Оценка эффективности действия тормоза грузового вагона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Оценка эффективности действия тормоза грузового вагона / Р. П. Нигай, К. Х. Иноятов, О. У. Хайдаров [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89705/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье проведены исследования по оценке эффективности действия тормоза полувагона модели 12–9922 с авторежимом № 265А–4, тормозным цилиндром 188 Б, регулятором РТРП-675М и одного запасного резервуара объемом 78 л.

Ключевые слова: полувагон, тормозная система, рычаг, тормозной цилиндр, авторежим, запасной резервуар.

В последнее время в Республике Узбекистан особое внимание уделяется производству современных грузовых и пассажирских вагонов [1–7], а также решению вопросов безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте, особенно при взаимодействии подвижного состава и пути [8–12]. С этой целью произведен оценка эффективности действия тормоза полувагона модели 12–9922 [13–16], выполненный согласно установленным требованиям [17–19].

Тормозная система четырехосного универсального полувагона модели 12–9922 объемом кузова 92 м 3 [20], предназначенного для перевозки сыпучих, мелкокусковых и штучных грузов, состоит из рычажной передачи, действующий на две двухосные тележки [21]. При этом систему обслуживает один авторежим № 265 А — 4 с тормозным цилиндром 188 Б, питающийся от одного воздухораспределителя 483А или 483-М, с регулятором РТРП-675М и одного запасного резервуара Р7–78 объемом 78 л, обеспечивающий независимую передачу тормозных усилий на исполнительный механизм тележек. Исходные данные по тормозной системе приведены в таблице 1.

Таблица 1

Исходные данные по тормозной системе полувагона

Наименование величины

Обозначение

Значение

Масса порожнего вагона, т

T

23,5

Максимальная масса перевозимого груза, т

Q

70

Диаметр тормозного цилиндра, см

Д Ц

35,6

Жесткость пружины тормозного цилиндра, кгс/см

Ж Ц

6,54

Усилие сжатия пружины тормозного цилиндра, кгс

P О

159

Давление воздуха в тормозном цилиндре при авторежиме, колодки композиционные, кгс/см 2

порожний

Р Ц

1,5

груженный

3,0

Давление воздуха в тормозном цилиндре при авторежиме, колодки чугунные, кгс/см 2

порожний

Р Ц

1,4

груженный

4,0

Расчётный выход штока тормозного цилиндра для колодок тележек, см:

композиционных

чугунных

l ШТК

l ШТЧ

10

12,5

Жёсткость пружины авторегулятора, кгс/см

Ж Р

23,1

Усилие сжатия пружины авторегулятора, кгс

Р Р

169

Величина сжатия пружины авторегулятора при полном служебном или экстренном торможении, см

l р

1,5

Число тормозных колодок тележки

m т

4

Число тормозных колодок вагона

m K

8

Размеры плеч горизонтальных рычагов при колодках, мм:

композиционных

чугунных

a К б К в К

a Ч б Ч в Ч

145355195

200300140

Передаточное число рычажной передачи автотормоза тележек при колодках:

композиционных

чугунных

n К

n Ч

5,87

9,1

Коэффициент потерь на трение:

в рычажной передаче автотормоза

в тормозном цилиндре

в приводе ручного тормоза

П

Ц

СТ

0,95

0,98

0,2

В целях исследования эффективности действия тормоза полувагона был определен расчетный коэффициент силы нажатия колодок полувагона при оборудовании авторежимом № 265А-4.

Расчет производился при включении режимного вала воздухораспределителя 483А на средний и груженный режимы при установке композиционных или чугунных колодок.

Действительная сила нажатия на одну тормозную колодку определяется по формуле:

, (1)

где F 1 — усилие сжатия отпускной пружины тормозного цилиндра F 2 — усилие пружины авторегулятора, приведенное к штоку тормозного цилиндра, кгс; Р ц — давление воздуха в тормозном цилиндре, определяется в зависимости от загрузки вагона.

Усилие отпускной пружины тормозного цилиндра определяется по формуле:

, (2)

где числовые значения Р 0 , Ж Ц и l ШТК приведены в таблице 1.

Подставив данные в формулу (2), получили усилие отпускной пружины тормозного цилиндра, составляющее для композиционных колодок F 1 =224,4 кг, а для чугунных F 1 =240,75 кг.

Усилие пружины авторегулятора рычажной передачи, приведенное к штоку тормозного цилиндра кгс, определялся по формуле:

, (3)

где числовые значения P P , Ж Р и l P приведены в таблице 1.

Передаточное число привода авторегулятора, n ПР , определяется по формуле:

, (4)

где значения а, б и в в соответствии с рис. 1.

Схема рычажной передачи 4-осного полувагона

Рис. 1. Схема рычажной передачи 4-осного полувагона

Подставив данные в формулу (4), получили передаточное число для композиционных колодок n np =0,47, для чугунных n np =0, 47.

Подставив данные в формулу (3), получили усилие пружины авторегулятора рычажной передачи для композиционных и чугунных колодок F 2 = 95,7 кг.

Расчетная сила нажатия на композиционную и чугунную колодку К р определяются соответственно по формулам:

(5)

и (6)

Расчетный коэффициент силы нажатия композиционных колодок Р определялся по формуле:

для вагона с загрузкой , (7)

для порожних вагонов , (8)

где m — количество тормозных колодок, обслуживаемых одним тормозным цилиндром; К р — расчетная сила нажатия на тормозную колодку.

Результаты расчетов для композиционных и чугунных колодок приведены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты расчетов тормозной эффективности вагона

Тормозная колодка

Режим включения воздухо-распределителя

Загрузка вагона

Усилие сжатия пружин ы цилиндра F 1 , кгс

Усилие сжатия пружин ы авторегулятора F 2 , кгс

Расчетная сила нажатия на одну колодку К Р , т/с

Компози-ционные

Средний

порожний

224,4

95,7

0,71

груженый

224,4

1,72

Чугунные

Средний

порожний

224,4

95,7

1,76

груженый

240,75

3,38

При расчете тормоза с чугунными колодками определяется только расчетная сила нажатия чугунных тормозных колодок на ось, которая должна быть не менее: на порожнем режиме 3,5 тс; на груженом режиме 6,5 тс.

Сила F 2 не учитывается при расчете на эффективность порожнего вагона и при проверке отсутствия юза.

Результаты исследований показали, что расчетный коэффициент силы нажатия композиционных тормозных колодок превышает минимальную величину тормозной эффективности в порожнем =0,24 > [ =0,22] состоянии, и в груженом состоянии =0,147 > [ =0,14], а сила нажатия на ось чугунных колодок превышает минимально допустимую величину в порожнем состоянии 3,52 > 3,5, и в груженом состоянии 6,76 > 6,5 что соответствуют установленным требованиям [17, 19].

Литература:

  1. Рузметов Я. О. Перспективы развития вагоностроения в Республике Узбекистан / Я. О. Рузметов, Р. В. Рахимов // Сборник научных трудов VIII Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития вагоностроения». — Брянск: БГТУ, 2019. — C. 147–150.
  2. Рахимов Р. В. Состояние и перспективы развития вагонного парка железных дорог Узбекистана / Р. В. Рахимов // Материалы XIII Международной научно-технической конференции «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты». — СПб.: ПГУПС, 2018. — С. 124–128.
  3. Рахимов Р. В. Первый узбекский пассажирский вагон дальнего следования / Р. В. Рахимов // Тяжелое машиностроение. — 2010. — № 6. — С. 34–35.
  4. Рахимов Р. В. Новый пассажирский вагон купейного типа для железных дорог Узбекистана / Р. В. Рахимов // Известия ПГУПС. — 2010. — № 2. — С. 286–295.
  5. Ибрагимов Н. Н. Разработка конструкции контейнера для перевозки плодоовощной продукции / Н. Н. Ибрагимов, Р. В. Рахимов, М. А. Хаджимухаметова // Молодой ученый. — 2015. — № 21. — С. 168–173.
  6. Рахимов Р. В. Разработка конструкции и условия эксплуатации контейнеров для перевозки плодоовощной продукции / Р. В. Рахимов, М. А. Хаджимухаметова // Вестник транспорта Поволжья. — 2016. — № 2 (56). — С. 75–81.
  7. Rahimov R. V. Development of improved technical means for transportation fruits and vegetables / R. V. Rahimov, M. A. Khadjimukhametova, Z. X. Rakhmatov // European Science Review. — 2016. — No 1–2. — P. 175–177.
  8. Расулов М. Х. Проблемы повышения конкурентоспособности отечественных железнодорожных коридоров / М. Х. Расулов, У. Н. Ибрагимов, Р. В. Рахимов // Научные труды Республиканской научно-технической конференции «Ресурсосберегающие технологии на ж. д. транспорте». — Ташкент: ТашИИТ, 2013. — С. 14–17.
  9. Расулов М. Х. Теоретические исследования по определению прочностных характеристик кузова вагона-цементовоза производства Республики Узбекистан / М. Х. Расулов, А. Н. Ризаев, Р. В. Рахимов // Инновационный транспорт. — 2016. — № 4 (22). — С. 43–47.
  10. Рахимов Р. В. Оценка напряженно-деформированного состояния элементов конструкции верхнего строения пути железных дорог Республики Узбекистан при эксплуатации подвижного состава с повышенными осевыми нагрузками / Р. В. Рахимов // Бюллетень результатов научных исследований. — 2019. — Вып. 3. — С. 67–88.
  11. Рахимов Р. В. Расчетное определение показателей воздействия подвижного состава с повышенными осевыми нагрузками на путь в условиях железных дорог Республики Узбекистан / Р. В. Рахимов // Вестник транспорта Поволжья. — 2019. — № 5 (77). — С. 23–33.
  12. Рахимов Р. В. Развитие тяжеловесного движения и оценка воздействия подвижного состава с повышенными осевыми нагрузками на верхнее строение пути железных дорог Республики Узбекистан / Р. В. Рахимов // Сборник трудов LXXIX Всероссийской конференции «Транспорт: проблемы, идеи, перспективы». — СПб.: ПГУПС, 2019. — С. 54–56.
  13. Rahimov R. V. Researches of the stressed — deformed state of the open wagon body model 12–9922, produced in Uzbekistan / R. V. Rahimov // Proceedings VI International Scientific Conference «Transport Problems 2014». — Katowice: Silesian University of Technology, 2014. — P. 614–621.
  14. Рахимов Р. В. Расчет напряженного-деформированного состояния металлоконструкции кузова нового полувагона модели 12–9922 производства Республики Узбекистан / Р. В. Рахимов // Научные труды Республиканской научно-технической конференции «Ресурсосберегающие технологии на ж.-д. транспорте». — Ташкент: ТашИИТ, 2012. — С. 18–23.
  15. Рахимов Р. В. Исследование расчета эффективности действия тормоза полувагона / Р. В. Рахимов, Д. Н. Заирова // Научные труды Республиканской научно-технической конференции «Ресурсосберегающие технологии на ж. д. транспорте». — Ташкент: ТашИИТ, 2012. — С. 100–102.
  16. Рахимов Р. В. Оценка силового воздействия подвижного состава с повышенными осевыми нагрузками на верхнее строение пути железных дорог Республики Узбекистан / Р. В. Рахимов // Материалы XIV Международной научно-технической конференции «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты». — СПб.: ПГУПС, 2019. — С. 269–272.
  17. Нормы для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных). — М.: ГосНИИВ-ВНИИЖТ, 1996. — 317 с.
  18. Типовой расчёт тормоза грузовых и рефрижераторных вагонов. — М.: ВНИИЖТ, 1996. — 76 с.
  19. Правила эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог государств-участников содружества, Латвии, Литвы, Эстонии, утвержденная Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол № 48 от 29–30 мая 2008 г.
  20. ТУ 32.14.012:2012. Универсальный полувагон с разгрузочными люками объемом кузова 92 м3. Модель 12–9922. Технические условия. — Т.: ДП «ЛМЗ», 2012. — 22 с.
  21. Рахимов Р. В. Ходовые части вагонов. Учебное пособие. — Ташкент: Узбекистан, 2018. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): тормозной цилиндр, колодка, расчетная сила нажатия, рычажная передача, давление воздуха, запасной резервуар, отпускная пружина, тормозная колодка, тормозная система, усилие пружины авторегулятора.


Ключевые слова

рычаг, тормозная система, полувагон, тормозной цилиндр, авторежим, запасной резервуар

Похожие статьи

Анализ неисправностей тормозного оборудования вагонов

Ключевые слова: отказы тормозного оборудования, неисправности, причины отказов, излом тормозной магистрали, система учетов отказов. Безаварийная и безотказная работа устройств железнодорожной техники является основной для обеспечения заданного уровня пропускной и...

Метод построения блока бесконтактных кнопок в системах...

В статье проанализированы методы построения устройств с бесконтактными кнопками. Бесконтактные кнопки представляют собой датчики, с помощью которых возможен набор информации. Используются для нескольких целей, таких как: защита информации, борьба с...

Расчет передаточного числа тормозной рычажной передачи...

Тормозная рычажная передача представляет собой систему тяг и рычагов, предназначенную для передачи и распределения усилия, развиваемого на

Передаточное число тормозной рычажной передачи [6]. определяют из соотношения длин ведущих и ведомых плеч рычагов.

Два поколения слуг в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»...

Вы подумайте!» [2, с. 290]. Также она умеет выполнять различные трюки, чем вызывает восторг у зрителей: «В зале фигура в сером цилиндре и в клетчатых панталонах машет руками и прыгает; крики : «Браво, Шарлотта Ивановна!»»

Структурная и параметрическая идентификация котельного...

В соответствии с технологическим процессом определены входные и выходные параметры объекта. Построена математическая модель многомерного, многосвязного объекта в виде системы дифференциальных уравнений в пространстве состояний первого порядка.

Повышение надежности дискового тормоза подвижного состава

 Дисковый тормоз железнодорожного подвижного состава состоит из тормозного цилиндра, рычажной передачи, тормозных накладок и тормозного диска. Рычажная передача обычно выполняется в виде клещевого механизма. Её назначение — передача тормозного усилия от...

Что такое PhD — Молодой ученый

PhD – это аббревиатура, которая расшифровывается как «доктор философии». Это высшая академическая степень, присуждаемая в ряде зарубежных стран. Ее получает выпускник третьего уровня высшего образования (по Болонской системе), подготовивший и защитивший...

Повышение ресурса чугунных тормозных колодок локомотива

Материал для изготовления тормозных колодок локомотива требует определенных условий и рамок, в их числе высокий и стабильный коэффициент трения при различных режимах торможения, высокая износостойкость, теплопроводность, достаточная прочность.

Похожие статьи

Анализ неисправностей тормозного оборудования вагонов

Ключевые слова: отказы тормозного оборудования, неисправности, причины отказов, излом тормозной магистрали, система учетов отказов. Безаварийная и безотказная работа устройств железнодорожной техники является основной для обеспечения заданного уровня пропускной и...

Метод построения блока бесконтактных кнопок в системах...

В статье проанализированы методы построения устройств с бесконтактными кнопками. Бесконтактные кнопки представляют собой датчики, с помощью которых возможен набор информации. Используются для нескольких целей, таких как: защита информации, борьба с...

Расчет передаточного числа тормозной рычажной передачи...

Тормозная рычажная передача представляет собой систему тяг и рычагов, предназначенную для передачи и распределения усилия, развиваемого на

Передаточное число тормозной рычажной передачи [6]. определяют из соотношения длин ведущих и ведомых плеч рычагов.

Два поколения слуг в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»...

Вы подумайте!» [2, с. 290]. Также она умеет выполнять различные трюки, чем вызывает восторг у зрителей: «В зале фигура в сером цилиндре и в клетчатых панталонах машет руками и прыгает; крики : «Браво, Шарлотта Ивановна!»»

Структурная и параметрическая идентификация котельного...

В соответствии с технологическим процессом определены входные и выходные параметры объекта. Построена математическая модель многомерного, многосвязного объекта в виде системы дифференциальных уравнений в пространстве состояний первого порядка.

Повышение надежности дискового тормоза подвижного состава

 Дисковый тормоз железнодорожного подвижного состава состоит из тормозного цилиндра, рычажной передачи, тормозных накладок и тормозного диска. Рычажная передача обычно выполняется в виде клещевого механизма. Её назначение — передача тормозного усилия от...

Что такое PhD — Молодой ученый

PhD – это аббревиатура, которая расшифровывается как «доктор философии». Это высшая академическая степень, присуждаемая в ряде зарубежных стран. Ее получает выпускник третьего уровня высшего образования (по Болонской системе), подготовивший и защитивший...

Повышение ресурса чугунных тормозных колодок локомотива

Материал для изготовления тормозных колодок локомотива требует определенных условий и рамок, в их числе высокий и стабильный коэффициент трения при различных режимах торможения, высокая износостойкость, теплопроводность, достаточная прочность.

Задать вопрос