Сравнительный анализ российского и австрийского консерватизма (на примере работ Н. М. Карамзина и К. Меттерниха) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 24.04.2022

Статья просмотрена: 161 раз

Библиографическое описание:

Кудрявцева, В. В. Сравнительный анализ российского и австрийского консерватизма (на примере работ Н. М. Карамзина и К. Меттерниха) / В. В. Кудрявцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90712/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье выявлены общие тенденции развития российского и австрийского консерватизма первой половины XIX века. Определены основные идеи идеологии консерватизма Н. М. Карамзина и К. Меттерниха.

Ключевые слова: монархия, Россия, Австрия, Н. М. Карамзин, К.Меттерних, консерватизм, французская революция

Становление и развитие консервативной мысли Н. М. Карамзина и К. Меттерниха проходило в разных внутренних социально-политических условиях, но в одних внешних исторических реалиях. После революционных действий во Франции австрийский консерватор К. Меттерних твердо настаивал на укреплении в Австрийской империи абсолютной монархии и устранении угроз для правящей династии Габсбургов. Меттерних писал: «В Европе есть только одна проблема — революция» [8, с.234] В соответствии с этим, Меттерних отвергал идеи эпохи Просвещения и революционный путь переустройства государственного порядка. Поскольку господство монархического правления династии Габсбургов зависело от стабильности европейской политической системы, Меттерних требовал во Франции восстановление династии Бурбонов и прежнего общественного порядка, нарушенного Французской революцией и наполеоновскими войнами [5]. Меттерних в начале XIX века направил свою политическую деятельность на устранение революционных последствий и недопущения нового переустройства политического порядка в Европе [8].

Меттерних был защитником абсолютной монархии в Австрии, считая лучшей формой правления монархию, опирающуюся на национальные и духовные традиции государства. Причины возникновения революции Меттерних видел в идеологии либерализма, распространении антимонархических идей, а также развитии национально-освободительных движений.

По мнению Меттерниха, общее должно преобладать над частным, иными словами, для государственной власти важнее благо всего народа, чем права отдельных граждан, которые должны подчиняться монарху, объединяющему интересы всех общностей. Меттерних был против свободы слова и печати, поскольку видел в этом угрозу монархической власти и распространению революционных идей, поэтому он укрепил полицейский аппарат, считая порядок основой всего государственного строя [7].Также он поддерживал духовное воспитание, религиозные ценности и католическую церковь в Австрии, считая её духовной основой монархической власти.

Консервативная идеология К. Меттерниха базировалась на сохранении существующих в Австрийской империи политических и социальных структур в обществе, но при этом одновременно с отрицанием революционных изменений, он признавал неизбежность модернизации феодально-монархического строя западноевропейских стран: «В глубине души я сознаю, что старая Европа обречена» [9, с.108]. Меттерних продолжил централизацию Австрии, направленную на укрепление империи. Проводимая Меттернихом консервативная политика в Австрии, вызывала недовольство либеральной части общества, что привело к социальной дестабилизации [1]. Несмотря на это, Меттерних на посту министра иностранных дел Австрии смог предотвратить распространение революционных идей в Европе и сохранить монархический строй, а также укрепить политическую систему Австрийской империи [2].

Основоположником консервативной идеологии в Российской империи принято считать Н. М. Карамзина. Карамзин обосновал особый исторический путь российского государства и необходимость самодержавного правления в государстве, основанного на православной вере, традициях и русской народности. В этом позиция мыслителя схожи с Меттернихом, который также указывал на важную роль религии и сохранение духовных традиций общества. Отличие характера монархической власти в России в том, что ее выбрали сами граждане государства в отличие от других стран, где самодержавие было завоевано силой или хитростью. В пример Карамзин приводит обращение новгородцев к варягам, которые сами призвали их на княжение [4]. Карамзин уверен в естественном происхождении монархической власти в российском государстве, что отличает Россию от других стран Европы. Идеологи, считал, что это и было главной причиной революционных действий в странах Западной Европы.

Карамзин, в отличии от Меттерниха, разграничивал самодержавие и деспотизм, считая, что последний проявляется там, где власть вмешивается в личную жизнь человека, включая религию и привычки. Защитой граждан от деспотичного поведения монарха Карамзин считал, традиции управления и нравственность монарха, которые ограничивают его самоволие «…государь не менее подданных должен исполнять свои святые обязанности, коих нарушение уничтожает древний завет власти…» [3, с.45].

Карамзин, анализируя события Французской революции, пришел к выводу, как и К.Меттерних, что на революцию повлияли идеи эпохи Просвещения, а также желание революционных сил утвердить во Франции систему представительства, что соответствовало идеям равенства и свободы, но привело в итоге к тому, что все французское население не стало равным и свободным, а стало равно несчастным [6].

Карамзин критиковал деятельность Петра I, который разрушил самостоятельность православной церкви, насаждал российскому обществу западные ценности, которые невозможно воплотить в жизнь из-за разного исторического пути: «страсть к новым для нас обычаям переступила в нем границы благоразумия» [3, с.32]. Также он полагал, что преобразования Петра I и распространение идей Запада, представляли угрозу русского самодержавию, поэтому консерватизм Карамзина получил охранительное название, так как был направлен на сохранение устоявшихся порядков. Критикуя либеральные преобразования Александра I, мыслитель писал: «История справедливо осуждает Петра I за излишнюю страсть его к подражанию иноземным державам, то оно в наше время не будет ли еще страшнее?» [3,с.63].

Карамзин подверг критике и создание Александром I новых государственных органов — министерств и государственного Совета, считая их незрелыми и неспособными управлять российским государством, потому Карамзин настаивал на возвращении к предыдущему государственному аппарату, приводя в пример, правление Екатерины II, когда законодатели проводили изменения с опорой на опыт предшествующих правителей. Своими преобразованиями Александр I, по мнению Карамзина, разрушал основу Российской империи. Стоит отметить, что главный источник власти, по мнению мыслителя является государь: «Дворянство и духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми государь, единственный законодатель, единовластный источник властей» [3, с.109]. Главной обязанностью монарха Карамзин, считал сохранение единства государства, поэтому был против отмены крепостного права, так как отмена может стать угрозой не только монархической власти, но и целостности государства. Карамзин призывал императора не игнорировать национальные традиции и историческое развитие государства в совокупности с социально-политическими реалиями начала XIX века и не идти западным путем модернизации, поскольку для России этот путь губителен.

Отличительной особенность русского самодержавия, по мнению Карамзина, является любовь граждан к самодержавию и отождествление самодержавной власти с властью божественной. Мыслитель был убежден, что самодержец является законом и должен судить подданных, как отец семейства [4].

Проанализировав концепции консервативной идеологии К. Меттерниха и Н. М. Карамзина выделены общие идеи: приверженность монархической власти, большое значение религии и духовных традиций в обществе, противостояние революционным идеям, критика идей эпохи просвещения, борьба с проявлениями в обществе революционных идей, непринятие либеральных идей и ценностей, призыв к борьбе с национально-освободительными идеями. Отличия российского консерватизма от австрийского состоят в характере происхождения монархической формы правления, а также концепции Н. М. Карамзина и К.Меттерниха отличаются системой духовных ценностей и традиций, так как они сформированы в рамках разных религиозных конфессий, православия и католицизма соответственно.

Литература:

  1. Будникова О. Е. «Политическое завещание Меттерниха» // Правда истории: Сборник научных статей. Курск: Издательство Курского университета, 2005. С. 23–31
  2. Галкин A. A., Рахшмир П. Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. — Москва: Наука, 1987.- 189 с.
  3. Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. — Москва: Наука, 1991. -127 с.
  4. Карамзин Н. М. История государства Российского.- Москва: Эксмо,2009.- 1020 с.
  5. Раковский Х. Г. Клеменс Меттерних: Его жизнь и политическая деятельность.- СПб: тип. Ю. Н. Эрлих, 1905. — 112 с.
  6. Ширинянц А. А., Ермашов Д. В. «Хранительство» Н. М. Карамзина // Тетради по консерватизму. — 2016.-№ 4. — С. 11–28.
  7. Metternich C. Aus Mettermch's Nachgelassenen Papieren. -1880. P.616
  8. Metternich C. Denkwurdigkeiten. Munchen. — 1921. P. 485
  9. Paleologue M. Drei Diplomaten. Talleyrand, Metternich, Chateaubriand. B., -1925. P.143
Основные термины (генерируются автоматически): монархическая власть, Австрия, Россия, Европа, идея, консервативная идеология, российское государство, Французская революция, Австрийская империя, Российская империя.


Похожие статьи

Венская система как политический план Александра I создания...

В историографии России неоднозначно оценивается вклад российского императора Александра I в развитие дипломатии России

В дореволюционной российской историографии впервые, хотя и косвенно, данная тема стала звучать в работах таких исследователей, как М. И...

Создание «системы Витте» и ее влияние на модернизацию...

Поэтому российский государственный капитализм проявлялся прежде всего в

Как элемент идеологии деньги постепенно получили статус государственной идеи, т. е. доверие

Отказ Новгорода от идеи создать свою денежную систему великого государства привел к тому, что...

Шаги к демократии: была ли возможность у Российской Империи...

Российская Империя, при столь сильных амбициях правителей, воспитанных

К сожалению, в российской действительности, многие в принципе не оспаривали власть царя, считая ее божественной.

Российская Империя могла перейти к конституционной монархии, ведь для...

Феномен империи в дискурсивном контексте национального...

Взрыв империи: имперская Россия, «национальная идентичность», теории империи»

Энтони Пэйджен. Властелины мира: имперская идеология Испании, Британии, Франции», c. 1500-c.

Российская Федерация — государство присущей только ему многоконфессиональной...

Эволюция русского либерализма | Статья в журнале...

Со времён Великой Французской революции консервативные идеи составляли жёсткий

В Российской империи в середине XIX века существование регионов с преобладающим

В России идея разделения властей как принципа либерализма впервые в наиболее четкой...

Влияние исторических событий на общество и архитектуру

Такова была идеологическая основа русского ампира. Российский ампир смог воплотить основную идею Петра Великого — воспеть мощь Российской империи. Однако русский ампир отличался большей живописностью и изяществом, что отмечал в своих исследованиях П. Верле.

Политические идеи концепции евразийства Н. С. Трубецкого

С проблемой целостности российского государства, как многонационального, связана радикальная критика европейской культуры, идей европейского

В отношении государства философ придерживался консервативно-этатисткой традиции. Государство в его концепции...

Монархисты в постсоветской России | Статья в журнале...

Комова Н.Б. Монархическая власть в консервативных государственно-правовых учениях России XVIII-XX вв.

Пономарева М.А. Монархическая идея в системе новых идеологических координат

Этот акт означал, что Российское государство ставило себя вровень с наиболее...

К вопросу о возникновении консерватизма в России

Однако российская консервативная мысль во многих аспектах обнаруживает ряд отличительных черт от европейской консервативной традиции. Безусловно, что данные различия связаны с конкретными обстоятельствами истории России.

Похожие статьи

Венская система как политический план Александра I создания...

В историографии России неоднозначно оценивается вклад российского императора Александра I в развитие дипломатии России

В дореволюционной российской историографии впервые, хотя и косвенно, данная тема стала звучать в работах таких исследователей, как М. И...

Создание «системы Витте» и ее влияние на модернизацию...

Поэтому российский государственный капитализм проявлялся прежде всего в

Как элемент идеологии деньги постепенно получили статус государственной идеи, т. е. доверие

Отказ Новгорода от идеи создать свою денежную систему великого государства привел к тому, что...

Шаги к демократии: была ли возможность у Российской Империи...

Российская Империя, при столь сильных амбициях правителей, воспитанных

К сожалению, в российской действительности, многие в принципе не оспаривали власть царя, считая ее божественной.

Российская Империя могла перейти к конституционной монархии, ведь для...

Феномен империи в дискурсивном контексте национального...

Взрыв империи: имперская Россия, «национальная идентичность», теории империи»

Энтони Пэйджен. Властелины мира: имперская идеология Испании, Британии, Франции», c. 1500-c.

Российская Федерация — государство присущей только ему многоконфессиональной...

Эволюция русского либерализма | Статья в журнале...

Со времён Великой Французской революции консервативные идеи составляли жёсткий

В Российской империи в середине XIX века существование регионов с преобладающим

В России идея разделения властей как принципа либерализма впервые в наиболее четкой...

Влияние исторических событий на общество и архитектуру

Такова была идеологическая основа русского ампира. Российский ампир смог воплотить основную идею Петра Великого — воспеть мощь Российской империи. Однако русский ампир отличался большей живописностью и изяществом, что отмечал в своих исследованиях П. Верле.

Политические идеи концепции евразийства Н. С. Трубецкого

С проблемой целостности российского государства, как многонационального, связана радикальная критика европейской культуры, идей европейского

В отношении государства философ придерживался консервативно-этатисткой традиции. Государство в его концепции...

Монархисты в постсоветской России | Статья в журнале...

Комова Н.Б. Монархическая власть в консервативных государственно-правовых учениях России XVIII-XX вв.

Пономарева М.А. Монархическая идея в системе новых идеологических координат

Этот акт означал, что Российское государство ставило себя вровень с наиболее...

К вопросу о возникновении консерватизма в России

Однако российская консервативная мысль во многих аспектах обнаруживает ряд отличительных черт от европейской консервативной традиции. Безусловно, что данные различия связаны с конкретными обстоятельствами истории России.

Задать вопрос