Организационная культура как одна из основ успешного функционирования предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 03.04.2022

Статья просмотрена: 342 раза

Библиографическое описание:

Кучина, О. В. Организационная культура как одна из основ успешного функционирования предприятия / О. В. Кучина, А. А. Костенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89910/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье рассматривается вопрос, связанный с определением термина «организационная культура», поднимается вопрос её функций и свойств.

Ключевые слова: организационная культура, свойства организационной культуры, уровни организационной культуры.

К изучению данной темы проявляли интерес следующие исследователи: П. А. Сорокин, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, Э. Шейн и другие. В процессе своей деятельности они сделали несколько выводов, о которых я расскажу далее.

Одним из основных выводов в трудах данной группы учёных стало то что организационную культуру можно разделить на 7 уровней, включающих в себя [1]:

  • Мировую культуру;
  • Культуру, создаваемую определённой нацией;
  • Культуру различных социальных слоёв;
  • Культуру, объединяющую людей из различных сфер деятельности;
  • Культуру отдельных, никак не связанных между собой организаций;
  • Культуру группы людей;
  • Культуру личности;

Можно заметить, что выделенные в ходе исследования уровни культуры начинаются с крупных, больших групп, а заканчиваются на культуре одного человека. Для наглядности взаимосвязь уровней культуры можно представить в виде круга, изображённого на рисунке 1.

Взаимосвязь уровней культуры

Рис. 1 Взаимосвязь уровней культуры

В большинстве источников можно увидеть, что авторы подходят к термину «организационная культура» как способу, позволяющему рассмотреть конкретную, отдельную организацию, при этом выделяя некий набор ценностей, правил и норм, разделяемых большинством сотрудников организации.

Вот, например, некоторые из определений, выделяемые современными авторами:

Организационная культура — это идеология, направленная на повышение трудового потенциала системы, выражающая основные ценности организации. [2]

Организационная культура — это возникающее на любом предприятии явление, представляющее собой систему ценностей, норм, правил, на основе которых осуществляется деятельность организации. [3]

Организационная культура — это система общих ценностей, правил и норм, поведения, принимаемых членами организации. [4]

Эти три понятия организационной культуры взяты из разных источников и, как Вы можете заметить, несмотря на различие в формулировках, эти определения достаточно сильно схожи.

Однако, нельзя забывать, что помимо авторов научной литературы теме организационной культуры уделяли внимание непосредственно сами учёные, мнение которых могло отличаться. Например, М. Элвессон, основной пик деятельности которого пришёлся на начало 2000 — ых годов, считал, что организация — далеко не самый стабильный объект, поскольку на неё оказывается слишком большое давление, в том числе и культурное.

Думаю, я могу согласиться с его позицией, ведь в большинстве крупных организаций работают люди с разных уголков Земли, что впоследствии приводит к возникновению множества субкультур.

Занимаясь изучением свойств организационной культуры, мне удалось установить, что в большинстве случаев выделяется 4 свойства организационной культуры, к которым относятся следующие: [5]

  1. Коллективность. Предполагается, что работники организации находятся в тесных взаимоотношениях, поэтому выработка организационной культуры возлагается на их плечи.
  2. Эмоциональность. Данное свойство играет немаловажную роль в организации, поскольку от него зависит общее состояние всех работников организации.
  3. Историчность. Можно сказать, что данное свойство вытекает само собой, поскольку организационная культура формируется весьма продолжительное время и формируется только тогда, когда организация становится однородной по своему составу.
  4. Динамичность. На протяжении всего периода существования предприятия организационная культура тем или иным образом изменяется, а вместе с ней изменяются ценности и нормы организации.

При изучении темы организационной культуры можно выделить 4 основные функции, которые играют основополагающую роль: [5]

  1. Адаптационная функция. Культура способна адаптировать нового сотрудника организации путём усвоения им принятых в культуре норм и ценностей.
  2. Интегрирующая функция. Благодаря организационной культуре люди объединяются в группы, способствуя, тем самым, возникновению синергизма в организации.
  3. Мотивирующая — третья функция организационной культуры. Когда работник компании чувствует свою принадлежность к сильной организационной культуре, которая является своего рода движущей силой, это приводит к повышению его производительности, а также мотивирует персонал организации действовать в интересах своей компании.
  4. Последняя функция, которая играет важную роль в организационной культуре, — идентификационная. Когда человек чувствует себя частью группы или команды, он перенимает на себя все нормы поведения, предпочтения и отрицания, принятые в данном коллективе.

В заключение могу написать, что организационная культура играет действительно важную роль на предприятии, помогая сотрудникам организации не только взаимодействовать между собой, создавая комфортные для этого условия, но, в то же время, благодаря грамотно выстроенной организационной культуре, предприятие может вести конкурентную борьбу на рынке.

Литература:

  1. И. Ю. Парфёнова, З. А. Парфёнова Организационная культура: курс лекций / сост.И. Ю. Парфенова, З. А. Парфенова. — Новосибирск: Изд — во СибАГС, 2016 г.
  2. Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: Учебное пособие / О. Г. Тихомирова. — М.: Инфра-М, 2016. — 559 c.
  3. Стеклова О. Е. Организационная культура: учебное пособие / Автор — составитель О. Е. Стеклова. — Ульяновск: УлГТУ, 2014. — 110 с
  4. Олянич Д. Б. Теория организации: учебник / Д. Б. Олянич — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 408 с.: ил.
  5. Балашов А. П. Организационная культура: учебное пособие / А. П. Балашов. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА — М, 2021. — 278 с.
  6. Голубкова О. А. Организационное поведение: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. А. Голубкова, С. В. Сатикова — 2-е изд., испр и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 223 с.
Основные термины (генерируются автоматически): организационная культура, Взаимосвязь уровней культуры, культура, работник организации, свойство.


Ключевые слова

организационная культура, свойства организационной культуры, уровни организационной культуры

Похожие статьи

Взаимосвязь организационной культуры и методов...

Для того чтобы говорить о взаимосвязи организационной культуры с методами формирования трудового поведения работников организации, нужно сначала разобраться, что же такое организационная культура. В России о ней заговорили относительно недавно, в...

Исследования организационной культуры предприятия

Сильная организационная культура, позволяет работникам идентифицировать себя с организацией, мотивирует их на достижение организационных целей, через осознание определенных (иногда негласных) норм и правил, упрощает процессы принятия решений...

Организационная культура предприятия и ее влияние на...

В статье рассматриваются такие понятия как «культура», «организационная культура» и «эффективная организационная культура». Анализируются преимущества и недостатки подхода к пониманию организации как культуры. Представлены результаты исследования...

Формирование организационной культуры и достижение целей...

Эдгар Шейн выделил три уровня организационной культуры. Поверхностный включает в себя такие характеристики как производимые товары и услуги, используемые технологии и поведение работников. На внутренний уровень оказывают влияние ценности и традиции...

Влияние организационной культуры на деятельность...

организационная культура, трудовое поведение. Влияние организационной культуры на деятельность... Взаимосвязь организационной культуры и методов формирования трудового поведения работников организации. Отношение сотрудников к труду как составляющая...

Проблемы формирования и развития организационной культуры

Организационная культура представляет собой систему общепринятых в данной организации представлений, подходов и принципов обучения и воспитания, взаимодействия субъектов внутри организации и отношений с партнерами с целью достижения высоких результатов...

К понятиям «организационная культура» и «корпоративная...

Порождается она внутри организации через культуру взаимоотношений персонала разных уровней между собой и с руководством, отношение

Корпоративная культура не свойство организации, а то, чем она есть на самом деле. Этот подход чаще всего ассоциируется с...

Формирование и развитие организационной культуры в компании

К организационной культуре относят такие ее параметры и свойства

Организационная культура — это ценности и нормы, разделяемые большинством членов организации, а также

Фундамент организационной культуры закладывает и формирует руководитель компании.

Особенности формирования организационной культуры...

Особенности формирования организационной культуры в компании / Дарика Тойгонбаева.

Первая группа факторов — личностно-поведенческая — это аспекты и характеристики поведения лидера и членов организации, которые влияют на формирование системы...

Похожие статьи

Взаимосвязь организационной культуры и методов...

Для того чтобы говорить о взаимосвязи организационной культуры с методами формирования трудового поведения работников организации, нужно сначала разобраться, что же такое организационная культура. В России о ней заговорили относительно недавно, в...

Исследования организационной культуры предприятия

Сильная организационная культура, позволяет работникам идентифицировать себя с организацией, мотивирует их на достижение организационных целей, через осознание определенных (иногда негласных) норм и правил, упрощает процессы принятия решений...

Организационная культура предприятия и ее влияние на...

В статье рассматриваются такие понятия как «культура», «организационная культура» и «эффективная организационная культура». Анализируются преимущества и недостатки подхода к пониманию организации как культуры. Представлены результаты исследования...

Формирование организационной культуры и достижение целей...

Эдгар Шейн выделил три уровня организационной культуры. Поверхностный включает в себя такие характеристики как производимые товары и услуги, используемые технологии и поведение работников. На внутренний уровень оказывают влияние ценности и традиции...

Влияние организационной культуры на деятельность...

организационная культура, трудовое поведение. Влияние организационной культуры на деятельность... Взаимосвязь организационной культуры и методов формирования трудового поведения работников организации. Отношение сотрудников к труду как составляющая...

Проблемы формирования и развития организационной культуры

Организационная культура представляет собой систему общепринятых в данной организации представлений, подходов и принципов обучения и воспитания, взаимодействия субъектов внутри организации и отношений с партнерами с целью достижения высоких результатов...

К понятиям «организационная культура» и «корпоративная...

Порождается она внутри организации через культуру взаимоотношений персонала разных уровней между собой и с руководством, отношение

Корпоративная культура не свойство организации, а то, чем она есть на самом деле. Этот подход чаще всего ассоциируется с...

Формирование и развитие организационной культуры в компании

К организационной культуре относят такие ее параметры и свойства

Организационная культура — это ценности и нормы, разделяемые большинством членов организации, а также

Фундамент организационной культуры закладывает и формирует руководитель компании.

Особенности формирования организационной культуры...

Особенности формирования организационной культуры в компании / Дарика Тойгонбаева.

Первая группа факторов — личностно-поведенческая — это аспекты и характеристики поведения лидера и членов организации, которые влияют на формирование системы...

Задать вопрос