Типологизация инноваций в гостиничном бизнесе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 25.04.2022

Статья просмотрена: 192 раза

Библиографическое описание:

Левченко, К. К. Типологизация инноваций в гостиничном бизнесе / К. К. Левченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 355-357. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90713/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье представлены основные аспекты исследования инноваций в гостиничном бизнесе. Составлена типология групп инновационных услуг гостиничного предприятия в зависимости от уровня новизны, которая представлена в виде матрицы, основу которой составили два классификационных признака: уровень новизны инновационной гостиничной услуги и тип применяемой инновации.Сформулированы цели применения инноваций в гостиничном бизнесе, а также определены виды инноваций: управленческие, маркетинговые, институциональные и инновации дизайна.

Ключевые слова: инновации, типологизация, гостиничная услуга, индустрия гостеприимства.

Инновации считаются основным источником конкурентных преимуществ и экономического роста, а исследования об инновациях, сферы их применения весьма разнообразны [3, с.424]. В современных условиях быстрого изменения состояний внешней среды хозяйствующих субъектов для повышения уровня их конкурентоспособности необходимо активное внедрение инноваций, обучения инновационным технологиям, обеспечивающих удовлетворение потребностей гостей с минимальными издержками.

Во многих предприятиях большая часть инноваций происходит за счет постепенных улучшений, разработанных внутри уже существующих услуг, технологий и процессов, а не радикальным образом, как редкое событие, которое инициирует статус-кво. Клайн и Розенберг отмечают неопределенность как основную черту, придающую окраску инновациям, которая проистекает из природы рассматриваемой технологии, и ее коммерческой жизнеспособности [1, с. 640].

Таким образом, неопределенный характер инновации связан с трудностью доступа к необходимой информации о том, что требуется, с техническими и управленческими проблемами, которые трудно решить, и с аспектами, связанными с успехом инновации на рынке. Таким образом, способность предприятий получить желаемые результаты будет во многом зависеть от того опыта и знаний, которые она уже имеют.

Более того, акцент на кумулятивном характере инновационных технологий подчеркивает важность обучения в процессе разработки и их использования как в организациях, которые инициируют инновации в новых услугах или процессах, так и только в тех, кто извлекает выгоду из таких инноваций на более ранних стадиях процесса диффузии. Обучение процессу реализации инноваций включает в себя «обучение в процессе работы»- повышение эффективности бизнес-процессов, «обучение посредством использования» — повышение эффективности использования системы управления, «обучение посредством взаимодействия» — вовлечение пользователей и производителей во взаимодействие, которое приводит к инновациям «продукта» и «обучению через обучение», когда способность предприятия усваивать инновации, разработанные в других местах, зависит от их опыта в обучении, который, в свою очередь, усиливается за счет НИОКР и других связанных с ними нематериальных инвестиций.

Таким образом, представляется общепризнанным, что рост стоимости предприятий в процессе обучения инновациям больше зависит от их способности усваивать, то есть накапливать опыт, полученный от производства, использования ресурсов, взаимодействия с конечными пользователями и накопление собственного опыта, а не полученного в результате радикальных инноваций или технологических революций. Таким образом, хозяйствующие субъекты, способные накапливать навыки и опыт и создавать прочную основу для кумулятивного обучения, смогут лучше адаптироваться к технологическим изменениям, а соответственно и к цифровым трансформациям. Поиск этой информации является сложной задачей, сопряженной с большими затратами, особенно для небольших вновь созданных организаций, которым часто не хватает необходимого накопленного опыта и которые не могут воспользоваться четко определенными правилами и процедурами, которые могли бы ускорить принятие решений.

Что касается предприятий туристского бизнеса, и гостиничных организаций, в частности, то роль инноваций заключается в первую очередь в обеспечении производителям гостиничных услуг конкурентных преимуществ, которые могут быть как операционными, то есть повышать текущую эффективность деятельности предприятия (снижение себестоимости, расширение рынка и т. п.), так и стратегическими, формирующими неповторимость организации с точки зрения качества услуг и комфортности обслуживания. На самом деле, как операционные, так и стратегические инновации привносятся в гостиничные услуги или технологические процессы на протяжении всего их жизненного цикла, и их последующее использование становится более важным с экономической точки зрения, чем первоначальная новация. Таким образом, акцент сместился с простого философского акцента технологических инноваций на социальный процесс, экономически ориентированный на цифровые решения гостиничного бизнеса.

Поскольку инновации — это весьма многогранное понятие, то в наиболее общем виде, инновационные услуги гостиничного предприятия в зависимости от уровня новизны, можно представить в следующем виде (таблица 1). Основу данной классификационной схемы составили два классификационных признака: уровень новизны инновационной гостиничной услуги и тип применяемой инновации.

Инновационная гостиничная услуга — это услуга, отличающаяся от имеющихся наличием совершенно новых свойств исходя из технологических параметров и функционального назначения.

Таблица 1

Двухфакторная классификационная матрица инновационных гостиничных услуг

УРОВЕНЬ НОВИЗНЫ

Группа инновационных услуг гостиничного предприятия

Принципиально новое (70 % и выше)

Новые гостиничные услуги, не имеющие аналогов

Новые гостиничные услуги для различных категорий туристов

Значительно измененное (50–70 %)

Гостиничные услуги, обладающие принципиально новыми свойствами

Гостиничные услуги с частично измененными свойствами за счет новой компоненты

Изменение свойств услуги за счет более высокого качества

Частично измененное (менее 50 %)

Изменение услуги в соответствии со стандартом обслуживания

Радикальные инновации

Замещающие инновации

Улучшающие инновации

Основаны на новых знаниях

Основаны на изобретениях и открытиях

Трансформация технологий и продуктов

ТИП ИННОВАЦИЙ

Новая гостиничная услуга — это услуга, в основе которой заложено новшество с принципиально отличающимися свойствами на конкретном рынке гостиничных услуг.

Значительно измененная гостиничная услуга — это услуга, уже существующая на отечественном рынке гостиничных услуг, но получившая новые характеристики или параметры, которые придают ей совершенно иную применяемость в обслуживании гостей.

Гостиничная услуга с частичным изменением свойств — это услуга, в основе которой заложены современные стандарты обслуживания.

Реализация инновационных процессов в практическую деятельность сопряжен с рядом этапов, в числе которых этап инновационной идеи, оценки рыночной стоимости для бизнеса, технико-экономического обоснования и продвижения на рынок, внедрения и оценки эффективности по ряду финансовых показателей, то есть оценки результата применения инноваций.

В настоящее время в ряде публикаций по данной проблеме рассматривается взаимосвязь технологических и цифровых трансформаций в определенной сфере деятельности с результатами инноваций, особенно интересен этот опыт в ряде зарубежных стран. Например, исследование предприятий гостиничного бизнеса в Испании с наибольшим количеством зарегистрированных патентов проанализировало влияние видения высшего руководства и характеристик рабочей группы на эффективность инноваций. Эффективность инноваций определялась количеством новых и улучшенных гостиничных услуг и количеством патентов [4, с. 180]. В других исследованиях рассматриваются темы, в которых была предпринята попытка определить, влияет ли стратегическое лидерство на инновации [2, с. 670] Авторы также изучили влияние социальной культуры, а также неоднородности команды высшего руководства на инновации. Измерение инноваций было получено из статистики патентных данных. Хотя исследования в области разработки новых гостиничных, особенно реализуемых в цифровом формате, значительно продвинулись за последние годы, все же остаются опасения по поводу неоднозначности в определении типов инноваций в гостиничном бизнесе.

Инновации, как отмечено ранее это многогранное понятие, которое широко обсуждается как в научных кругах и практических реалиях их реализации. В разных условиях они зачастую оцениваются по-разному. Однако много раз инновации измерялись и оценивались с помощью патентов [5, с.27]. Этот подход удобен с той точки зрения, что он обеспечивает измерение инновационности предприятия, отрасли, региона или страны. Тем не менее, во многих случаях новые услуги не запатентованы, особенно в гостиничной сфере, то есть точное измерение инноваций в сфере гостеприимства отсутствует. Причина, по которой трудно найти заменители инноваций в сфере гостиничного бизнеса, заключается в том, что труднее измерить входы и выходы инноваций, поскольку гостиничный продукт часто неосязаем. Услугу нельзя хранить, а это означает, что производство и потребление происходят одновременно, а потребление предполагает личное взаимодействие с сотрудниками.

Типология инноваций для сервисных инноваций включает продукты и услуги, процессы, управленческие, маркетинговые и институциональные инновации. Процессные инновации направлены на повышение производительности и эффективности деятельности гостиничного предприятия. Процессные инновации часто реализуются за счет новых инвестиций в информационные и коммуникационные технологии. В индустрии гостеприимства примерами технологических инноваций являются системы самостоятельной регистрации, к примеру, киоски самопоселения, которые помогают как гостям, так и сотрудникам осуществлять процессы заселения бесконтактным способом. Предприятия в индустрии гостеприимства могут внедрять управленческие инновации, такие как новые способы организации и вознаграждения сотрудников, особенно в формате цифровизации, позволяющие мотивировать и стимулировать персонал в зависимости от полученных результатов, сокращая при этом трудозатраты и экономя время. Это может включать предоставление сотрудникам возможности принимать творческие решения, осуществлять обучение на рабочем месте, выстраивать схемы поощрения за счет льгот и повышения заработной платы или реорганизацию задач сотрудников. Маркетинговые инновации в индустрии гостеприимства включают новые способы маркетинга, а также новые каналы сбыта туристского продукта. Большинство маркетинговых новшеств реализуется с использованием сети интернет облачных технологий, где маркетинговые затраты могут быть снижены. Институциональные инновации происходят за пределами гостиничной организации и связаны с нормативно-правовой базой. Существует также такой вид инноваций, как инновации, основанные на дизайне, определяются как новый или значительно улучшенный дизайн, интерьер и/или атмосфера гостиничного предприятия. Гостиничные предприятия, столкнувшиеся с конкурентной средой, используют вариации в своем дизайне как основное средство для создания конкурентного преимущества и способности дифференцировать себя от других предприятий на том же рынке услуг.

Литература:

  1. Kline J., Rosenberg N. «An overview of innovation», in Landau R., Rosenberg N. (eds) The positive sum strategy: harnessing technology of economic growth — National academy press, Washington, D.C., 1986 — pp. 640
  2. Elenkov, D.S., Judge, W., and Wright, P. Strategic leadership and executive innovation influence: an international multi-cluster comparative study. Strategic Management Journal, 2005. № 26 — p. 665–682.
  3. Porter, M.E. and Ketels, C. H. MCompetitiveness: Moving to the next stage. Strategic Management Journal,. (2003). № 24 — p. 415–431.
  4. Carmen, C.O., de la Luz, F. A. M., and Salustiano, M.FInfluence of top management vision and work team characteristics on innovation. European Journal of Innovation Management,. (2006). № 9 (2) — p.179–201.
  5. Adams, R., Bessant, J., and Phelps, R. (2006). Innovation management measurement: A review. International Journal of Management Reviews, № 8 (1), p. 21–47.
Основные термины (генерируются автоматически): инновация, услуга, гостиничный бизнес, гостиничное предприятие, УРОВЕНЬ НОВИЗНЫ, индустрия гостеприимства, гостиничная услуга, инновационная гостиничная услуга, вид инноваций, высшее руководство.


Ключевые слова

инновации, индустрия гостеприимства, типологизация, гостиничная услуга

Похожие статьи

Инновационный потенциал российского гостиничного бизнеса

 Инновации — это использование в той или иной сфере общества результатов

Инновационное развитие гостиничного рынка находится в прямой зависимости от

Новые виды услуг находят свои ниши в гостинично-туристической индустрии, в результате чего и...

Инновации в гостиничном и ресторанном бизнесе

Гостиничные предприятия и предприятия общественного питания — неотъемлемая часть

Гостиничный бизнес — играет неотъемлемою роль, в становлении экономики и бизнеса [1, с 1]. На

Ниже будут подробно описаны современные инновации в гостинично-ресторанной сфере

Перспективы внедрения инновационных методов управления...

В статье рассматриваются инновационные технологии и методы управления в разрезе ключевых аспектов внедрения применительно к индустрии гостеприимства и туризма, приведено теоретическое обоснование термина «инновация», рассмотрены основные...

Инновационный менеджмент в гостиничном предприятии

Инновационный менеджмент в гостиничном предприятии. Автор: Гареев Роман Робертович. Рубрика: Экономика и управление.

В настоящее время, в условиях высокой конкуренции и повышения требований к качеству со стороны потребителей гостиничных услуг, в индустрии...

Гостиничная индустрия как комплексная составляющая...

Индустрия гостеприимства — это комплексная сфера деятельности работников, удовлетворяющих любые запросы и желания туристов

Фактически гостиничные предприятия в структуре индустрии туризма и гостеприимства выполняют ключевые функции, так как...

Инновационное развитие индустрии туризма. Автор: Маклашина...

Инновации подразумевают, прежде всего, инновационный подход, инновационные процессы и осуществление инновационной деятельности. Классический подход подразумевает, что инновационная деятельность в индустрии гостеприимства...

Маркетинговые стратегии и инновации гостиничного предприятия

Маркетинговая деятельность в гостиничном бизнесе, как важнейшая функция в индустрии гостиничного бизнеса, должна обеспечивать постоянное, устойчивое, конкурентоспособное функционирование и развитие того или иного субъекта системы маркетинга на гостиничном...

Особенности современного корпоративного управления...

Особенности современного корпоративного управления предприятиями индустрии гостеприимства.

Инновационный потенциал российского гостиничного бизнеса. Это же относится к любому предприятию индустрии гостеприимства, то.

Качество услуг индустрии гостеприимства и его оценка

Так как услуга индустрии гостеприимства является комплексом услуг различного содержания и назначения, оценка ее качества должна быть комплексной, включающей в себя показатели качества каждой отдельной услуги, которые мы называем единичными показателями качества.

Похожие статьи

Инновационный потенциал российского гостиничного бизнеса

 Инновации — это использование в той или иной сфере общества результатов

Инновационное развитие гостиничного рынка находится в прямой зависимости от

Новые виды услуг находят свои ниши в гостинично-туристической индустрии, в результате чего и...

Инновации в гостиничном и ресторанном бизнесе

Гостиничные предприятия и предприятия общественного питания — неотъемлемая часть

Гостиничный бизнес — играет неотъемлемою роль, в становлении экономики и бизнеса [1, с 1]. На

Ниже будут подробно описаны современные инновации в гостинично-ресторанной сфере

Перспективы внедрения инновационных методов управления...

В статье рассматриваются инновационные технологии и методы управления в разрезе ключевых аспектов внедрения применительно к индустрии гостеприимства и туризма, приведено теоретическое обоснование термина «инновация», рассмотрены основные...

Инновационный менеджмент в гостиничном предприятии

Инновационный менеджмент в гостиничном предприятии. Автор: Гареев Роман Робертович. Рубрика: Экономика и управление.

В настоящее время, в условиях высокой конкуренции и повышения требований к качеству со стороны потребителей гостиничных услуг, в индустрии...

Гостиничная индустрия как комплексная составляющая...

Индустрия гостеприимства — это комплексная сфера деятельности работников, удовлетворяющих любые запросы и желания туристов

Фактически гостиничные предприятия в структуре индустрии туризма и гостеприимства выполняют ключевые функции, так как...

Инновационное развитие индустрии туризма. Автор: Маклашина...

Инновации подразумевают, прежде всего, инновационный подход, инновационные процессы и осуществление инновационной деятельности. Классический подход подразумевает, что инновационная деятельность в индустрии гостеприимства...

Маркетинговые стратегии и инновации гостиничного предприятия

Маркетинговая деятельность в гостиничном бизнесе, как важнейшая функция в индустрии гостиничного бизнеса, должна обеспечивать постоянное, устойчивое, конкурентоспособное функционирование и развитие того или иного субъекта системы маркетинга на гостиничном...

Особенности современного корпоративного управления...

Особенности современного корпоративного управления предприятиями индустрии гостеприимства.

Инновационный потенциал российского гостиничного бизнеса. Это же относится к любому предприятию индустрии гостеприимства, то.

Качество услуг индустрии гостеприимства и его оценка

Так как услуга индустрии гостеприимства является комплексом услуг различного содержания и назначения, оценка ее качества должна быть комплексной, включающей в себя показатели качества каждой отдельной услуги, которые мы называем единичными показателями качества.

Задать вопрос