Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 01.04.2022

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Дотдаева, М. Е. Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности / М. Е. Дотдаева, О. В. Удова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89866/ (дата обращения: 29.04.2024).



Ключевые слова: ответственность, формирование ответственности, старший дошкольный возраст, качество личности.

В дошкольном образовании одной из задач, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, выступает задача развития социальных качеств детей, в число которых входит и ответственность (пункт 1.6.6).

На теоретическом уровне изучение проблемы формирования ответственности в дошкольном возрасте рассматривалось в работах Л. И. Божович, З. Н. Борисовой, В. А. Горбачевой, Л. И. Дементий, К. А. Климовой, В. П. Прядеина и других авторов. В то же время именно в дошкольном возрасте исследований ответственности до сих пор недостаточно и многие вопросы остаются не раскрытыми, что обусловлено возрастными особенностями детей, недостаточным развитием произвольной сферы, что влияет на формирование ответственности.

В то же время по данным З. Н. Борисовой, В. А. Горбачевой, B. C. Мухиной и др. сензитивным периодом появления ответственности, является старший дошкольный возраст, поэтому применительно к данному возрасту возможно говорить о становлении начальных форм ответственности и возможностях ее формирования.

Как считает С. В. Быков, ответственность есть не что иное как личностный интеграл способа самовыражения, тип активности «Я», который характеризует как личность реализуется в жизни [2].

К. Муздыбаев в составе ответственности называет такие характеристики как точность, пунктуальность, верность в плане выполнения обязательств, готовность отвечать за последствия своих действий. Автор связывает ответственность со способностью человека сопереживать, понимать чужую боль, волевыми качествами (целеустремленностью, выдержкой, стойкостью) [5].

Б. С. Алишевым определяются три аспекта понимания ответственности взаимосвязанные между собой. Первый аспект состоит в понимании ответственности как выполнения обязанности взятых на себя человеком самостоятельно или данных кем-то извне. Второй аспект заключается в понимании ответственности, как авторства за совершенные действия. Третий аспект состоит в понимании ответственности, как способности человека действовать по собственной инициативе самостоятельно, решать трудные проблемы [1].

В психологической литературе ответственность чаще всего рассматривается как личностное качество, которое проявляется в способности отстаивать свои позиции и брать на себя ответственность за результаты действий.

И. И. Михненко, О. М. Нагорнова считают, что ответственность определяется способностью личности осознанно делать выбор. Старший дошкольный возраст является периодом, в ходе которого дети учатся принимать собственные решения в ситуации выбора, нести за них ответственность. Благодаря развитию мотивационной сферы у детей формируются общественно значимые мотивы, которые определяют их отношение к выполнения различных поручений. Именно в старшем дошкольном возрасте для детей становится важным выполнять поручения ответственно, получать одобрение за свои действия, а также получать удовлетворение за выполнение поручений [4].

Старший дошкольный возраст является периодом, значимым для становления ответственности как личностного качества. Это обусловлено тем, что в данном возрасте начинает формироваться рефлексия, которая играет важную роль в осознании и усвоении системы норм и правил, и оценки собственного поведения в соответствии с данными нормами и правилами.

Мы предполагаем, что трудовая деятельность может стать эффективным средством развития ответственности у детей старшего дошкольного возраста.

Так Д. Е. Никитина указывает, что трудовая деятельность является тем видом деятельности, который способствует формированию ответственности как способности принимать на себя задачу выполнения какой-либо деятельности, осознавая ее значимость, осуществлять ее до конца и оценивать результат [6].

С целью выявления уровня сформированности ответственности у детей старшего дошкольного возраста нами было проведено исследование на базе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 116. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста из одной группы в количестве 28 человек, 15 педагогов дошкольной организации и 28 родителей.

Всего нами было выделено три уровня, на основе работ Е. Н. Даньковой: инициативно-ответственный уровень, исполнительно-ответственный уровень и формально-ответственный уровень [3].

Мы получили следующие результаты: наименее сформированным среди детей старшего дошкольного возраста является инициативно-ответственный уровень, поскольку он выявлен у 11 % детей; исполнительно-ответственный уровень отмечается у 43 % старших дошкольников; на формально-ответственном уровне находятся 46 % детей старшего дошкольного возраста.

Результаты исследования, говорят о необходимости планирования и организации целенаправленной работы по повышению уровня ответственности у детей старшего дошкольного возраста.

Нами был спланирован фрагмент тактического годового планирования трудовой деятельности детей старшей группы, направленной на формирование ответственности; были определены направления амплификации развивающей предметно-пространственной среды группы (Центра труда) для формирования ответственности у детей. А также спланировали мероприятия для педагогов и родителей, направленные на развитие представлений и готовности к формированию ответственности у детей старшего дошкольного возраста.

Так мы предполагаем, что спланированные мероприятия помогут повысить уровень сформированности ответственности у детей старшей группы, делая акцент на трудовой деятельности дошкольников как одного из эффективных и доступных средств в развитии ответственности.

Литература:

  1. Алишев, Б. С. К проблеме социальных установок эволюционно-культурного уровня [Текст] / Б. С. Алишев // Социокультурные установки, ценности и мотивы учения современных студентов. Сборник научных трудов. — Казань: Отечество, 2009. — С. 5–28.
  2. Быков, С. В. Социально-психологическая регуляция ответственности личности: дисс… докт. психол. наук [Текст] / С. В. Быков. — Казань, 2006. — 336 с
  3. Данькова, Е. Н. Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореферат дис.... кандидата педагогических наук / Е. Н. Данькова. — Челябинск, 2008. — 22 с.
  4. Михненко, И. И. Формирование ответственности у старших дошкольников [Текст] / И. И. Михненко, О. М. Нагорнова// Молодой ученый. — 2017. — № 2. — С. 607–608
  5. Муздыбаев, К. Психология ответственности [Текст]: виды проявления ответственности, связь разных форм ответственности с определенными психологическими и социальными явлениями, результаты экспериментальных исследований ответственности в разнообразных жизненных ситуациях, значение ответственности для достижения успеха, справедливости, благополучия и выживания / К. Муздыбаев. — М.: URSS, 2017. — 248 с.
  6. Никитина, Д. Е. Формирование ответственности как качества личности у старших дошкольников средствами трудовой деятельности [Текст] / Д. Е. Никитина // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. — Москва: Буки-Веди, 2018. — С. 38–40.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, формирование ответственности, ответственность, ребенок, понимание ответственности, дошкольный возраст, инициативно-ответственный уровень, исполнительно-ответственный уровень, личностное качество, старшая группа.


Похожие статьи

Формирование ответственности у старших дошкольников

 Проблема формирования у детей ответственности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Ответственность — это склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности, а также...

Формирование ответственности как качества личности...

В контрольной группе у старших дошкольников средний уровень формирования ответственности как качества личности составляет 35

В исследовании приняли участие две группы детей старшего дошкольного возраста — контрольная и экспериментальная.

Чувство ответственности у детей старшего дошкольного...

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, ответственность. Постановка проблемы: Социальный заказ государства в

Изучением проблемы воспитания чувства ответственности у детей дошкольного возраста занимались: Л. И. Божович, З. Н. Борисова...

Методические рекомендации по повышению уровня...

 Развитие ответственности старшего дошкольника сопряжено с эффективной адаптацией к обстоятельствам образовательной сферы. Именно в этом возрасте у детей возникает целый цикл обязательств и способностей, за которые он несёт ответственность.

Развитие самостоятельности, инициативности и ответственности...

Развитие самостоятельности, инициативности и ответственности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к доступной

Цель приобщения дошкольника к труду по ФГОС ДО — содействовать позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО

Проявить личностные качества и свою активность ребёнку дошкольного возраста помогает игра. Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма, ведь в нее вовлечены все стороны личности...

Социализация детей дошкольного возраста — процесс...

- адаптация детей раннего возраста; - совместные игры, направленные на понимание эмоций (чувств) в старшем дошкольном возрасте; - выявление структуры и коррекция межличностных отношений в подготовительных группах. В силу малого жизненного опыта ребенок понимает...

Ребенок старшего дошкольного возраста уже может...

Уже в дошкольном возрасте обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к жизни взрослых, положительного отношения к труду и его результатам.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, социально-коммуникативное развитие, ответственность.

Развитие социальной компетентности старших дошкольников

Итак, старший дошкольный возраст— это первый период приобщения ребенка кобщественной жизни всоциально значимой деятельности. Здесь складывается целый ряд личностных образований, важных для социальной адаптации. Во-первых, развивается и кристаллизуется...

Похожие статьи

Формирование ответственности у старших дошкольников

 Проблема формирования у детей ответственности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Ответственность — это склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности, а также...

Формирование ответственности как качества личности...

В контрольной группе у старших дошкольников средний уровень формирования ответственности как качества личности составляет 35

В исследовании приняли участие две группы детей старшего дошкольного возраста — контрольная и экспериментальная.

Чувство ответственности у детей старшего дошкольного...

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, ответственность. Постановка проблемы: Социальный заказ государства в

Изучением проблемы воспитания чувства ответственности у детей дошкольного возраста занимались: Л. И. Божович, З. Н. Борисова...

Методические рекомендации по повышению уровня...

 Развитие ответственности старшего дошкольника сопряжено с эффективной адаптацией к обстоятельствам образовательной сферы. Именно в этом возрасте у детей возникает целый цикл обязательств и способностей, за которые он несёт ответственность.

Развитие самостоятельности, инициативности и ответственности...

Развитие самостоятельности, инициативности и ответственности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к доступной

Цель приобщения дошкольника к труду по ФГОС ДО — содействовать позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО

Проявить личностные качества и свою активность ребёнку дошкольного возраста помогает игра. Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма, ведь в нее вовлечены все стороны личности...

Социализация детей дошкольного возраста — процесс...

- адаптация детей раннего возраста; - совместные игры, направленные на понимание эмоций (чувств) в старшем дошкольном возрасте; - выявление структуры и коррекция межличностных отношений в подготовительных группах. В силу малого жизненного опыта ребенок понимает...

Ребенок старшего дошкольного возраста уже может...

Уже в дошкольном возрасте обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к жизни взрослых, положительного отношения к труду и его результатам.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, социально-коммуникативное развитие, ответственность.

Развитие социальной компетентности старших дошкольников

Итак, старший дошкольный возраст— это первый период приобщения ребенка кобщественной жизни всоциально значимой деятельности. Здесь складывается целый ряд личностных образований, важных для социальной адаптации. Во-первых, развивается и кристаллизуется...

Задать вопрос