Вариантность форм времени и вида глагола | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 05.05.2022

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Турумова, Т. Х. Вариантность форм времени и вида глагола / Т. Х. Турумова, Г. А. Тангрибергенова, К. Б. Абдуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 545-547. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91035/ (дата обращения: 29.04.2024).



Главную особенность стилистической структуры литературного языка составляет вариативность речевых средств, когда возникает необходимость выбора той или иной формы. О том, какую важную роль играет этот вопрос, писал Г. О. Винокур: «Наряду с проблемой языкового строя существует ещё проблема языкового употребления, а так как язык есть только тогда, когда он употребляется, то в реальной действительности строй языка обнаруживается только в тех или иных формах его употребления. То, что здесь названо употреблением, представляет собой совокупность установившихся в данном обществе языковых привычек и норм, в силу которых из наличного запаса средств производится известный отбор, неодинаковый для разных условий языкового общения» [2, с. 221].

Каждый элемент языка способен к бесконечному числу варьирований и обладает большим потенциалом возможностей реализации. Форма и содержание языкового элемента находятся в движении, развитии, что приводит к нарушению состояния равновесия, присущего им. В целях удовлетворения коммуникативных потребностей мы ищем новые способы передачи прежнего содержания, переосмысления формы с новым содержанием. Переосмысление семантики слова или его грамматической формы называется асимметрией. Проблема вариативности глагольных форм-результат действия закона асимметрии языкового знака. Вариативность представляет собой различные формы выражения языковой единицы с сохранением единого денотативного компонента. На выбор той или иной грамматической формы влияет множество факторов. Один из основных факторов-антропоцентрический, когда выбор той или иной формы глагола зависит от намерений говорящего, от его речевых и стилистических интенций. Именно это создает условия для реализации значений грамматической формы

Вопрос о вариантных формах глаголов остается в недостаточной степени изученным. Большая степень вариантности глагольных форм создает определенные трудности в коммуникации. Остановимся на вариантности видо-временных форм глагола.

Известно, что в языке есть продуктивные и непродуктивные классы глаголов. Непродуктивные классы глаголов, будучи малочисленными и слабыми группами, испытывают воздействие продуктивных классов глагола. В результате процессов грамматической аналогии возникают вариантные формы, сосуществование которых может длиться десятилетиями и более. Несмотря на длительный и затяжной характер соотношений вариантных форм, в некоторых случаях можно наблюдать завершенность и результат этого процесса. Явление вариативности глагольных форм неоднородно по качественному признаку. В одном случае можно наблюдать семантическую и стилистическую специализацию форм, в другом случае вариантность постепенно сама по себе сходит на нет. Рассмотрим наиболее распространенные группы вариантных форм глагола, сложившиеся в результате грамматической аналогии.

Самый крупный пласт вариантных глагольных форм существует у непродуктивных глаголов настоящего-будущего времени. Это глаголы типа мучается-мучится, двигается-движется и др. Некоторым глаголам этой группы свойственно чередование согласной в основе: мурлыкать-мурлычет, полоскать-полощет, капать-каплет. Глаголы этой группы находятся под стойким воздействием глаголов продуктивных классов, в результате чего появляются формы настоящего-будущего времени на -ает-, в которых чередование не происходит: двигает, капает, брызгает . С течением времени некоторые непродуктивные глаголы перешли в разряд продуктивных: глотать - глотают, черпать-черпают, рыкать-рыкают, то есть утратили формы глочут, черплют, рычут.

Существующие в языке параллельные формы различаются или по значению, или по стилистической окраске:

  1. Разделение на группы по стилю произошло в глаголах: дремлет, кличет, машет, пашет, плещет, сыплет, треплет, щиплет, хнычет и др. Упомянутые традиционные формы являются стилистически нейтральными, параллельные формы являются особенностью диалектов или разговорного стиля ( дремает, кликает, махает, пахает, плескает и др.).
  2. Размежевание по значению происходит у глаголов: брызжет-брызгает, гложет-глодает, блещет-блистает, каплет-капает, мечет-метает, пышет-пыхает, движется-двигается.

Глаголы обиходно-бытового характера мяукать, мурлыкать, мыкаться в разговорной речи прочно закрепили формы: мяукает, мурлыкает, мыкается . Широко распространены и вариантные формы глагола лазить : в литературном языке лазить-лажу, лазишь, лазит, лазят, в разговорном- лазать-лазаю, лазаешь, лазает, лазают. Форма повелительного наклонения лазь, слазь (литерат.) лазай, слазай (разг.)

Из приведенных примеров очевидно, что вариантность форм здесь далека от завершения. Особого внимания требует вариантность редких глагольных форм, в которых эта вариантность выражена не так четко, как в часто употребляющихся формах. К примеру, глаголы настоящего-будущего времени на - еть - с ударением на корне ( обессилю-обессилею ). В употреблении этих глаголов часто смешиваются глаголы на - ить -, которые не совпадают с первыми ни по значению, ни по спряжению: обессилеть-обессилить, обескроветь-обескровить. Известно, что глаголы на -еть -непереходные и не могут управлять существительным в винительном падеже, а глаголы на - ить -переходные, при них может стоять существительное в винительном падеже без предлога. Различаются они также по типу спряжения. Совпадение звучания суффиксов в данных глаголах в устной речи и отсутствие у некоторых глаголов на -еть- переходной параллельной формы на -ить - приводит к тому, что редкие в употреблении и неудобные в произношении глагольные формы с двойными гласными испытывают сильное влияние глаголов на -ить - продуктивного класса. Об этом свидетельствуют примеры из устной речи: выздороветь-выздоровлю, опостылеть-опостылю, опротиветь-опротивлю.

Также явно прослеживается влияние аналогии в образовании форм 1 лица ед. числа настоящего и будущего времени у глаголов на -ить - с основой на з, с, д, т . Многие глаголы этой группы ( дерзить, чудить, победить ) не образуют формы 1 лица. У других же, которые образуют форму 1 лица, она неустойчива и может меняться под влиянием разных грамматических аналогий. Известно правило: у глаголов с основой на - с- в инфинитиве в 1 лице настоящего времени литературная норма требует чередования: обезопасить-обезопашу, трусить -трушу, красить-крашу, пропылесосить-пропылесошу . Однако, высока частотность употребления форм обезопасю, пропылесосю . Ещё в грамматике Востокова, отражающей нормы 1ой половины XIXвека, рекомендуются в качестве нормы формы с основой на з без чередования: скользю, тузю, слезю , хотя в наше время отклонений от нормы в этих случаях нет: вонзить-вонжу, сглазить-сглажу.

Наиболее активно процесс вариативности в результате грамматической аналогии наблюдается у глаголов на - ывать (ивать )- с чередующимся гласным о-а под ударением. При образовании глаголов несовершенного вида с ывать(ивать )- у одних глаголов происходит чередование о/а ( выработать - вырабатывать) , у других этого чередования нет и сохраняется корневой -о-( захлопнуть-захлопывать ), у третьих наблюдается колебания. Если ударение у глаголов совершенного вида падает не на корневой гласный, то в парном глаголе несовершенного вида образуется форма с а : затормозить-затормаживать, выработать-вырабатывать . Если в глаголе совершенного вида ударение падало на корневой гласный, то гласный — о- с парном глаголе на - ыва(ива )- сохранялся, например, у Пушкина « разработывать ». Это правило действовало в языке вплоть до XIX века. Постепенно в литературном языке шёл процесс вытеснения форм с -о- формами на -а -. Однако варианты с - сохранились в некоторых формах наморщить-наморщивать, опошлить-опошливать, упрочить-упрочивать. Отдельные формы полностью вышли из употребления и в современном русском языке употребляются формы оформлять, ускорять, оздоровлять . Процесс замены форм с - формами на - а- охватил почти всю эту группу глаголов. Сложилась новая литературная норма.

Формы с -а- упрочились в глаголах: зарабатывать, настраивать, усваивать , заготавливать, оспаривать, перестраивать, приспосабливать, успокаивать, удваивать. В колеблющихся формах заметно стилистическое размежевание: формы с -а- употребительны в разговорной речи, а формы с -о- свойственны письменной, книжной речи: обуславливать-обусловливать, сосредотачивать-сосредоточивать, уполномачивать-уполномочивать и др.

Варианты имеют глаголы:

  1. Типа мобилизовать и мобилизировать : (с суффиксом -изова- и суффиксом -изирова-):колонизовать-колонизировать, модернизовать — модернизировать, популяризовать — популяризировать, стабилизовать — стабилизировать, стандартизовать — стандартизировать и др. Второй вариант свойствен книжной речи.
  2. Варианты видать(видеть), слыхать(слышать), прочесть (прочитать), лазать (лазить), мерять (мерить), подымать (поднимать), брезговать (брезгать) присущи разговорному стилю.
  3. Значение данных глагольных форм зависит от контекста: при конкретизации действия употребляются глаголы определенного движения. Ср.: Я ходил вчера на работу. — Я немного задержался, когда шёл вчера на работу; В тот день мы ездили в город. — В тот день мы не устали, потому что медленно ехали в город.
  4. Названия средств сухопутного механического и воздушного транспорта обычно сочетаются с глаголом идти, например: Троллейбус идёт в парк. Автобус идёт по новой трассе; Поезд идёт со скоростью 60 километров в час. Слово мотоцикл сочетается с глаголом ехать, например: Мотоцикл ехал прямо по дороге.
  5. Названия средств передвижения по воде сочетаются как с глаголом идти , так и с глаголом плыть , например: Вниз по реке идут (плывут) нагруженные баржи; Вблизи берега шла (плыла) лодка [5, с. 226–227] .

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что существование вариантных глагольных форм поддерживается многими факторами. К этим факторам мы можем отнести, помимо антропоцентрического, воздействие процесса грамматической аналогии, сопровождающегося специализацией и закреплением вариантов за кругом определенных значений, систематические морфонологические изменения основы глагола, нарушения в закономерностях чередования. Изучение и анализ этих факторов, поддерживающих образование вариантов, убеждает нас в том, что в этой области нужно разумно осуществлять нормативно-регулятивную деятельность. Варианты синтаксических конструкций играют большую роль в достижении коммуникативных целей и служат источником богатства и выразительности языка.

Литература:

  1. Бондарко А. В. Вид и время русского глагола (значение и употребление). — М.: Просвещение, 2002.
  2. Винокур Г. О. О задачах истории языка. Избранные работы по русскому языку. — М., 1959.
  3. Граудина Л. К. Вопросы нормализации русского языка. — М.: Наука, 1980.
  4. Граудина Л. К. Грамматическая правильность русской речи (опыт частотно-стилистического словаря вариантов). — М.: Наука, 1976.
  5. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. 5-е изд., испр. — М.: Книга, 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): глагол, глагол этой, грамматическая форма, литературный язык, винительный падеж, книжная речь, литературная норма, несовершенный вид, парной глагол, разговорная речь.


Похожие статьи

К вопросу об использовании глагольных форм в художественном...

Глагол представляет действие как процесс в грамматических формах времени, лица, наклонения, залога. Именно в этих грамматических категориях получает исчерпывающее выражение понятие глагольности, отчего и установилось мнение, что глагол как часть речи...

О соблюдении литературной нормы в разговорной речи

Ясно одно: задача культуры речи – охрана литературного языка и его норм, которые отражены в словарях русского языка.

Одна из основных задач культуры речиэто Охрана литературного языка, его норм. Следует подчеркнуть, что такая охрана является делом...

Развитие глагольных категорий в английском языке

Категория лица глагола включала формы первого, второго и третьего лица. Это различие проявлялось только в формах

Сильные глаголы относятся к наиболее древним глаголам языка. Так называемые слабые глаголы более новые по времени своего появления в языке.

Грамматические категории глагола в словообразовательной...

Глагол характеризуется В. В. Виноградовым как «самая сложная и самая ёмкая грамматическая категория русского языка». В «Грамматике-80» глагол определяется как часть речи, «обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения...

Культура речи в младших классах и методы ее развития

Отмечается влияние на литературный язык ненормированной разговорной речи, проникновение просторечных слов, жаргонизмов; немотивированное использование иноязычной лексики, не свойственное русскому языку интонирование и т. п. При этом нередко...

Проблемы исследования двух разновидностей фонетической...

При рассмотрении вариантивности в рамках литературной нормы, было отмечено, что в 79% случаев наши респонденты на уровне диахронии и синхронии выбирали современный вариант, наиболее частотные отступления отмечены в произношении некоторых глагольных форм и в...

Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного...

Эти особенности в усвоении глаголов у детей в норме помогают оценить речевое развитие детей, а также избежать преждевременной или запаздывающей подачи лексического материала при планировании коррекционной работы на занятиях. Формирование глагольного словаря у...

Семантические группы глаголов в рассказе И. С. Тургенева «Льгов»

Далее глаголы со значением речи играют важную роль в эпизоде, когда охотники более часа ждут

Глагол употреблён в разговорной форме. Он помогает читателю точно и образно

Употреблённые семантические группы глаголов со значением движения выступают как...

Надеть или одеть — вот в чем вопрос | Статья в сборнике...

Разница между этими глаголами зафиксирована не только в справочниках, но и приводится на различных форумах в Интернете, посвященных проблемам русского языка. В этой связи очень часто цитируется стихотворение русского драматурга Виктора Александровича Крылова

Применение модульной технологии на занятиях русского языка...

Морфологические нормыэто нормы употребления грамматических форм слов

Эта фраза звучит для представителя разных национальностей — узбека и киргиза, корейца и

О соблюдении литературной нормы в разговорной речи. русский язык, норма, культура речи...

Похожие статьи

К вопросу об использовании глагольных форм в художественном...

Глагол представляет действие как процесс в грамматических формах времени, лица, наклонения, залога. Именно в этих грамматических категориях получает исчерпывающее выражение понятие глагольности, отчего и установилось мнение, что глагол как часть речи...

О соблюдении литературной нормы в разговорной речи

Ясно одно: задача культуры речи – охрана литературного языка и его норм, которые отражены в словарях русского языка.

Одна из основных задач культуры речиэто Охрана литературного языка, его норм. Следует подчеркнуть, что такая охрана является делом...

Развитие глагольных категорий в английском языке

Категория лица глагола включала формы первого, второго и третьего лица. Это различие проявлялось только в формах

Сильные глаголы относятся к наиболее древним глаголам языка. Так называемые слабые глаголы более новые по времени своего появления в языке.

Грамматические категории глагола в словообразовательной...

Глагол характеризуется В. В. Виноградовым как «самая сложная и самая ёмкая грамматическая категория русского языка». В «Грамматике-80» глагол определяется как часть речи, «обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения...

Культура речи в младших классах и методы ее развития

Отмечается влияние на литературный язык ненормированной разговорной речи, проникновение просторечных слов, жаргонизмов; немотивированное использование иноязычной лексики, не свойственное русскому языку интонирование и т. п. При этом нередко...

Проблемы исследования двух разновидностей фонетической...

При рассмотрении вариантивности в рамках литературной нормы, было отмечено, что в 79% случаев наши респонденты на уровне диахронии и синхронии выбирали современный вариант, наиболее частотные отступления отмечены в произношении некоторых глагольных форм и в...

Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного...

Эти особенности в усвоении глаголов у детей в норме помогают оценить речевое развитие детей, а также избежать преждевременной или запаздывающей подачи лексического материала при планировании коррекционной работы на занятиях. Формирование глагольного словаря у...

Семантические группы глаголов в рассказе И. С. Тургенева «Льгов»

Далее глаголы со значением речи играют важную роль в эпизоде, когда охотники более часа ждут

Глагол употреблён в разговорной форме. Он помогает читателю точно и образно

Употреблённые семантические группы глаголов со значением движения выступают как...

Надеть или одеть — вот в чем вопрос | Статья в сборнике...

Разница между этими глаголами зафиксирована не только в справочниках, но и приводится на различных форумах в Интернете, посвященных проблемам русского языка. В этой связи очень часто цитируется стихотворение русского драматурга Виктора Александровича Крылова

Применение модульной технологии на занятиях русского языка...

Морфологические нормыэто нормы употребления грамматических форм слов

Эта фраза звучит для представителя разных национальностей — узбека и киргиза, корейца и

О соблюдении литературной нормы в разговорной речи. русский язык, норма, культура речи...

Задать вопрос