Оценка динамики поступлений сумм таможенных платежей под влиянием пандемии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 20.04.2022

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Квиртия, М. С. Оценка динамики поступлений сумм таможенных платежей под влиянием пандемии / М. С. Квиртия. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 347-348. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90571/ (дата обращения: 30.04.2024).



Статья посвящена оценке динамики поступлений сумм таможенных платежей под влиянием пандемии коронавируса и анализу данного стрессового периода с экономической точки зрения.

Ключевые слова: таможенные платежи, пандемия, коронавирус, импорт, экспорт, таможенная граница ЕАЭС.

Таможенные платежи важная составляющая экономики нашей страны. Они во многом определяют положение государства в международном разделении труда и обеспечивают достаточно большую долю доходов государства. В настоящее время таможенные пошлины являются важным источником формирования доходной части федерального бюджета Российской Федерации.

Таможенные платежи играют важную роль в защите экономических интересов государства. Оплата производится при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС. Отношения между экспортом и импортом оптимизируются за счет сбора и гибкого администрирования таможенных пошлин. [4] Установление разных тарифов на разные товары создает условия для более разумной структуры ввоза товаров или предотвращает нежелательный вывоз товаров, внутренние цены которых по тем или иным причинам ниже мировых, и позволяет выбирать приоритетные направления ввоза, вывоза и регулировать весь поток товаров в и из государственных границ.

Для наглядного представления приведу проанализированные данные исследования в таблице 1. [2]

Таблица 1

Объем взимания таможенных платежей за 10 месяцев 2020 года в сравнении с периодом 2010–2019 гг., млрд. рублей

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент.

Окт.

2010

390,5

387,3

397,3

319,5

340,6

347,1

359,4

361

379,3

365,5

2011

313,5

350,7

489,8

466,1

502,2

486,9

503,5

529,7

518,6

579,7

2012

488,2

458,9

536,4

534,8

601,1

567,9

563,4

542,7

501,8

553,3

2013

410,8

484,5

536,3

599,1

528,9

477,3

580,4

540,8

570,3

590,4

2014

482,2

562,5

603,5

646,3

568

526,7

533,7

535,1

579,1

643,9

2015

446,3

393,7

373,3

354,5

308

389,1

454,7

460,1

466,4

398

2016

279,7

337,7

331,9

319,5

320,2

377,3

370,7

404,1

385,7

378,5

2017

283,8

340,4

404,8

325,6

368,8

370,9

376,6

384,9

369,6

400,9

2018

349,3

397,1

406

410,3

405

430,3

442

431,7

380,6

470,6

2019

420,6

439,6

448,4

514,6

454,2

440,5

490,9

483,7

474,1

517,3

2020

356,8

365,5

465,6

311,6

257,5

284,8

350,3

277,8

320,7

342,4

Проанализировав показатели сбора таможенных платежей до и после пандемии коронавируса, было выявлено, что в 2020 году с апреля по октябрь самые низкие ставки сбора таможенных платежей за последние 10 лет. В апреле 2020 года объем сбора таможенных платежей снизился на 33,1 % по сравнению с мартом, в мае на 17,4 %. В июне мы наблюдаем небольшой рост на 10,6 % по сравнению с маем, в июле — на 22,9 %, в августе сумма сбора снова снизилась на 20,7 % по сравнению с июлем, в сентябре рост по сравнению с августом составил 15,4 %., в октябре — 6,8 %..

Если сравнивать показатели 2020 года с показателями 2017 года, когда российская экономика начала восстанавливаться, то в апреле 2020 года объем таможенных платежей был ниже на 4,3 %, в мае показатель был ниже на 28,2 %, в июне показатель снизился. 23,2 %, в июле показатель снизился на 6,9 %, в августе показатель снизился на 27,8 %, в сентябре показатель снизился на 13,2 %, в октябре показатель снизился на 14,6 %.

Таким образом, объем сбора таможенных платежей в 2020 году ниже, чем в 2017 году, когда экономика восстанавливается после кризиса 2015–2016 годов.

Одна из причин низких показателей в 2020 году заключается в том, что на фоне пандемии коронавируса ввозные пошлины на ввоз товаров, необходимых для борьбы с коронавирусной инфекцией, были обнулены. [3]

Согласно решению Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 (в редакции от 27 мая 2020 г.) «О едином таможенно-тарифном режиме Евразийского экономического союза» товары ввозятся на таможенную территорию Союз для реализации мер, принимаемых государствами-членами по предупреждению распространения инфекции 2019-nCoV, включенных в перечень, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 марта 2020 г. N 21, освобождаются от уплаты ввозной пошлины. [1]

По данным Федеральной таможенной службы, в январе-июне 2021 года российский импорт увеличился на 28,4 % до 137,6 млрд долларов по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Это рекорд за последние пять лет. Столь сильный импульс вызван ростом цен на импортные товары и низкой базой прошлого года. В первом полугодии 2020 года в связи с ограничительными мерами в связи с распространением коронавируса были временно остановлены производственные мощности и сведена к минимуму коммерческая деятельность. По мере снятия ограничений и восстановления производственных процессов мировая экономика, в том числе и российская, нуждалась в новых ресурсах, сырье и товарах для выхода на полную производственную мощность в ряде отраслей.

В основном Россия закупает у других стран машины и оборудование, а также продукцию химической промышленности, в том числе фармацевтическую.

По итогам первого полугодия 2021 года доля машин и оборудования в общей структуре экспорта увеличилась с 45,9 % до 49,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля продукции химической промышленности снизилась с 19,3 % до 18,2 %.

С января по июнь 2021 года импорт машин и оборудования увеличился в стоимостном выражении на 38,9 % по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Рост был обусловлен увеличением цен и объемов закупок электрического и механического оборудования, оптических приборов и аппаратов, вызванных. Поставки легковых и грузовых автомобилей в Россию выросли в 1,8 раза в первом полугодии 2021 года на фоне восстановления спроса и цен.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что в рассматриваемый период на динамику взимания таможенных платежей, как в России, так и в целом по ЕАЭС, влиял ряд различных факторов, начиная от девальвации рубля и заканчивая введением санкций, через единовременная корректировка ставок таможенных пошлин, налогов (увеличение и уменьшение). В 2020 году, кроме этих факторов, существенное влияние оказала пандемия коронавируса, которая во втором квартале 2020 года фактически остановила внешнеторговые потоки, что снизило собираемость таможенных платежей.

Литература:

  1. Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 (в редакции от 27 мая 2020 г.) «О едином таможенно-тарифном режиме Евразийского экономического союза»
  2. Таможенная статистика внешней торговли РФ. [сайт]. — URL: http://stat.customs.ru/ (дата обращения: 17.04.2022).
  3. Об итогах внешней и взаимной торговли товарами Евразийского экономического Союза (экспресс информация). [сайт]. — URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/tradestat/analytics/ (дата обращения: 17.04.2022).
  4. Логинова А. С. Таможенные платежи: Учебное пособие. — СПб.: Троицкий мост, 2016. — 152 с.
Основные термины (генерируются автоматически): платеж, показатель, Россия, сравнение, май, таможенная граница, химическая промышленность.


Ключевые слова

экспорт, импорт, таможенные платежи, пандемия, коронавирус, таможенная граница ЕАЭС

Похожие статьи

Задать вопрос