Особенности развития активного словаря у детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 01.04.2022

Статья просмотрена: 1554 раза

Библиографическое описание:

Гришкина, Н. В. Особенности развития активного словаря у детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения / Н. В. Гришкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89900/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье раскрывается сущность понятия «активный словарь» с точки зрения разных авторов, рассмотрены особенности развития активного словаря у детей среднего дошкольного возраста. Описаны методы и приемы развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: развитие, активный словарь, средний дошкольный возраст, особенности.

The article reveals the essence of the concept of «active vocabulary» from the point of view of different authors, the features of the development of an active vocabulary in children of middle preschool age are considered. The methods and techniques of developing an active vocabulary of children of middle preschool age in a preschool educational institution are described.

Keyword: development, active vocabulary, average preschool age, features.

В настоящее время процесс формирования и развития словаря в условиях ДОУ является одним из важных направлений речевого развития дошкольников. Этот вопрос привлекает к себе внимание различных отечественных и зарубежных авторов на протяжении многих лет, и не теряет своей актуальности и на сегодняшний день.

Процесс формирования активного словаря у дошкольников является одной из основных задач в системе работы по обучению родному языку в детском саду. Основу активного словаря составляют слова, которые говорящий понимает и употребляет. Благодаря активному словарю, можно определить богатство и культуру речи индивида. У любого человека активный словарь преобладает над пассивным словарем.

На сегодняшний день большинство детей имеет низкий уровень развития словаря, у них наблюдаются тенденции ухудшения уровня речевого развития детей, включая скудность их активного словаря. Основными причинами данного явления являются наследственность, врожденные патологии развития, несовершенство образовательной системы, а также недостаточность компетентности педагогов по вопросам речевого развития дошкольников. Актуальность заключается в том, что обогащение и активизация словаря детей среднего дошкольного возраста является длительным процессом количественного накопления слов, освоения их социально-закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения. И именно от качества работы педагогов дошкольного учреждения зависит уровень развития активного словаря детей.

Сущность понятия «активный словарь» раскрывается с точки зрения разных авторов.

Так, В. В. Гербова отмечает: «активный словарь является частью лексического и фразеологического состава языка, которая употребляется в данный период в той или иной речевой сфере» [4].

Г. Н. Бавыкина, считает: «активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях может входить ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка» [2].

М. М. Алексеева и Б. И. Яшина, указывают на то, что активный словарь ребенка совершенствуется в ходе речевого общения с окружающими людьми и с окружающим миром [1].

Процесс развития активного словаря приводит к:

– накоплению и уточнению представлений;

– формированию понятий;

– развитию содержательной стороны мышления [1].

Обогащение активного словарного — это необходимое условие, которое требуется для развития коммуникативных умений среднего дошкольника. Богатая и правильная речь позволяет дошкольнику легко высказывать свои мысли, дает возможность более полно познавать окружающую действительность, лучше и полноценнее строить отношения со сверстниками и взрослыми. Все эти условия способствуют активному психическому развитию ребенка. Бедность активного словаря приводит к затруднениям в общении, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Богатство активного словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития [2].

Средний дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями в развитии речи детей. В этом возрасте дети уже не только понимают просьбы взрослого, но и могут свободно разговаривать друг с другом. Ребенок среднего дошкольного возраста при нормальном речевом развитии должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.

В среднем дошкольном возрасте происходит активное увеличение словаря, что позволяет ребенку более полно и правильно высказывать свое мнение, излагать свои мысли и т. д. Речь детей указанного возраста все больше наполняется прилагательными, наречиями, личными местоимениями и сложными предлогами.

О. С. Ушакова отмечает, что словарь детей среднего дошкольного возраста активно обогащается прилагательными и глаголами. Дети могут определять назначение предмета, функциональные признаки. Дети среднего дошкольного возраста начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова [6].

В результате специальной работы по ознакомлению со словом у ребенка формируется представление о том, что слово имеет смысловую и звуковую стороны [3].

Таким образом, у детей среднего дошкольного возраста при нормальном речевом развитии и благоприятных условиях воспитания, словарный запас очень быстро увеличивается. Дети правильно называют окружающие предметы и явления, словесно обозначают их качества и свойства, действия и функции. Они стараются активно пользоваться видовыми и родовыми понятиями посредством слов-обобщений. Это связано с расширением жизненного опыта ребенка и круга его общения. В тоже время у детей наблюдаются большие индивидуальные различия в представлениях и лексике.

Для развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения используются различные методы и приемы, которые объединены в две основные группы:

– методы накопления содержания детской речи;

– методы, которые направленны на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

К первой группе методов относятся:

– непосредственное ознакомление с окружающим миров и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

– опосредованное ознакомление с окружающим миром и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря. Ко второй группе методов относятся такие методы как:

– рассматривание игрушек;

– рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием;

– дидактические игры и упражнения.

Особой популярностью пользуются дидактические игры.

Дидактические игры — это игры обучающие, познавательные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.

Дидактические игры — широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

– игры с предметами (игрушками, природным материалом);

– настольно-печатные;

– словесные игры [4].

Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому на сегодняшний день дошкольная педагогика рассматривает развитие активного словаря у детей среднего дошкольного возраста как одну из важных задач развития речи. А развитие речи и активного словаря детей среднего дошкольного возраста, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, тем самым подтверждая приоритет в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Литература:

  1. Алексеева М. М. Методика развития речи дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 296 с.
  2. Бавыкина Г. Н. Методика развития активного словаря дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г. Н. Бавыкина. — Москва: Академия, 2016. — 256 с.
  3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 160 с.
  4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: методическое пособие. / В. В. Гербова. — Москва: Мозаика-Синтез, 2017. — 120 с.
  5. Зотова И. В. Особенности развития словаря дошкольников // Наука, техника и образование, 2017. — С. 77–80
  6. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника / О. С. Ушакова — М., 2018. — 254 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, активный словарь, ребенок среднего, игра, ребенок, активный словарь детей среднего, группа методов, слово, детский сад, дошкольная педагогика.


Похожие статьи

игра, дошкольный возраст, ребенок, активный словарь...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, дошкольный возраст, ребенок, активный словарь

Из данных таблицы видно, что у детей дошкольного возраста развитие словарного

Словарь — это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки...

Развитие словарного запаса у детей среднего дошкольного...

Именно поэтому развитие словаря детей дошкольного возраста — очень важное направление в дошкольном обучении и воспитании. Специалисты подсчитали, что в возрасте полутора лет словарный запас маленьких детей может насчитывать не более 50 слов...

Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста

Из данных таблицы видно, что у детей дошкольного возраста развитие словарного запаса происходит

Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к

Развитие словарного запаса у детей среднего дошкольного...

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего...

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи

Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности детей...

Проблема развития познавательной сферы детей дошкольного возраста привлекает к себе

Игровая деятельность детей заключается не только в сюжетно- ролевых играх

Дошкольный возраст — это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы.

Место словарной работы в системе развития связной речи...

 В системе речевой работы в детском саду обогащение, закрепление и активизация словаря занимают очень большое место. Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка.

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей...

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует

Игра — основной способ развития связной речи средних дошкольников, так как она более...

игра, дошкольный возраст, ребенок, активный словарь...

Дошкольная педагогика — это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.

Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство...

Формирование активного словаря у дошкольников с дизартрией

Вопрос о формировании активного словаря у детей предшкольного возраста с дизартрией

Основной проблемой при формировании активного словаря у детей является отсутствие

Обогащение словарного запаса, то есть усвоение новых слов, ранее неизвестных ребенку, а...

Похожие статьи

игра, дошкольный возраст, ребенок, активный словарь...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, дошкольный возраст, ребенок, активный словарь

Из данных таблицы видно, что у детей дошкольного возраста развитие словарного

Словарь — это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки...

Развитие словарного запаса у детей среднего дошкольного...

Именно поэтому развитие словаря детей дошкольного возраста — очень важное направление в дошкольном обучении и воспитании. Специалисты подсчитали, что в возрасте полутора лет словарный запас маленьких детей может насчитывать не более 50 слов...

Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста

Из данных таблицы видно, что у детей дошкольного возраста развитие словарного запаса происходит

Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к

Развитие словарного запаса у детей среднего дошкольного...

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего...

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи

Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности детей...

Проблема развития познавательной сферы детей дошкольного возраста привлекает к себе

Игровая деятельность детей заключается не только в сюжетно- ролевых играх

Дошкольный возраст — это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы.

Место словарной работы в системе развития связной речи...

 В системе речевой работы в детском саду обогащение, закрепление и активизация словаря занимают очень большое место. Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка.

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей...

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует

Игра — основной способ развития связной речи средних дошкольников, так как она более...

игра, дошкольный возраст, ребенок, активный словарь...

Дошкольная педагогика — это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.

Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство...

Формирование активного словаря у дошкольников с дизартрией

Вопрос о формировании активного словаря у детей предшкольного возраста с дизартрией

Основной проблемой при формировании активного словаря у детей является отсутствие

Обогащение словарного запаса, то есть усвоение новых слов, ранее неизвестных ребенку, а...

Задать вопрос