К вопросу связи образа «Я» старших подростков с выбором роли в компьютерной ролевой игре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 21.04.2022

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Павлов, Д. Е. К вопросу связи образа «Я» старших подростков с выбором роли в компьютерной ролевой игре / Д. Е. Павлов, Ю. А. Кочетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 439-441. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90588/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье авторами рассматриваются теоретические аспекты связи образа «Я» старших подростков с выбором роли в компьютерной ролевой игре.

Ключевые слова: образ «Я», старшие подростки, компьютерные ролевые игры, cRPG.

Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что последние два десятилетия обращения родителей к психологам в связи с чрезмерной, по мнению родителей, увлеченностью подростков компьютерными играми, негативно влияющими на игроков, приобрели достаточно массовый характер.

Кроме того, в Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем XI пересмотра (International Classification of Diseases 11th Revision, далее — МКБ-11) игровая зависимость была признана болезнью (коды 6C51, 6C51.0, 6C51.1) [1].

Дополнительную актуальность рассматриваемой нами теме придает начавшееся в 2021 году внедрение в Российской Федерации Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем XI пересмотра (International Classification of Diseases 11th Revision, далее — МКБ-11) [1], которая признает в качестве одного из заболеваний игровую зависимость (коды 6C51, 6C51.0, 6C51.1) [2].

При этом, нельзя сказать, чтобы вопрос влияния компьютерных игр на психику игроков, равно как и поиск связи между психологическими особенностями игроков в компьютерные игры (и особенно старших подростков) был полностью изучен современной наукой.

Ситуация усугубляется тем, что, как справедливо отмечают Г. У. Солдатова и О. И. Теславская [3], психологические результаты научных исследований, затрагивающих компьютерные игры, зачастую достаточно противоречивы в виду того, что получаемые результаты в таких исследованиях существенно определяются внутренней субъективной позицией авторов о том, считать ли увлечение компьютерными играми проявлением нормативных или патологических явлений психики.

Относительно рассматриваемой нами темой отметим, что в отечественной психологии наблюдается определенный вакуум в части исследований связи образа «Я» старших подростков с выбором роли в компьютерной ролевой игре.

Безусловно, к настоящему времени проводились научные исследования в смежных областях. К таким работам мы можем отнести: публикацию Ж. И. Трафимчик, исследовавшей образ «Я» у подростков с компьютерной зависимостью [4]; публикацию О. В. Рубцовой, А. С. Панфиловой, С. Л. Артеменкова, изучавших связь личностных особенностей подростков, в том числе, образа «Я», с их поведением в компьютерной игре «Dota 2» в жанре MOBA [5]; диссертацию А. М. Демильхановой о влиянии компьютерных ролевых игр на образ Я [6]; диссертацию И. В. Колотиловой об индивидуально-психологических характеристиках подростков, увлеченных ролевыми компьютерными играми [7].

Однако при детальном изучении перечисленных работ было установлено, что подавляющее большинство авторов пользуются классификациями компьютерных игр, недостаточно корректно определяющими жанр «компьютерных ролевых игр», и как следствие, ни одна из перечисленных работ по факту не рассматривает связь образа «Я» старших подростков с выбором роли в компьютерной ролевой игре.

Не отрицая отсутствия единой общепринятой классификации компьютерных игр, принимая во внимание определенные расхождения в понятийном аппарате в сфере образа «Я» и «Я»-концепции [8], а также наличие трудностей в определении границ подросткового возраста [9], мы полагаем, что проведение исследований в рамках озвученной нами темы более чем оправдано, исходя из следующего.

Одной из немногих особенностей старшего подросткового возраста, которая подчеркивается в подавляющем большинстве научных работ и особо не подвергается оспариванию, является формирование именно в данный возрастной период «Я»-концепции, выступающей основным новообразованием подросткового возраста. В рамках Я-концепции в подростковом возрасте интенсивно формируются и развиваются «Я»-реальное и «Я»-идеальное, а также проявляется стремление подростка к реализации «Я»-идеального.

В современной отечественной психологии также подчеркивается, что старший подростковый возраст является критически важным для формирования мировоззрения человека и его собственного отношения к окружающей действительности [10].

Указанную точку зрения разделяла и Л. Ф. Обухова, указывавшая, что в подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное развитие, формируются нравственные убеждения, складывающиеся в нравственное мировоззрение [9].

Также отметим, что еще В. В. Столин и И. С. Кон, подчеркивали [11], что расщепленность образа «Я» является обязательным для развития личности в юношеском возрасте, что, принимая во внимание озвученную нами размытость границ подросткового возраста, может, на наш взгляд, быть распространено и на старший подростковый возраст.

В старшем подростковом возрасте проявляется стремление подростка к коммуникативному уединению и реализации потребности в проигрывании ролей, недоступных в реальной жизни, в играх-грезах и мечтах, в ролевом экспериментировании [12].

Как следствие, говоря о целесообразности рассмотрения старшего подросткового возраста в свете изучения особенностей «Я»-концепции и образа-«Я», мы можем сделать вывод о том, что указанный возрастной этап развития личности в наибольшей степени подходит для проведения исследований в данной сфере.

Говоря же о компьютерных ролевых играх, мы отметим, что под такими играми по нашему мнению, следует понимать жанр компьютерных игр, основанный на элементах игрового процесса настольных ролевых игр, ключевыми особенностями которого являются: выбор игроком роли и её дальнейший отыгрыш путем систематического принятия значимых внутриигровых решений, взаимодействия с другими (в том числе неигровыми) персонажами и игровым миром, результатом которых является наступление значимых игровых последствий, обуславливающих вариативность прохождения игры; развитие персонажа путем повышения его характеристик и подбора лучшей экипировки. Компьютерные ролевые игры являются сюжетно-ориентированными.

Перед началом игры игрок создает себе художественный образ посредством кастомизации персонажа, а затем на протяжении всей игры отыгрывает данного персонажа, демонстрируя поведение, присущее такому персонажу, что выражается в систематическом принятии решений в множественных ситуациях выбора, предлагаемых игрой, совершении действий, отражающих принятые решения.

По нашему мнению, выбор художественного образа для отыгрыша старшим подростком в компьютерной ролевой игре не является случайным. Движимые нормативными для их возраста стремлениями к определению своего места в этом мире и в социуме, формированию, доработке и гармонизации образов «Я» и «Я»-концепции в целом, ролевому экспериментированию, коммуникативному уединению, формированию и совершенствованию мировоззрения, морально-нравственных и этических установок с опорой на собственное видение мира старшие подростки зачастую того не осознавая создают образы персонажей, схожие с их «Я»-реальным или «Я»-идеальным. Кроме того, в отдельных случаях, старшие подростки могут создавать образы персонажей для целей осуществления ролевого экспериментирования.

Таким образом, несмотря на имеющиеся противоречия теоретического аспекта исследований в сферах старшего подросткового возраста, образа «Я» и классификации компьютерных ролевых игр, проведение научных исследований, направленных на установление наличия связи образа «Я» старших подростков с выбором роли в компьютерной ролевой игре представляется обоснованным и перспективным.

Результаты таких исследований, при условии подтверждения наличия связи образа «Я» старших подростков с выбором роли в компьютерных ролевых играх, позволят использовать такие игры при проведении психологических исследований, психологической диагностики, психологического консультирования подростков.

В настоящее время в рамках указанной темы нами проводится психологическое исследование, целью которого является выявление связи образа «Я» старших подростков и выбора роли в ролевых компьютерных играх.

Для целей исследования нами планируется использовать «Методику исследования самооценки личности» (С. А. Будасси) и «Шкалу ясности образа «Я» (Дж. Кэмпбелл). Также нами планируется использовать авторскую анкету для стимулирования формирования испытуемым образа персонажа путем имитации процесса создания персонажа в компьютерной ролевой игре.

Общей гипотезой исследования является предположение о том, что образ «Я» старшего подростка связан с выбором роли в компьютерной ролевой игре (cRPG).

В качестве частной гипотезы исследования мы полагаем, что выбранная игроком роль (персонаж) в компьютерной ролевой игре обладает сходством с «Я»-реальным или «Я»-идеальным такого игрока.

Также мы полагаем, что выбор игроком в cRPG пола игрового персонажа, отличающегося от собственного пола игрока, может выступать как попытка моделирования образа «идеального партнера».

Литература:

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.10.2021 № 2900-р. — Текст: электронный // http://pravo.gov.ru/: [сайт]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110190004 (дата обращения: 17.04.2022).
  2. ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics. — Текст: электронный // https://icd.who.int: [сайт]. — URL: https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http %3a %2f %2fid.who.int %2ficd %2fentity %2f1448597234 (дата обращения: 17.04.2022).
  3. Солдатова, Г. У. Видеоигры, академическая успеваемость и внимание: опыт и итоги зарубежных эмпирических исследований детей и подростков / Г. У. Солдатова, О. И. Теславская. — Текст: непосредственный // Современная зарубежная психология. — 2017. — Том 6. № 4. — С. 21–28.
  4. Трафимчик, Ж. И. Образы «Я» как подструктуры Я-концепции у молодых людей с игровой компьютерной зависимостью / Ж. И. Трафимчик. — Текст: непосредственный // Психология телесности: теоретические и практические исследования. — Пенза, 2009. — С. 52–58.
  5. Рубцова, О. В. Исследование взаимосвязи личностных особенностей игроков подросткового и юношеского возраста с их поведением в виртуальном пространстве (на примере групповой компьютерной игры «Dota 2») / О. В. Рубцова, А. С. Панфилова, С. Л. Артеменков. — Текст: непосредственный // Психологическая наука и образование. — 2018. — Том 23 — № 1. — С. 137–148.
  6. Демильханова, А. М. Влияние виртуальной реальности на образ Я: на примере ролевых компьютерных игр: специальность 19.00.05 «социальная психология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Демильханова А. М.; Ярославский государственный университет им П. Г. Демидова. — Ярославль, 2009. — 24 c. — Текст: непосредственный.
  7. Колотилова, И. В. Индивидуально-психологические характеристики подростков, увлеченных ролевыми компьютерными играми: специальность 19.00.01 «социальная психология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Колотилова И. В.; Российский государственный социальный университет. — Москва, 2009. — 22 c. — Текст: непосредственный.
  8. Блохина, Т. С. Соотношение понятий «Я-концепция» и «образ я» / Т. С. Блохина. — Текст: непосредственный // Акмеология. — 2017. — № 3 (63). — С. 23–28.
  9. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для среднего профессионального образования / Л. Ф. Обухова. — Москва: Юрайт, 2019. — 460 c. — Текст: непосредственный.
  10. Технология формирования социальных навыков./ Под общ. ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. — 2-е изд. — Самара: Универс-групп, 2005. — 224 c. — Текст: непосредственный.
  11. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. — Москва: Издательство Московского Университета, 1983. — 284 c. — Текст: непосредственный.
  12. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. — Москва: Гардарики, 2005. — 349 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная ролевая игра, выбор роли, игра, подростковый возраст, старший подростковый возраст, ролевое экспериментирование, игровая зависимость, коммуникативное уединение, Международная статистическая классификация, старший подросток.


Ключевые слова

старшие подростки, образ «Я», компьютерные ролевые игры, cRPG

Похожие статьи

Компьютерные игры как средство развития коммуникативных...

Наиболее популярными компьютерные игры являются у подростков. Кроме этого, в силу особенностей развития психики, подростковый возраст является одним из наиболее легко критичных в плане подверженности внешнему воздействию. В рамках психологии существует...

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

Исследование проблем компьютерной зависимости подростков в России приобретает особую значимость в связи с широким развитием компьютерных технологий. Мощный поток новой информации, распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на...

Компьютерные игры в жизни школьника | Статья в сборнике...

Игры и проблемы, связанные с ними, занимают второе место в списке компьютерных зол (после

Игровая зависимость — величина непостоянная. Со временем она может вырастать, как

Процесс благотворного влияния ролевых игр представляется следующим образом...

Положительное влияние компьютерных игр на развитие...

Рассмотрена классификация компьютерных игр. Ключевые слова: подростковый возраст,компьютерная игра.

Естественно, что по классификации компьютерные игры несколько отличаются от реальных, хотя можно обнаружить и некоторые общие моменты.

Настольные игры как современный инструмент работы психолога...

Игры-драмы.Игры-драмы способствуют самоопределению их участников в определённых ситуациях и совершенствованию ценностно-смыслового выбора.

Интерес игры в первую очередь состоит в том, что выбор делается в закрытую, а затем персонажи и их способности...

Механизм формирования игровой зависимости у людей...

С возрастом ролевые игры замещаются интеллектуальными, и человек очень редко имеет возможность принять на себя роль другого человека

Особенности компьютерной игровой зависимости среди... компьютерная зависимость, подросток, игровая компьютерная...

Психология игровой зависимости у подростка

Ролевая компьютерная игра — это простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Это простой способ пожить в другой жизни, где нет проблем, нет работы, на которую нужно ходить...

Психологическая характеристика детей подросткового возраста...

Проблема психологических особенностей подросткового возраста исследуется достаточно давно

Анализируя особенности интернет-зависимости в период подросткового возраста

зависимость, подростковый возраст, подросток, личностная особенность подростков...

Особенности влияния компьютерных игр на личность

Однако, сейчас этот вид зависимости не входит в Международную классификацию

В большинстве исследований отмечается негативный характер влияния компьютерных игр на

С целью изучения влияния компьютерных видео игр на личность, нами был проведен опрос...

Похожие статьи

Компьютерные игры как средство развития коммуникативных...

Наиболее популярными компьютерные игры являются у подростков. Кроме этого, в силу особенностей развития психики, подростковый возраст является одним из наиболее легко критичных в плане подверженности внешнему воздействию. В рамках психологии существует...

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

Исследование проблем компьютерной зависимости подростков в России приобретает особую значимость в связи с широким развитием компьютерных технологий. Мощный поток новой информации, распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на...

Компьютерные игры в жизни школьника | Статья в сборнике...

Игры и проблемы, связанные с ними, занимают второе место в списке компьютерных зол (после

Игровая зависимость — величина непостоянная. Со временем она может вырастать, как

Процесс благотворного влияния ролевых игр представляется следующим образом...

Положительное влияние компьютерных игр на развитие...

Рассмотрена классификация компьютерных игр. Ключевые слова: подростковый возраст,компьютерная игра.

Естественно, что по классификации компьютерные игры несколько отличаются от реальных, хотя можно обнаружить и некоторые общие моменты.

Настольные игры как современный инструмент работы психолога...

Игры-драмы.Игры-драмы способствуют самоопределению их участников в определённых ситуациях и совершенствованию ценностно-смыслового выбора.

Интерес игры в первую очередь состоит в том, что выбор делается в закрытую, а затем персонажи и их способности...

Механизм формирования игровой зависимости у людей...

С возрастом ролевые игры замещаются интеллектуальными, и человек очень редко имеет возможность принять на себя роль другого человека

Особенности компьютерной игровой зависимости среди... компьютерная зависимость, подросток, игровая компьютерная...

Психология игровой зависимости у подростка

Ролевая компьютерная игра — это простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Это простой способ пожить в другой жизни, где нет проблем, нет работы, на которую нужно ходить...

Психологическая характеристика детей подросткового возраста...

Проблема психологических особенностей подросткового возраста исследуется достаточно давно

Анализируя особенности интернет-зависимости в период подросткового возраста

зависимость, подростковый возраст, подросток, личностная особенность подростков...

Особенности влияния компьютерных игр на личность

Однако, сейчас этот вид зависимости не входит в Международную классификацию

В большинстве исследований отмечается негативный характер влияния компьютерных игр на

С целью изучения влияния компьютерных видео игр на личность, нами был проведен опрос...

Задать вопрос