Актуальность использования технологий дистанционного оказания психологической помощи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 21.04.2022

Статья просмотрена: 181 раз

Библиографическое описание:

Ахмеева, М. Р. Актуальность использования технологий дистанционного оказания психологической помощи / М. Р. Ахмеева, Н. В. Шлемко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 412-413. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90606/ (дата обращения: 30.04.2024).



Пандемия COVID-19 привела к введению достаточно жестоких мер, включая самоизоляцию, карантин, резкое ограничение социальных контактов. Эпидемия значительно повлияла на жизнь нашего общества. Сам COVID-19, страх перед инфекцией, беспокойство о близких, смерть родных распространены, в то время как такие меры, как изоляция и другие меры по снижению передачи, усилили социальную изоляцию, одиночество и бытовые сложности; все это создает неблагоприятные условия для психического здоровья. Количество обращений за психологической или психиатрической помощью за время пандемии увеличилось от 10 % до 30 % в зависимости от региона России.

Но даже без учета пандемии, можно отметить, что количество пользователей сетью Интернет в России, по данным Digital, составляет на начало 2021г. 124 млн. пользователей. Это на 6 млн пользователей больше, чем в 2020г. (т. е. на 5,1 %). На данный момент Интернет использует примерно 85 % населения России. Учитывая тот факт, что психологи имеются далеко не в каждом населенном пункте России, дистанционные способы получения психологической помощи для многих людей являются единственно доступными. При этом, под данным Росстата, только за 2020г. количество разводов составило более 564 тыс.

Таким образом, необходимость в доступности качественной психологической помощи для населения в различных уголках страны обуславливает необходимость исследования пользы дистанционной психологической помощи для клиентов. В современных условиях, когда многие социальные контакты нарушены, люди после расставания с партнером находятся в уязвимом положении. Пандемия коронавирусной болезни (COVID-19) представляет собой беспрецедентную глобальную проблему в нашу эпоху, сильно влияющую на жизнь людей, а именно на осуществление различных профессиональных видов деятельности.

В этом сценарии электронное оказание психологической помощи стало одним из жизнеспособных решений, обеспечивающих непрерывность предоставления психологических услуг, особенно с учетом мер общественного здравоохранения, принятых в результате чрезвычайного положения в странах, которые ограничили доступ людей к услугам, осуществляющимся в личном присутствии. Дистанционное оказание психологической помощи в широком смысле определяется как предоставление услуг, связанных с улучшением психологического благополучия, при поддержке безопасного и экономически эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Путь к постепенному внедрению ИКТ в области психологии начался еще до пандемии COVID-19, хотя и в разной степени в разных странах. Если в некоторых странах документация, направляющая и/или регулирующая профессиональную практику, уже имеется, то в других странах все еще существует правовой или нормативный пробел. Это имеет последствия для доступности предлагаемых психологических услуг.

Многие из руководящих принципов для онлайн-практики психологии являются результатом работы нескольких национальных и международных ассоциаций и организаций (например, Американской психологической ассоциации и Европейской федерации ассоциаций психологов, а также Португальской ассоциацией психологов), стремящихся выработать консенсус в отношении методов, которыми они стремятся руководствоваться.

Португальская ассоциация психологов (ПАП) утверждала, что психологическое вмешательство всегда должно проводиться в рамках одних и тех же обязательств и обязанностей, независимо от формата вмешательства, как определено в Кодексе этики. Хотя были признаны потенциальные преимущества веб-вмешательств и использования ИКТ, ассоциация также выпустила предупреждения о необходимости лучшего понимания последствий различных методов дистанционного вмешательства (например, письменная, аудио- или аудиовизуальная поддержка) по сравнению с личным вмешательством: особенности киберпространства могут поставить под угрозу конфиденциальность и безопасность личных данных. В документе, озаглавленном «Руководящие принципы ПАП для профессиональной практики: предоставление психологических услуг при посредничестве ИКТ», где был представлен набор рекомендаций по внедрению этих технологических и цифровых ресурсов [1].

В ряде стран все большее число исследований также направлено на то, чтобы охарактеризовать отношение психологов к включению ИКТ в их профессиональную практику и собрать доказательства эффективности и действенности психологических вмешательств, опосредованных ИКТ. Что касается эффективности этих онлайн-средств, то в целом исследования позволяют нам сделать вывод о том, что дистанционное оказание психологической помощи может быть эффективным и экономически выгодным.

Признанные преимущества использования ИКТ относятся не только к их способности компенсировать ограничения традиционных вмешательств (например, требования к поездкам клиентов или психологов), ни к их использованию в качестве дополнительных средств. Есть несколько преимуществ, связанных с внедрением дистанционного оказания психологической помощи. К ним относятся легкая доступность, высокая адаптивность, гибкость и удобство, эволюция в темпе клиента, простота соблюдения и мониторинга лечения, конфиденциальность и возможность анонимности, культурная адаптивность, низкая стоимость и высокий потенциал для распространения. И наоборот, основные проблемы, выявленные при использовании ИКТ, включают этические проблемы (например, безопасность, конфиденциальность), неграмотность клиентов в области ИКТ и негативное отношение к интернет-консультированию. Можно добавить и другие, такие как отсутствие доступа к технологическим и цифровым инструментам у некоторых пользователей, технологические проблемы в их использовании, а также изменения в обстановке взаимодействий клиента и консультанта.

Поскольку различные обстоятельства и факторы, по-видимому, способствуют объяснению отношения психологов и принятию (или отказу) такого рода ресурсов, важно определить потенциальные изменения в использовании ИКТ во время пандемии COVID-19. Учитывая меры физической дистанции и изоляции, которые большинство правительств ввело в связи с чрезвычайным положением, как психологи справлялись с предоставлением консультаций и терапии своим клиентам? Психологи продолжали предоставлять свои услуги во время изоляции благодаря внедрению веб-инструментов. Хотя психологи признали, что для дистанционной практики необходимы дополнительные меры предосторожности по сравнению с очными вмешательствами, опыт использования информационных технологий в практике был описан как положительный [2].

Хотя внедрение практики, основанной на ИКТ, было обусловлено текущими обстоятельствами, опыт, который психологи собрали и которым поделились во время изоляции, может направлять будущую профессиональную практику, улучшая и способствуя распространению различных методов дистанционного оказания психологической помощи.

Литература:

  1. Dores AR, Geraldo A, Carvalho IP, Barbosa F. The Use of New Digital Information and Communication Technologies in Psychological Counseling during the COVID-19 Pandemic. Int J Environ Res Public Health. 2020 Oct 21;17(20):7663. doi: 10.3390/ijerph17207663. PMID: 33096650; PMCID: PMC7589044.
  2. Dores, A., Geraldo, A., Carvalho, I., & Barbosa, F. (2021). Web-based tools applied to therapy and counseling during the COVID-19 pandemic. European Psychiatry, 64(S1), S293-S293. doi:10.1192/j.eurpsy.2021.786
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая помощь, дистанционное оказание, ИКТ, профессиональная практика, время изоляции, время пандемии, португальская ассоциация психологов, психолог, услуга, чрезвычайное положение.


Похожие статьи

Развитие информационного обеспечения...

Во время пандемии Covid-19 гипотеза «неполного образования» дает компаниям, работающим в сфере информационных технологий, возможность продавать непроверенные решения, которые иногда имеют мало общего с правильным преподаванием и изучением философии.

Дистанционное обучение студентов медицинского колледжа...

В статье описан опыт использования дистанционного обучения на базе Дербентского медицинского колледжа имени Г. А. Илизарова в период пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19. Изучены положительные и отрицательные аспекты дистанционного...

Психологическая помощь детям в чрезвычайных ситуациях

В настоящее время недостаточно разработана система психологической помощи детям в чрезвычайных ситуациях.

Для успешной психологической помощи необходимо вступить в контакт с ребенком, сделать так

Такие меры психолога могут помочь при апатии, когда...

Дистанционные образовательные технологии в дошкольном...

Статья посвящена дистанционным образовательным технологиям в дошкольном образовании и изучению путей решения проблемы взаимодействия педагогов ДОУ и воспитанников в период самоизоляции. В данной статье мы хотим поделиться опытом работы, которая проводилась...

Перспективы внедрения информационных технологий в практику...

...технологий в практику оказания психиатрической помощи и профилактики психических

Сотрудники ОВД, несущие службу в условиях ненормированного рабочего времени или

Средняя продолжительность консультации составила 11,5 мин, с учетом времени на ожидание...

Практические задачи и функции психолога, работающего...

По своему характеру и содержанию профессиональная деятельность психолога

На практике в соматической клинике перед психологом стоят задачи выявления роли и

Профессиональная помощь психологами оказывается также семьям онкологических...

Средства массовой информации и их влияние на психику человека...

В настоящее время все новости о коронавирусе звучат убедительно, потому что люди находятся в

Главный вопрос, который психологи задают в эти дни, заключается в том, что будет с

Новым явлением в период пандемии коронавируса, которое чаще всего возникает во время...

Воспитательная работа на дистанционном обучении

Дистанционное обучение — уже не новая для большинства педагогов форма работы с классом. После начала пандемии коронавируса 2020 г. многие образовательные организации были вынуждены осуществить временный переход на неё и проводить уроки на расстоянии.

Реализация дистанционного обучения в период мировой...

Библиографическое описание: Пискунова, И. В. Реализация дистанционного обучения в период мировой пандемии на платформе idroo.com

 Термин «пандемия» имеет греческое происхождение, которое означает «весь народ». Пандемия — это распространение нового...

Похожие статьи

Развитие информационного обеспечения...

Во время пандемии Covid-19 гипотеза «неполного образования» дает компаниям, работающим в сфере информационных технологий, возможность продавать непроверенные решения, которые иногда имеют мало общего с правильным преподаванием и изучением философии.

Дистанционное обучение студентов медицинского колледжа...

В статье описан опыт использования дистанционного обучения на базе Дербентского медицинского колледжа имени Г. А. Илизарова в период пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19. Изучены положительные и отрицательные аспекты дистанционного...

Психологическая помощь детям в чрезвычайных ситуациях

В настоящее время недостаточно разработана система психологической помощи детям в чрезвычайных ситуациях.

Для успешной психологической помощи необходимо вступить в контакт с ребенком, сделать так

Такие меры психолога могут помочь при апатии, когда...

Дистанционные образовательные технологии в дошкольном...

Статья посвящена дистанционным образовательным технологиям в дошкольном образовании и изучению путей решения проблемы взаимодействия педагогов ДОУ и воспитанников в период самоизоляции. В данной статье мы хотим поделиться опытом работы, которая проводилась...

Перспективы внедрения информационных технологий в практику...

...технологий в практику оказания психиатрической помощи и профилактики психических

Сотрудники ОВД, несущие службу в условиях ненормированного рабочего времени или

Средняя продолжительность консультации составила 11,5 мин, с учетом времени на ожидание...

Практические задачи и функции психолога, работающего...

По своему характеру и содержанию профессиональная деятельность психолога

На практике в соматической клинике перед психологом стоят задачи выявления роли и

Профессиональная помощь психологами оказывается также семьям онкологических...

Средства массовой информации и их влияние на психику человека...

В настоящее время все новости о коронавирусе звучат убедительно, потому что люди находятся в

Главный вопрос, который психологи задают в эти дни, заключается в том, что будет с

Новым явлением в период пандемии коронавируса, которое чаще всего возникает во время...

Воспитательная работа на дистанционном обучении

Дистанционное обучение — уже не новая для большинства педагогов форма работы с классом. После начала пандемии коронавируса 2020 г. многие образовательные организации были вынуждены осуществить временный переход на неё и проводить уроки на расстоянии.

Реализация дистанционного обучения в период мировой...

Библиографическое описание: Пискунова, И. В. Реализация дистанционного обучения в период мировой пандемии на платформе idroo.com

 Термин «пандемия» имеет греческое происхождение, которое означает «весь народ». Пандемия — это распространение нового...

Задать вопрос