Риски в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 29.04.2022

Статья просмотрена: 750 раз

Библиографическое описание:

Островский, Е. В. Риски в образовании / Е. В. Островский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90886/ (дата обращения: 04.05.2024).



Статья посвящена исследованию состояния изученности опыта управления рисками в общеобразовательных организациях, выявлению значения рисков в системе образования.

Ключевые слова : управление в образовании, информационная безопасность, физическая безопасность, риски в образовании.

Введение . В настоящее время основополагающего системного стандарта, устанавливающего общие положения в области управления рисками в общеобразовательных учреждениях, не существует, исследование направлено на систематизацию информации в сфере предотвращения и изучения рисков как феномена в общеобразовательных организациях.

Изложение основного материала исследования

Осуществление общеобразовательного процесса без рисков не предоставляется возможным. Для минимизации их возникает потребность в систематическом контроле образовательного процесса в аспекте постоянного учёта предполагаемых решений с точки зрения их воздействия на систему рисков, которые сопутствуют образовательной деятельности, и создание условий, направленных на предотвращение и снижение наиболее опасных рисков. Исходя из этого следует, что управление рисками в образовательной деятельности должно стать одним из стратегических направлений системы образования.

В настоящее время основополагающего системного стандарта, устанавливающего общие положения в области управления рисками в общеобразовательных учреждениях, не существует. Введены девять ГОСТов, которые относятся к различным группам по классификатору стандартов, но не являются функционально полными ни по одному из направлений защиты управления рисками. Образование долгие годы развивалась как стабильная отрасль: она была защищена государством, поддерживалась обществом, с точки зрения законодательства считалась приоритетной. Образовательная деятельность, как и любая другая, подвержена рискам. И, безусловно, с одной стороны, соглашаясь с Р. М. Качаловым в том, что «современный человек все больше и больше втягивается в так называемое общество риска, поскольку не реагирует должным образом на реализовавшиеся факторы риска, не пытается предвидеть появление новых рисковых ситуаций и не склонен к рациональной оценке риска и нейтрализации его последствий» [1], безусловно, необходимость средств и инструментов для снижения рисков образовательного учреждения актуальность не подвергается сомнению, так же как практические применение их в условиях образовательной среды. В рамках данного исследования нами понимается под риском образовательного учреждения опасность, возможная неудача, отклонение от намеченной цели в результате принятия или непринятия необходимого управленческого решения, возникших форс-мажорных обстоятельств. Учебники и монографии последних лет по проблемам управления образованием предлагают нам, как правило, классический вариант менеджмента, опирающийся на мировой опыт. Обычная цепочка менеджмента представляет собой системную совокупность этапов: информация, анализ проблем, целеполагание, планирование, организация, мотивация, контроль. Среди важнейших разделов менеджмента — теория организаций, организационное управление, управление персоналом, разработка и принятие управленческих решений, управление финансами, управление инновациями. В настоящее время можно заметить разнообразность рисков в общеобразовательном учреждении, и вопрос их решения носит стихийный характер «от случая, к случаю».

После выхода новой версии стандарта серии ISO 9001:2015, управление рисками в системе менеджмента качества, является одним из важнейших моментов в деятельности организации. Для того чтобы лучше понять, как управлять рисками, необходимо иметь четкое представление о том, что такое риск, а также знать его виды и причины возникновения. Согласно ISO 9001:2015 риском считают влияние неопределенности

Анализируя педагогические работы, посвященные рискам образования, и официальные документы в сфере образования, можно сделать ряд выводов.

  1. На данный момент риск в педагогике отсутствует как термин, так и категории общего понятия в образовании. В основном риск трактуют неопределенностью, которая влечет за собой угрозу образовательному процессу и деятельности в рамках образовательного учреждения. Такая смежность делает более трудно доступнее включение риск-менеджмента при управлении образовательными учреждениями.
  2. Изученность рисков в своей основе нацелены на изучение сферы экономического подхода и не имеют общего на поприще в специфике рисков образования, наблюдается полное копирование классификации рисков, используя материалы необходимые для решения целей любого другого предприятия. Очевидно, что в таких условиях обходит внимание специфика и инновации рисков в общеобразовательных учреждениях. Так же субъекты образовательного процесса не включены в число потенциальных обладателей определенных рисков.
  3. Работы не в большом количестве посвящены практическим основам риск-менеджмента, которые освещают действия управляющего аппарата учебных заведений.

Изучение риска можно разделить на два основных направления: выделение и анализ отдельных видов риска, его проявления в общественной реальности (Роджерс, М. Н. М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. И. Добреньков, Ч. Ламброзо, К. Руткевич, Ж. Т. Тощенко, М. Фуко Ф. Р. Филиппов и др.). Общие вопросы теории и методологии риска нашли отражение как в трудах зарубежных ученых (Н. Луман Э. Гидденс, У. Бек, и др.), так и в работах отечественных исследователей (И. А. Афанасьева, С. Р. Ахмерова, В. И. Зубкова, В. С. Ибрагимова, С. А. Красикова, О. Н. Яницкого и др.).

Концепций риска достаточное количество, но наиболее завершенная концепция общества риска принадлежит У. Беку. Согласно Беку, риск — это не исключительный случай, не «последствие» и не «побочный продукт» общественной жизни. Риски постоянно производятся обществом, причем это производство легитимное, осуществляемое во всех сферах жизнедеятельности общества — экономической, политической, социальной.

Основная структура будущей диссертации основополагающее на понятие риск, который в свою очередь непосредственно связан с образованием (информационный, методический, физический.) Логическим продолжением является создание условий для исключения видов риска путем формирования компетенций, совершенствования образовательного процесса, и конечным результатом предполагается модель организационно педагогических условий.

В общеобразовательном процессе существует ряд рисков, и для их предотвращения разработаны нормативные документы в виде федеральных законов. Основополагающими нормативными документами в общеобразовательных учреждениях являются федеральные законы.

Для успешной реализации образовательного процесса необходимо исключить риски опасности и создать безопасную среду для обучения, воспитания и развития. Безопасность необходима на высочайшем уровне, одним из условий успешного общеобразовательного процесса является среда безопасности, обусловлено это освобождением мыслей участников о каком-либо виде опасности и сохранении своего здоровья, не отвлекаясь от занятий учебного характера.

Риск — ситуация неопределенности, скрывающая амбивалентные сценарии, как положительные, так и отрицательные; риски мы обозначаем в будущем времени, как вероятностные события. Риск — это осознание возникновения возможной проблемы, ее опережающая рефлексия. Поэтому о профилактике точнее говорить в отношении рисков, а о решении — в отношении проблем. В каком-то контексте эти формулировки могут быть взаимозаменяемы, а в каких-то приемлема только одна из них. Например, организаторы активных форм досуга должны позаботиться о предупреждении риска детского травматизма, как вероятностного события. Но утверждать, что они должны «решать проблему детского травматизма» будет некорректно, у них нет такой проблемы

При изучении феномена «риск» необходимо определиться с предпосылками его возникновения, выделить основные его элементы, а также важно систематизировать и классифицировать понятия, связанные с риском. Риск связан с оценками (ожиданиями) и решениями субъекта и не существует безотносительно к ним. Из этого постулата следует, что отношение к риску субъективно и зависит от социальных установок. Сам по себе внешний мир не знает никакого риска, ибо ему неведомы ни различия, ни ожидания, ни оценки, ни вероятности — разве что собственные результаты наблюдающих систем в окружающем мире других систем. Риск отражает решения, с помощью которых связывается время, хотя будущее не может быть известно в достаточной степени.

Таким образом, в рамках нашего исследования к «горизонтальным» рискам мы включили: информационные, физические и психологические. К «горизонтальным» рискам так же можно отнести методические, профессиональные личностные, социальные, инновационный, педагогический в общем все, которые напрямую относятся к образовательному процессу. В графу вертикальной структуры входят риски абсолютно с других сфер деятельности, которые напрямую не могут повлияют на образовательный процесс, например, производственный, технический, природные, рыночный, кредитный, инвестиционный, юридический, налоговый и т. д.

Результаты данных исследований имеют большое значение для улучшения и развития практики обучения и педагогической теории, актуальность обуславливается регулярным увеличением угроз информационного воздействия на учеников в учебно-воспитательной и внеучебной деятельности, все субъекты образовательного процесса так или иначе нуждаются в информационной безопасности всех субъектов образовательного процесса.

Осуществление общеобразовательного процесса без рисков не предоставляется возможным, для минимизации их возникает потребность в систематическом контроле образовательного процесса в аспекте постоянного учёта предполагаемых решений с точки зрения их воздействия на систему рисков, которые сопутствуют образовательной деятельности, и создание мер, направленных на предотвращение и снижение наиболее опасных рисков. Исходя из этого следует, что управление рисками в образовательной деятельности должно стать одним из стратегических направлений системы образования.

Литература:

  1. Абрамова И. Г. Теория педагогического риска: дисс….д. пед.н. 13.00.01, защищена 1996. СПб.,1996
  2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. Москва: ПрогрессТрадиция, 2000.- 384 с
  3. Качалов Р. М. 2010. Управление экономическим риском в российском бизнесе: мониторинг 2005–2010 гг. Российский журнал менеджмента. Центральный экономико-математический институт РАН. Том 9, № 1, 2011. С. 127–154.
  4. Михайлова Е. Н. Рискологические факторы и качество исследовательской деятельности педагога // Вестник ТГПУ. 2009. Вып. 10 (88). Стр.59–63.
  5. Фомин А. П. Личность учителя как носителя педагогической идеи: дисс. … к.филос.н. 09.00.11, защищена 2001. СПб.,2001.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, риск, образовательная деятельность, ISO, образовательное учреждение, общеобразовательный процесс, управление рисками, детский травматизм, информационная безопасность, основополагающий системный стандарт.


Похожие статьи

Угрозы информационной безопасности образовательного...

 При создании системы защиты информации в образовательном учреждении обязательно необходимо учитывать те угрозы, которые могут возникнуть. Исходя из основных свойств информации, в статье представлены основные угрозы информационной безопасности в...

О некоторых аспектах рисков и их профилактике в современном...

Целенаправленное и грамотное управление образовательным процессом сопряжено с определенным количеством рисков, которые

По мнению Г. Н. Серикова «управление образовательным учреждением — особая деятельность, в которой её субъект посредством...

Модель обеспечения информационной безопасности...

Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время

Проанализировав научно-методическую литературу, классификации, факторы, риски и угрозы

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна...

Имидж и имидж-риски современной образовательной организации

Большинство передовых образовательных учреждений (ОУ) внедряет свою систему оценки и управления рисками, при этом они сталкиваются со значительными трудностями. Основными проблемами являются:  отсутствие стандартизированных методик и недостатки используемых

Актуальные кадровые риски в дошкольном образовании

Кадровые риски занимают особое место в структуре рисков образовательных учреждений, они способны усилить или ослабить любой другой имеющийся или возможный риск. Дошкольное образование, реализуемое, как правило, дошкольными образовательными учреждениями...

Деятельность руководителя по управлению процессом...

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, комплексная безопасность, образовательный процесс, охрана труда, образовательная система, пожарная безопасность, роль руководителя любого, Российская Федерация...

К вопросу организации мероприятий по информационной...

Основные термины (генерируются автоматически): информационная безопасность, образовательное учреждение, защита детей, негативная информация, сеть, группа угроз, Интернет, информационная безопасность учащихся, организация мероприятий, Российская...

О механизме мониторинга рисков, влияющих на обеспечение...

Основные термины (генерируются автоматически): высшее учебное заведение, безопасная образовательная среда, образовательная среда, обеспечение качества образования, ситуационный центр, алгоритм организации, качество образования, регуляция рисков, риск...

Интернет-безопасность в контексте системы среднего образования

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения в качестве ведущего заявлен компетентностный подход: «В

информационная безопасность, информационно-образовательная среда, образовательное учреждение...

Похожие статьи

Угрозы информационной безопасности образовательного...

 При создании системы защиты информации в образовательном учреждении обязательно необходимо учитывать те угрозы, которые могут возникнуть. Исходя из основных свойств информации, в статье представлены основные угрозы информационной безопасности в...

О некоторых аспектах рисков и их профилактике в современном...

Целенаправленное и грамотное управление образовательным процессом сопряжено с определенным количеством рисков, которые

По мнению Г. Н. Серикова «управление образовательным учреждением — особая деятельность, в которой её субъект посредством...

Модель обеспечения информационной безопасности...

Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время

Проанализировав научно-методическую литературу, классификации, факторы, риски и угрозы

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна...

Имидж и имидж-риски современной образовательной организации

Большинство передовых образовательных учреждений (ОУ) внедряет свою систему оценки и управления рисками, при этом они сталкиваются со значительными трудностями. Основными проблемами являются:  отсутствие стандартизированных методик и недостатки используемых

Актуальные кадровые риски в дошкольном образовании

Кадровые риски занимают особое место в структуре рисков образовательных учреждений, они способны усилить или ослабить любой другой имеющийся или возможный риск. Дошкольное образование, реализуемое, как правило, дошкольными образовательными учреждениями...

Деятельность руководителя по управлению процессом...

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, комплексная безопасность, образовательный процесс, охрана труда, образовательная система, пожарная безопасность, роль руководителя любого, Российская Федерация...

К вопросу организации мероприятий по информационной...

Основные термины (генерируются автоматически): информационная безопасность, образовательное учреждение, защита детей, негативная информация, сеть, группа угроз, Интернет, информационная безопасность учащихся, организация мероприятий, Российская...

О механизме мониторинга рисков, влияющих на обеспечение...

Основные термины (генерируются автоматически): высшее учебное заведение, безопасная образовательная среда, образовательная среда, обеспечение качества образования, ситуационный центр, алгоритм организации, качество образования, регуляция рисков, риск...

Интернет-безопасность в контексте системы среднего образования

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения в качестве ведущего заявлен компетентностный подход: «В

информационная безопасность, информационно-образовательная среда, образовательное учреждение...

Задать вопрос