Влияние экологических факторов на процесс камерального трассирования автомобильных дорог | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горяева, Е. В. Влияние экологических факторов на процесс камерального трассирования автомобильных дорог / Е. В. Горяева, Л. А. Иванова, А. К. Конникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 18-19. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89715/ (дата обращения: 07.05.2024).



Вопрос взаимодействия дороги как инженерного сооружения с окружающей средой для специалистов возникает не впервые. Еще в 1975 году на XV Международном дорожном конгрессе в Мехико обсуждался вопрос «Дорога и окружающая среда». На XVI Международном дорожном конгрессе в Вене (1979) состоялась дискуссия по этому вопросу. Одним из основных решений конгрессов является тезис о том, что при проектировании новых дорог или реконструкции существующих следует обязательно учитывать их воздействие на окружающую среду [1].

Комплекс «дорога — окружающая среда» оказывают взаимное влияние друг на друга. Строительство и эксплуатация автомобильной дороги оказывает негативное влияние на качество окружающей среды, которое выражается в изменении ландшафтов, ареалов распространения животных и растений, изменении поверхностного стока, развитии эрозионных процессов, появлении мерзлотных явлений, шума, вибрации, загрязнении выбросами и других явлениях. Окружающая среда так же может оказывать негативное влияние на состояние автодороги (деформация и разрушение элементов дорог), создавать проблемы в процессе ее эксплуатации (появление снежных заносов, проявление мерзлотных явлений и т. д.). Однако негативное влияние окружающей среды на дорогу устраняется в процессе проведения мероприятий по ее содержанию, реконструкции, ремонтов, капитальных ремонтов и имеет временный характер. Тогда как появление дорожного сооружения навсегда изменяет исходные характеристики местности, поэтому в процессе проектирования инженерных сооружений рассматривается не только экономическая, но и экологическая целесообразность строительства сооружения.

Снижение негативного влияния объектов строительства закреплено законодательными нормативными документами РФ. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об охране окружающей среды», глава VII, статья 40 гласит, что при архитектурно-строительном проектировании и строительстве объектов энергетики такие объекты должны оснащаться техническими средствами и технологиями, направленными на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду [2]. Нормативный документ, регулирующий вопросы охраны окружающей среды в дорожно-строительной отрасли, — это ОДМ 218.3.031–2013 Методические рекомендации по охране окружающей среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. В этом документе указано, что мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов предусматривают в проекте организации строительства (ПОС), в проекте производства работ (ППР), а также в технологических регламентах (технологических картах и т. п.). При выборе варианта прокладки трассы и конструкции автомобильной дороги рассматривается степень их воздействия на окружающую среду. Необходимо рассматривать возможность сочетания дороги с ландшафтом, отдавая предпочтение решениям, оказывающим минимальное воздействие на окружающую природную среду [3].

При постановке на кадастровый учет объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), присваивается категория [4], показывающая степень влияния объекта на окружающую среду:

  1. Объекты I категории — объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;
  2. Объекты II категории — объекты, оказывающие умеренное НВОС.
  3. Объекты III категории — объекты, оказывающие незначительное НВОС.
  4. Объекты IV категории — объекты, оказывающие минимальное НВОС.
  5. Объекты без категории, не оказывающие НВОС.

К объектам каждой категории предъявляются особые требования, по содержанию и выплатам штрафов за негативное влияние на окружающую среду, жесткость требований увеличивается в сторону высших категорий (I-II). Автомобильные дороги могут быть отнесены к III или IV категории. Снижение категории НВОС важная эколого-экономическая задача, которую можно предусмотреть еще на этапе проектирования, а в случае строительства автомобильных дорог, на предпроектном этапе при проведении инженерно-экологических изысканий и камерального трассирования.

Целью наших исследований является создание методики трассирования автомобильных дорог с учетом экологических факторов и выбора варианта трассы с максимальной гармоничной интеграцией дорожного сооружения в окружающую среду.

Идея достижения гармонии между природой и искусственной средой воплощается давно в архитектурных проектах зданий. Современные архитекторы пытаются совместить в своих проектах максимальную открытость жилых помещений окружающей среды в сочетании с минимизацией воздействия на нее. Применительно к автомобильной дороге эта идея может быть воплощена в системном подходе к изучению характеристик местности в процессе камерального трассирования и с помощью современных геоинформационных технологий (ГИС). ГИС, в данном случае, выступает в качестве инструмента сбора, хранения, обработки и визуализации данных, а также их пространственном совмещении с осью будущей автомобильной дороги. Автомобильная дорога — это сложное инженерное сооружение, имеющее жесткую привязку к земной поверхности, поэтому использование геоинформационных технологий в процессе камерального трассирования с учетом экологических требований вполне обосновано. Инструменты работы с картографической и атрибутивной информацией, графические инструменты ГИС позволят запроектировать несколько вариантов трассы, а аналитические инструменты позволят определить их параметры, обосновать выбор принятого варианта с экологической точки зрения и визуализировать его в виде некой модели.

В результате можно сформулировать основные тезисы методики трассирования автомобильных дорог с учетом экологических факторов:

  1. Подготовительный этап.

— Формирование нормативной базы: изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы охраны окружающей среды для данного объекта проектирования.

— Экологические изыскания: определение существующих экологических и санитарно-гигиенических ограничений, влияющих на проектные решения и принципиальную возможность размещения автомобильной дороги на территории; определение исходных (начальных) параметров состояния окружающей среды, необходимых для прогнозных оценок ее изменения, а также для проверок таких прогнозов в будущем получение материалов, обеспечивающих разработку мероприятий по охране окружающей среды [5].

— Внесение данных в ГИС: оцифровка, заполнение атрибутов, привязка растровых изображений, добавление онлайн карт, создание тематических векторных слоев на основе которых будет выполняться проектирование. Создание геоинформационного проекта.

  1. Камеральное трассирование.

— Создание вариантов трассы с учетом экологических требований, используя графические инструменты в ручном исполнении или используя возможности автоматизированного построения маршрутов.

— Определение и анализ экологических характеристик запроектированных вариантов с использованием аналитических инструментов ГИС.

— Выбор варианта трассы.

  1. Оформление проекта.

— Оформление результатов проектирования.

— Построение моделей трассы в среде ГИС (карты или 3D модели).

При выполнении трассирования с учетом экологических требований следует учитывать, что направление трассы (воздушная линия) должно быть известно. После того как оптимальный вариант трассы будет получен, можно приступать к ее более детальной проработке — трассированию по нормам проектирования.

Литература:

  1. Лукашевич О. Д., Лукашевич В. Н. Пути повышения экологической безопасности при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2020. Т. 22. № 5. С. 200–210.

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об охране окружающей среды»

  1. ОДМ 218.3.031–2013 Методические рекомендации по охране окружающей среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог
  2. Постановление правительства РФ от 31 декабря 2020 года N 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», к объектам I, II, III и IV категорий
  3. ГОСТ 32847–2014. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению экологических изысканий [Электронный ресурс]: от 01.07.2015 г. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200119639
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, негативное влияние, III, дорога, камеральное трассирование, категория, I-II, дорожное сооружение, Международный дорожный конгресс, негативное воздействие.


Похожие статьи

Оценка проектных решений с точки зрения обеспечения...

В официальной статистике по дорожно-транспортным происшествиям не фигурирует в качестве причины проектное решение. Определенные проектные решения могут являться косвенной причиной ДТП, усугубляющие аварийную ситуацию.

Оценка безопасности движения на пересечениях автомобильных...

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Акустическое воздействие и загрязнение атмосферного воздуха...

Проведены исследования акустического воздействия и химического загрязнения атмосферного воздуха, вызванное движением транспорта по магистрали «М-10». Выполнено сравнение результатов измерений с расчетными величинами базовых уровней шума и показаны способы...

Проектирование в сфере организации дорожного движения...

Практика разработки документации в сфере организации дорожного движения в различных странах мира характеризуется весьма различными

В США вопросы организации дорожного движения имеют приоритетное значение. Всего имеется 3 стадии разработки проектной...

Устройства для анализа и оценки состояния дорожного покрытия

Дорожная лаборатория может автоматически вести регистрацию таких параметров состояния дорожного полотна как

Основные термины (генерируются автоматически): тип смеси, дорога, битумная эмульсия, регенерированный слой, добавление, наименование показателя, III, I-II...

Оценка воздействия на окружающую среду как механизм...

окружающую среду и предложение мер по нивелированию негативных последствий воздействия на окружающую среду. Принятие решений о раскрытии информации компанией о деятельности в области устойчивого развития является достаточно сложным процессом.

Диагностика и оценка состояния автомобильных дорог

Автомобильные дороги представляют собой комплекс сооружений, предназначенных для круглосуточного беспрепятственного пропуска транспортных средств с расчетными скоростями и нагрузками в любой период года при любых погодно-климатических условиях [1].

Дорожные ограждения как регулятор качества жизни

Металлические барьерные двусторонние дорожные ограждения широко используются на таких федеральных автомобильных дорогах, как

На этих участках очень важны такие дорожные ограждения, так как автомобили движутся с высокой скоростью, что может стать причиной...

Похожие статьи

Оценка проектных решений с точки зрения обеспечения...

В официальной статистике по дорожно-транспортным происшествиям не фигурирует в качестве причины проектное решение. Определенные проектные решения могут являться косвенной причиной ДТП, усугубляющие аварийную ситуацию.

Оценка безопасности движения на пересечениях автомобильных...

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Акустическое воздействие и загрязнение атмосферного воздуха...

Проведены исследования акустического воздействия и химического загрязнения атмосферного воздуха, вызванное движением транспорта по магистрали «М-10». Выполнено сравнение результатов измерений с расчетными величинами базовых уровней шума и показаны способы...

Проектирование в сфере организации дорожного движения...

Практика разработки документации в сфере организации дорожного движения в различных странах мира характеризуется весьма различными

В США вопросы организации дорожного движения имеют приоритетное значение. Всего имеется 3 стадии разработки проектной...

Устройства для анализа и оценки состояния дорожного покрытия

Дорожная лаборатория может автоматически вести регистрацию таких параметров состояния дорожного полотна как

Основные термины (генерируются автоматически): тип смеси, дорога, битумная эмульсия, регенерированный слой, добавление, наименование показателя, III, I-II...

Оценка воздействия на окружающую среду как механизм...

окружающую среду и предложение мер по нивелированию негативных последствий воздействия на окружающую среду. Принятие решений о раскрытии информации компанией о деятельности в области устойчивого развития является достаточно сложным процессом.

Диагностика и оценка состояния автомобильных дорог

Автомобильные дороги представляют собой комплекс сооружений, предназначенных для круглосуточного беспрепятственного пропуска транспортных средств с расчетными скоростями и нагрузками в любой период года при любых погодно-климатических условиях [1].

Дорожные ограждения как регулятор качества жизни

Металлические барьерные двусторонние дорожные ограждения широко используются на таких федеральных автомобильных дорогах, как

На этих участках очень важны такие дорожные ограждения, так как автомобили движутся с высокой скоростью, что может стать причиной...

Задать вопрос