Актуальные проблемы управления муниципальной собственностью и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.

Дата публикации: 27.03.2022

Статья просмотрена: 1086 раз

Библиографическое описание:

Оглы, Ш. М. Актуальные проблемы управления муниципальной собственностью и пути их решения / Ш. М. Оглы. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89741/ (дата обращения: 08.05.2024).



В статье рассматривается муниципальной собственности роль муниципальной собственности в системе местного самоуправления Российской Федерации. Обосноваться важность эффективного механизма управления муниципальной собственность в России и ввиду этого исследуются актуальные проблемы управления муниципальной собственность в современных условиях и предлагаются пути их решения.

Ключевые понятия: местное самоуправление, муниципальная собственность, управление муниципальной собственностью, проблемы управления муниципальной собственностью, пути решения проблем управления муниципальной собственностью.

The article examines the role of municipal property in the system of local self-government of the Russian Federation. To substantiate the importance of an effective mechanism for the management of municipal property in Russia and, in view of this, the current problems of municipal property management in modern conditions are investigated and ways of solving them are proposed.

Keywords: local self-government, municipal property, municipal property management, problems of municipal property management, ways to solve problems of municipal property management.

Местное самоуправление выступает одним из столпов современного государственного устройства Российской Федерации. Местное самоуправление гарантировано на всей территории России, что в свою очередь закреплено в Конституции РФ [1]. Кроме политической составляющей местное самоуправление безусловно призвано выступать в роли одного из драйверов не только социального развития общества, но обеспечения экономического роста на самом нижнем, можно сказать атомарном уровне национальной экономики. При этом существует объективное понимание, что нормальное функционирование и тем более развития местного самоуправления в свете обозначенных выше задач абсолютно не мыслимо без надежной финансово-экономической основы. Одной из таких основ выступает закрепленные за муниципалитетом налоги, а также установленные Бюджетным кодексом РФ межбюджетные трансферты. Другой же не менее важной основой местного самоуправления выступает муниципальная собственность находящийся под управлением муниципальной власти и принадлежащий городским и сельским поселения. Состав данного имущественного комплекса муниципального уровня входят имеющие важное значение, как для удовлетворения потребностей населения муниципального образования, так жизнеобеспечения города, а кроме того, муниципальная собственность выступает как источником дополнительных финансовых ресурсов местного самоуправления, в виде арендных платежей, так и эффективным, при грамотном использовании, инструментом стимулирования экономической активности и поддержки предпринимателей на территории муниципального образования.

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], в состав муниципальной собственности входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

В свою очередь управление муниципальной собственности основывается на многочисленных нормативно-правовых актов федерального, регионального и местного значения.

Обзор отечественной литературы позволяет резюмировать, что под управлением муниципальной собственность понимается деятельность органов местной власти, в лице должностных лиц муниципального уровня по вопросам владения, пользования и распоряжения объектами, отнесенными к муниципальной собственности соответствующими нормативно-правыми актами в целях максимального обеспечения социально значимыми услугами жителей муниципального образования. Данная деятельность включает в себя приятия соответствующих нормативно-правых актов, организационные мероприятия распоряжения муниципальной собственностью, а также контроль за надлежащим использование объектов муниципальной собственности [7].

Важность муниципальной собственности как объекта управления муниципальными органами диктует необходимость эффективности управления муниципальной собственности, что предполагает выявление проблем управления и предложение путей их решения.

При этом безусловно необходимо отметь, что эффективность управления муниципальной собственностью не только выступает воздействующим фактором на финансовые ресурсы местного самоуправления конкретного муниципального образования, но и ввиду того что муниципальная собственность сама нуждается в финансовых ресурсах и капиталовложениях со стороны органов муниципального образования, то в различных муниципальных образованиях эти проблемы могут коренным образом различаться, как в возможности со стороны органов местного самоуправления в их решении. Так примеру, они будут существенно различаться для крупного города и провинциального сельского поселения, хотя и те и другие безусловно, согласно законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении выступают полноправными субъектами местного самоуправление. С учетом этого приступим к непосредственному рассмотрению всего спектра существующих проблем управления муниципальной собственность [4].

Актуальной проблемой выступает недостаточно эффективное использование муниципальных земель. Данная проблема возникает из того, что часто они сдаются в аренду, или продаются не прошедшими необходимую подготовку со стороны органов государственной власти, в следствии чего они находятся в изношенном и непригодном для эксплуатации состоянии. Это в свою очередь порождает целый комплекс негативных последствий для эффективности управления муниципальной собственности органами муниципальной власти. Во-первых, это снижает эффективность бизнеса и замедляет деловую активность на территории муниципального образования, так как значительные издержки перекладываются на хозяйствующих субъектов, не городя уже о замедлении реализации бизнес-проектов. Во-вторых, это негативно имиджи муниципального образования и органов его власти. В-третьих, наконец, возникают прямые финансовые убытки муниципального образования в управлении муниципальной собственностью в форме недополученных доходов, неподготовленный объект может быть реализован, либо сдан в аренду за существенно более низкую плату. Решением данной проблемы может быть нормативное закрепление нормативным актом муниципального уровня обязательной предпродажной и предарендной подготовке объектов муниципальной собственности [3].

Следующая проблема заключается в том, что поведение сложных систем часто находится в противоречии с интуитивными представлениями о системе, поэтому принимаемые управленческие решения иногда не совпадают с решениями, принимаемыми на основе практического опыта. Следствием этого является, что выработанные практическим опытом сотрудников органов власти муниципального образования, ответственных за управление муниципальной собственностью решения зачастую не являются оптимальными, и как следствие снижают эффективность управления муниципальной собственность конкретного муниципального образования. Для решения данных проблем управления объектами муниципальной собственности необходима разработка стратегических концепций видения комплексного подхода к управления муниципальной собственностью конкретного муниципального образования, направленное на извлечение наибольших выгод из преимуществ субъекта управления [6].

Существуют проблема неправильной расстановка приоритетов органами власти муниципального образования в вопросах управления имеющейся муниципальной собственности. Для решения данной проблемы прежде всего нужно решить вопрос определения приоритета: какая цель является главной, а какая второстепенной в управлении муниципальной собственностью муниципального образования. В данном случае часто даже имеет смысл отойти от приоритета оперирования цифрами, характерного для экономики, оценивать свои результаты не количественными характеристиками, а качественными, и результаты должны соответствовать потребностям общества. Данный отход от стандартного подхода справедлив, потому что в отличии от бизнеса для органы власти государственной власти доходы являются не самоцелью, но средством наилучшего удовлетворения потребностей общества на вверенной территории [8].

Для некоторых муниципальных образований также характерна проблема, заключающаяся в том, что в структуре доходов Многих местных бюджетов видна усиливающаяся зависимость муниципальных образований от субъектов Федерации в части финансового обеспечения. Чаще всего органы власти оценивают эффективность муниципальных предприятий (МУП) с помощью финансово- экономических показателей и не учитывают вовсе вопросы социальной и бюджетной эффективности. Для решения данной проблемы на наш взгляд целесообразно проводить всесторонний анализ деятельности муниципальных предприятий и мероприятий по управлению муниципальной собственностью. Важно, чтобы закрепленные положения управления муниципальной собственностью имели практическое применение, осуществит расстановку муниципальными предприятиями и органами муниципальной власти в вопросах управления муниципальной собственностью приоритетов направления их деятельности [5].

Таким образом, можно сделать вывод эффективное управление муниципальной собственностью имеет важное значение. В тоже время существует целый ряд актуальных проблем в управлении муниципальной собственности, которые были исследованы выше. Предложенные нами решения позволяют заключить все эти проблемы поддаются конкретным решениям, способствующем существенному повышению эффективность управления муниципальной собственность органами власти муниципальных образований.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020]. — М.: Проспект, 2020. — 32 с.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  3. Васильев, А. П. Проблемы и пути совершенствования управления муниципальной собственностью. /А. П. Васильев. //В сборнике: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. — С. 65–70.
  4. Граненко, Е. В. О проблемах управления муниципальной собственностью. Е. В. Граненко. //Новый юридический вестник. — 2019. — № 3(10). — С. 9–11.
  5. Ляшенко, К. А. Управление муниципальной собственностью: проблемы и пути совершенствования. /К. А. Ляшенко, Ю. В. Саввина //Аллея науки. — 2020. — Т. 2. № 4 (43). — С. 211–214.
  6. Макаренко, О. С. Современные проблемы управления государственной и муниципальной собственностью в РФ. / О. С. Макаренко. //В сборнике: проблемы эффективного использования научного потенциала общества. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 106–108.
  7. Нестеренко, А. Г. Проблемы органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью. /А. Г. Нестеренко. //Экономика и социум. — 2019. — № 12 (67). — С. 1370–1373.
  8. Чазова, И. Ю. Системные проблемы управления муниципальным имуществом. /И. Ю. Чазова, А. С. Бородина //В сборнике: Актуальные вопросы экономики и финансов. Сборник статей международной научно-практической конференции. — Ижевск, 2021. — С. 218–223.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, Российская Федерация, управление, эффективность управления, муниципальная власть, муниципальный уровень, орган власти, сторона органов.


Ключевые слова

местное самоуправление, муниципальная собственность, управление муниципальной собственностью, проблемы управления муниципальной собственностью, пути решения проблем управления муниципальной собственностью

Похожие статьи

Система управления муниципальной собственностью в РФ

 повышение эффективности управления муниципальной собственностью на основе оптимизации ее структуры, создания целостной системы

Управление муниципальной собственностью — есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на...

Место и роль муниципальных органов управления в новой...

Организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка и контроль их

В федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» в редакции 2007 года

муниципальная служба функционирует в сфере публичной власти и является...

Оценка деятельности органов местного самоуправления как...

На сегодняшний день проблема эффективности органов местного самоуправления изучена не достаточно четко. Этим вопросом озадачены многие учёные, ведь проблема эффективности управления на местном уровне всегда была актуальна для Российской Федерации.

Особенности муниципального управления образованием и его...

 Ключевые слова: муниципальное управление образованием, нормативно-правовое регулирование, ФГОС. Вместе с возрождением и становлением местного самоуправления в Российской Федерации появляется и формируется муниципальное управление как...

Понятие местного самоуправления в Российской Федерации

 Определение «местное самоуправление» в отечественной науке муниципального права не

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года не содержит определения

Органы государственной власти должны оказывать регулирующее влияние на местное...

Сравнительный анализ системы местного самоуправления...

местное самоуправление, муниципальная власть, муниципальное управление, муниципальное образование, кадровый потенциал, Российская федерация, муниципальная служба, местное значение, орган, муниципальная... Понятие, задачи и функции...

Правовое обеспечение организации и деятельности местных...

Проблема упорядочения полномочий органов муниципальной власти была и остается основной в деле повышения эффективности местного самоуправления, так как органы местного самоуправления, их должностные лица должны четко знать рамки допустимых...

Местное самоуправление и российская государственность...

 Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальная власть, государственная власть. Со времён Петра Великого для России было характерно заимствовать у Западной Европы опыт государственного строительства. Особенно активно это проявлялось в периоды...

Местное самоуправление в политической системе современной...

 Местное самоуправление — один из основных конституционных институтов

Так, именно через местное самоуправление публичная власть в максимальной степени приближается

Во многом именно с развитием муниципальных институтов народовластия на современном этапе...

Похожие статьи

Система управления муниципальной собственностью в РФ

 повышение эффективности управления муниципальной собственностью на основе оптимизации ее структуры, создания целостной системы

Управление муниципальной собственностью — есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на...

Место и роль муниципальных органов управления в новой...

Организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка и контроль их

В федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» в редакции 2007 года

муниципальная служба функционирует в сфере публичной власти и является...

Оценка деятельности органов местного самоуправления как...

На сегодняшний день проблема эффективности органов местного самоуправления изучена не достаточно четко. Этим вопросом озадачены многие учёные, ведь проблема эффективности управления на местном уровне всегда была актуальна для Российской Федерации.

Особенности муниципального управления образованием и его...

 Ключевые слова: муниципальное управление образованием, нормативно-правовое регулирование, ФГОС. Вместе с возрождением и становлением местного самоуправления в Российской Федерации появляется и формируется муниципальное управление как...

Понятие местного самоуправления в Российской Федерации

 Определение «местное самоуправление» в отечественной науке муниципального права не

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года не содержит определения

Органы государственной власти должны оказывать регулирующее влияние на местное...

Сравнительный анализ системы местного самоуправления...

местное самоуправление, муниципальная власть, муниципальное управление, муниципальное образование, кадровый потенциал, Российская федерация, муниципальная служба, местное значение, орган, муниципальная... Понятие, задачи и функции...

Правовое обеспечение организации и деятельности местных...

Проблема упорядочения полномочий органов муниципальной власти была и остается основной в деле повышения эффективности местного самоуправления, так как органы местного самоуправления, их должностные лица должны четко знать рамки допустимых...

Местное самоуправление и российская государственность...

 Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальная власть, государственная власть. Со времён Петра Великого для России было характерно заимствовать у Западной Европы опыт государственного строительства. Особенно активно это проявлялось в периоды...

Местное самоуправление в политической системе современной...

 Местное самоуправление — один из основных конституционных институтов

Так, именно через местное самоуправление публичная власть в максимальной степени приближается

Во многом именно с развитием муниципальных институтов народовластия на современном этапе...

Задать вопрос