Возможности развития предметно-пространственной среды группы, способствующие проявлению инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 20.04.2022

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Колобова, А. В. Возможности развития предметно-пространственной среды группы, способствующие проявлению инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста / А. В. Колобова, М. Ю. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 467-470. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90455/ (дата обращения: 30.04.2024).



Реализуя принципы и подходы программы «Вдохновение», мы не просто изменили традиционное устройство группы, наполненное готовыми решениями и, как оказалось, с минимальными возможностями для саморазвития ребенка, но и определили значимые ориентиры нового пространства, в котором ребенок действует в своем собственном направлении и по собственному замыслу.

Неожиданными, но видимыми ориентирами новой среды стало появление в группе зоны для уединения детей, с мягкими элементами (подушки, кресло-груша, коврик), все это добавляет группе немного семейного уюта. В любое время в нем можно спрятаться, уединиться, поиграть одному или с другом.

В тесном контакте с детьми создается следующий важный для нас ориентир — это информационное пространство. Открытую информацию о текущей жизни группы составляют разнообразные практические материалы: многочисленные фотографии, рисунки, схемы, опросники, тексты составленные со слов детей, иллюстрации, плакаты, макеты. Визуально оформляем новости и события, поздравление детей и правила группы. Дети рисуют, обводят копируют, печатают слова, самостоятельно размещают в пространстве группы важную для них информацию. Изучающую тему и текущую деятельность отражаем в листах ежедневника, заполняем их на утреннем круге. Ежедневники со временем становятся более четкими и структурированными. В них указываем дату, дни недели, погоду, количество присутствующих детей, предстоящую деятельность, занятия и др.

Ежедневное использование с детьми таких информационных носителей как настенный, отрывной или самодельный календарь, часы (настенные, самодельные, ручные) — это решение образовательных задач в разных областях и сближение детской реальности со взрослой жизнью.

Значимыми ориентирами пространства служат центры активности. Математика является составной частью нового пространства. В группе созданы такие условия, что дети ежедневно имеют дело с числами, геометрическими фигурами, с измерением, сравнением. Математическое содержание таких постоянных действий, как пересчет присутствующих, определение порядка прихода детей, заполнение календаря погоды, деление, угощение и многое другое становится для детей интересным и важным.

Материалы центра грамотности такие, как разнообразные буквы, образцы слов, имен, трафареты, журналы и газеты для вырезаний, бумага, карандаши, ручки, дырокол, степлер — наши помощники в составлении и оформлении рассказов по изучаемой теме, в создании тематической азбуки и стенгазеты. Книги, афиши, объявления, игры и атрибуты к ним, это и другое мы создаем, воплощая наши идеи и замыслы в реальность. Книжный шкафчик в группе располагается рядом с мягкими пуфиками.

Доступный для детей шкафчик с полочками, наполненный материалами к лепке, рисованию, конструированию позволяет детям самостоятельно организовать творческую мастерскую. Разнообразие или дополнение нового расходного материала отталкивается от изучаемой темы и интересов детей. Все это дает каждому ребенку возможность стать автором единственной и неповторимой работы. Индивидуальные полочки в группе дают возможность хранение личной канцелярии, самостоятельно выбрать материал, экономно и аккуратно пользоваться, соблюдать порядок.

Достойное место в группе занимает центр России, наполненный детскими работами, фотографиями города и страны. Наклеивая, налепливая маршрут реки, границы города на картах мы вместе расширяем наше представление о том, как велика наша страна.

Почувствовать себя настоящими исследователями дети могут в специально организованном месте — в центре науки. Материалы и оборудование в центре подбираются вместе с детьми и родителями в зависимости от изучаемой темы, от вопросов и предложений детей. Вместе знакомимся с новым оборудованием, совершаем открытия и ищем ответы на свои вопросы.

Следующим ориентиром пространства является самовыражение ребенка и его индивидуальность. В групповом пространстве предусмотрено множество мест для размещения художественных работ детей, для их персональной выставки. Это магнитная доска, сетка-паутинка, тематические альбомы, выставочные полочки с пьедесталом.

Права ребенка на свободный выбор деятельности поддерживается разнообразием центров активности, наполнением их материалами на основе интересов и потребности детей.

Дети самостоятельно формируют комфортное для себя пространство, перемещая не только стулья, скамейки, но и используют различные расходные материалы и реальные атрибуты в повседневной взрослой жизни.

Развивающая среда группы — это живой организм, который не может быть выстроен окончательно. Ежедневно мы создаем общее с детьми пространство, где ценностью является свобода и реализация своего замысла, любимое дело, игра.

Поддержка и воплощение на первый взгляд неосуществимых идей, задач детей рождает в них желание и стремление действовать, изучать, понимать. Самостоятельность и ответственность проявляется в детях, если пространство группы создается не вместо детей, а вместе с ними.

E:\20220128_105623.heic E:\20220131_071824.heic

E:\20220128_104247.heic

E:\20220128_092608.heic

E:\Screenshot_20220416_233714.jpg

E:\Screenshot_20220416_233700.jpg

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, группа, материал, пространство группы.


Похожие статьи

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом...

Пространственная организация детского сада в целом и каждой группы в отдельности реализуется через совокупность образовательных пространств, в которых ребенок свободно действует, создает и поддерживает вместе с другими нормы и правила этих пространств.

Организационно-педагогические условия создания...

Помимо того, зоны пространства группы и игровые центры необходимо сочетать по направленности детской деятельности. Дети младшего дошкольного возраста предпочитают играть «вместе» и «рядом», для этого тоже должны быть созданы все условия.

Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада...

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать...

Предметно-развивающая среда как фактор развития личности...

Грамотная организация пространства необходима для того, чтобы дети могли гармонично

«Уголок по развитию речи» представляет собой небольшое пространство для организации

Базовым элементом «Уголка по развитию речи» являются игры и дидактический материал...

Место воспитателя в организации развивающей...

Место воспитателя в организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.

детский сад, развивающая предметно-пространственная среда, ребенок, игровое пространство, окружающий мир, дошкольный возраст, предметно-игровая среда...

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО. Одни и те же пособия используются для

окружающая среда, ранний возраст, ребенок, маленький ребенок, окружающий мир, предметно-пространственная среда, развивающая...

Группы для детей с ТНР

– 3- группы оздоровительной направленности для детей с нарушением ОДА и 1 группа оздоровительной направленности для детей с ЧДБ

Пространство групп зонировано, оснащено развивающими материалами и дидактическими пособиями.

Создание предметно-развивающей среды в группе...

Образовательное пространство группы оснащено достаточным количеством материалов для игр и исследований, что позволяет детям найти себе дело и

Потребность в движении для детей нашей группы является важной задачей при организации предметно-развивающей среды.

предметно-пространственная среда, группа, игра, материал...

Мы организовали в группе пространства для различных видов детской активности: игры

Здесь дети могут поработать с образцами природных материалов, парафиновыми свечками

Вывод: организованная в группе с учетом ФГОС ДО предметно-пространственная среда...

Похожие статьи

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом...

Пространственная организация детского сада в целом и каждой группы в отдельности реализуется через совокупность образовательных пространств, в которых ребенок свободно действует, создает и поддерживает вместе с другими нормы и правила этих пространств.

Организационно-педагогические условия создания...

Помимо того, зоны пространства группы и игровые центры необходимо сочетать по направленности детской деятельности. Дети младшего дошкольного возраста предпочитают играть «вместе» и «рядом», для этого тоже должны быть созданы все условия.

Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада...

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать...

Предметно-развивающая среда как фактор развития личности...

Грамотная организация пространства необходима для того, чтобы дети могли гармонично

«Уголок по развитию речи» представляет собой небольшое пространство для организации

Базовым элементом «Уголка по развитию речи» являются игры и дидактический материал...

Место воспитателя в организации развивающей...

Место воспитателя в организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.

детский сад, развивающая предметно-пространственная среда, ребенок, игровое пространство, окружающий мир, дошкольный возраст, предметно-игровая среда...

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО. Одни и те же пособия используются для

окружающая среда, ранний возраст, ребенок, маленький ребенок, окружающий мир, предметно-пространственная среда, развивающая...

Группы для детей с ТНР

– 3- группы оздоровительной направленности для детей с нарушением ОДА и 1 группа оздоровительной направленности для детей с ЧДБ

Пространство групп зонировано, оснащено развивающими материалами и дидактическими пособиями.

Создание предметно-развивающей среды в группе...

Образовательное пространство группы оснащено достаточным количеством материалов для игр и исследований, что позволяет детям найти себе дело и

Потребность в движении для детей нашей группы является важной задачей при организации предметно-развивающей среды.

предметно-пространственная среда, группа, игра, материал...

Мы организовали в группе пространства для различных видов детской активности: игры

Здесь дети могут поработать с образцами природных материалов, парафиновыми свечками

Вывод: организованная в группе с учетом ФГОС ДО предметно-пространственная среда...

Задать вопрос