Подготовка казахских чиновников в XIX веке: историографический обзор | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 05.04.2022

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Дюсебаева, С. Т. Подготовка казахских чиновников в XIX веке: историографический обзор / С. Т. Дюсебаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89827/ (дата обращения: 29.04.2024).



Статья раскрывает основные этапы развития историографии подготовки казахских чиновников в XIX в: дореволюционный, советский и современный периоды. Положения статьи доказывают субъективность исторических данных исследований данного вопроса в дореволюционный период. Научные труды, изданные в советский период, определяют основные закономерности становления подготовки казахских чиновников в XIX веке, привлечение к исследованию значительного объема материала фактического характера, обозначают проблемы русификации. Современная историография характеризуется появлением научных диссертаций, посвященных исследованиям подготовки казахских чиновников в XIX в.

Ключевые слова: дореволюционная историография, советская историография, современная историография, идеи культурной ассимиляции и русификации, русифицированное образование, переосмысление традиционных концепций, имперская проблематика.

Исторические тенденции процесса подготовки чиновников в XIX веке являются своеобразным аспектом, связывающим историко-культурное наследие народов России и Казахстана. Данная взаимосвязь определяется участием русских кадетских корпусов в получении будущими чиновниками должного уровня образования в данных учебных заведениях.

Подготовка казахских чиновников в XIX в. главным образом была связана с образовательным процессом. Поэтому историографический обзор данной проблематики представлен научными работами, которые рассматривают вопросы развития кадетских корпусов Российской империи как центров подготовки казахских чиновников.

В историографии рассматриваемого процесса определяются три основных этапа:

  1. Историография дореволюционного периода: первая четверть XVIII в.- 1917 г.;
  2. Историография советского периода: 1917–1991 гг.;
  3. Современная историография: с 1991 г. до настоящего времени.
  4. Дореволюционный период историографии процесса подготовки казахских чиновников отмечается значительным количеством исследований данного вопроса.

Стоит отметить, что авторы дореволюционного периода были чиновниками регионального управления. Поэтому в ряде трудов можно проследить тенденции субъективности исследования, в частности, идеализация государственной политики. Процесс подготовки казахских чиновников рассматривался через идеи культурной ассимиляции и русификации казахского народа. Данные идеи были выделены в исследованиях А. В. Васильева [4], С. М. Граменицкого [5], В. В. Григорьева [6].

Еще более явно названные идеи прослеживаются в трудах А. Е. Алекторова [2]. Тематика его научных работ носит разнообразный характер, но предметом особого внимания автора стало состояние образования в казахской степи. Именно данный компонент и является одним из центральных в процессе подготовки казахских чиновников. Характеризуя процесс подготовки казахских чиновников, исследователь говорит о необходимости их русифицированного образования для реализации имперских целей российских властей.

Ключевой работой А. Е. Алекторова по данному вопросу является «Очерк народного образования в Тургайской области: летопись 1744–1898 гг.». [2], в которой представлена хронология возникновения государственных школ для подготовки казахских чиновников. Автор подчеркивает, что «правительство пыталось приобщить казахов к образованию посредством христианского миссионерства и сохранения религиозного исламского культа, что не мешало обучению элементарной грамоте». [2; с. 34]

Научные труды В. В. Григорьева [6] представляют особую важность с точки зрения выявления образовательного уровня казахских чиновников, которые обучались в учебных заведениях Оренбурга, Омска, Казани, Уфы.

Также определенные аспекты подготовки казахских чиновников в XIX веке в своих работах рассматривала И. В. Ерофеева [8].

Завершая обзор дореволюционного этапа изучения подготовки казахских чиновников в XIX веке, следует отметить, что исследования данного периода связаны с именами представителей русского правительства и науки. И ввиду того, что они являются представителями имперской идеологии можно говорить о субъективности исследований дореволюционного периода.

Следующий этап историографии — исследования советских историков, которые не связаны с исследованиями данного вопроса в дореволюционный период.

Отсутствие принципа преемственности между двумя историографическими периодами объясняется новой политической идеологией. Среди исследовательских работ следует выделить монографию Т. Т. Тажибаева «Развитие просвещения и педагогической мысли в Казахстане во второй половине XIX в.» [14]. Автор подробно исследует социально-экономические аспекты процесса подготовки казахских чиновников в XIX веке. Т. Тажибаев считает, «что в национальных районах империи, существовали две системы подготовки, связывая этот факт с общегосударственной образовательной политикой» [14; с. 44].

В историографии советского периода можно определить исследования сибирских историков. Не стоит забывать о том, что один из центров подготовки казахских чиновников располагался в кадетском корпусе г. Омска, поэтому данные исследования представляют особую важность. К примеру, в статье Ф. Ф. Шамахова [15] «Особенности обучения казахских служащих в конце XIX — начале XX вв.» рассматриваются основные центры обучения, которые представляли собой кадетские школы и корпуса. При этом автора статьи интересуют не столько характеристики самого процесса, сколько особенности именно образовательного процесса.

Также данную проблематику в советский период рассматривал К. К. Бержанов [3].

Советский период историографии процесса подготовки казахских чиновников в XIX веке можно охарактеризовать следующими чертами:

  1. определение основных закономерностей становления подготовки казахских чиновников в XIX веке;
  2. привлечение к исследованию значительного объема материала фактического характера;
  3. обозначение проблемы русификации; исследованием унификации и централизации подготовки казахских чиновников в XIX веке.

С 90-х гг. ХХ в. отмечается появление ряда научных работ, которые представляют диссертационные исследования. Объектами такого рода исследований как раз и являются отдельные аспекты процесса подготовки казахских чиновников в XIX веке.

Историография современного периода во многом продолжает исследования предыдущих периодов. Так, в 2005 г. историками Омского государственного университета была составлена монография «Развитие профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX — начале XX в. (опыт истории в контексте современности)» [8]. Данное исследование представляет собой обобщение научных концепций по данной проблематике в дореволюционный период. Этот научный труд посвящен системе регионального образования как этапа подготовки казахских чиновников.

Монография «Духовная экспансия царизма в области образования и религии (II половина XIX — начало XX веков)», написанная З. Т. Садвокасовой [11] в 2005 году, объясняет современные тенденции «колониальной политике самодержавия» через выявление «русификации местного населения путем введения и широкого распространения русского языка» и обучение казахских служащих в российских учебных заведениях.

Значительный вклад в изучение деятельности казахской интеллигенции XIX в. внес К. Н. Нурпеисов [10].

Также в период современной историографии данного вопроса можно выделить научные исследования А. А. Айтмухамбетова [1], Т. Т. Далаевой [7], З. Ш. Макажановой [9], Г. С. Султангалиевой [13]. А. А. Айтмухамбетов в своей диссертации на тему «Казахские служащие Российской империи: формирование, профессиональная и общественно-политическая деятельность в XIX — начале XX вв. (исторический аспект)» [1] представил исследование процесса формирования казахских 20 служащих, их профессиональной деятельности, общественной и политической роли в истории казахского народа.

Т. Т. Далаева в своей статье «Учебные заведения Омска в подготовке казахских чиновников для местного управления (XIX в.)» [7] определяет роль кадетских корпусов в указанном процессе.

Г. С. Султангалиева рассматривает эффективность политики российской власти в процессе кооптации представителей казахской элиты в сословие Российской империи — чиновничество. [13]

З. Ш. Макажанова особое внимание уделяет изучению процесса формирования офицерства в Степи посредством подготовки их в Оренбургском кадетском корпусе (1825–1868) [9]. Ее исследование раскрывает историю открытия Оренбургского кадетского корпуса и включения казахских детей в образовательный процесс.

Таким образом, историографический обзор подготовки казахских чиновников в XIX определил недостаточность в современной историографии работ, посвященных изучению вопроса формирования казахского чиновничества, его деятельности в органах колониального управления, а также необходимость переосмысления традиционных концепций, привлечения новых исторических источников, выхода на новый уровень исследований в русле имперской проблематики.

Литература:

  1. Айтмухамбетов А. А. Казахские служащие Российской империи: формирование, профессиональная и общественно-политическая деятельность в XIX — начале XX вв. (исторический аспект): дис. док. ист. наук. — Семей, 2010. — 320 с.
  2. Алекторов А. Е. Очерк народного образования в Тургайской области: летопись 1744 1898 гг. Оренбург: типография И. И. Ефимовского-Мировицкого, 1900. — 87 с.
  3. Бержанов К. К. Русско-казахское сотрудничество в развитии просвещения. Историко-педагогическое исследование. Алма-Ата: Информ, 1965. — 343 с.
  4. Васильев А. В. Исторический очерк русского образования в Тургайской области и современное его состояние. Оренбург: Тург. обл. стат. ком, 1896. — 298 с.
  5. Граменицкий С. М. К вопросу об инородческом образовании в России. — Ташкент: типо-лит. торг. д. «Ф. и Г. бр. Каменские», 1908. — 58 с.
  6. Григорьев В. В. Русская политика в отношении Средней Азии. СПб.: тип. В. Безобразова и К°, 1894. — 85 с.
  7. Далаева Т. Т. Учебные заведения Омска в подготовке казахских чиновников для местного управления (XIX в.) //ТКазахи Евразии: история и культура: сб. науч. Трудов. — Павлодар.: Изд-во Павлод. гос. пед. ин-та, 2016. — С. 76–84.
  8. Ерофеева И. В. Присоединение Казахстана к России как историографическая проблема // Историческая наука Советского Казахстана (1917 1960 гг.). Очерки становления и развития. Алма-Ата: Республика, 1990. — С. 154–172.
  9. Макажанова З. Ш. Проблема формирования и своеобразие деятельности казахского чиновничества в системе органов колониального управления царизма (вторая половина Х1Хв.): дис. … канд.ист. наук. — Алматы., 2010. — 320 с.
  10. Нурпеисов К. Н. Государство Казахстан: от ханской власти к президентской республике. Алматы: Жети-Жаргы, 1995. — 88 с.
  11. Развитие профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX — начале XX в.: (опыт истории в контексте современности) / А. П. Толочко, О. В. Ищенко, И. С. Сковородина. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2005. — 222 с.
  12. Садвокасова З. Т. Духовная экспансия царизма в области образования и религии (II половина XIX начало XX веков). Алматы: Жети-Жаргы, 2005. — 277 с.
  13. Султангалиева Г. С. Оренбургский кадетский корпус и казахские офицеры XIX в. //ТКазахи Евразии: история и культура: сб. науч. Трудов. — Павлодар.: Изд-во Павлод. гос. пед. ин-та, 2016. — С.143–146.
  14. Тажибаев Т. Т. Развитие просвещения и педагогической мысли в Казахстане. Алма-Ата: Республика, 1958. — 97 с.
  15. Шамахов Ф. Ф. Особенности обучения казахских служащих в конце XIX — начале XX вв. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1966. — 191 с.
Основные термины (генерируются автоматически): чиновник, дореволюционный период, советский период, современная историография, век, образовательный процесс, процесс подготовки, Российская империя, имперская проблематика, Оренбургский кадетский корпус.


Ключевые слова

советская историография, дореволюционная историография, современная историография, идеи культурной ассимиляции и русификации, русифицированное образование, переосмысление традиционных концепций, имперская проблематика

Похожие статьи

Особенности воспитания в кадетских корпусах... | Молодой ученый

В советский период данной проблемой занимались Н. И. Алпатов и А. И. Каменев, а на

Необходимо отметить, что в период с XVIII века по начало XX века кадетские корпуса

Система воспитания в кадетских корпусах основывалась на комплексном сочетании развития...

Кадетские корпуса современной России | Статья в журнале...

Кадетские корпусаобразовательные учреждения, которые действуют на основании различных документов, используют различные подходы к включению в образовательные программы военного компонента и имеющие другие существенные различия.

Исторические аспекты развития правовой системы России

Указанные черты российской правовой системы дореволюционного периода оказали

Дореволюционный период истории России позволяет констатировать эволюционное развитие данной

Анализ правовых систем Европы в ходе подготовке к судебной реформе привели.

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Кадетские корпуса в дореволюционный период готовили кадры для общевойсковых и специальных военных училищ, военные прогимназии для юнкерских училищ. Ставшие офицерами кадеты могли продолжить свое образование в Академии Генштаба или...

Закономерности, итоги и уроки процесса правового регулирования...

1) начальное — в рамках кадетских корпусов для малолетних и военных прогимназий в Российской империи выполняло чисто благотворительную роль, в советский период сместилось в область подготовки солдат и сержантов, а также первичного обучения...

Оренбургский учебный округ в истории реформирования школы...

Библиографическое описание: Купенова, Г. Ы. Оренбургский учебный округ в истории

Направление обучения в школах правительственные чиновники однозначно сводили к

9. Фархшатов М. Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период: 60–90 гг. ХIХ в...

Историографий анализ национально-освободительного движения...

Историографию восстания можно условно разделить на три периода: первый период дореволюционная, так называемая «дворянско-буржуазная» и военная историография; второй период советская историография; третий период отечественная историография.

Изменения в системе образовательных учреждений и отношение...

Преобразования пореформенного периода вызвали переустройство не только аграрно-административной системы, но и всей системы образования в стране. Не обошли стороной изменения и в таком виде учебных заведений, как кадетские корпуса, которые привлекали...

Развитие патриотического воспитания в России | Статья в журнале...

В дореволюционный период система патриотического воспитания строилась в соответствии с «Программой обучения военному делу в

Ведущее место в системе допризывной подготовки молодежи к военной службе в Российской империи в дореволюционный период отводилось...

Российская и советская историография о восстании Кенесары...

Наиболее серьезная работа в дореволюционной историографии, посвященная восстанию

В советской историографии тематика национальных движений народов России в 20-30-е гг

Однако и в этот период появлялись исследования, представляющие определенный научный...

Похожие статьи

Особенности воспитания в кадетских корпусах... | Молодой ученый

В советский период данной проблемой занимались Н. И. Алпатов и А. И. Каменев, а на

Необходимо отметить, что в период с XVIII века по начало XX века кадетские корпуса

Система воспитания в кадетских корпусах основывалась на комплексном сочетании развития...

Кадетские корпуса современной России | Статья в журнале...

Кадетские корпусаобразовательные учреждения, которые действуют на основании различных документов, используют различные подходы к включению в образовательные программы военного компонента и имеющие другие существенные различия.

Исторические аспекты развития правовой системы России

Указанные черты российской правовой системы дореволюционного периода оказали

Дореволюционный период истории России позволяет констатировать эволюционное развитие данной

Анализ правовых систем Европы в ходе подготовке к судебной реформе привели.

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Кадетские корпуса в дореволюционный период готовили кадры для общевойсковых и специальных военных училищ, военные прогимназии для юнкерских училищ. Ставшие офицерами кадеты могли продолжить свое образование в Академии Генштаба или...

Закономерности, итоги и уроки процесса правового регулирования...

1) начальное — в рамках кадетских корпусов для малолетних и военных прогимназий в Российской империи выполняло чисто благотворительную роль, в советский период сместилось в область подготовки солдат и сержантов, а также первичного обучения...

Оренбургский учебный округ в истории реформирования школы...

Библиографическое описание: Купенова, Г. Ы. Оренбургский учебный округ в истории

Направление обучения в школах правительственные чиновники однозначно сводили к

9. Фархшатов М. Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период: 60–90 гг. ХIХ в...

Историографий анализ национально-освободительного движения...

Историографию восстания можно условно разделить на три периода: первый период дореволюционная, так называемая «дворянско-буржуазная» и военная историография; второй период советская историография; третий период отечественная историография.

Изменения в системе образовательных учреждений и отношение...

Преобразования пореформенного периода вызвали переустройство не только аграрно-административной системы, но и всей системы образования в стране. Не обошли стороной изменения и в таком виде учебных заведений, как кадетские корпуса, которые привлекали...

Развитие патриотического воспитания в России | Статья в журнале...

В дореволюционный период система патриотического воспитания строилась в соответствии с «Программой обучения военному делу в

Ведущее место в системе допризывной подготовки молодежи к военной службе в Российской империи в дореволюционный период отводилось...

Российская и советская историография о восстании Кенесары...

Наиболее серьезная работа в дореволюционной историографии, посвященная восстанию

В советской историографии тематика национальных движений народов России в 20-30-е гг

Однако и в этот период появлялись исследования, представляющие определенный научный...

Задать вопрос