Некоторые аспекты предоставления в собственность земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 22.04.2022

Статья просмотрена: 184 раза

Библиографическое описание:

Иванова, Н. А. Некоторые аспекты предоставления в собственность земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий / Н. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90613/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье автор анализирует изменения законодательства, касающиеся возможности предоставления в собственность земельных участков особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов.

Ключевые слова: охрана, особо охраняемые природные территории, земельный участок, территория, собственность.

Охрана окружающей среды является неотъемлемым аспектом экологической политики во всех странах современного мира. В целях охраны окружающей среды государства создают различные механизмы правового, политического и социально-экономического регулирования. В Российской Федерации закрепляется одно из направлений — охрана особо ценных природных объектов и заповедных природных территорий.

Понятие особо охраняемых природных территорий и их правовой режим в нашей стране закреплены в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Так, особо охраняемые природные территории (далее ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны [1]. Данные территории имеют особое историческое, научное, культурное и иное уникальное значение, следовательно, требуют повышенной охраны и регулирования.

Законом закреплено шесть категорий рассматриваемых территорий, которые выделяются с учетом находящихся на них природных объектов и их особого режима. К таким особо охраняемым природным территориям в России относятся: государственные природные заповедники (в том числе биосферные); национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; природные памятники; дендрологические парки и ботанические сады [1]. На указанных территориях запрещается любая деятельность, противоречащая их режиму и способная оказывать вредное и губительное воздействие. В специально выделенных участках, не включающих особо ценные экосистемы и объекты, может разрешаться хозяйственная деятельность и иная не противоречащая закону деятельность.

Особо охраняемые природные территории находятся в государственной, региональной и муниципальной собственности. Изначально законодатель шел по пути невозможности предоставления данных земельных участков физическим и юридическим лицам в собственность. Существовала и существует в настоящее время возможность передачи земельных участков такой категории в аренду гражданам и юридическим лицам для осуществления рекреационной деятельности, развития познавательного туризма, физической культуры и спорта на территориях национальных парков; в безвозмездное пользование в виде служебного надела работникам природоохранных объектов. На наш взгляд, этого было достаточно, чтобы осуществлять необходимые виды деятельности, без которых в современном мире не обойтись и в особо охраняемых природных территориях. Государство, оставляя за собой права собственника, имело более эффективную возможность защиты земельных участков, рассматриваемой нами категории. Ведь собственники имеют больше вариаций использования земли и механизмов ее защиты, чем те же арендодатели и землепользователи. Не случайно именно право собственности считается абсолютным вещным правом. Целесообразность закрепленных положений не вызывала сомнений.

Однако в 2020 году произошли изменения, повлиявшие на возможность предоставления земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.12.2017 № 505-ФЗ были внесены положения, позволяющие приватизацию земельных участков в населенных пунктах, расположенных в границах различных категорий ООПТ, кроме заповедников [2]. Аргументом к принятию данной нормы послужило положение о конституционном равенстве прав всех граждан, ведь в границах ООПТ невозможна их полная реализация, по мнению, некоторых политических деятелей. Например, на территории национальных парков, включающих населенных пункты, невозможно строительство школ, детских садов и т. п., что затрудняет доступ детей к получению образования, творческого развития. Приватизация разрешается при условии внесения границ населенных пунктов, находящихся в пределах ООПТ в Единый государственный реестр недвижимости, использование в хозяйственной деятельности участков ограничивается с учетом особого режима территорий. Новая редакция статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земельные участки населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается исходя из необходимости защиты природных комплексов указанных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий согласно названной статье.

Благодаря принятым изменениям, у населения в границах особо охраняемых природных территорий появились новые возможности использования своих земельных участков: разрешено вести садоводство и огородничество, индивидуальное жилищное строительство, продавать, передавать по наследству и т. д. Также это расширило возможности публичных образований, которые теперь могут реализовывать на данных территориях программы социально-экономического развития.

Тем не менее, у публичных образований так же появилась возможность использования новых положений закона в свою пользу для извлечения выгоды. Так, появились случаи неправомерного предоставления земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий в собственность. Публичные образования избавляются от расходов и определенной доли ответственности, перекладывая земельный участок указанной категории в собственность граждан и юридических лиц.

Одним из проблемных аспектов является отсутствие достаточных данных о расположении границ некоторых особо охраняемых природных территорий. В связи с этим также происходит неправомерное предоставление, но уже при отсутствии заинтересованности органов государственной власти и местного самоуправления. Такие случаи довольно распространены в судебной практике. Например, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области не предоставил в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово», что могло повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению. С иском суд обратился Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор. Исковое заявление было удовлетворено судом, так как Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования и такое бездействие нарушает права неопределенного круга лиц [5].

Следует отметить, что фактически происходит уменьшение зоны особо охраняемых природных территорий. Юридически их границы остаются не измененными, но режим на земельном участке данной территории, предоставленном в собственность, трансформируется в иной. Собственником становится субъект не способный в полной мере реализовать защиту ООПТ и заинтересованный в собственной выгоде, а не защите окружающей среды. Возможность производства хозяйственных и иных видов деятельности, хоть и разрешенных законом, все равно оказывает влияние на природоохранные объекты, и часто негативное.

На наш взгляд, введенные изменения осложнили защиту особо охраняемых природных территорий, способствуют сокращению их территорий. Целесообразнее было бы предоставить гражданам, проживающим в населенных пунктах, расположенных в границах ООПТ, земельные участки взамен на иных территориях. У государства имеются территории, которые возможны для обмена, причем благоприятные для хозяйственной деятельности. Поэтапной политикой переселения можно было бы добиться результатов. Необходимо повысить экологические требования и контроль со стороны природоохранных структур в отношении земельных участков, предоставленных в собственность, чтобы избежать причинения вреда. Так же следовало бы предусмотреть ответственность за непредставление сведений в государственный кадастр о границах особо охраняемых природных территорий.

Литература:

  1. Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». — Текст: электронный // Правительство России: [сайт]. — URL: http://government.ru/docs/all/95885/ (дата обращения: 17.04.2022).
  2. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL:https://rg.ru/2021/01/12/priroda-dok.html (дата обращения: 17.04.2022).
  3. Земельный кодекс Российской Федерации. — г. Москва: Проспект, 2021. — 288 с.
  4. Трегубова, И. О. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий / И. О. Трегубова. // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 53–55.
  5. Цветков, А. В. Приватизация земельных участков гражданами / А. В. Цветков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2020/6/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami (дата обращения: 17.04.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): территория, участок, граница, земельный участок, Российская Федерация, государственная власть, неправомерное предоставление, причинение вреда, современный мир, хозяйственная деятельность.


Похожие статьи

Административная ответственность за нарушение порядка...

Нарушение порядка предоставления земельных участков влечет для должностных лиц

Органами прокуратуры Российской Федерации на практике также реализуются полномочия

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной...

Правовые проблемы выявления должностными лицами органов...

кадастровая стоимость, земельный участок, Российская Федерация, РФ, государственный земельный надзор, целевое назначение, местное

Государственный лесной контроль и надзор осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации (п...

Привлечение к административной ответственности за...

В том случае, если участок самовольно захвачен из государственных земель или земель запаса, то вред наносится государству.

Таким образом, Российская Федерация сделала несомненно важный шаг к урегулированию земельного вопроса на территории республики...

Административная ответственность за использование земельных...

причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам

Административная ответственность за нецелевое использование земельных участков предусмотренная ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ...

Особенности предоставления земельного участка...

Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

 Земельные ресурсы являются важнейшей составляющей любой деятельности человека и государства в целом. Земля всегда есть и будет основой...

Правовые проблемы понятия земельного участка в действующем...

Во-первых, если земельный участок определяется через категорию недвижимости, то ему присущи и все ее признаки (принадлежность к

Следовательно, бесспорным остается только описание местоположения границ земельного участка. На это указывает и Алексеев В. А...

Совершенствование процедуры предоставления земельных...

Согласно Земельному Кодексу РФ, статья 39.14, процедура предоставления земельных участков

Предоставление земельных участков осуществляют уполномоченные на то органы

б) органами исполнительной власти субъектов РФ (администрация, правительство)...

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Понятия самовольного занятия земельного участка в законодательстве отсутствует, однако его можно вывести из нормы ст. 7.1 КоАП РФ. Согласно указанной статьи самовольное занятие земельного участка предполагает действие лиц, выражающиеся в фактическом его...

Юридическая ответственность за земельные правонарушения

Земельно-правовая ответственность представляет собой принудительное изъятие земельных участков у граждан в связи с совершением неправомерных действий (нерациональное использование земель) [3]. Таким образом за земельные правонарушения закреплены все...

Похожие статьи

Административная ответственность за нарушение порядка...

Нарушение порядка предоставления земельных участков влечет для должностных лиц

Органами прокуратуры Российской Федерации на практике также реализуются полномочия

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной...

Правовые проблемы выявления должностными лицами органов...

кадастровая стоимость, земельный участок, Российская Федерация, РФ, государственный земельный надзор, целевое назначение, местное

Государственный лесной контроль и надзор осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации (п...

Привлечение к административной ответственности за...

В том случае, если участок самовольно захвачен из государственных земель или земель запаса, то вред наносится государству.

Таким образом, Российская Федерация сделала несомненно важный шаг к урегулированию земельного вопроса на территории республики...

Административная ответственность за использование земельных...

причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам

Административная ответственность за нецелевое использование земельных участков предусмотренная ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ...

Особенности предоставления земельного участка...

Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

 Земельные ресурсы являются важнейшей составляющей любой деятельности человека и государства в целом. Земля всегда есть и будет основой...

Правовые проблемы понятия земельного участка в действующем...

Во-первых, если земельный участок определяется через категорию недвижимости, то ему присущи и все ее признаки (принадлежность к

Следовательно, бесспорным остается только описание местоположения границ земельного участка. На это указывает и Алексеев В. А...

Совершенствование процедуры предоставления земельных...

Согласно Земельному Кодексу РФ, статья 39.14, процедура предоставления земельных участков

Предоставление земельных участков осуществляют уполномоченные на то органы

б) органами исполнительной власти субъектов РФ (администрация, правительство)...

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Понятия самовольного занятия земельного участка в законодательстве отсутствует, однако его можно вывести из нормы ст. 7.1 КоАП РФ. Согласно указанной статьи самовольное занятие земельного участка предполагает действие лиц, выражающиеся в фактическом его...

Юридическая ответственность за земельные правонарушения

Земельно-правовая ответственность представляет собой принудительное изъятие земельных участков у граждан в связи с совершением неправомерных действий (нерациональное использование земель) [3]. Таким образом за земельные правонарушения закреплены все...

Задать вопрос