Оппозиционные французские политические объединения накануне созыва Генеральных штатов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 27.04.2022

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Тишков, В. В. Оппозиционные французские политические объединения накануне созыва Генеральных штатов / В. В. Тишков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 273-276. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90808/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье автор рассматривает стратегию политических действий оппозиционных французских объединений в преддверии революционных событий.

Ключевые слова: Французская революция, политические объединения, Генеральные штаты.

К XVIII в. в французском обществе сложился особый привилегированный класс. Среди 23 млн. французов 400 тыс. принадлежали к знати, являвшейся высшим сословием, хотя не так надежно защищенным от вторжения в ее состав представителей низших по социальной иерархии слоев. Они пользовались значительными привилегиями, включая освобождение от уплаты ряда налогов, а также имели право собирать феодальные повинности. Абсолютная монархия, будучи аристократической и феодальной по своей сути, лишила дворян независимости и ответственности и сократила их старые представительные институты — штаты и парламенты — до минимума [13, с.84].

Cтоит отметить, что Франция XVIII в. не была обществом, реально разделенным на три сословия. Американский социолог Т. Скочпол в своей работе демонстрирует исследование Д. Тейлора, в котором выявлено, что более 80 % частного богатства в дореволюционное время была «собственническим» богатством. Даже самые обеспеченные представители третьего сословия базировали свое благосостояние на сочетании ренты, продажных должностей, недвижимости и сеньориальных прав [11, с. 119–120]. Таким образом, между большей частью дворянства и собственническим сектором среднего класса имело место гармонизация форм инвестиций, которая делала их в экономическом отношении единой группой.

Финансовые проблемы монархии Бурбонов обострили ситуацию. Финансовые кризисы случались и ранее, в таких условиях государство ссылалось на экстраординарный суд — «Палату правосудия», представлявший из себя институт проверки деятельности финансистов, в результате которых демонстрировались их провинности, а все долги государства списывались и принудительно изымались в пользу казны. Однако общественная ситуация начинает меняться, теперь французские финансисты превращаются в сплоченное сообщество, имеющее поддержку и связи у дворян и парламентов [11, с.126]. По мере того, как войны ухудшали финансовое положение, сменявшие друг друга министры финансов пытались реформировать налоговую систему, отменив большую часть освобождений от налогов для привилегированных групп и уравнивая налоговое бремя для провинций и областей [1, с.48]. Фактически данный кризис дал шанс аристократии и парламентам.

В записках генерального наместника парижской полиции Жан — Шарля — Пьера Ленуара отмечено, что в 1780 — е г. в министерских кругах стали открыто оспаривать законодательные принципы, что вылилось в раскол в среде министров на «партию короля» и «партию королевы». «Партия короля» в социальном плане представляла из себя «дворянство мантий», выступала на воззрениях умеренных реформ с большей централизацией управления финансами. Возглавлял данную партию граф де Морепа, а после его смерти — Верженн, сторонник абсолютной монархии, выступавший против любого ограничения власти короля в пользу парламентов или аристократии. «Партия королевы» была представлена высшей придворной «аристократией шпаги» во главе с морским министром де Ла Круа, маркизом де Кастром, министром дома бароном де Бретеем, — эту группу отличала меньшая приверженность традициям и большая склонность к разного рода политическим экспериментам [8, с.365].

Соперничество представленных объединений не ограничивалось рамками министерства и королевского двора. Такие придворные «партии» имели своих сторонников в Парижском парламенте.

Самое яркое сопротивление попыткам ввести новые налоги оказали именно парламенты. Номинально выступая просто частью административного аппарата, данные судебные органы, находившееся в Париже и ведущих провинциальных городах, были в первую очередь апелляционными судами по всем гражданским и уголовным делам. Парламенты в 1787–1788 гг. дали толчок революционному пути, мобилизовав поддержку привилегированных и народа против министерских предложений реформ и высказав требование созыва Генеральных штатов. Стоит отметить, что парламенты сыграли эту роль вопреки своему желанию, так как они были противниками какой бы то не было серьезной попытки реформирования текущего режима [7, с.28]. Они желали сохранения привилегий в свою пользу. Если они и сыграли роль в подготовки будущих революционных событий, то только тем, что своим неповиновением мешали королевской власти создавать новые институты, соответствующие духу времени.

Так в сложившихся кризисных условиях правительство пытается даровать обществу нечто в роде децентрализации и свободных учреждений в форме совещательных собраний, от которых можно было бы получить согласие на увеличение прямых налогов. С этой целью были учреждены в 1787 г. по всем провинциям собрания, на которых лежала обязанность распределения налогов и производство общественных работ. Провинциальные собрания отчасти оправдывали ожидания, но существовало враждебное им общественное течение, обусловленное как раз тем, что против них высказывались парламенты [7, с.30–31].

Тактика парламентов выстраивалась на том, чтобы выставить преимущество старых Генеральных штатов, как более независимых, способных добиться уменьшения налогов или помешать их увеличению, по сравнению с новыми собраниями, назначаемыми королем.

Провинциальные парламенты путем заявлений о правительственных злоупотреблениях старались вызвать народное волнения [3, с.48]. Они постепенно становятся ведущим звеном всех оппозиционных абсолютизму сил, так как оказываются единственным легальным органом, способным формулировать оппозиционные требования в виде конкретных политико-юридических претензий.

Оказавшись в безвыходном положении Людовик XVI по инициативе государственного деятеля Калонна созвал в 1787 г. собрание нотаблей. Чтобы преодолеть финансовый кризис, Калонн предложил пересмотреть налоговую систему, предусматривающую уплату части налогов привилегированными сословиями. Однако дворянство также выразило неповиновение королю, кроме того, настаивая на проверке государственных расходов и на том, чтобы предлагаемые реформы были направлены в представительный орган, такой как Генеральные штаты [12, с.110]. Нотабли потребовали также, чтобы представителями в провинциальных собраниях были только члены высших сословий, в частности дворянства.

Так со всех сторон стали раздаваться требования в пользу собрания Генеральных штатов. 14 июня в ратуше Гренобля встретились представители дворянства, духовенства и третьего сословия и приняли предложенную адвокатом Мунье резолюцию с требованием созыва провинциальных штатов с двойным представительством третьего сословия, а также созыва Генерального штата королевства. Они призвали все остальные провинции присоединиться к этому постановлению, а также не платить налогов, пока не будет созвано Генеральное собрание. Данный призыв получил широкую поддержку в стране. Движение за восстановление прав парламентов все более перерастало в движение за созыв Генеральных штатов, причем руководящую роль явно перехватывала буржуазия [9, с.58–59].

В наказах 1789 г. высказывалось общее пожелание в пользу этих штатов, даже в Берри, где уже 10 лет функционировало провинциальное собрание [7, с.31]. Дворянское сословие из провинции Бургундии в первой статье своего наказа также отмечает, что необходим периодический созыв Генеральных штатов, происходящий с коротким интервалом [4, c.13]. Третье сословие провинции Руэрг также выступает за периодический созыв Генеральных штатов. При этом в наказе особый упор сделан на справедливое перераспределение налогового обложения, бессословный доступ к любым должностям, постам и занятиям, отмену продажи дворянского звания [6, с.15–20]. Требование созывать Генеральные штаты на регулярной основе содержится в 76 % наказов, исходящих от духовенства, при этом более чем в 90 % этих наказов встает вопрос о наделении данного органа законодательными полномочиями [10, с.52]. Так, в наказе духовного сословия сенешальства Анноне упоминается о том, что Генеральные штаты должны взять на себя задачу по составлению конституции [5, c.11–13]. В наказе бальяжа Парижа вне прочего подчеркивалось, что только нация, представляющая собой конституционную власть, сможет осуществить или передать соответствующим представителям право исправлять или улучшать конституцию, которая будет разработана в Генеральных штатах [2, с.238]. Однако, стоит отметить, что многие люди того времени подразумевали под словом «конституция» совокупность норм неписаного права, охранителем которого традиционно считались парламенты [1, с.17].

Таким образом, с весны 1787 по осень 1788 г. во Франции действовал оппозиционный фронт, включавший и дворян, и третье сословие и возглавлявшийся парламентами. Эта группа беспокоилась из-за увеличения налогового расхода, требовала юридических свобод и скорейшего созыва Генеральных штатов. Протесты парламентов, которые апеллировали к народным интересам, создавали сплоченную основу недовольных королевской властью. Они способствовали перерастанию экономического кризиса в политический. Недооценка сложной ситуации в стране обнаружила то, что аристократия не понимала, к чему ведет ее критика существующего режима. Поэтому революционный всплеск не был совершен какой — либо сформировавшейся партией или движением, личностями, пытавшимися осуществить последовательную политическую программу. Однако потрясающее единообразие идей среди довольно связанных социальных групп придало революционному движению единый вектор развития.

Литература:

  1. Бовыкин Д. Ю., Чудинов А. В. Французская революция. — М.: Альпина нон-фикшн: ПостНаука, 2020.
  2. Жорес Ж. Социалистическая история Французской революции. Т.1.Книга 1. М., 1976
  3. Матьез А. Французская революция. / пер. К. И. Цидербаума. — Р.-на-Д.: Феникс, 1995.
  4. Наказ дворянского сословия Божоле, составленный на заседании 19 марта 1789 г. // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. — М., 1990. Т.1.
  5. Наказ сословия духовенства сенешальства Анноне // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. — М., 1990. Т.1.
  6. Общий перечень просьб, жалоб и наказов третьего сословия спешальства Родез // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. — М., 1990. Т.1.
  7. Олар А. Политическая история Французской революции. / пер. с фр. Н. Кончевской. — М.: гос. социально-экономическое изд-во, 1938.
  8. Пименова Л. А. Монархия и придворное общество во Франции в конце Старого порядка. Сборник научных статей / Под общей ред.: Л. С. Белоусов. — М., Исторический факультет МГУ, 2018.
  9. Ревуненков В. Г. Очерки по истории Великой французской революции 1789–1792. — Л., 1982.
  10. Русаковский В. К. Позиция духовенства накануне французской революции // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 8. 2014. № 5.
  11. Скочпол, Теда. Государства и социальные революции: сравнительный анализ Франции, России и Китая/пер. с англ. С.Моисеев; научный редактор перевода Д.Карасев. —М.: Изд-во Института Гайдара, 2017.
  12. Талейран Ш. М. Старый режим. Великая революция. Империя. Реставрация. М.: Ин-т международных отношений, 1959.
  13. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789–1848 / Пер. с англ. Л. Д. Якуниной — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): штат, парламент, абсолютная монархия, королевская власть, наказ, налоговая система, периодический созыв, сословие, требование созыва.


Ключевые слова

французская революция, политические объединения, Генеральные штаты

Похожие статьи

Взаимодействие королевской власти и парламента во времена...

Выступая против королевской власти, де Монфор добился немалых успехов, но именно Эдуард нанес ему окончательное поражение.

Впоследствии именно эти жалобы стали катализатором созыва парламента. Причин к созыву парламента было несколько.

О процедуре принятия решений единственного акционера...

В данной статье рассматриваются особенности принятия решений единственного акционера (участника) хозяйственных обществ, необходимость и обязательность их удостоверения нотариусом или регистратором, обязательность применения обзора судебной практики по...

Особенности формирования политико-правового учения...

В данной работе автор рассматривает политико-правовые учения русских просветителей второй половины XVIII в.: особенности формирования политико-правового учения просвещённого абсолютизма (политико-правовая идеология феодальной аристократии и политико-правовые...

Основные цели Никонианской реформы, противоречащие...

В процессе изучения были сделаны выводы о последствиях раскола. Современный российский историк И. Л. Андреев полагал, что проводимая реформа отвечала интересам светской власти. В рамках данной работы удалось рассмотреть вопрос о том...

Взгляды Джона Локка на происхождение государства и права...

Ключевые слова: государство, власть, естественный закон, война, свобода. Монументальный труд Джона Локка «Два трактата о правлении»

Именно эти права являются теми невидимыми границами действия государства и власти, нарушение этих границ приведет к аннулированию...

Концепция разделения властей Джона Локка | Статья в журнале...

Законодательная власть, по мнению Джона Локка, занимает в системе лидирующее положение, поскольку именно она указывает, каким образом

Она обладает правом созывать и распускать законодательный орган, что делает ее уполномоченным представителем народа, действующим...

Университетский устав 1884 г. как исторический источник

Однако университетский устав 1884 г. содержал много нововведении. По большей части они касались системы управления университетами. Теперь главную роль в работе данных учреждении играл попечитель учебного округа.

Похожие статьи

Взаимодействие королевской власти и парламента во времена...

Выступая против королевской власти, де Монфор добился немалых успехов, но именно Эдуард нанес ему окончательное поражение.

Впоследствии именно эти жалобы стали катализатором созыва парламента. Причин к созыву парламента было несколько.

О процедуре принятия решений единственного акционера...

В данной статье рассматриваются особенности принятия решений единственного акционера (участника) хозяйственных обществ, необходимость и обязательность их удостоверения нотариусом или регистратором, обязательность применения обзора судебной практики по...

Особенности формирования политико-правового учения...

В данной работе автор рассматривает политико-правовые учения русских просветителей второй половины XVIII в.: особенности формирования политико-правового учения просвещённого абсолютизма (политико-правовая идеология феодальной аристократии и политико-правовые...

Основные цели Никонианской реформы, противоречащие...

В процессе изучения были сделаны выводы о последствиях раскола. Современный российский историк И. Л. Андреев полагал, что проводимая реформа отвечала интересам светской власти. В рамках данной работы удалось рассмотреть вопрос о том...

Взгляды Джона Локка на происхождение государства и права...

Ключевые слова: государство, власть, естественный закон, война, свобода. Монументальный труд Джона Локка «Два трактата о правлении»

Именно эти права являются теми невидимыми границами действия государства и власти, нарушение этих границ приведет к аннулированию...

Концепция разделения властей Джона Локка | Статья в журнале...

Законодательная власть, по мнению Джона Локка, занимает в системе лидирующее положение, поскольку именно она указывает, каким образом

Она обладает правом созывать и распускать законодательный орган, что делает ее уполномоченным представителем народа, действующим...

Университетский устав 1884 г. как исторический источник

Однако университетский устав 1884 г. содержал много нововведении. По большей части они касались системы управления университетами. Теперь главную роль в работе данных учреждении играл попечитель учебного округа.

Задать вопрос