Феномен постправды в современном политическом дискурсе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 03.05.2022

Статья просмотрена: 441 раз

Библиографическое описание:

Киреенко, В. П. Феномен постправды в современном политическом дискурсе / В. П. Киреенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 433-436. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91016/ (дата обращения: 29.04.2024).



Статья посвящена рассмотрению феномена постправды в современном мире. В работе представлен теоретический обзор трактовок данного явления в работах зарубежных и российских ученых, представлено авторское определение постправды и выделены условия ее возникновения. Кроме того, рассмотрены практики применения данного феномена в зарубежных и российских реалиях и дан комплекс практических рекомендаций, направленных на нивелирование влияния постправды на мнение людей.

Ключевые слова: постправда, СМИ, медийный нарратив, верификация информации, аналитическое мышление .

В современном мире, где информационные войны являются частью объективной реальности, а фейки и дезинформация стали привычным явлением возникает новый феномен — постправда, исследованию которого посвящено внимание большого числа специалистов социо-гуманитарных наук. Многие исследователи отмечают, что данный феномен возникает в 2015–2016 гг. в ходе предвыборных кампаний в Западных странах, а именно во время президентской кампании Д. Трампа и впоследствии Эм. Макрона, а также голосования в Великобритании по поводу выхода из Евросоюза [4]. Кроме того, в 2016 г. Оксфордский словарь признал «постправду» словом года и дал следующее определение (в англ. языке слово является прилагательным и звучит «post-truth»): «обозначающий или относящийся к обстоятельствам, в которых объективные факты оказывают меньшее влияние на формирование общественного мнения, чем обращение к эмоциям и личным убеждениям» [2].

Следует отметить, что в академической среде пока нет общепринятого определения постправды, что порождает ситуацию с большим количеством трактовок и интерпретаций в зависимости от подхода. Ниже хотелось бы привести точки зрения зарубежных и российских исследователей.

А. Макинтайер пишет, что «постправда сводится к форме идеологического превосходства, когда практикующие её пытаются заставить кого–то поверить во что–то, независимо от того, есть для этого веские доказательства или нет» [1].

А. Ю. Гарбузняк определяет «постправду» как «коммуникативный процесс, порождающий нарратив о определенными свойствами: отдельные факты и аналитические выводы обладают в нем меньшей убеждающей силой, чем готовые интерпретации, предлагающие более или менее целостную картину мира, которая резонирует с уже существующими личными убеждениями граждан. Факты, не вписывающиеся в нарратив постправды, отвергаются» [4].

Н. Н. Кошкарова и Н. Б. Руженцева замечают, что постправда — это «такая деструкция и трансформация социальной и политической реальности, при которой происходит инверсия семантики происходящего, возникают когнитивные иллюзии, распространяются «псевдоновости», создатель которых не несет за это никакой ответственности, а преследует определенные цели и коррелирует их с эмоциональным настроем целевой аудитории» [7].

Перед тем, как дать собственное определение следует перечислить условия возникновения феномена постправды:

— увеличение скорости информационных потоков и появление волн «информационного шума» [5];

— наличие альтернативных источников информации, благодаря чему люди получили возможность строить собственное медиа-потребление вокруг личного мнения, рост влияния сетевых сообществ и девальвация значения факта в общественном сознании [4];

— отсутствие верифицированной информации и как это ни парадоксально нередко недостаток информации [8];

— отсутствие верификации квалификации экспертов и потребление информации без учета ценностно-мотивационных установок, из которых исходит специалист при подаче информации массам;

— клиповое мышление — восприятие коротких, но ярких образов, быстрая и постоянная замена одних образов другими, обращение к эмоциям, вследствие чего утрачиваются навыки аналитической обработки получаемой информации;

Исходя из вышеописанных определений и условий возникновения феномена, можно сформулировать следующее определение: постправда — это одна из составляющих частей современной формы коммуникации, заключающаяся в формировании особого нарратива в общественном сознании с помощью СМИ и социальных сетей, основанного на отдельных фактах или интерпретациях событий и явлений в выгодном для заказчика свете. Здесь стоит отметить, что важнейшей особенностью постправды является то, что наличие опровержения, не исключает доносимую информацию из публичного поля, она продолжает оказывать влияние на мнение людей.

Как было отмечено выше, большинство исследователей, в своих работах о постправде отмечают, что данный феномен возникает в 2015–2016г и зачастую приводят пример электоральной кампании Дональда Трампа, где с самого начала кандидат в президенты от республиканской партии сделал ряд резонансных заявлений, которые растиражировали СМИ по всему миру. Впоследствии, большинство этих заявлений были опровергнуты журналистами и оппонентами Трампа. Хотя опровержения имели ссылки на авторитетные источники, они все же были не такими яркими инфоповодами, как заявление кандидата в президенты, следовательно, к ним было приковано меньшее внимание. В результате, несмотря на опровержения, трактовки и версии Д. Трампа продолжали свое существовании в информационном поле и оказывали влияние на умы избирателей [4].

Однако, стоит отметить, что феномен постправды стал использоваться в публичном пространстве гораздо раньше 2016 г. Далее хотелось бы привести не менее яркие примеры из прошлого и современности.

В течение 2002–2003 гг. США постоянно обвиняли Ирак в изготовлении оружия массового поражения и сотрудничестве с террористическими организациями, в частности с «Аль-Каидой» (запрещена на территории РФ). В феврале 2003 г. госсекретарь США Коллин Пауэлл на заседании Совбеза ООН, продемонстрировал миру пробирку с неизвестным порошком, заявив, что это образец химического оружия, создаваемого в Ираке, и призвал мировое сообщество поддержать идею военной интервенции в Ирак во имя защиты мира от оружия массового поражения и противодействия терроризму [9]. В результате коалиция стран во главе с США вторглась на территорию Ирака, свергла Саддама Хуссейна и разрушила страну, превратив ее в очаг нестабильности. Впоследствии сам Коллин Пауэлл признался, что оперировал не совсем точными, а порой и сфальсифицированными данными [6].

Похожим и более новым примером пост-правды является ситуация с неоднократно спасенной девочкой в Сирии, которая всегда чудом выживала после химических атак. На фотографиях ниже (рис. 1), мы видим, что одну и ту же девочку спасали из трех совершенно разных мест. Этот фейк распространялся «белыми касками» и посольством США, для проведения бомбардировок против сирийской армии, которой командует законный Президент Сирии — Башар Асад, который неугоден США. Каждый раз данные фотографии являлись частью стратегии США по оправданию в массовом сознании необходимости осуществления бомбардировок по Сирийской Армии.

Спасенная после химических атак сирийская девочка

Рис. 1. Спасенная после химических атак сирийская девочка

Отдельно хотелось бы привести примеры действия постправды применительно к российским реалиям. Феномен постправды активно использовался английскими СМИ в 2017–2018 г. против России. Так, взяв за основу материалы с массовых гуляний в Москве на Масленицу, где по традиции проводились потешные кулачные драки, английские СМИ развернули целую кампанию по очернению российских фанатов, рассказывая, что на многочисленных фотографиях представлены фанатские группировки, которые отрабатывают тактики ведения боя против английских фанатов [3]. Демонстрируя эти кадры, английские СМИ пытались отобрать у России право на проведение чемпионата мира, обвиняя в том, что ЧМ 2018 в России не будет безопасным и припоминали ситуацию 2016 г., когда российские фанаты избили английских в Марселе. В результате этой акции часть английских фанатов и болельщиков из других стран мира не приехали на ЧМ по футболу.

Другим свежим примером постправды является ситуация, сформировавшаяся в 2020–2021 году на тему вакцинации от коронавируса. Тогда в социальных сетях распространялась информация о том, что вакцина убивает людей, что именно введение вакцины является причиной смерти, а также, что в ближайшем будущем вакцинация станет обязательной для детей. Опровержения экспертов и реальная практика не смогли уничтожить эту идею в массовом сознании, а распространение данной информации значительно замедлило темпы вакцинации в России по сравнению с другими странами и породило ситуацию продажи поддельных сертификатов.

В подобных условиях актуализируется необходимость борьбы за истину и нивелировании влияния эффектов постправды на людей. В основе лежит необходимость формирования навыков аналитического мышления у людей, для того чтобы не оказаться под влиянием постправды необходимо следовать простым, но крайне важным советам: всегда читать не только заголовки, но и сам текст; проверять фотографии, место публикации и дату; проверять обоснованность доказательств и наличие ссылок на источники, а также не позволять собственным предубеждением влиять на восприятие объективной реальности.

Литература:

  1. McIntyre L. C. Post-truth — Cambridge, MA: MIT Press, 2018. — 240 p.
  2. Word of the Year 2016 {электронный ресурс} URL: https://languages.oup.com/word-of-the-year/2016/ Дата обращения: 30.04.2022
  3. Russian Ultras take part in brutal street battle as families cheer them on {электронный ресурс} URL: https://www.mirror.co.uk/news/world-news/russian-ultras-take-part-brutal-10065303 Дата обращения: 30.04.2022
  4. Гарбузняк Алина Юрьевна Феномен постправды: девальвация факта в медийном дискурсе // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 1. С. 184–192.
  5. Ефанов Александр Александрович Функционирование псевдо-новости в полях телевидения и Интернета: типология, практики, социальные эффекты // Коммуникология. 2018. № 1. С. 156–165.
  6. Интервью Колина Пауэлла {электронный ресурс} URL: https://2001–2009.state.gov/secretary/former/powell/remarks/32505.htm Дата обращения: 30.04.2022
  7. Кошкарова Н. Н. Руженцева Н. Б. На пути к правде, ведущем ко лжи: феномен постправды в современной политической коммуникации // Политическая лингвистика. 2019. № 1. С. 50–56.
  8. Макурова Дарья Андреевна Дезинформация в масс-медиа в эпоху пост-правды // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2020. № 2. С. 65–69.
  9. Отрывок выступления Колина Пауэлла на СовБезе ООН {электронный ресурс} URL: https://www.youtube.com/watch?v=BjRZdyVxg-w Дата обращения: 30.04.2022
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Ирак, постправда, США, аналитическое мышление, массовое поражение, общественное сознание, объективная реальность, Сирийская Армия, современный мир.


Ключевые слова

СМИ, постправда, медийный нарратив, верификация информации, аналитическое мышление

Похожие статьи

Проблемы распространения оружия массового уничтожения

Распространение ядерного, химического и биологического оружия массового поражения — это одна из актуальных проблем на сегодняшний день.

Применение оружия массового поражения идет вразрез со всеми правами. И эту проблему нужно решать незамедлительно.

Средства массовой информации и современные мифы...

массовое сознание, массовая культура, миф, Технический прогресс, современный миф, атмосфера страха, культурологическая проблема

Анализируя современное общественное сознание, обыденное, повседневное, массовое исследователи сталкиваются с реликтами...

Информационная война в сети Интернет | Статья в журнале...

Информационные нападки на Россию велись на протяжении многих веков

Таким образом, важнейшую роль в ведении современных информационных войн играет

Кто имеет доступ к различным информационным ресурсам, тот имеет в руках оружие массового поражения людей.

Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной...

«Реальность, создаваемая средствами массовой информации, уже в силу объективных причин не может полностью совпадать с истинной действительностью. Но, подаваемая как подлинная, в человеческом сознании она с легкостью подменяет реальные события» [16].

Использование СМИ для распространения дезинформации в ходе...

Массовое сознание становится неким управляемым пространством и формируется транслируемыми СМИ утверждениями, установками, стереотипами. Прогнозирование, формирование и контроль реакции, поведения и потребностей аудитории в самом широком...

Конструирование медиареальности в СМИ | Статья в журнале...

«В мире труда сознание руководствуется прагматическим мотивом, иначе, внимание к

Также повседневная реальность выражается и через те области, которые в меньшей степени

Также реальность можно обозначить как интерсубъективный мир, который необходимо каждому...

Информационная война и паблик рилейшнз | Статья в журнале...

общественное мнение, информационная война, массовое сознание, Ирак, военная операция, глобальная сеть, иракская армия, США, CNN, Серов. Имидж страны как одна из целей информационной войны. Панарин И.Н. Информационная война, PR и мировая политика.

Исторический аспект информационной борьбы | Статья в журнале...

Современная научно-техническая революция вызвала настоящий переворот в информационной борьбе. Более активно и глобально начали проводиться психологические операции, интенсивнее внедряться новые информационные технологии.

Информационно-сетевые войны как угроза информационной...

общественное мнение, информационная война, массовое сознание, Ирак, военная операция, глобальная сеть, иракская армия, США, CNN, Серов.

Информационное оружие способно управляемо менять политическое сознание людей, заставляя их неадекватно воспринимать...

Похожие статьи

Проблемы распространения оружия массового уничтожения

Распространение ядерного, химического и биологического оружия массового поражения — это одна из актуальных проблем на сегодняшний день.

Применение оружия массового поражения идет вразрез со всеми правами. И эту проблему нужно решать незамедлительно.

Средства массовой информации и современные мифы...

массовое сознание, массовая культура, миф, Технический прогресс, современный миф, атмосфера страха, культурологическая проблема

Анализируя современное общественное сознание, обыденное, повседневное, массовое исследователи сталкиваются с реликтами...

Информационная война в сети Интернет | Статья в журнале...

Информационные нападки на Россию велись на протяжении многих веков

Таким образом, важнейшую роль в ведении современных информационных войн играет

Кто имеет доступ к различным информационным ресурсам, тот имеет в руках оружие массового поражения людей.

Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной...

«Реальность, создаваемая средствами массовой информации, уже в силу объективных причин не может полностью совпадать с истинной действительностью. Но, подаваемая как подлинная, в человеческом сознании она с легкостью подменяет реальные события» [16].

Использование СМИ для распространения дезинформации в ходе...

Массовое сознание становится неким управляемым пространством и формируется транслируемыми СМИ утверждениями, установками, стереотипами. Прогнозирование, формирование и контроль реакции, поведения и потребностей аудитории в самом широком...

Конструирование медиареальности в СМИ | Статья в журнале...

«В мире труда сознание руководствуется прагматическим мотивом, иначе, внимание к

Также повседневная реальность выражается и через те области, которые в меньшей степени

Также реальность можно обозначить как интерсубъективный мир, который необходимо каждому...

Информационная война и паблик рилейшнз | Статья в журнале...

общественное мнение, информационная война, массовое сознание, Ирак, военная операция, глобальная сеть, иракская армия, США, CNN, Серов. Имидж страны как одна из целей информационной войны. Панарин И.Н. Информационная война, PR и мировая политика.

Исторический аспект информационной борьбы | Статья в журнале...

Современная научно-техническая революция вызвала настоящий переворот в информационной борьбе. Более активно и глобально начали проводиться психологические операции, интенсивнее внедряться новые информационные технологии.

Информационно-сетевые войны как угроза информационной...

общественное мнение, информационная война, массовое сознание, Ирак, военная операция, глобальная сеть, иракская армия, США, CNN, Серов.

Информационное оружие способно управляемо менять политическое сознание людей, заставляя их неадекватно воспринимать...

Задать вопрос