Профессиональные заболевания педагогов и их профилактика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кудрина, Л. А. Профессиональные заболевания педагогов и их профилактика / Л. А. Кудрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13.1 (408.1). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/archive/408/86039/ (дата обращения: 30.04.2024).



Проблема профессионального здоровья настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога. Основная задача безопасности труда — исключение воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, для педагогических работников к таким факторам относятся: интенсивная речевая нагрузка; нервно-психическое напряжение; напряжение органов зрения; малая двигательная нагрузка; длительное пребывание в вертикальном положении; высокая концентрация бактерий и микробов в учебных помещениях.

Ключевые слова : безопасность труда, профессиональные заболевания, здоровье.

Профессиональными принято считать заболевания, возникновение которых спровоцировано условиями труда.

В процессе трудовой деятельности на работников воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, которые могут оказать негативное влияние на здоровье.

Основная задача безопасности труда — исключение воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов; приведение уровня их воздействия к уровням, не превышающим установленных нормативов, и минимизация их физиологических последствий — травм и заболеваний.

С ухудшением условий жизни уровень здоровья педагога снижается, что незамедлительно сказывается на качестве обучения. Возникает потребность быть здоровым, чтобы работать лучше. Состояние здоровья педагога определяется радом факторов, каждый из которых имеет определённое влияние на него. К основным факторам, негативно влияющим на здоровье, относятся: образ жизни педагога, влияние внешних (природно-экологических) факторов, влияние профессиональной деятельности. В основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, тогда становится ясной такая схема: физическое здоровье — психическое здоровье — профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.

Проблема профессионального здоровья настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.

Помимо большой занятости, к основным факторам, негативно влияющим на здоровье педагогов, относятся: интенсивная речевая нагрузка; нервно-психическое напряжение; напряжение органов зрения; малая двигательная нагрузка; длительное пребывание в вертикальном положении; высокая концентрация бактерий и микробов в учебных помещениях. Каждый из перечисленных факторов провоцирует возникновение определенных заболеваний:

1) интенсивная речевая нагрузка формирует патологию голосообразующего аппарата, что в сочетании с гиподинамией у большинства педагогов приводит к неблагоприятным изменениям в дыхательной и сердечно-сосудистой системах;

2) нервно-психическое напряжение трансформируется в так называемые болезни стресса или психосоматические заболевания: гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, психастении и пр.;

3) напряжение органов зрения приводит к быстрому утомлению глаз, снижению остроты зрения;

4) малая двигательная нагрузка на фоне неправильной позы при сидении за столом способствует развитию остеохондроза;

5) длительное пребывание в вертикальном положении приводит к развитию хронической недостаточности вен нижних конечностей, а у худых людей — к опущению внутренних органов;

6) высокая концентрация бактерий и микробов в учебных помещениях повышает заболеваемость респираторными вирусными инфекциями и гриппом в период эпидемий.

Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, гипертония). К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся: — миопия (близорукость); — ларингит; — синдром хронической усталости; — гиподинамия; — остеохондроз. Причинами заболеваний являются: отсутствие стабильного режима труда и отдыха; снижение двигательной активности; эмоциональная перенапряженность; большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты; отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки; использование авторитарного стиля руководства.

Среди профессиональных заболеваний педагогов, и различные неврозы, и всевозможные психопатичские состояния, плюс всевозможные психосоматические нарушения.

Если работник подвергается воздействию вредного фактора, обусловленного трудовым процессом, это еще не значит, что он обязательно заболеет. Мы говорим только о вероятности получения заболевания. Во многом исход такой работы зависит от индивидуальных особенностей организма в виде предрасположенности к разного рода заболеваниям, но определяющую роль играют методы профилактики.

К ним относятся: устранение негативного фактора из рабочего процесса. Замена производственного оборудования или материалов; уменьшение времени воздействия фактора на работника; технологические перерывы; обеспеченность средствами индивидуальной и коллективной защиты; обучение работников правилам пользования СИЗ; ознакомление работников с вредными факторами на рабочих местах; обучение работников правилам оказания первой помощи; физкультура и спорт; диспансеризация работников.

В настоящее время нет конкретных рекомендаций по оздоровлению педагогов с учетом специфики их деятельности, ни специалистов, имеющих возможность выполнить эту работу в образовательных учреждениях. Так как здоровое молодое поколение может воспитать только здоровый преподаватель, необходимо сначала сформировать здоровый образ жизни у педагога. Необходимо определить критерии и уровень здоровья педагога, подходы к формированию здорового образа жизни и методы коррекции тех или иных отклонений здоровья в начальной стадии.

Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять:

— лечебно-оздоровительные упражнения: упражнения для позвоночника, упражнения для осанки, упражнения для шейного отдела позвоночника;

— следить за своим физическим здоровьем: полноценное питание, достаточный сон, соблюдение правил личной гигиены; режим труда и отдыха, занятия спортом;

— соблюдать психоэмоциональное равновесие: позитивное мышление, оптимизм, управление эмоциями, доброжелательное отношение к людям, любовь к себе.

Проблема здоровья педагога заслуживает большого внимания, так как от состояния его здоровья зависит успешность учебно-воспитательного процесса.

Литература:

  1. Хосман А. В. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: Справ. Изд. -2-е изд. Стер/А. В. Хосман — М.: Химия, 1999. — 400 с.
  2. Абаскалова, Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: монография / Н. П. Абаскалова. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. — 316.
Основные термины (генерируются автоматически): вертикальное положение, высокая концентрация бактерий, длительное пребывание, интенсивная речевая нагрузка, профессиональное здоровье, малая двигательная нагрузка, напряжение органов зрения, нервно-психическое напряжение, физическое здоровье, работник, психолого-медико-социальная профилактика, психическое здоровье, профессиональное заболевание педагогов, основная задача безопасности труда, обучение работников, ишемическая болезнь сердца, исключение воздействия, здоровье, здоровый образ жизни, заболевание.


Похожие статьи

Питание спортсменов как необходимое условие достижения...

Физические нагрузки увеличивают потребности организма в белке, причем регулярные силовые нагрузки

Известно, что длительное питание безжировой пищей нарушает нормальную функцию

Современному спорту присущи интенсивные физические нагрузки, высокое...

Легкая атлетика — спортивно-педагогическая дисциплина...

Здоровье это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития.

Профессиональное здоровье учителя: проблемы и перспективы

Условия формирования здорового образа жизни школьников... физическая культура, здоровый образ жизни, День здоровья, психическое здоровье, учебно-воспитательный процесс, соматическое здоровье, образовательный процесс, начальная школа...

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

 Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровье младшего школьника.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта

‒ Происходит повышение нагрузки на органы зрения.

Гигиеническая оценка педагогической деятельности

Процесс речевого общения не может проходить полноценно, если имеются расстройства голоса, что затрудняет как сам процесс воспроизведения речи

Кроме того, как структурный элемент экспрессивной речи, голосовая функция является важной социальной категорией.

Занятия спортом (физической культурой) как средство...

Под стрессом понимают состояние сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у

Следует заметить, что занятия гимнастикой и плаванием, активный образ жизни

- оптимальная двигательная активность, занятия физической культурой и спортом.

Представление о здоровье в современной науке

Здоровье — самостоятельное и междисциплинарное явление, которое требует глубокого

Таким образом, здоровье — это такое состояние человека, которому свойственно не только

Здоровье студентов — это состояние Полного социально-биологического и психического...

Физическая культура – как основополагающий фактор укрепления...

Здоровье относится к универсальному, имеющему и материальный и духовный аспекты, феномену.

В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой

Физическая культура оказывает благотворное влияние на нервно-эмоциональную систему...

Похожие статьи

Питание спортсменов как необходимое условие достижения...

Физические нагрузки увеличивают потребности организма в белке, причем регулярные силовые нагрузки

Известно, что длительное питание безжировой пищей нарушает нормальную функцию

Современному спорту присущи интенсивные физические нагрузки, высокое...

Легкая атлетика — спортивно-педагогическая дисциплина...

Здоровье это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития.

Профессиональное здоровье учителя: проблемы и перспективы

Условия формирования здорового образа жизни школьников... физическая культура, здоровый образ жизни, День здоровья, психическое здоровье, учебно-воспитательный процесс, соматическое здоровье, образовательный процесс, начальная школа...

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

 Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровье младшего школьника.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта

‒ Происходит повышение нагрузки на органы зрения.

Гигиеническая оценка педагогической деятельности

Процесс речевого общения не может проходить полноценно, если имеются расстройства голоса, что затрудняет как сам процесс воспроизведения речи

Кроме того, как структурный элемент экспрессивной речи, голосовая функция является важной социальной категорией.

Занятия спортом (физической культурой) как средство...

Под стрессом понимают состояние сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у

Следует заметить, что занятия гимнастикой и плаванием, активный образ жизни

- оптимальная двигательная активность, занятия физической культурой и спортом.

Представление о здоровье в современной науке

Здоровье — самостоятельное и междисциплинарное явление, которое требует глубокого

Таким образом, здоровье — это такое состояние человека, которому свойственно не только

Здоровье студентов — это состояние Полного социально-биологического и психического...

Физическая культура – как основополагающий фактор укрепления...

Здоровье относится к универсальному, имеющему и материальный и духовный аспекты, феномену.

В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой

Физическая культура оказывает благотворное влияние на нервно-эмоциональную систему...

Задать вопрос