Проблемы доказательств и доказывания картелей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 05.05.2022

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Пушин, Д. С. Проблемы доказательств и доказывания картелей / Д. С. Пушин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 334-336. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91071/ (дата обращения: 29.04.2024).



В настоящее время такие правонарушения, как заключение антиконкурентных соглашений на товарных рынках являются одними из самых опасных экономических преступлений. Для выявления, пресечения и предупреждения таких правонарушений в Российской Федерации создан административный ресурс (антимонопольные органы). Однако, может возникнуть ситуация, когда антимонопольный орган не может осуществить свои правоприменительные функции, ввиду необходимости усовершенствования антимонопольного законодательства.

Ключевые слова: антиконкурентное соглашение, картель, товарный рынок, антимонопольное законодательство.

Новейшая история конкурентного права России началась в 1991 году с принятием Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948–1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Статьей 6 названного закона были запрещены соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

Такой же запрет содержится и в ныне действующем Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). В 2012 году Закон о защите конкуренции был дополнен определением понятия «картель».

Развернутую и открытую борьбу с картелями Российская антимонопольная служба начала с 2008 года, когда в структуре ФАС России сформировалось отраслевое Управление по борьбе с картелями.

Решения антимонопольных органов относительно картелей может быть обжаловано в судебном порядке. Доказать законность вынесенных решений — одна из главнейших задач административного органа.

Частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлено, что признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

– установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

– повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

– разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

– сокращению или прекращению производства товаров;

– отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками) [1].

Заслуживает внимания позиция Европейского Суда по поводу того, как должна быть выражена воля на участие в картеле. Европейский суд в решении по делу Bayer AG v Commission указал, что для выявления соглашения недостаточно простого знания об ограничительном поведении контрагента (даже в контексте непрерывных деловых отношений) и молчаливого присоединения к нему, необходимо истинное «согласие воль» [2].

Рассматривая вопрос установления доказательств в деле о заключении антиконкурентного соглашения, следует указать на необходимость соответствия их не только Закону о защите конкуренции, но и требованиям, предъявляемым в Арбитражном процессе. Поскольку рассматриваемые доказательства в последующем могут быть обжалованы в суд, а соответственно должны быть подтверждены в судебном порядке.

При этом, первая проблема достаточно актуальна, хотя и не бросается в глаза.

Так, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — АПК РФ) не содержит запрет на принятие судом доказательств, которые не были раскрыты на стадии подготовки к судебному разбирательству. Высший Арбитражный Суд РФ в п. 35 своего Информационного письма от 13 августа 2004 г. № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснил, что доказательства, не раскрытые лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, представленные ими на стадии исследования доказательств, должны быть исследованы арбитражным судом первой инстанции независимо от причин, по которым нарушен порядок раскрытия доказательств [3].

В части 1 статьи 164 АПК РФ закреплена обязанность председательствующего в судебном заседании после завершения исследования всех доказательств выяснить у лиц, участвующих в деле, не желают ли они чем-либо дополнить материалы дела. Указанное не соответствует тому, что все лица, участвующие в деле, могут ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, не были ознакомлены заблаговременно.

Таким образом, фактически суд самостоятельно предлагает лицам, участвующим в деле, после исследования всех имеющихся доказательств представить доказательства, которые ранее не были представлены в деле и, соответственно, не были раскрыты, что может привести к бесконечному судебному разбирательству.

Во избежание такой судебной волокиты, представляется логичным и разумным внедрить в процессуальные нормативные правовые акты санкции за несвоевременное раскрытие доказательств.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 14.10.2010 № 52) — первый документ на уровне Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в области применения антимонопольного законодательства (до этого был принят Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства, утвержденный информационным письмом Президиума ВАС от 30.03.1998 № 32). Постановление было подготовлено с учетом анализа и обобщения спорных вопросов, возникающих в практике арбитражных судов при рассмотрении споров, связанных с применением Закона о защите конкуренции.

В пункте 2 постановления ВАС РФ, по сути, выступил в роли законодателя и отменил необходимость документального подтверждения совершения согласованных действий. Как указал Высший Арбитражный Суд РФ, вывод о наличии одного из обязательных условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий может быть известно заранее каждому из хозяйствующих субъектов, — может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин. Эти два обстоятельства были предложены судом исходя из наиболее часто встречающихся ранее в судебной практике. Бремя доказывания этих обстоятельств лежит на антимонопольном органе.

Впоследствии Постановлением ВАС РФ от 14.10.2010 № 52 в пункт 2 Постановления № 30 от 30.06.2008 в этой части были внесены изменения, позволяющие хозяйствующему субъекту возражать против вменения согласованных действий путем доказывания того, что такое поведение является собственным и вызвано объективными причинами, равным образом влияющими на всех, и (или) не было обусловлено действиями других лиц. Ранее данная позиция также встречалась в судебной практике (с опорой на статью 8 Закона о защите конкуренции), и теперь была закреплена на уровне Пленума ВАС РФ. Бремя доказывания этих обстоятельств было возложено на хозяйствующий субъект, заявляющий об их наличии [6].

«Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016) указывает, что одним из двух ключевых моментов, освещенных в данном обзоре, выступают вопросы относительно доказательств и доказывания, и на мой взгляд следует отметить пункт 8.

Согласно позиции, изложенной в Обзоре, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов [5].

В связи с чем и антимонопольные органы и в большей степени хозяйствующие субъекты сталкиваются с проблемой доказывания наличия/отсутствия картельного соглашения.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства его подтверждают, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов.

Однако вполне справедливым было бы закрепление на нормотворческом уровне определенного, исчерпывающего перечня косвенных доказательств, которые необходимо предоставить суду для доказывания наличия антиконкурентного соглашения и (или) закрепление определенного спектра действий, необходимых совершить антимонопольному органу, для получения необходимых доказательств, например внедрение в процесс собирания доказательств очной ставки.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О защите конкуренции» // СПС КонсультантПлюс;
  2. The American law institute. Continuing Legal Education. Product Distribution and Marketing: Legal Issues in Global Economy. 2014. Chicago, Illinois. International Distribution — Overview of Relevant Distribution Laws:Europe by Michael J. Dean, Maclay Murray & Spens LLP United Kingdom, England.//URL:http://files.alicle.org/thumbs/datastorage/skoobesruoc/pdf/CV045_chapter_09_thumb.pdf.;
  3. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;
  4. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // СПС КонсультантПлюс;
  5. «Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016) //СПС КонсультантПлюс;
  6. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 14.10.2010 № 52) // СПС КонсультантПлюс.
Основные термины (генерируются автоматически): защита конкуренции, РФ, антиконкурентное соглашение, антимонопольное законодательство, Российская Федерация, Высший Арбитражный Суд, доказательство, антимонопольный орган, судебная практика, товарный рынок.


Похожие статьи

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений

Российское антимонопольное законодательство прошло долгий путь по формированию правовых механизмов, позволяющих максимально эффективно выявлять и пресекать антиконкурентные соглашения и картели как наиболее опасную для конкуренции их...

Проблемы доказывания нарушений антимонопольного...

Проблемы доказывания нарушений антимонопольного законодательства, предусмотренных статьёй 16 Закона о защите конкуренции РФ.

Статья 16 ФЗ «О защите конкуренции» содержит запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения федеральных органов...

Развитие антимонопольного законодательства в Российской...

Ряд вопросов применения антимонопольного законодательства был разъяснен в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года № 30. Важнейшие компоненты постановления следующие

Правовое регулирование защиты конкуренции...

Правовое регулирование защиты конкуренции в предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Вопросами изучения антимонопольного регулирования и правового регулирования развития конкуренции в Российской Федерации занимались такие...

Актуальные вопросы применения антимонопольного...

Выполняя ряд антимонопольных требований регулятора (ст. 33 ФЗ «О защите конкуренции») позволяет как в России, так и в большинстве антимонопольных ведомств разных

Огромную роль в правоприменения антимонопольного законодательства играет и судебная практика.

Правовое регулирование антимонопольных картелей

Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.12.2010 №

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений.

На практике с этой проблемой антимонопольным органам приходится сталкиваться постоянно.

Антимонопольное законодательство | Статья в журнале...

Антимонопольное законодательство и законодательство о конкуренции — одна из относительно новых и динамично развивающихся отраслей права, не только для России, но и на международном уровне. Необходимо отметить тот факт, что совсем недавно были...

Особенности рассмотрения дел антимонопольными органами...

Ключевые слова: антимонопольная политика, антимонопольный орган, антимонопольное законодательство, конкуренция, монополия. Антимонопольная политика в России сформировалась одновременно с появлением либерализации экономики, приватизацией и...

Антимонопольное законодательство и основания для...

Антимонопольное законодательство, основным источником которого является Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет

Антимонопольное законодательство предупреждает факты монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и...

Гарантии соблюдения принципа свободы договора...

Как известно, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) не только провозглашает принцип свободы договора как одно из основополагающих начал гражданского законодательства, но и даёт гарантии его защиты. В этом и заключается суть закона.

Похожие статьи

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений

Российское антимонопольное законодательство прошло долгий путь по формированию правовых механизмов, позволяющих максимально эффективно выявлять и пресекать антиконкурентные соглашения и картели как наиболее опасную для конкуренции их...

Проблемы доказывания нарушений антимонопольного...

Проблемы доказывания нарушений антимонопольного законодательства, предусмотренных статьёй 16 Закона о защите конкуренции РФ.

Статья 16 ФЗ «О защите конкуренции» содержит запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения федеральных органов...

Развитие антимонопольного законодательства в Российской...

Ряд вопросов применения антимонопольного законодательства был разъяснен в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года № 30. Важнейшие компоненты постановления следующие

Правовое регулирование защиты конкуренции...

Правовое регулирование защиты конкуренции в предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Вопросами изучения антимонопольного регулирования и правового регулирования развития конкуренции в Российской Федерации занимались такие...

Актуальные вопросы применения антимонопольного...

Выполняя ряд антимонопольных требований регулятора (ст. 33 ФЗ «О защите конкуренции») позволяет как в России, так и в большинстве антимонопольных ведомств разных

Огромную роль в правоприменения антимонопольного законодательства играет и судебная практика.

Правовое регулирование антимонопольных картелей

Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.12.2010 №

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений.

На практике с этой проблемой антимонопольным органам приходится сталкиваться постоянно.

Антимонопольное законодательство | Статья в журнале...

Антимонопольное законодательство и законодательство о конкуренции — одна из относительно новых и динамично развивающихся отраслей права, не только для России, но и на международном уровне. Необходимо отметить тот факт, что совсем недавно были...

Особенности рассмотрения дел антимонопольными органами...

Ключевые слова: антимонопольная политика, антимонопольный орган, антимонопольное законодательство, конкуренция, монополия. Антимонопольная политика в России сформировалась одновременно с появлением либерализации экономики, приватизацией и...

Антимонопольное законодательство и основания для...

Антимонопольное законодательство, основным источником которого является Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет

Антимонопольное законодательство предупреждает факты монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и...

Гарантии соблюдения принципа свободы договора...

Как известно, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) не только провозглашает принцип свободы договора как одно из основополагающих начал гражданского законодательства, но и даёт гарантии его защиты. В этом и заключается суть закона.

Задать вопрос