Эмиссия долговых обязательств как инструмент финансирования дефицита муниципальных бюджетов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 25.04.2022

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Дегтярь, Е. В. Эмиссия долговых обязательств как инструмент финансирования дефицита муниципальных бюджетов / Е. В. Дегтярь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 88-89. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90742/ (дата обращения: 04.05.2024).



В последнее время в Российской Федерации расширено применение механизмов долгового финансирования регионов и муниципальных образований. В частности, в целях обеспечения бюджетной и долговой устойчивости субъектов Российской Федерации в 2021 году заключены соглашения с 30 регионами на сумму 334,8 млрд. рублей на предоставление субъектам Российской Федерации бюджетных кредитов на замещение долговых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по рыночным заимствованиям, исходя из необходимости их доведения до 25 % налоговых и неналоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации в 2020 году.

Кроме того, в 2021 году Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации одобрены проекты 80 регионов на общую сумму 473,6 млрд. рублей на предоставление субъектам Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

Несмотря на это, в настоящее время фиксируется неуклонный рост муниципального долга. По состоянию на 1 января 2022 г. объем долга муниципальных образований составил 376,6 млрд. рублей.

Несоответствие полномочий муниципальных образований и имеющихся у них ресурсов, сложности с привлечением финансовых ресурсов из других источников, проблема с управлением собственностью и многое другое приводит к неспособности местной власти выполнять свои обязательства перед населением в полном объеме. Отсутствие стратегии, направленной на снижение муниципального долга, может стать причиной острого социально-экономического кризиса и в рамках отдельных муниципальных хозяйств, и на региональном и федеральном уровнях.

Таком образом, проведение взвешенной долговой политики не только определяет эффективность управления муниципальным хозяйством, но и является предпосылкой стабилизации общей экономической ситуации в стране.

Анализируя структуру долговых обязательств муниципальных образований, можно отметить следующее.

По состоянию на 1 января 2022 г. в общем объеме муниципального долга 58 % составляют кредиты, полученные от кредитных организаций (219,6 млрд. рублей). Далее идут бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации — 132,4 млрд. рублей или 35 % от суммы долга муниципалитетов, муниципальные ценные бумаги — 19,9 млрд. рублей или 5,3 % от объема долга муниципальных образований.

Соответственно основными источниками финансирования дефицита местного бюджета являются банковские кредиты и финансовая помощь бюджетов иных уровней.

Вместе с тем, вследствие дороговизны и зависимости от величины ключевой ставки Банка России, использование банковского кредитования как источника долгового финансирования потребностей не является для муниципалитета выгодным финансовым инструментом.

Привлечение бюджетных кредитов в последнее время также вызывает у муниципалитетов трудности, так как с 1 января 2020 года правила, по которым территориальные органы Федерального казначейства предоставляют муниципальным образованиям бюджетные кредиты, стали более жесткими.

На этом фоне финансирование муниципального долга с помощью эмиссии ценных бумаг выглядит с финансовой точки зрения более привлекательным.

Следует выделить два вида муниципальных облигаций:

– субфедеральные — эмитируются субъектами Российской Федерации, в том числе городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);

– муниципальные — выпускаются муниципальными образованиями, входящими в состав субъектов Российской Федерации.

Муниципальные облигации могут быть:

– целевыми, то есть выпускаться для привлечения финансирования на реализацию определенного проекта (строительство новых объектов и жилищной инфраструктуры, ремонт дорог и т. д.);

– общего покрытия — эмитируются для финансирования дефицита муниципального бюджета, заработной платы, пополнения оборотных средств и т. д.

Вместе с тем по степени надежности муниципальные облигации практически не уступают государственным ценным бумагам. Согласно данным международных рейтинговых агентств, муниципальные облигации имеют рейтинг на уровне государственных бумаг или на одну ступень ниже.

При этом в истории было зафиксировано всего лишь три дефолта, явившихся техническими вследствие спада промышленного производства в период кризиса (в 2009 и 2010 году Клинский район Москвы трижды просрочил выплату купонов, в 2015 году Новгородская область просрочила погашение кредита Банка ВТБ).

Что касается доходности, купонный доход муниципальных облигаций выше облигаций федерального займа на 2–4 процентных пункта, что объясняется более высоким риском этого вида ценных бумаг.

Вместе с тем, принимая решение о размещении облигаций, муниципалитету-эмитенту необходимо оценивать риски, которые может понести потенциальный инвестор:

– риск ликвидности

– риск снижения процентных ставок кредитных организаций

– риск повышения процентных ставок

– риск снижения доходности.

Кроме того, к трудностям, с которыми может столкнуться муниципалитет-эмитент, следует отнести:

– длительный срок прохождения процедуры регистрации в Минфине России условий эмиссии (от даты принятия решения о размещения ценных бумаг на бирже самого размещения может пройти до полугода);

– уровень спроса на внутреннем рынке ценных бумаг.

Но, несмотря на указанные проблемы, муниципальные ценные бумаги являются перспективным и высоконадежным инструментом, призванным решить проблему дефицита бюджета муниципального образования качественно новым способом, повысить результативность местного самоуправления, обеспечить потребность муниципалитетов в финансовом обеспечении осуществления возложенных на них полномочий по решению вопросов местного значения.

Литература:

  1. Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований. — Текст: электронный // Минфин России: [сайт]. — URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/ (дата обращения: 20.04.2022).
  2. Изюмская, Е. В. Государственные и муниципальные ценные бумаги в России: проблемы и тенденции / Е. В. Изюмская. — Текст: непосредственный // Финансы и учетная политика. — 2019. — № 11. — С. 1–5.
  3. Что такое муниципальные облигации, как и сколько на них можно заработать. — Текст: электронный // Инвестор Альфа: [сайт]. — URL: https://alfainvestor.ru/chto-takoe-municipalnye-obligacii-kak-i-skolko-na-nih-mozhno-zarabotat/?utm_referrer=https %3A %2F %2Fyandex.ru %2F (дата обращения: 10.04.2022)
  4. Муниципальные облигации: выгодны или нет?. — Текст: электронный // InvestFuture: [сайт]. — URL: Муниципальные облигации: выгодны или нет? Подробнее: https://investfuture.ru/articles/id/municipalnye-obligacii-vygodny-ili-net © Investfuture.ru (дата обращения: 19.04.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, бумага, образование, долг, кредит, млрд, облигация, последнее время, рубль.


Похожие статьи

Анализ внутреннего государственного долга Российской...

Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2014 года составил 7 543,78 млрд. рублей и увеличился по сравнению с объемом на 1 января 2013 года на 1 024,01 млрд. рублей. Однако если рассматривать с 1 января 2009 года, то увеличение составляет 4...

Государственный внутренний долг Российской Федерации...

В действующей редакции Бюджетного кодекса РФ государственный внутренний долг определяется как долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в валюте Российской Федерации (статья 6 БК РФ). До изменений в бюджетное...

государственный долг рф и его роль на современном этапе

Величина внешнего государственного долга Российской Федерации снизилась с 55,8 млрд. рублей на 01.01.2014 г. до 50,0 млрд. рублей на 01.01.2016 г. или на 5,8 млрд рублей. В 2014–2015 гг. Россия воздержалась от выхода на международный долговой рынок в качестве...

Особенности долговой политики РФ в условиях кризиса

Увеличение государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2015 год за счет ценных бумаг составило 23,54 % или 1 043,32 млрд. руб. При этом стоит отметить, что структура внутреннего долга в 2015 г. изменилась по сравнению с 2014 г. Так, появились долги...

Управление государственным долгом: проблемы и возможности

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и

- кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных

- государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации

Анализ рынка корпоративных облигационных заимствований...

РФ, Российская Федерация, долг, Парижский клуб, облигация... 3. Центральный банк и Минфин РФ сконцентрировали свои усилия на узком.

Так, в структуру внешнего долга РФ входит задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного...

Совершенствование практики облигационных заимствований...

РФ, Российская Федерация, долг, Парижский клуб, облигация, млрд рублей, займ, долговая политика, государственный внешний долг, государственное управление. Управление государственным долгом РФ | Статья в...

Проблемы и тенденции развития рынка облигаций в РФ

На данное время основу рынка публичного долга составляют размещаемые на бирже

Облигация – это долговая эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая внесение

В настоящее время при выпуске облигационных заимствований субъект РФ сталкивается с...

Специфика внутреннего долга Российской Федерации

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.

Данная бумага погашается в полном объёме в дату погашения, а в течение срока обращения с

РФ, Российская Федерация, долг, Парижский клуб, облигация, млрд рублей, займ, долговая...

Похожие статьи

Анализ внутреннего государственного долга Российской...

Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2014 года составил 7 543,78 млрд. рублей и увеличился по сравнению с объемом на 1 января 2013 года на 1 024,01 млрд. рублей. Однако если рассматривать с 1 января 2009 года, то увеличение составляет 4...

Государственный внутренний долг Российской Федерации...

В действующей редакции Бюджетного кодекса РФ государственный внутренний долг определяется как долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в валюте Российской Федерации (статья 6 БК РФ). До изменений в бюджетное...

государственный долг рф и его роль на современном этапе

Величина внешнего государственного долга Российской Федерации снизилась с 55,8 млрд. рублей на 01.01.2014 г. до 50,0 млрд. рублей на 01.01.2016 г. или на 5,8 млрд рублей. В 2014–2015 гг. Россия воздержалась от выхода на международный долговой рынок в качестве...

Особенности долговой политики РФ в условиях кризиса

Увеличение государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2015 год за счет ценных бумаг составило 23,54 % или 1 043,32 млрд. руб. При этом стоит отметить, что структура внутреннего долга в 2015 г. изменилась по сравнению с 2014 г. Так, появились долги...

Управление государственным долгом: проблемы и возможности

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и

- кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных

- государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации

Анализ рынка корпоративных облигационных заимствований...

РФ, Российская Федерация, долг, Парижский клуб, облигация... 3. Центральный банк и Минфин РФ сконцентрировали свои усилия на узком.

Так, в структуру внешнего долга РФ входит задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного...

Совершенствование практики облигационных заимствований...

РФ, Российская Федерация, долг, Парижский клуб, облигация, млрд рублей, займ, долговая политика, государственный внешний долг, государственное управление. Управление государственным долгом РФ | Статья в...

Проблемы и тенденции развития рынка облигаций в РФ

На данное время основу рынка публичного долга составляют размещаемые на бирже

Облигация – это долговая эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая внесение

В настоящее время при выпуске облигационных заимствований субъект РФ сталкивается с...

Специфика внутреннего долга Российской Федерации

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.

Данная бумага погашается в полном объёме в дату погашения, а в течение срока обращения с

РФ, Российская Федерация, долг, Парижский клуб, облигация, млрд рублей, займ, долговая...

Задать вопрос