложений в индустрию туризма.

Исходя из поставленных целей перед инвестором эффективность возможно подразделить на:

— интегральная эффективность, то есть учитывающая в расчетах суммарный объем текущих эффектов, полученных в течение всего расчетного периода, которые приведены к начальному периоду вложения средств;

— сравнительная эффективность дает возможность выбора варианта с наилучшими результатами инвестирования по определенным направлениям и секторам туристской сферы;

— предельная эффективность. Одним из условий предельной эффективности инвестирования является наличие взаимосвязей процесса вложения инвестиционных средств и системой критериев и показателей эффективности. Важным условием является нахождение оптимума, при котором дополнительные капитальные вложения уже нужны для роста финансовых результатов. Поэтому необходимо точно определить этот оптимум, который соответствует объему инвестиций, иначе положительного эффекта уже не будет;

— эффективность мультипликативная. С помощью мультипликатора математически можно выразить эффективность с точки зрения количественной связи между отдельными отраслями экономики, то есть отраслью (в нашем случае туризм), генерирующей эффект и вторичными, сопряженными с ней отраслями и видами деятельности.

В зависимости от фактора времени, в течение которого осуществляется процесс инвестирования, эффективность может быть статической и динамической.

Статические показатели эффективности инвестиций — это наиболее простые показатели, применение которых необходимо в случае быстрой оценки инвестиционных вложений, рассчитанных на отдачу за относительно короткий срок, как правило, до одного года.

Динамические показатели эффективности инвестиций основаны на применении процесса дисконтирования, то есть расчета доходов и реальных расходов, разность между которыми представляет собой денежный поток, который корректируется с помощью дисконтных множителей, то есть приведения денежных средств в начале инвестирования к будущему периоду времени, на котором получают результат [5, с.257].

В зависимости от периода учета эффекта и затрат на его получение, эффективность инвестиций подразделяется на рассчитываемую за отчетный период (месяц, квартал, полугодие) и годовую эффективность инвестиций в туризм. В зависимости от комплексного показателя эффективности инвестирования, их можно классифицировать как показатели абсолютной эффективности, относительной и временной.

Абсолютные показатели эффективности — это разница между значением эффективности на начальный и конечный период вложения средств, с учетом дополнительного инвестирования, если это необходимо. То есть абсолютная эффективность выражает суммарный результат, получаемый инвестирования конкретного направления или объекта индустрии туризма, следовательно, она не отражает полную картину эффективности инвестирования на различных этапах [3, с.54]. А поскольку эффективность, это все же относительный показатель, выражаемый в процентах, коэффициентах или индексах, то данная группа показателей характеризует в большем случае получаемый эффект.

Что касается относительных показателей эффективности, то они отражают взаимосвязь результатов и инвестиций, выраженных математически через их отношение.

Временные показатели эффективности — это показатели окупаемости вложенных средств на определенном этапе инвестирования.

Дальнейшее развитие методологии исследования эффективности инвестиций в туризм в контексте предложенных трактовок дефиниций предполагает в дальнейшем формирование и разработку методики оценки эффективности в контексте экономической и социальной направленности с обоснованием критериев и показателей оценки с учетом специфики туристской деятельности.

Литература:

  1. Боголюбов В. С., Быстров С. А., Боголюбова С. А. Экономическая оценка инвестиций в развитие туризма (учебное пособие) // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 3.С.30–31;
  2. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=296 (дата обращения: 19.04.2022).
  3. Вякина И. В., Александров Г. А. О необходимости развития методологии оценки эффективности инвестиций // Российское предпринимательство. 2018. Том 19. № 1. с. 195–206
  4. Левченко К. К., Левченко Т. П. Развитие въездного туризма и его влияние на экономику территории: монография/К. К. Левченко, Т. П. Левченко.- Москва: РУСАЙНС. 2021. 116 с.
  5. Лесина Т. В. Методические принципы обоснования эффективности инвестиционных проектов при выборе информационной системы управления // Креативная экономика. 2010. Том 4. № 12. с. 16–21
  6. Инвестиции: учебник для вузов / под ред. Л. И. Юзвович, С. А. Дегтярева, Е. Г. Князевой. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 543 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эффективность инвестиций, туризм, туристская сфера, экономическая эффективность, эффективность, затрата, коммерческая эффективность, средство, туристская деятельность, абсолютная эффективность.


Похожие статьи

Методы повышения эффективности менеджмента в сфере...

Правильная оценка эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса является основой для воздействия на текущую работу и дальнейшее развитие туристских фирм, расширения масштабов их деятельности и составления программ развития фирмы.

Ключевые слова: инвестиционные проекты, сфера туризма...

Оценка эффективности инвестиционных затрат в рамках туристского кластера на основе аддитивных (суммарных) показателей, имеющих итеративный

2. повысить эффективность функционирование сферы туризма и смежных отраслей в период кризиса за счет повышения...

Формирование показателей оценки эффективности...

Показатели оценки эффективности инновационной деятельности организации разделены на четыре группы: показатели, направленные на

Логутова, А. В. Формирование показателей оценки эффективности инновационной деятельности организации индустрии гостеприимства...

Понятие экономической эффективности коммерческой...

Экономическая эффективность — это получение максимально возможных благ от имеющихся в

Для того, чтобы получить оценку экономической эффективности коммерческой деятельности

Существует абсолютная и относительная экономическая эффективность...

Понятие туризма как сферы экономической деятельности

Туризм как сфера экономической деятельности — это система взаимодействия различных

Это означает, например, что эффективность маркетинговых служб в правительстве может быть

В то же время туристская услуга — это совокупность действий в сфере обслуживания...

Применение мониторинга в туристской индустрии

Объектом мониторинга туризма выступает туристская сфера, представляющая собой совокупность субъектов экономики, включающая организации и предприятия, занятые в той или мере туристской деятельностью. Основными задачами являются

туристская деятельность — это предпринимательская...

Понятие туризма как сферы экономической деятельности. ‒ туристская деятельность — это предпринимательская деятельность. Методика учета вклада туристической отрасли в народное хозяйство проработали такие западные экономисты, как К. Каспар, Ф. Кларк, А. Кох...

Инновации в туризме – как один из важнейших факторов...

Туризм – одна из важных отраслей экономики любой страны.

Инновации в туризме требуют больших материальных, финансовых затрат.

Возможности использования термина «туристская деятельность» четко определены Законом Республики Беларусь «О туризме»...

Анализ факторов устойчивого развития региона в сфере туризма...

Потенциал развития туристической сферы Ставропольского... проблема, внутренний туризм, Россия, Российская Федерация, компания, инженерная инфраструктура, российский туризм, въездной туризм, туристическая отрасль, туристская сфера. К вопросу развития въездного...

Отечественный и зарубежный опыт привлечения инвестиций...

Создавая туристские объекты, органы власти, прежде всего, ориентируется

В последние годы данный подход к привлечению инвестиций стали активно использовать и российские города.

С развитием туристской сферы сотни горожан стали организовывать свое частное дело...

Похожие статьи

Методы повышения эффективности менеджмента в сфере...

Правильная оценка эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса является основой для воздействия на текущую работу и дальнейшее развитие туристских фирм, расширения масштабов их деятельности и составления программ развития фирмы.

Ключевые слова: инвестиционные проекты, сфера туризма...

Оценка эффективности инвестиционных затрат в рамках туристского кластера на основе аддитивных (суммарных) показателей, имеющих итеративный

2. повысить эффективность функционирование сферы туризма и смежных отраслей в период кризиса за счет повышения...

Формирование показателей оценки эффективности...

Показатели оценки эффективности инновационной деятельности организации разделены на четыре группы: показатели, направленные на

Логутова, А. В. Формирование показателей оценки эффективности инновационной деятельности организации индустрии гостеприимства...

Понятие экономической эффективности коммерческой...

Экономическая эффективность — это получение максимально возможных благ от имеющихся в

Для того, чтобы получить оценку экономической эффективности коммерческой деятельности

Существует абсолютная и относительная экономическая эффективность...

Понятие туризма как сферы экономической деятельности

Туризм как сфера экономической деятельности — это система взаимодействия различных

Это означает, например, что эффективность маркетинговых служб в правительстве может быть

В то же время туристская услуга — это совокупность действий в сфере обслуживания...

Применение мониторинга в туристской индустрии

Объектом мониторинга туризма выступает туристская сфера, представляющая собой совокупность субъектов экономики, включающая организации и предприятия, занятые в той или мере туристской деятельностью. Основными задачами являются

туристская деятельность — это предпринимательская...

Понятие туризма как сферы экономической деятельности. ‒ туристская деятельность — это предпринимательская деятельность. Методика учета вклада туристической отрасли в народное хозяйство проработали такие западные экономисты, как К. Каспар, Ф. Кларк, А. Кох...

Инновации в туризме – как один из важнейших факторов...

Туризм – одна из важных отраслей экономики любой страны.

Инновации в туризме требуют больших материальных, финансовых затрат.

Возможности использования термина «туристская деятельность» четко определены Законом Республики Беларусь «О туризме»...

Анализ факторов устойчивого развития региона в сфере туризма...

Потенциал развития туристической сферы Ставропольского... проблема, внутренний туризм, Россия, Российская Федерация, компания, инженерная инфраструктура, российский туризм, въездной туризм, туристическая отрасль, туристская сфера. К вопросу развития въездного...

Отечественный и зарубежный опыт привлечения инвестиций...

Создавая туристские объекты, органы власти, прежде всего, ориентируется

В последние годы данный подход к привлечению инвестиций стали активно использовать и российские города.

С развитием туристской сферы сотни горожан стали организовывать свое частное дело...

Задать вопрос