Тьюторское сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 22.04.2022

Статья просмотрена: 794 раза

Библиографическое описание:

Дегтярева, М. Ю. Тьюторское сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) / М. Ю. Дегтярева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 460-463. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90578/ (дата обращения: 26.04.2024).



Несмотря на то, что специальность «тьютор» появилась в нашей стране и в образовании, в частности, сравнительно недавно, ее популярность и востребованность уже нельзя поставить под сомнение. Эта специальность как нельзя лучше показывает изменения в российском образовании, связанные с реформированием всей системы образования в последние годы. Теперь ребенок действительно становится центром процесса образования и воспитания, а школьная практика максимально приближена к реальной жизни, изменениям, которые происходят в обществе, как в глобальном плане, так и локальном.

Научно-технический процесс, постоянные изменения в жизни и деятельности общества, кризис в социальной и экономической его сферах, огромный объем информации, все это требует от ребенка умения быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни и обучения, и помочь ему в этом должна школа и учителя. Но со всем объемом деятельности школьный учитель уже не справляется, в этом ему помогает тьютор.

Буквально, от английского, тьютор — это наставник, который оберегает, заботится, наблюдает. Именно тьютор помогает ученику адаптироваться в новых для него условиях и сопровождает в образовательном пространстве. Особенно востребовано такое взаимодействие ребенка и взрослого (тьютора и учащегося) в условиях ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ) ученика. Именно тьютор может с наибольшей долей успешности и эффективности не только мотивировать детей с особенностями в умственном развитии и другими проблемами здоровья на обучение и развитие, но и создать наиболее благоприятные для этого условия. В западных странах тьютор, работающий с детьми, нуждающимися в особом внимании, носил определение «специальный учитель». Благодаря этой специальности, дети с интеллектуальными или физическими особенностями здоровья чувствуют себя нужными в этом обществе, чувствуют поддержку и внимание, благодаря чему быстро осваиваются и адаптируются к меняющимся условиям.

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ заключается в особенностях деятельности тьютора в рамках особого инклюзивного образования, в ситуациях неопределенности выбора или и переходов от одного этапа в развитии и образовании, к другому. В таких сложных ситуациях и этапах жизни для ребенка с ОВЗ, тьютор призван создать условия не просто для преодоления чисто технического характера, а для осмысления, понимания происходящего и адаптированного участия ребенка во всех жизненных ситуациях. Тьютор не решает проблем учащегося, не выполняет за него задания, а помогает ему сделать выбор, принять правильное решение, мотивирует его на активность и эффективность, стремление к преодолению проблемы (Е. А. Суханова, А. Г. Чернявская).

Необходимо понимать, что тьюторское сопровождение — это не что иное, как осуществление педагогической квалифицированной поддержки (А. А. Теров). Тьюторское педагогическое сопровождение учащегося с ОВЗ — это взаимодействие, в ходе которого ученик выполняет действие, а педагог создает условия для осуществления и осмысления этого действия. Основные итоги сопровождения — не только знания, способы работы, самостоятельная образовательная деятельность, но и осознание самим учеником смысла и значения результатов образования на столько, на сколько это возможно.

Тьюторское сопровождение — это особый вид деятельности, осуществляемой в постоянной динамике, с обязательным мониторингом и коррекцией, в соответствии с анализом получаемых результатов. Это особая деятельность, подчиненная законодательству Российской Федерации, базирующаяся на теории и практики педагогики, возрастной психологии, истории и социологии (Г. М. Беспалова).

Главная цель тьюторского сопровождения детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) является успешное включение ребёнка в общественную и/ или образовательную среду.

Специалисты выделяют принципы осуществления тюторского сопровождения детей с ОВЗ:

— гуманизм;

— целостность;

— преемственность;

— валеологичность;

— системность;

— адресность.

Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно большего при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты. Для эффективного осуществления тьюторского сопровождения на разных возрастных этапах и в разных типах образовательных учреждений членами Тьюторской Ассоциации была разработана ресурсная схема общего тьюторского действия. Эта схема представляет тьюторское сопровождение как максимальное открытие перед ребёнком возможностей окружающего мира.

В общеобразовательных учреждениях неуклонно растет доля учащихся, чей путь в образовании по тем или иным причинам для самих педагогических работников, для родителей ребенка, медиков или психологов выглядит как требующий особого отношения. Выделение этих «особых» детей происходит по разным основаниям: в эту категорию попадают одаренные дети, дети с проблемами в общении, дети с задержками и отклонениями в развитии, дети с разными нарушениями здоровья и т. д. Задача тьютора– индивидуальное сопровождение ребёнка в массовой школе, создание условий для полноценной и качественной жизни в рамках нового образовательного пространства. Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ОВЗ, но и его семью, сформировать вокруг ребенка толерантную к нему социокультурную среду.

В настоящее время используются как минимум четыре основные формы поддержки:

— превентивные меры;

— информационно-консультативная поддержка (характеристика имеющихся у ребенка трудностей, знакомство со специальными учебными материалами, техническими средствами обучения, методиками специального обучения и др.);

— дифференциация (индивидуализация, адаптация) учебной программы и процесса обучения;

— улучшение условий пребывания и обучения ребенка, интегрированного в среду общеобразовательной школы (консультирование учителей и администрации специалистами, повышение их квалификации, разделение ответственности, материально-техническое оснащение учреждения и др.).

В наши дни в разных школах уже есть потенциальные шансы для введения в школу должности тьютора.

Так, по мнению С. В. Поповой, компетенции тьютора в высшем образовании делятся на две группы: общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные). Такая классификация компетенций вполне допустима и для тьютора в инклюзивном образовании, так как тьютор, с одной стороны, должен удерживать социокультурные основания образовательного процесса, а с другой — быть профессионалом своего дела.

Предметные компетенции тьютора, сопровождающего ребёнка с ОВЗ в общем и с интеллектуальной недостаточностью в частности, имеют определённое описание и ресурс формирования:

— полное понимание особенностей инклюзивного образования, его содержания, специфики;

— особенности и виды, специфика процессов умственной отсталости;

— знание структуры и процессов психологического и физического развития детей с ОВЗ в общем, и умственной отсталостью в частности;

— способности умение анализа качества и количества процесса взаимодействия тьютора с ребенком, имеющим интеллектуальную недостаточность и его окружением, обществом в целом;

— навыки анализа особенностей взаимодействия и взаимовлияния ребенка с ОВЗ и социального окружения;

— образование в области специальной педагогики и специальной психологии;

— коммуникации и особенности общения, умение ясно выражать свои мысли и слушать других;

— уметь разрешать конфликты, использовать технологии межличностного общения, строить взаимодействие в малых группах;

— иметь организаторские способности: умение участвовать в разработке намеченной деятельности, видеть перспективу индивидуальной и групповой деятельности, видеть и поддерживать интересы конкретных воспитанников и групп, находить оптимальные варианты деятельности и доводить дело до результата;

— умение использовать разные способы педагогического взаимодействия между всеми участниками образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, учителями, специалистами, руководством);

— аналитический ум и способность к анализу и синтезу;

— умение прогнозировать возможные точки роста и развития познавательного интереса учащегося, предвидеть конечные результаты.

Если тьютор обладает всеми перечисленными компетенциями, то он сможет организовать эффективное и качественное сопровождение ребёнка с ОВЗ, которое осуществляется в несколько этапов:

— сбор информации о ребенке;

— анализ полученной информации и собственные наблюдения;

— совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального образовательного плана работы с ребенком;

— реализация поставленных задач;

— анализ ситуации развития ребенка;

— корректировка стратегии сопровождения.

Тьюторское сопровождение всегда носит индивидуальный, адресный характер. Вот некоторые формы сопровождения, применяемые сегодня в практике тьюторской деятельности:

1) личная беседа;

2) групповая консультация;

3) учебный тьюторский семинар;

4) особое образовательное событие.

Тьюторское сопровождение осуществляется исходя из индивидуально разработанной программы сопровождения конкретного ребёнка с ОВЗ.

Программа тьюторского сопровождения в рамках индивидуальной образовательной программы учащегося или учащихся может иметь следующую структуру:

  1. Пояснительная записка к программе: с указанием проблемы, целей, задач, объектов и предметов, методов и форм работы, особенностей мониторинга и предполагаемых результатов.
  2. Непосредственно тьюторская программа: содержание деятельности, планирование тематическое и календарное.

Тьютор должен вести разные записи, которые помогут объективно оценить возможности ребенка, выявить проблемы, конкретизировать задачи в индивидуальной работе с данным воспитанником. Дневник — форма отчетности, которая позволяет показывать изменения и прослеживать динамику развития ребенка. Разумеется, тьюторы широко применяют и другие виды документации, например, анкеты и опросные листы, различные тестовые материалы при использовании элементов педагогического и психологического исследования в своей работе, экспертные карты и т.

Эффективность тьюторской деятельности зависит от нескольких факторов:

— психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии, осмысление основополагающих ценностей инклюзивной деятельности, согласия с ними;

— наличие нужных профессионалов или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из ресурсных центров, центров развития и коррекции, ППМС центров;

— наличие особых условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендацию на тьюторское сопровождение выдаёт ПМПК. В документе нужно описать требования к квалификации тьютора и особенности сопровождения ребенка с ОВЗ.

При создании необходимых благоприятных условий, при чёткой программе сопровождения, ребёнок с ОВЗ сможет добиться успеха в преодолении умственной отсталости частично, или полностью, преодолеет проблемы в общении и социализации.

Литература:

  1. Беспалова Г. М. Тьюторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты. http://thetutor.ru/school/junior_high_school_article03.htm
  2. Э. Гордон, Р. Морган и др. Революция в тьюторстве. Ижевск: Изд. дом «ERGO», 2010.
  3. Ковалева Т. М. Не учитель, не психолог, не классный руководитель: Тьюторство как одно из направлений преодоления формальной педагогики // Первое сентября. 2004. № 66.
  4. Ковалева Т. М. Культурные границы тьюторства // Первое сентября. 2009. № 15. http://upr.1september.ru/view_article.php?id=200901504
  5. Ковалева Т. М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения // Теоретические исследования 2005 года: Материалы научной конференции. М.: ИТИП РАО, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, интеллектуальная недостаточность, сопровождение, сопровождение детей, умственная отсталость, инклюзивное образование, образовательная среда, образовательное пространство, ограниченная возможность здоровья.


Похожие статьи

Актуальные проблемы включения детей с интеллектуальными...

Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства — это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется...

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной...

Просто интегрировать таких детей в класс нельзя. Сопровождение ребенка — инвалида по классам о помощь в организации учебно

Грамотные интеграция и инклюзия детей с ОВЗ в среду сверстников результативны не только в образовательном, но и в коррекционном...

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными...

Инклюзивная образовательная практика и категории детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют ряд

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья...

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей...

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов, детей с ОВЗ) в образовательный процесс определяется как инклюзивное образование. Данный процесс регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом...

Инклюзия в ДОУ. Психологическая адаптация и адаптированная...

Психологическая адаптация и адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная

Инклюзивное образование предполагает создание специальных условий обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой...

 наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещающих ДОУ,  психологическая готовность коллектива ДОУ к инклюзии детей с ОВЗ, предполагающая знакомство с основными ценностями, целями, методиками организации инклюзивной практики...

Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих...

ограниченная возможность здоровья, инклюзивная образовательная организация, комплексное сопровождение семей, ребенок, семья, инклюзивное образование, модель, образовательный процесс, системный подход...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок...

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной... образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение...

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, общее образование, ребенок, инклюзивное общество, инклюзивный подход, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Россия, образование, развитие. Проблемы формирования инклюзивного общества в...

Похожие статьи

Актуальные проблемы включения детей с интеллектуальными...

Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства — это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется...

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной...

Просто интегрировать таких детей в класс нельзя. Сопровождение ребенка — инвалида по классам о помощь в организации учебно

Грамотные интеграция и инклюзия детей с ОВЗ в среду сверстников результативны не только в образовательном, но и в коррекционном...

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными...

Инклюзивная образовательная практика и категории детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют ряд

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья...

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей...

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов, детей с ОВЗ) в образовательный процесс определяется как инклюзивное образование. Данный процесс регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом...

Инклюзия в ДОУ. Психологическая адаптация и адаптированная...

Психологическая адаптация и адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная

Инклюзивное образование предполагает создание специальных условий обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой...

 наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещающих ДОУ,  психологическая готовность коллектива ДОУ к инклюзии детей с ОВЗ, предполагающая знакомство с основными ценностями, целями, методиками организации инклюзивной практики...

Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих...

ограниченная возможность здоровья, инклюзивная образовательная организация, комплексное сопровождение семей, ребенок, семья, инклюзивное образование, модель, образовательный процесс, системный подход...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок...

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной... образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение...

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, общее образование, ребенок, инклюзивное общество, инклюзивный подход, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Россия, образование, развитие. Проблемы формирования инклюзивного общества в...

Задать вопрос