Проблемы оспаривания нормативных правовых актов в экологической сфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 22.04.2022

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Хайретдинов, М. О. Проблемы оспаривания нормативных правовых актов в экологической сфере / М. О. Хайретдинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90573/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье автором исследуются проблемы рассмотрения судами общей юрисдикции дел о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в сфере экологических отношений.

Следует отметить, что правовое регулирование процедуры рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов в экологической сфере стало более детальным. В новых положениях КАС РФ нашли определенное отражение ряд правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации [1, с. 3396], сформулированных по проблемам судебного нормоконтроля. Появились нормы, в которых приведены специальные основания для отказа в принятии административного искового заявления (ст. 210 КАС РФ), прекращения производства по делу (ст. 214 КАС РФ) и др.

Конкретизация и детализация правового регулирования порядка рассмотрения дел об оспаривании нормативных предписаний представляются вполне оправданными. Это достаточно специфическая категория дел, где отсутствует спор о субъективных правах и обязанностях, а предметом судебной деятельности является оценка законности (правомерности) оспоренного нормативного правового акта в экологической сфере. В связи с этим по таким делам не в полной мере работает ряд общих положений административного искового производства (встречный иск, признание иска, мировое соглашение и проч.).

Несмотря на целый ряд позитивных изменений, в правовом регулировании процедуры судебной проверки законности нормативных предписаний остается еще немало спорных вопросов и нерешенных проблем [2].

В КАС РФ установлены достаточно четкие и объективные критерии для определения судом наличия или отсутствия права на оспаривание нормативного правового акта Российской Федерации в экологической сфере у заинтересованного гражданина или организации. Согласно части 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта в экологической сфере недействующим вправе обратиться лишь те лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что указанным актом нарушаются их права. Исходя из того, что Конституция РФ провозглашает в качестве одного из основных прав граждан право на благоприятную окружающую среду, а также на получение информации о состоянии окружающей среды можно сделать вывод, что правом на оспаривание нормативных правовых актов в экологической сфере обладают практически все граждане Российской Федерации, так как их права будут затрагиваться практически всегда.

При возбуждении дела суд достаточно легко может проверить факт применения спорного акта в отношении административного истца либо установить, является ли истец субъектом конкретных отношений, регулируемых данным актом, если последний еще не применялся к нему.

К сожалению, установив объективные критерии права на оспаривание нормативных правовых актов, законодатель не проявил последовательности в формулировании последствий отсутствия такого права у административного истца.

Так, казалось бы, вполне логично было бы в ст. 210 КАС РФ, специально посвященной вопросам принятия заявления об оспаривании нормативных актов, указать, что судья отказывает в принятии искового заявления, если установит, что оспоренный нормативный правовой акт к административному истцу не применялся и истец не является субъектом отношений, регулируемых данным актом, т. е. предусмотреть в этой статье специальное основание для отказа в принятии административного искового заявления в связи с отсутствием у истца права на оспаривание нормативного предписания.

К сожалению, вместо этого законодатель специальное основание для отказа в принятии искового заявления об оспаривании нормативного правового акта помещает в общие положения Кодекса, регулирующие в том числе общие основания отказа в принятии административного искового заявления (пункт 3 части 1 ст. 128 КАС РФ), а в ст. 210 делает отсылку на эту общую норму. При этом формулировка основания к отказу в принятии искового заявления, данная в ст. 128 КАС РФ, не согласуется с содержанием части 1 ст. 208. В пункте 3 части 1 ст. 128 КАС РФ указано, что судья отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, если из заявления не следует, что этим актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Как видим, в данной норме закреплены иные критерии, по которым суд должен проверять отсутствие у административного истца права на оспаривание нормативного правового акта. При этом воспроизводится перекочевавшее из Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) [3, с. 4532] неопределенное оценочное понятие «затрагивание прав и интересов», вызывавшее в судебной практике сложности при установлении у заявителя такого права.

Причинами возникшей правовой коллизии явились некоторая технико-юридическая небрежность и некритичное воспроизведение определенных норм ГПК РФ, и разрешаться она должна в пользу части 1 ст. 208 КАС РФ. В связи с этим, для того чтобы обосновать отказ в принятии административного искового заявления ввиду отсутствия у истца права на оспаривание нормативного правового акта, суды должны ссылаться на отсутствие факта применения к истцу оспоренного акта либо на то, что истец не может быть субъектом отношений, регулируемых данным актом.

Для устранения этого противоречия в ст. 210 КАС РФ необходимо указать, что судья отказывает в приеме административного искового заявления, если оспариваемый нормативный правовой акт к административному истцу не применялся и административный истец не является субъектом отношений, регулируемых данным актом. Кроме того, из пункта 3 части 1 ст. 128 КАС РФ следует исключить слова «нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами».

В КАС РФ оказался неурегулированным вопрос о том, как должен поступить суд, если отсутствие у административного истца права на оспаривание нормативного правового акта выяснилось после принятия искового заявления. Очевидно, что это должно служить основанием для прекращения производства по делу. Логично было бы в специальной норме о прекращении производства по делам об оспаривании нормативных предписаний (ст. 214 КАС РФ) такое основание указать. К сожалению, это сделано не было. «Забыли» его включить и в ст. 194 КАС РФ, посвященную общим основаниям прекращения производства по административному делу. Поэтому в настоящее время суды вынуждены рассматривать по существу дела, по которым у лица отсутствует право на оспаривание данного нормативного правового акта, если это выяснилось после возбуждения дела.

В то же время такое основание для прекращения производства по делу, как «отмена или прекращение действия оспоренного нормативного правового акта», продублировано как в специальной (ст. 214 КАС РФ), так и в общей норме (ст. 194 КАС РФ). При этом оно сформулировано достаточно противоречиво.

Согласно части 11 ст. 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела не может служить основанием для прекращения производства в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов. Если оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения на момент подачи административного искового заявления прекратили свое действие, то в соответствии с частью 1 ст. 210 КАС РФ судья отказывает в принятии такого заявления. Таким образом, оспариваться могут только те акты, которые утратили силу после обращения в суд административного истца.

Из вышеизложенного следует, что в названных нормах сформулировано императивное правило судебного оспаривания прекративших свое действие нормативных правовых актов: суд проверяет законность спорного акта, если примененное к административному истцу нормативное предписание утратило силу после возбуждения дела, и отказывается от проверки, если такое предписание утратило силу до этого момента.

Литература:

1. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 г. N 244-О «По жалобе граждан Вихровой Л. А., Каревой Е. И. и Масловой В. Н. на нарушение их конституционных прав п. 1 ч. 1 ст. 134, ст. 220 и 253 ГПК РФ» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 32.

2. Никитин С. В. Проблемы правового регулирования судебного нормоконтроля в административном судопроизводстве // Судья. 2018. N 11.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 46.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, административный истец, нормативный правовой акт, административное исковое заявление, оспаривание, прекращение производства, экологическая сфера, исковое заявление, оспариваемый нормативный правовой акт, Российская Федерация.


Похожие статьи

Проблемы решения административных дел об оспаривании...

Ключевые слова: оспаривание нормативных правовых актов, административное судопроизводство, проблемы, решения, доказывание. Проанализируем особенности и проблемы разрешения административных дел об оспаривании нормативных правовых...

Субъективный состав производства по делам об оспаривании...

В производстве по делам об оспаривании нормативных правовых актов у субъектов также имеются определенные интересы, которые могут быть нарушены, ограничены принятыми нормативными правовыми актами. Однако, субъектный состав в данном случае отличается...

Понятие, особенности и некоторые проблемные вопросы...

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий и бездействия публичных субъектов представляют собой одну из самых распространенных категорий споров, рассматриваемых по правилам административного судопроизводства.

Особенности производства по административным делам об...

Подача административного искового заявления. Принятие заявления кпроизводству иподготовка дела ксудебному разбирательству. Итак, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается...

Обращение прокурора с административным исковым...

Завьялов, О. С. Обращение прокурора с административным исковым заявлением в суд как полномочие органов прокуратуры по пресечению и предупреждению нарушений миграционного законодательства, некоторые проблемы практики их рассмотрения / О. С. Завьялов.

Особенности административного судопроизводства по делам...

В этом нормативно-правовом акте расширены границы обращения гражданина в суд для

Данная категория дел рассматривается с применением норм искового производства. при

В соответствии со ст. 141 КАС РФ срок производства по административному делу — это срок...

К вопросу о практике применения норм Кодекса... | Молодой ученый

Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов

РФ, судебная защита, исковое заявление, суд, Российская Федерация, Саратовская область...

Административное судопроизводство в судах общей юрисдикции...

Данный правовой акт регулирует порядок осуществление административного судопроизводства, как в Верховном Суде Российской Федерации, так и в судах общей юрисдикции. Однако принятие нового кодифицированного закона не смогло разрешить многие...

Проблемы защиты прав субъектов административных...

Характер судебной защиты административных правовых отношений является наиболее

Административно-правовая защита — это относительно самостоятельное звено

Ключевые слова: правовой акт, административный акт, нормативный административный акт...

Апелляционное обжалование по Кодексу административного...

3) несоответствии оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую

Административный истец мог требовать признать тот или иной НПА недействующим в связи с его несоответствием нормативным правовым актам...

Похожие статьи

Проблемы решения административных дел об оспаривании...

Ключевые слова: оспаривание нормативных правовых актов, административное судопроизводство, проблемы, решения, доказывание. Проанализируем особенности и проблемы разрешения административных дел об оспаривании нормативных правовых...

Субъективный состав производства по делам об оспаривании...

В производстве по делам об оспаривании нормативных правовых актов у субъектов также имеются определенные интересы, которые могут быть нарушены, ограничены принятыми нормативными правовыми актами. Однако, субъектный состав в данном случае отличается...

Понятие, особенности и некоторые проблемные вопросы...

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий и бездействия публичных субъектов представляют собой одну из самых распространенных категорий споров, рассматриваемых по правилам административного судопроизводства.

Особенности производства по административным делам об...

Подача административного искового заявления. Принятие заявления кпроизводству иподготовка дела ксудебному разбирательству. Итак, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается...

Обращение прокурора с административным исковым...

Завьялов, О. С. Обращение прокурора с административным исковым заявлением в суд как полномочие органов прокуратуры по пресечению и предупреждению нарушений миграционного законодательства, некоторые проблемы практики их рассмотрения / О. С. Завьялов.

Особенности административного судопроизводства по делам...

В этом нормативно-правовом акте расширены границы обращения гражданина в суд для

Данная категория дел рассматривается с применением норм искового производства. при

В соответствии со ст. 141 КАС РФ срок производства по административному делу — это срок...

К вопросу о практике применения норм Кодекса... | Молодой ученый

Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов

РФ, судебная защита, исковое заявление, суд, Российская Федерация, Саратовская область...

Административное судопроизводство в судах общей юрисдикции...

Данный правовой акт регулирует порядок осуществление административного судопроизводства, как в Верховном Суде Российской Федерации, так и в судах общей юрисдикции. Однако принятие нового кодифицированного закона не смогло разрешить многие...

Проблемы защиты прав субъектов административных...

Характер судебной защиты административных правовых отношений является наиболее

Административно-правовая защита — это относительно самостоятельное звено

Ключевые слова: правовой акт, административный акт, нормативный административный акт...

Апелляционное обжалование по Кодексу административного...

3) несоответствии оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую

Административный истец мог требовать признать тот или иной НПА недействующим в связи с его несоответствием нормативным правовым актам...

Задать вопрос