Структура нормативно-правового регулирования экспорта лесоматериалов с территории Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 21.04.2022

Статья просмотрена: 352 раза

Библиографическое описание:

Дронникова, С. Э. Структура нормативно-правового регулирования экспорта лесоматериалов с территории Российской Федерации / С. Э. Дронникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 199-202. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90554/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье раскрываются нормативно-правовые основы экспорта лесоматериалов с территории Российской Федерации. Также рассмотрены такие правовые акты как товарная номенклатура, Киотская конвенция и множество федеральных законов, регулирующих данную направленность.

Ключевые слова: лесоматериал, древесина, нормативно-правовое регулирование, экспорт, регулирование экспорта.

Актуальность данной статьи заключается в том, что существует определенный ряд правил оформления документов для транспортировки лесоматериалов и древесины. Для перемещения лесоматериалов характерно наличие всех уровней таможенного законодательства: от международного до формирующегося на его основе национального законодательства Российской Федерации. Система нормативно-правовых актов, регулирующих перемещение лесоматериалов, составляет в основном акты национального уровня (акты российского законодательства), т. к. лесоматериалы являются стратегически важными экономическими ресурсами нашей страны и регулирование вопросов вывоза — это основа безопасности и стабильности развития.

Среди международных нормативно-правовых актов, регулирующих перемещение и таможенный контроль лесоматериалов, можно выделить Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (далее — Киотская конвенция).

Так, на основании Киотской Конвенции проведение таможенного контроля основано на принципе выборочности и достаточности, т. е. должностным лицам таможенных органов следует применять те формы таможенного контроля, которые будут достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Евразийского экономического союза [17].

На сегодняшний день основным документом, который регулирует таможенные правоотношения в рамках функционирования ЕАЭС, является Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС).

ТК ЕАЭС регулирует порядок, основные принципы перемещения товаров, а также совершение таможенных операций в отношении перемещаемых товаров, как участниками внешнеэкономической деятельности, так и должностными лицами таможенных органов [4].

Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) в настоящее время закреплены– Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80. Товары исследуемой категории относятся к Разделу IX «Древесина и изделия из нее; древесный уголь; пробка и изделия из нее; изделия из соломы, альфы или из прочих материалов для плетения; корзиночные и другие плетеные изделия», группе 44 ТН ВЭД ЕАЭС «Древесина и изделия из нее; древесный уголь» [5].

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» установлен перечень товаров, в отношении которых государствами — членами ЕАЭС применяются ограничения в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации. К указанным товарам относятся лесоматериалы хвойных пород: ель, пихта, сосна [6].

Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257«Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» установлен Перечень сведений, указываемых в отношении отдельных категорий товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта [7].

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» к подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) относятся товары, классифицируемые в товарных подсубпозициях 4403 ТН ВЭД ЕАЭС «лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные» и 4407 «Лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль, разделенные на слои или лущенные, строганные или не строганные, шлифованные или не шлифованные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм» [8].

Рассмотрим нормативно-правовые акты в исследуемой сфере на национальном уровне Российской Федерации.

В первую очередь, следует отметить, что Конституцией Российской Федерации предопределено свободное перемещение товаров и поддержка экономической деятельности [9].

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополняет положения ТК ЕАЭС, а также устанавливает общие правила предоставления документов и сведений при вывозе товаров с таможенной территории, необходимые для проведения таможенного контроля [10].

Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации [11].

Федеральный закон от 28.12.2013 № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внес существенные изменения в правовое регулирование вопросов учета и оформления сделок с древесиной. Так, ст. 50.5 «Лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ [12] в редакции Закона № 415-ФЗ обязывает юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, совершивших сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в РФ, вывоза из РФ, представлять оператору предусмотренной ст. 50.6 ЛК РФ единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной (далее — декларация) в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг [13].

При возникновении правонарушений при перемещении леса и лесоматериалов, участник внешнеэкономической деятельности может быть привлечен к административной или уголовной ответственности, в зависимости от тяжести правонарушения, таким образом, к источникам регулирования также относятся:

— «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ [15];

— «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ.

Отдельные виды лесоматериалов являются стратегически важными ресурсами, незаконный вывоз которых из Российской Федерации образует состав уголовного преступления, предусмотренного статьей 226.1 Уголовного кодекса РФ, уже при превышении стоимости в 100 тыс. рублей, в частности, это: 4401 (древесина топливная); 4403 (лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные); 4404 (древесина бондарная); 4407 (лесоматериалы, полученные распиловкой, толщиной более 6 мм); 4408 (листы для облицовки, толщиной не более 6 мм) [1].

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 № 146-ФЗ регулирует отношения в области международного частного права. Термин «внешнеэкономическая сделка» встречается в ст. 1209, определяющей право, подлежащее применению к форме сделки [16].

Таким образом, лесоматериалы и продукция из древесины остаются одним из важнейших экспортных продуктов России, в основном это необработанный или незначительно обработанный лес. В то же время экспорт древесины и изделий из древесины является одной из самых преступных областей внешнеэкономической деятельности. Именно это тесно связано с высокой ликвидностью в лесопромышленной сфере.

Литература:

  1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2021)
  2. «Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения» (Вместе с «Перечнем видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, рыб, беспозвоночных и растений, экспорт, реэкспорт и импорт»...) (Заключена в г. Вашингтоне 03.03.1973)
  3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.10.2021)
  4. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
  5. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 (ред. от 07.12.2021) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии»
  6. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 (ред. от 09.11.2021) «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования»
  7. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 29.11.2021) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»
  8. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 (ред. от 02.12.2021) «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе»
  9. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  10. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  11. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
  12. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 30.12.2021)
  13. Федеральный закон от 28.12.2013 № 415-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
  14. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О валютном регулировании и валютном контроле»
  15. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021)
  16. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 21.12.2021)
  17. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (в ред. от 26 июня 1999 года)
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Евразийский экономический союз, внешнеторговая деятельность, внешнеэкономическая деятельность, акт, древесина, Киотская Конвенция, РФ, таможенный контроль, Евразийская экономическая комиссия.


Похожие статьи

Источники таможенного регулирования в рамках Евразийского...

Далее идут акты Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК). ЕЭК является органом, который также создает правовые источники регулирования таможенных отношений ЕАЭС. ЕЭК имеет статус наднационального органа управления и в своей деятельности...

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности...

 Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, внешнеторговая деятельность, международный договор, экспортный контроль, валютный контроль. Общие начала правового регулирования внешнеторговой деятельности заложены в Конституции Российской...

Практика применения таможенных процедур в ЕАЭС

Анализируя деятельность таможенных органов за 2015–2017 годы, выявлено множество изменений и особенностей в процедурах экспорта и выпуска для внутреннего потребления. По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2017 году...

Оптимизация таможенного контроля товаров, ввозимых на...

Для оптимизации проведения таможенного контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию, таможенным органам стран-членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) необходимо в своей деятельности внедрять технологию удаленного выпуска и...

Особенности таможенного оформления в условиях...

Особенности таможенного оформления в условиях функционирования Евразийского Экономического Союза.

Казахстан, Российская Федерация, интеграционная группировка, таможенное регулирование, Евразийский экономический союз, внешнеэкономическая...

Таможенное регулирование импорта сельскохозяйственной...

Евразийский экономический союз (далее ЕАЭС), начал функционировать с 1 января 2015 года на базе Таможенного союза (далее ТС) и Единого

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация...

Таможенный союз, Евразийский экономический союз, внешняя...

Вьетнам, Евразийский экономический союз, Социалистическая Республика, мера, таможенное регулирование, внешнеэкономическая деятельность, внутренний рынок, отношение товаров, США...

Роль Российской Федерации в ЕАЭС | Статья в журнале...

В статье подчеркнута значимость развития Евразийского экономического союза для усиления международных

Ключевые слова: евразийский экономический союз, ЕАЭС, национальные интересы

Рис. 1. Внешнеторговая активность РФ со странами ЕАЭС в 2017 году.

Похожие статьи

Источники таможенного регулирования в рамках Евразийского...

Далее идут акты Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК). ЕЭК является органом, который также создает правовые источники регулирования таможенных отношений ЕАЭС. ЕЭК имеет статус наднационального органа управления и в своей деятельности...

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности...

 Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, внешнеторговая деятельность, международный договор, экспортный контроль, валютный контроль. Общие начала правового регулирования внешнеторговой деятельности заложены в Конституции Российской...

Практика применения таможенных процедур в ЕАЭС

Анализируя деятельность таможенных органов за 2015–2017 годы, выявлено множество изменений и особенностей в процедурах экспорта и выпуска для внутреннего потребления. По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2017 году...

Оптимизация таможенного контроля товаров, ввозимых на...

Для оптимизации проведения таможенного контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию, таможенным органам стран-членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) необходимо в своей деятельности внедрять технологию удаленного выпуска и...

Особенности таможенного оформления в условиях...

Особенности таможенного оформления в условиях функционирования Евразийского Экономического Союза.

Казахстан, Российская Федерация, интеграционная группировка, таможенное регулирование, Евразийский экономический союз, внешнеэкономическая...

Таможенное регулирование импорта сельскохозяйственной...

Евразийский экономический союз (далее ЕАЭС), начал функционировать с 1 января 2015 года на базе Таможенного союза (далее ТС) и Единого

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация...

Таможенный союз, Евразийский экономический союз, внешняя...

Вьетнам, Евразийский экономический союз, Социалистическая Республика, мера, таможенное регулирование, внешнеэкономическая деятельность, внутренний рынок, отношение товаров, США...

Роль Российской Федерации в ЕАЭС | Статья в журнале...

В статье подчеркнута значимость развития Евразийского экономического союза для усиления международных

Ключевые слова: евразийский экономический союз, ЕАЭС, национальные интересы

Рис. 1. Внешнеторговая активность РФ со странами ЕАЭС в 2017 году.

Задать вопрос