Влияние физической активности на умственные способности студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.

Дата публикации: 26.03.2022

Статья просмотрена: 763 раза

Библиографическое описание:

Фалеев, Д. И. Влияние физической активности на умственные способности студентов / Д. И. Фалеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 288-291. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89765/ (дата обращения: 07.05.2024).



Современные исследования убедительно демонстрируют, что одно из эффективных средств, которое может в немалой степени исправить ситуацию и положительно повлиять на уровень здоровья студентов, как в области соматического здоровья, так и психологического состояния — это вовлечение его в физически активную жизнь. Мало того, правильно организованная физическая активность студентов способна повысить и их успеваемость, и способность усваивать знания, что является следствием немалого влияния физической активности на умственные способности обучающихся. В данной статье как раз и подвергается анализу влияние физической активности на умственные способности студентов и рассматриваются механизмы такого влияния.

Ключевые слова: физическая активность, умственные способности, студенты, здоровье, мозг.

Стоит сразу заметить, что не «обучением единым» должен жить студент. Общение с семьей, товарищами и сверстниками, а также занятия физкультурой и спортом должны окружать студента. Это является теми необходимыми средами, в которых студент живет, общается и получает жизненный опыт.

Особая необходимость регулярной физической активности проявляется сегодня, в «Эпоху пандемии», когда социальные и физические меры по дистанцированию, ограничение занятий в вузах и школах, а также замирание общественной жизни, стало обычным явлением для сдерживания распространения COVID-19. Эти меры не только затронули такие аспекты жизни, как регулярные занятия физкультурой и спортом, но и могут довольно пагубно отражаться на интеллектуальной среде, в которую погружен студент.

В то же время, технический прогресс современного общества способствовал малоподвижному образу жизни, который изменил фенотип детей и молодежи по сравнению даже с периодом двадцатилетней давности. Практически все как зарубежные, так и отечественные авторы подтверждают, что сегодняшние студенты весят больше и имеют более высокий индекс массы тела (ИМТ), чем их сверстники только на поколение раньше. Поведенчески большинство студентов не демонстрирует готовность к полезной (в меру энергичной) интенсивности физической активности. Так, несмотря на то, что научно-медицинскими организациями ряда стран, были разработаны рекомендации, которые дают совет молодым людям накапливать никак не менее 30 минут умеренной и высокоэнергичной физической активности в течение своего учебного дня [7, p. 123], большинство студентов игнорируют эту рекомендацию. Не говоря уж о рекомендации ВОЗ для молодежи, уделять каждый день 150–300 минут аэробной физической активности средней интенсивности [2]. А 1/3 детей и студентов вообще не проявляет никакую направленную физическую активность в предшествующие 5 дней [6].

Обратим внимание и еще на один аспект современной жизни. Особенности учебной, а зачастую так же и рабочей деятельности, да и решения обыденных бытовых вопросов, в условиях дистанционных обучения, в «Эпоху COVID-19» проявились в том, что студенты были вынуждены проводить намного больше времени чем обычно в малоподвижных условиях, например, сидя за компьютером или планшетом [1, c. 57]. Кроме угнетения общефизического состояния, несомненно, подтвердилось и то, что длительная самоизоляция оказывает негативное влияние на психологическую реакцию, способствуя развитию симптомов посттравматического стресса, спутанности сознания и тревоги. А подобное состояние никак не может способствовать развитию умственных способностей. Так, будучи помещенными в карантин, люди значительно чаще сообщали о раздражительности, бессоннице, плохой концентрации внимания и нерешительности, ухудшении способности принимать быстрые и выверенные решения [4, p. 915]. Причем люди с низкими доходами проживающие в малогабаритном жилье (что точно соответствует условиям жизни немалого числа студентов) особенно уязвимы к негативным последствиям карантинных правил, поскольку условия их проживания затрудняют занятия физическими упражнениями.

Между тем движение за здоровье и хорошее самочувствие начавшее широко пропагандироваться в странах Запада 1980-х годах ХХ века, наряду с появлением академических исследований о влиянии физической активности на здоровье человека повлекло и возобновление интереса к оценке влияния физической активности на психологически-интеллектуальные процессы, в частности, на развитие умственных способностей. Хотя серьезный академический интерес к этому вопросу уходит корнями в 1960-е и 1970-е годы, когда ученые начали проводить простые эксперименты по оценке взаимосвязей между уровнями физической активности, интеллектуальной деятельностью и образовательными достижениями. Так в канадском городе Труа-Ривьер в 1970-х, отслеживалась группа из более чем 500 студентов в течение 6 лет. Экспериментальные занятия с этими студентами составляли час в день занятий физической активностью, что привело к сокращению на 14 % времени для других предметов, в то время как контрольная группа продолжала заниматься по стандартному плану. По оценкам преподавателей, общая успеваемость группы ежедневной активности была значительно выше, чем у их менее активных сверстников [10, p. 58].

Позже появились данные свидетельствовавшие, что физическая активность была значительно связана с улучшением познания у детей и молодежи. Мало того, тип физической активности и используемые в ходе тестирования упражнения, не имел существенного значения. Так, положительные эффекты были обнаружены и после тренировки с отягощениями, и тренировки двигательных навыков, и мероприятий по физическому воспитанию, и программ аэробных тренировок. Зато, влияние физической активности на познание и умственные способности зависело от решаемых задач. Например, по результатам исследования Б. Сибли и Дж. Этниера, размер эффекта был наибольшим для тестирования перцептивных навыков, за которыми следовали тесты IQ и логические достижения, а наименьшее влияние имела физическая активность на сложные математические тесты и вербальные задачи [9, p. 250].

Крупное исследование в учебных заведениях штата Джорджия было проведено Филиппом Томпоровским — главным исследователем и директором «Программы физической активности и обучения» (проект PAL) действующего в этом штате. Оперяясь на большой массив данных связанных с детьми и молодежью он смог проанализировать достоверно установленными факты и тенденции, и выявил умеренную или сильную положительную связь между правильным количеством физической активности или участием в спортивных занятиях и положительным поведением, отношениями между и учениками и преподавателями, а так же способностью проявлять гибкость сознания [11, p. 56].

Отечественные исследователи не столь категоричны, но, например, и в одном из отечественных исследований показывается, что занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наибольший подъем уровня работоспособности и умственных способностей до конца учебно-трудового дня, включая время самоподготовки. В течение учебной недели положительное воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последующих 2–3 дней, после чего оно постепенно затухает [3, c. 75].

Многие последующие исследования, проходившие в разных уголках мира, посвященные изучению взаимосвязи между физической активностью и улучшением работы мозга, в частности, в области умственных способностей и интеллекта, пришли в целом к аналогичным выводам о положительном воздействии активности на мозг. А подобные факты требовали объяснения с научной точки зрения. Можно предположить, что среди механизмов воздействия на организм человека, предполагающих положительное воздействие физической активности, стоит особо выделить увеличение притока крови и кислорода к мозгу, повышение уровня норадреналина и эндорфина, приводящие к снижению стресса и улучшению настроения, стимуляции факторов роста нервной системы, которые помогают создавать новые нервные клетки и поддерживают синаптическую пластичность. То есть, организуя различные виды физической активности с различным содержанием и формами, воздействующие на различные механизмы регуляции организма, можно подтолкнуть студентов одновременно развиваться и физически, и умственно [5]. Так, несколько экспериментов, предоставляют доказательства того, что упражнения, выполняемые регулярно в течение нескольких недель, изменяют функции мозга, лежащие в основе познания и умственных способностей [8, p. 5638]. В общем, можно констатироваться, что физическая активность приводит к множеству биологических реакций как в мышцах, так и в органах, которые, в свою очередь, модифицируют и регулируют структуру и функции мозга.

Таким образом, именно физическая активность, в том числе и регулярные занятия физкультурой и спортом, могут играть одну из ключевых и решающих ролей в содействии развитию человеческого тела и разума, особенно в молодом возрасте. Данные всех приведенных исследований довольно убедительно демонстрируют, что физическая активность может улучшить умственные способности студентов во время их обучения и эффективность, с которой они учатся и решают интеллектуальные задачи в обыденной жизни. А в целом, стоит взглянуть на проблему роли физической активности в жизни студента более внимательно и тогда обнаруживается, что роль эта не только исключительно важна, но и многогранна, зачастую напрямую воздействуя на его психику и умственные способности, а в других случаях оказывая опосредованное влияние.

Литература:

  1. Родионова И.А, Шалупин В. И. Организация дистанционного обучения студентов физической культуре в условиях самоизоляции при пандемии коронавируса // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2020. № 12. — С. 56–63.
  2. Физическая активность [Электронный ресурс] // Рекомендации ВОЗ 2020 год. — URL: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity (дата обращения 23.03.2020)
  3. Чернышёва И.В, Шлемова М.В, Егорычева Е.В, Мусина С. В. Анализ влияния физической культуры на умственную работоспособность студентов // СИСП. 2011. № 1. — С. 74–76.
  4. Brooks Samantha & Webster Rebecca & Smith Louise & Woodland Lisa & Wessely Simon & Greenberg Neil & Rubin Gideon. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence // The Lancet. Vol. 395, Issue 10227. 2020. — рр. 912–920.
  5. Guo Zhifeng, and Yiying Zhang. Study on the Interactive Factors between Physical Exercise and Mental Health Promotion of Teenagers. // Journal of healthcare engineering. Vol. 2022. 2022. S. 4750133.
  6. McCarthy N., Hall A., Shoesmith A., Sutherland R., Hodder R., Campbell E., Nathan N. Australian children are not meeting recommended physical activity levels at school: Analysis of objectively measured physical activity data from a cross sectional study // Preventive Medicine Reports, 2021. Vol. 23. — S. 101418.
  7. Medicine Io. Educating the Student Body: Taking Physical Activity and Physical Education to School, / Eds. H. W. Kohl, H. D. Cook. — Washington, DC, The National Academies Press, 2013. — 502 p.
  8. Pereira A.C, Huddleston D.E, Brickman A.M, Sosunov A.A, Hen R, McKhann G.M, et al. An in vivo correlate of exercise-induced neurogenesis in adult dentate gyrus. // Proc Natl Acad Sci USA. 2007. Vol. 104. Iss. 13. — рр. 5638–5643. — Р. 5638.
  9. Sibley B.A, Etnier J. L. The relationship between physical activity and cognition in children: A meta-analysis // Pediatric Exercise Science. Vol. 15. — рр. 243–256.
  10. Shephard R., Volle M, Lavallée H, LaBarre R, Jéquier J., Rajic M. Required physical activity and academic grades: a controlled longitudinal study. / Ilmarinen J, Valimaki I, eds. Children and Sport. Berlin: Springer Verlag 1984. — Р. 58–63.
  11. Tomporowski P. D., Lambourne K., Okumura M. S. Physical activity interventions and children's mental function: an introduction and overview. Preventive Medicine, 2011, № 52. — Р. 53–59.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая активность, студент, занятие физкультурой, способность, PAL, большинство студентов, время, положительное воздействие, умственная способность студентов, функция мозга.


Похожие статьи

Влияние физических упражнений на умственную деятельность...

Важной характеристикой личности студента является его интеллект. Интеллект — это способность к мышлению, рациональному познанию. Интеллект характеризуют умственные способности, формирование и развитие которых происходит на протяжении всей жизни...

Привычная двигательная активность студентов

Физическая активность студента является неотъемлемым и сложным компонентом его поведения.

Студент с более сильной нервной системой выносливее и стрессоустойчивее. Привычная двигательная активность студентов.

Значимость физической культуры для студентов в современном...

В данной статье рассматривается значимость физической культуры для студентов в современном

Двигательная активность оказывает воздействие на все системы организма

Чтобы выяснить важность физической культуры для студентов в современном мире, было...

Влияние физической культуры и спорта на работоспособность...

 В статье рассматривается взаимосвязь физических нагрузок и работоспособности студентов. Показаны средства физической культуры, способствующие эффективной интеллектуальной работоспособности студенческой молодежи в процессе их учебной деятельности.

Двигательная активность как необходимость для студентов

Большинство студентов признают необходимость физической активности, в приоритете которых являются занятия по выбору. Среди популярных видов занятий выделяются спортивные подвижные игры, такие как футбол, волейбол, баскетбол, гандбол, бадминтон и т. д.

Влияние качества проведения урока физкультуры на здоровье...

На здоровье студентов существенное влияние оказывает состояние пониженной двигательной активности, прогулки на свежем воздухе, правильный режим питания.

Двигательная активность студентов ниже физической потребности и составляет 11–12 тыс. шагов в сутки.

Физическая культура и спортивная часть общеразвивающей...

Итак, физическая культура в вузах представлена как главный базовый элемент формирования общей культуры учащихся. В нынешнее время признаны такие формы физической культуры, как неспециальное физкультурное образование, спорт, физическая рекреация и двигательная...

Физическая культура в профилактике умственного утомления...

Соловьев, В. Н. Умственная и физическая работоспособность студентов как фактор

Валенский, М. Я. Двигательная активность студентов в режиме учебно-трудовой

Чернышева И. В. Отношение студентов технического вуза к занятиям физической культурой и спортом...

Теоретические предпосылки активности студентов в спорте

 В статье описывается важность физической активности и её теоретические предпосылки в отношении студентов. Ключевые слова: спорт, студенты, физическая культура. Физическая активность всегда неразрывно связана практически с любой деятельностью человека.

Похожие статьи

Влияние физических упражнений на умственную деятельность...

Важной характеристикой личности студента является его интеллект. Интеллект — это способность к мышлению, рациональному познанию. Интеллект характеризуют умственные способности, формирование и развитие которых происходит на протяжении всей жизни...

Привычная двигательная активность студентов

Физическая активность студента является неотъемлемым и сложным компонентом его поведения.

Студент с более сильной нервной системой выносливее и стрессоустойчивее. Привычная двигательная активность студентов.

Значимость физической культуры для студентов в современном...

В данной статье рассматривается значимость физической культуры для студентов в современном

Двигательная активность оказывает воздействие на все системы организма

Чтобы выяснить важность физической культуры для студентов в современном мире, было...

Влияние физической культуры и спорта на работоспособность...

 В статье рассматривается взаимосвязь физических нагрузок и работоспособности студентов. Показаны средства физической культуры, способствующие эффективной интеллектуальной работоспособности студенческой молодежи в процессе их учебной деятельности.

Двигательная активность как необходимость для студентов

Большинство студентов признают необходимость физической активности, в приоритете которых являются занятия по выбору. Среди популярных видов занятий выделяются спортивные подвижные игры, такие как футбол, волейбол, баскетбол, гандбол, бадминтон и т. д.

Влияние качества проведения урока физкультуры на здоровье...

На здоровье студентов существенное влияние оказывает состояние пониженной двигательной активности, прогулки на свежем воздухе, правильный режим питания.

Двигательная активность студентов ниже физической потребности и составляет 11–12 тыс. шагов в сутки.

Физическая культура и спортивная часть общеразвивающей...

Итак, физическая культура в вузах представлена как главный базовый элемент формирования общей культуры учащихся. В нынешнее время признаны такие формы физической культуры, как неспециальное физкультурное образование, спорт, физическая рекреация и двигательная...

Физическая культура в профилактике умственного утомления...

Соловьев, В. Н. Умственная и физическая работоспособность студентов как фактор

Валенский, М. Я. Двигательная активность студентов в режиме учебно-трудовой

Чернышева И. В. Отношение студентов технического вуза к занятиям физической культурой и спортом...

Теоретические предпосылки активности студентов в спорте

 В статье описывается важность физической активности и её теоретические предпосылки в отношении студентов. Ключевые слова: спорт, студенты, физическая культура. Физическая активность всегда неразрывно связана практически с любой деятельностью человека.

Задать вопрос