Роль PR-технологий и политической рекламы в политической сфере РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 18.04.2022

Статья просмотрена: 723 раза

Библиографическое описание:

Артюхин, О. А. Роль PR-технологий и политической рекламы в политической сфере РФ / О. А. Артюхин, Ю. А. Муравьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 401-404. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90457/ (дата обращения: 30.04.2024).



В рамках статьи рассматривается актуальный вопрос о роли PR- технологий и рекламы в политической сфере РФ. Проанализированы различные аспекты влияния политического пиара и политической рекламы на социальные группы и общество в целом. Автором изучены теоретическая база и конкретные исторические примеры. Так же раскрыты причины возникновения данного явления и его значимость на сегодняшний день. В выводе отмечается своеобразие и сложность выбранной темы.

Ключевые слова: политический PR, политическая реклама, политические технологии, политика, общество, сфера.

The article deals with the topical issue of the role of PR technologies and advertising in the political sphere of the Russian Federation. Various aspects of the influence of political PR and political advertising on social groups and society as a whole are analyzed. The author has studied the theoretical basis and specific historical examples. The reasons for the occurrence of this phenomenon and its significance for today are also disclosed. The conclusion notes the originality and complexity of the chosen topic.

Keywords: political PR, political advertising, political technologies, politics, society, sphere.

Актуальность темы данной статьи объясняется тем, что в настоящее время, в современном информационном, глобальном обществе, политические PR технологии и реклама играют основополагающую роль в развитии политической сферы Российской Федерации.

Важной идеей в практике связей с общественностью в политике является идея формирования имиджа. А также политическая реклама в практике связей с общественностью определяет вектор развития современных политических кампаний.

Учеными принято выделять 3 вида политических технологий. К ним относят имидж, идею и технологию культа. Для того, чтобы добиваться успехов на политической арене политикам необходимо не просто использовать все виды PR-технологий, но и уметь грамотно оперировать ими и выбирать момент для использования того или иного вида политических технологи. Проблемой здесь является то, что в настоящее время российские политики используют только разные части системы PR.

Ключом к истории общественных отношений в политике является понимание основ общественных отношений. Политическая коммуникация выросла с момента своего зарождения в 19 веке до ее огромной роли в современной политике.

Первым инцидентом с использованием политической рекламы в управлении кампанией стала президентская гонка 1896 года. Как Республиканская, так и Демократическая партии США организовали свои предвыборные штабы, национальные выступления и выпустили письменные брошюры, предназначенные для «просвещения» избирателей. Маккинли также использовал американский флаг в качестве символа для изображения кампании. Эта практика Республиканской партии продолжается и по сей день. Кампания кандидата от Демократической партии Уильяма Дженнингса Брайанта не смогла сравниться с усилиями республиканцев по изданию агитационной литературы. Последовавшая за этим победа республиканцев ясно показала важность новой тактики управления рекламой и кампанией. После своей победы президент Уильям Маккинли продолжал следить за газетами во время своего президентства. Печатные СМИ доминировали в политических кампаниях до появления радио (1928) и телевидения (1952).

Точкой отсчёта для внедрения и начала применения политических технологий в виде процедур связей с общественностью в нашей стране принято считать выборы народных депутатов СССР в 1989 г. Процесс выборов, а в частности выдвижение и отбор кандидатов, сопровождались появление крупных акций во многих регионах государства.

Впервые мы можем увидеть практическое применение некоторых элементов избирательных технологий связей с общественностью. Создавались группы (команды) поддержки, велась активная контрпропаганда, устаивались массовые акции, огромными тиражи на людей сыпались листовки и так далее. Важно также отметить и зависимость технологий связей с общественностью от имиджа и политических убеждений кандидатов. Так, например, приверженцы коммунистических взглядов взяли за основу воздействие на избирателей путём обращений в райкомы, непосредственного общения с директорами предприятий, позволяющего воздействовать на избирателей с помощью определённых административных инструментов. Это давало возможность сыграть на доверии избирателей, ведь работники предприятия знали своего директора не понаслышке, а в лицо. Демократы, в свою очередь, наоборот прибегали к менее прямым способам воздействия на избирателей, всё чаще прибегая к митингам, вовлекаю людей в процессе, и используя «листовочную борьбу».

Эффективность таких мер сложно было переоценить. Невооружённым взглядом было видно, как технологии связей с общественностью переворачивали игру и какое мощное влияние они оказывали на результаты выборов. Также необходимо сказать и о важности СМИ в этом противоборстве. Опять-таки, в зависимости от выбранной стратегии и инструментов воздействия мы видим, как определялся успех той или иной стороны. В случае, когда пресса имела возможность говорить открыто, демократы одерживали верх. В противном же случае, когда пресса находился в жёстких рамках и не могла свободно доносить информацию, а лишь писать под диктовку партийных властей, побеждали представители партийно-хозяйственной номенклатуры.

На сегодняшний день мы можем наблюдать возрастающую роль связи с общественностью в управлении и стратегии политических кампаний, в формировании имиджа кандидатов, партий и других политических субъектов.

Современные политические кампании четко структурированы и управляемы, поэтому в них всегда играют важную роль квалифицированные специалисты. Требуется непосредственное участие консультанта или практикующего специалиста для успешного проведения политической кампании.

Сейчас российские политики все чаще работают в имиджевом стиле рекламы. PR-менеджеры используют эмоциональный фон и психологическую направленность технологий. Все российские политики пытаются использовать пиар-имидж.

Многие PR — технологи говорят, что: «В. В. Путин — это фигура, созданная пиаром». Президент В. В. Путин пришедший к власти в имидж-образе «спасителя» завоевал лидирующие позиции на выборах в 2000 г., и его PR-компания была самой успешной в предвыборной гонке тех лет.

На сегодняшний день В. В. Путин олицетворяет сильную власть, полностью контролирующую ситуацию. Его образ здорового, целеустремлённого, авторитетного лидера укоренился в умах людей и остаётся там уже 2 десятков лет.

Сейчас рейтинг президента достаточно высок, что говорит о прекрасно проводимой PR-кампании.

Многие российские политики иногда прибегают к методам, так называемого, «черного пиара». Черные связи с общественностью (BPR) или негативный пиар — это процесс разрушения чьей-либо репутации и фирменного стиля, на фоне чего собственная репутация и стиль приобретают гораздо более привлекательный вид для объекта воздействия. Иначе говоря, используя чёрные связи с общественностью, вы в первую очередь не заботитесь о создании для себя благоприятного имиджа и репутации, а пытаетесь всячески разрушить и очернить своего конкурента.

Ярким примером чёрного пиара в политической сфере служит Российский политик Владимир Жириновский. Не смотря на свое высокое положение в партии (будучи лидером ЛДПР), он прославился своими колкими, резкими, иногда даже грубыми высказываниями, призывами и действиями, многие из которых освещались в интернете и уже стали народным юмористическим достоянием.

Невооружённым взглядом видно, что Жириновский в своих политических кампаниях часто прибегает к своему любимому инструменту чёрного пиара — эпатажу. Эпатаж — один из многочисленных видов чёрного пиара, заключающийся в заранее подготовленной и оговорённой публичной ссоре между кандидатами, которые уже вряд ли одержат победу в избирательной кампании. Самое главное, чтобы их конфликт попал на камеры и был освещён в СМИ.

Популярный бизнес-тренер Ия Имшинецкая утверждает, что в современном мире реклама стала настолько примитивной и навязчивой, что её потребитель уже не ведётся на неё, а всё более и более равнодушно воспринимает или не воспринимает вовсе. Таким образом, мы приходим к выводу, что традиционные рекламные средства уже не работают с прежней эффективностью. Ия также считает, что в ответ на это «индустрия рекламы делает ставку на более сильные раздражители», в числе которых — целенаправленный эпатаж.

Вышеупомянутый Владимир Жириновский, в свою очередь, считает, что создаваемая десятилетиями мировая финансовая пирамида сейчас находится в терминальной стадии. Такую категоричность высказывания политик объясняет низкой кредитной способностью населения, из-за чего люди «понабрали кредитов и не могут вернуть деньги».

Благодаря различным PR-кампаниям на протяжении длительного времени создавался образ, имидж знаменитого политика. Сейчас мы знаем его как сильного, волевого человека, который также не упускает возможности устроить очередной скандал на публике. Вполне возможно, что это и не так, а нам лишь позволяют краем глаза увидеть то, что мы должны видеть, но отрицать эффективность работы политических кампаний и PR-технологов над образом Владимира Жириновского — глупо. Нельзя быть полностью категоричным по отношению к личности известного политика. Действительно, Жириновского знают все. «Знакомство» с ним не направленно на то, чтобы его полюбили или возненавидели, дело в другом — популярность. Кто-то может усмехнуться с его экспрессии, кто-то возмутиться несоответствием статуса и поведения, но факт остаётся фактом — Владимир Жириновский является вторым по популярности человеком в политической сфере жизни нашего государства. Дальше только президент.

В заключение важно подвести несколько выводов. Опыт России и зарубежных стран в использовании политических PR-технологий и рекламы позволяет нам определить, что:

Во-первых, сейчас мы можем легко убедиться, как эффективность действий одного человека в лице политического консультанта может играть гораздо более решающую роль, чем действия целой группы людей в составе команды поддержки того или иного кандидата. Здесь я пытаюсь донести, что один или несколько «новых профессионалов» или несколько гораздо чётче и качественнее справляются с поставленными задачами, чем «старые профессионалы». Всё дело в том, что перед ними стоит достаточно простая и точная цель: клиент должен занять пост, на который претендует. В связи с этим политический консультант лишь косвенно зависит от успеха одного из элементов политической кампании, ведь процесс его целеполагания акцентируется на другом. Его цель, хоть она и звучит достаточно просто, достигается за счёт качественной работы с цифрами и расчетами, ведь она, по сути, калькулируема. Ведь зачастую клиенты-избиратели сталкиваются с проблемой максимизации голосов избирателей.

Во-вторых, в политическую практику стали активно внедряться методы политического маркетинга, радикально отличающиеся от старомодной политической пропаганды. Если методы пропаганды мало отличались от концепции расширения сбыта готового продукта (партийной идеологии), то маркетинговый подход предполагает обязательное первоначальное изучение потребностей потребителей (избирателей) и лишь затем переход к производству конкурентоспособного товара (имиджа политических лидеров и, по преимуществу, деидеологизированных партий). Связи с общественностью становятся основным содержанием политической деятельности профессиональных политиков. И эта деятельность уже немыслима без участия политических консультантов.

Исходя из вышесказанного, особенно важной задачей PR-специалистов в политических партиях и общественно-политических движениях современной России является поиск и определение своей социальной базы, поддержание постоянных связей с ней, отслеживание изменений в ее настроении и взглядах на текущую политическую ситуацию.

Политический пиар сейчас стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он сопровождает нас не только в рамках электоральных периодов, но выходит далеко за их пределы, что обуславливает значительный кумулятивный эффект. Необходимо признать, что влияние на граждан государства при помощи политического пиара теперь, в наше время, действительно приобрело характер всесезонного. Таким образом, мы должны отметить, что политический выбор не является на 100 % объективным и все чаще зависит от качества PR-кампаний и имиджа политика или партии. Такая ситуация очень близка большинству политических систем и российской в том числе.

Литература:

  1. PR. Полное руководство / Джо Маркони; под общ. Ред. Б. Л. Еремина; пер. С англ. Д. Р. Геренава, Ю. П. Леоновой. — Москва: Вершина, 2007. — 256 с. 2. Кузнецов В. Ф. — Связи с общественностью. Теория и технологии (Учебники для вузов) — 2007
  2. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. М., 1999.
  3. Питер Л. Психология и паблик рилейшнз. — М., 1993.
  4. Викентьев И. Л. Приемы рекламы и Public Relations. Спб., 1995.
  5. Ольшанский д. в. Политический pr спб.:Питер, 2003
Основные термины (генерируются автоматически): общественность, политический пиар, политик, политическая реклама, политический, черный пиар, BPR, уж, реклама, практик связей, политический консультант, политическая сфера, политическая кампания, партия, невооруженный взгляд, кампания, Демократическая партия, Владимир.


Похожие статьи

Основные характеристики политического PR | Статья в журнале...

Современный политический PR — это прежде всего многостороннее политическое консультирование, в основном связанное с информационной сферой, коммуникационными процессами, однако по необходимости затрагивающее и более широкий круг вопросов [2].

PR-деятельность политической партии в современной России

В современной России зарегистрировано более 70 различных политический партий

В более узкой трактовке пиар означает технологии создания и внедрения в общественное сознание

Пиар ассоциируется с такими видами человеческой деятельности, как реклама, пропаганда...

Особенности использования pr-технологий в политической сфере

Сегодня политический пиар используется не только политическими партиями, но и крупными государственными институтами: комитеты, министерства, администрации при президенте, губернаторах и т. д. Политикам, государственным служащим, партиям необходимо отвечать...

Политический PR как составляющая часть жизни общества

Активизация политических связей с общественностью возникает во время выборов. Политический PR практически ничем не отличается от

Политический PR играет важную роль в жизни общества. С его помощью властные структуры привлекают общественность с целью...

Роль политической рекламы в современном обществе

 В статье раскрывается значение такого понятие как «политическая реклама». Особое внимание уделяется функциям политической рекламы, через которые раскрывается ее роль в современном обществе. Ключевые слова: политическая реклама, функции политической...

Информационная война и паблик рилейшнз | Статья в журнале...

Сергей Марков отмечает, что пиар-специалисты встают в один ряд с генералами во время любой современной войны.

На использование технологий связей с общественностью в ходе информационных войн указывает В.П.Изотов: «информационные войны представляют собой...

Политический и экономический маркетинг: сравнительный анализ

Ключевые слова: политический маркетинг, политический имидж, политический PR, маркетинг в некоммерческой сфере, политическая реклама. Если воспринимать политику в качестве рынка, то нетрудно понять, что не существует никаких правильных и неправильных, хороших и...

Политические (избирательные) PR-кампании: понятие...

Библиографическое описание: Овсянникова, В. С. Политические (избирательные)

Ключевые слова: политический PR, избирательная кампания, политический маркетинг

В случае с маркетинговыми избирательными технологиями можно говорить о тесной связи с понятием...

Современные технологии «черного PR» во внутренней и внешней...

Во внешней политике черные политические технологии могут быть проиллюстрированы информационным противостоянием России и Украины в отношении непризнанных ЛНР и ДНР, Крымского вопроса, а также на мировом уровне скандалами вокруг военной ситуации в Сирии.

Похожие статьи

Основные характеристики политического PR | Статья в журнале...

Современный политический PR — это прежде всего многостороннее политическое консультирование, в основном связанное с информационной сферой, коммуникационными процессами, однако по необходимости затрагивающее и более широкий круг вопросов [2].

PR-деятельность политической партии в современной России

В современной России зарегистрировано более 70 различных политический партий

В более узкой трактовке пиар означает технологии создания и внедрения в общественное сознание

Пиар ассоциируется с такими видами человеческой деятельности, как реклама, пропаганда...

Особенности использования pr-технологий в политической сфере

Сегодня политический пиар используется не только политическими партиями, но и крупными государственными институтами: комитеты, министерства, администрации при президенте, губернаторах и т. д. Политикам, государственным служащим, партиям необходимо отвечать...

Политический PR как составляющая часть жизни общества

Активизация политических связей с общественностью возникает во время выборов. Политический PR практически ничем не отличается от

Политический PR играет важную роль в жизни общества. С его помощью властные структуры привлекают общественность с целью...

Роль политической рекламы в современном обществе

 В статье раскрывается значение такого понятие как «политическая реклама». Особое внимание уделяется функциям политической рекламы, через которые раскрывается ее роль в современном обществе. Ключевые слова: политическая реклама, функции политической...

Информационная война и паблик рилейшнз | Статья в журнале...

Сергей Марков отмечает, что пиар-специалисты встают в один ряд с генералами во время любой современной войны.

На использование технологий связей с общественностью в ходе информационных войн указывает В.П.Изотов: «информационные войны представляют собой...

Политический и экономический маркетинг: сравнительный анализ

Ключевые слова: политический маркетинг, политический имидж, политический PR, маркетинг в некоммерческой сфере, политическая реклама. Если воспринимать политику в качестве рынка, то нетрудно понять, что не существует никаких правильных и неправильных, хороших и...

Политические (избирательные) PR-кампании: понятие...

Библиографическое описание: Овсянникова, В. С. Политические (избирательные)

Ключевые слова: политический PR, избирательная кампания, политический маркетинг

В случае с маркетинговыми избирательными технологиями можно говорить о тесной связи с понятием...

Современные технологии «черного PR» во внутренней и внешней...

Во внешней политике черные политические технологии могут быть проиллюстрированы информационным противостоянием России и Украины в отношении непризнанных ЛНР и ДНР, Крымского вопроса, а также на мировом уровне скандалами вокруг военной ситуации в Сирии.

Задать вопрос