Движущие силы, условия и механизмы развития личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.

Дата публикации: 23.03.2022

Статья просмотрена: 2034 раза

Библиографическое описание:

Дмитриева, В. А. Движущие силы, условия и механизмы развития личности / В. А. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 52-53. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89677/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье автор анализирует основные движущие силы, механизмы и условия развития личности.

Ключевые слова: развитие личности, саморазвитие, самовоспитание.

Движущими силами развития любой личности являются те факторы, от которых зависит сам процесс развития в целом. Под ними подразумеваются побуждающие источники развития. Однако, перед тем как переходить к подробному рассмотрению вопроса развития личности, следует дать определение понятия личности. По мнению Болотовой А. К., личностью можно назвать человека, взятого в системе его устойчивых социальных характеристик, которые являются определяющими для нравственных поступков, имеющими большое значение для человека и его окружения, а также проявляющимися в общественных отношениях [2, С. 246]. Галигузова Л. Н. считает, что личность — это особое качество, приобретающееся человеком в обществе; в совокупности межличностных отношений [4, С. 198–215].

В первую очередь к структуре личности относятся: свойства характера, эмоции, воля, способности, темперамент, мотивация и социальные установки. Эти характеристики являются устойчивыми и отражают индивидуальность человека, определяя его поступки.

К основным постулатам теории личности, по мнению Ананьевой А. А., относятся следующие [1, С. 263]:

— В качестве социально обусловленных элементов к структуре личности относятся её естественные, природные черты и стороны. Биологические аспекты существуют в качестве социальных;

— Процесс становления и развития каждой личности неизбежно сопряжен с необходимостью преодоления различных сложностей и ограничений, что вызывает социальную деятельность и активность личности;

— Личность человека возможно понять только в системе устойчивых межличностных связей, которые обусловлены ценностями и вкладываемым смыслом каждого из участников. Развитие личности невозможно в условиях отсутствия социального окружения;

— Определение личности неразрывно связано с понятием персонализации. Эмоции, имеющие ценность для человека с точки зрения отождествления его индивидуальности, порождают потребность в персонализации.

Говоря о зарубежных теориях развития личности, следует отметить, что их можно разделить на три модели:

— Модель конфликта;

— Модель самореализации;

— Модель согласованности.

Модель конфликта подразумевает наличие двух противоположных друг другу движущих сил, одна из которых характерна для человека как для социальной единицы, а вторая как индивидуальности. В такой модели конфликта существует два подхода: психосоциальный и интрапсихический.

В модели самореализации в отличие от модели конфликта предполагается наличие у человека не двух конфликтующих, а одной направляющей силы развития личности.

Модель согласованности основывается на признании важности того эмоционального опыта и той информации, которую человек получает в ходе взаимодействия с окружающей средой. Считается, что личность в большей мере определяется взаимодействием с миром чем биологическими свойствами человека. Движущей силой развития личности в модели согласованности является желание человека контролировать события, которые с ним происходят.

В российских теориях развития личности не существует одной общепринятой концепции. Развитие личности многогранно и помимо биологических аспектов, может включать в себя профессиональное, творческое, духовное и т. д. развитие человека. Так, отдельным вопросом для рассмотрения может стать вопрос о саморазвитии.

Концептуальная модель саморазвития личности представляет единство его содержательных, функциональных и динамических сторон. Схематично общая модель такой концепции представлена на рисунке ниже:

Концепция саморазвития личности [4, С. 136]

Рис. 1. Концепция саморазвития личности [4, С. 136]

Говоря о личности, как о субъекте развития, следует отметить, что личность является субъектом развития, если оно направлено на рост, становление и изменение человека. В ходе процесса саморазвития личность как субъект развития выполняет активность, которая направлена на преобразование самого человека как объекта в границах его внутреннего мира.

Личность как объект развития воплощает черты объекта развития и обозначается как «Я-развиваемое». В этом смысле объект развития означает некую часть внутреннего мира личности, на которую личность, как субъект, направляет свою деятельность, и которая поддается этим воздействиям.

Для рассмотрения вопроса субъект-объектных отношений, следует остановиться на вопросе о функциях субъекта. Субъект выступает в качестве источника деятельности, которая направлена на объект, выступающий в роли приложения этой деятельности. Однако, функция субъекта не обусловлена исключительно той деятельностью, которую он осуществляет. В лекциях Макаровой И. В. выделяются следующие функции субъекта [5, С. 175–180]:

— Осуществление преобразующей деятельности;

— Осуществление неадаптивной деятельности;

— Разрешение противоречий;

— Самодетерминация;

— Самовоспитание;

— Обеспечение эффективности осуществления деятельности.

В настоящий момент в психологии до сих пор одной из серьезных теоретических проблем является вопрос о понятийном аппарате, который затрагивает понятия «саморазвитие» и «самовоспитание». Очень часто эти понятия отождествляются и используются как синонимы, также возможно определение одного понятия через другое.

В случае если под саморазвитием понимать произвольное самоизменение личности как осознанное культивирование определённых черт и качеств, то понятия «саморазвитие» и «самовоспитание» по своему значению равны. Однако, если обратить внимание на исходные понятия, а именно «развитие» и «воспитание», то отличие в их семантике очевидно. Следовательно, основное отличие заключается в смысле этих слов.

Самовоспитание является неотъемлемой частью воспитания, их связь многообразна и сложна. Механизм самовоспитания носит субъект-объектный характер развития личности и имеет психолого-педагогическую направленность. Освоение форм и методов самовоспитания способствуют интеллектуальному, культурному и социальному развитию человека.

Таким образом, самовоспитание в качестве основополагающего инструмента развития личности обладает целенаправленностью и осознанностью и отражает те представления результатов развития, которые личность стремится достичь, в то время как термин саморазвития является более общим.

Литература:

  1. Ананьева А. А. Разработка психологических проблем общения / А. А. Ананьева — М., 2016. — 321 с.
  2. Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. — М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. — 526 c.
  3. Бреслав Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав — М., 2018. — 213 с.
  4. Галигузова Л. Н. Ступени общения / Л. Н. Галигузова — М., 2017. — 215 с.
  5. Макарова И. В. Общая психология: Краткий курс лекций / И. В. Макарова. — М.: Юрайт, 2016. — 182 c
Основные термины (генерируются автоматически): развитие личности, личность, модель конфликта, модель согласованности, субъект развития, функция субъекта, модель самореализации, структура личности.


Похожие статьи

Психолого-педагогические подходы к определению сущности...

При этом самореализация личности рассматривается учеными (К. Гольдштейн, А. Маслоу

В отличие от Фрейда, у Эриксона «Я» предстает как самостоятельная личностная структура.

Условием самореализации личности, по мнению швейцарского психолога К. Юнга, является...

Разбор понятия «личность» на примере работ отечественных...

Рассмотрена информация о структуре личности, методах личности, подходах к изучению

Личность — это субъект, способный не только приспособляться к окружающей его

Личность как результат общественно-исторического развития является одним из объектов реального...

Модели личности и окружения К. Левина в контексте...

Библиографическое описание: Карасевич, А. О. Модели личности и окружения К. Левина в контексте

Если модель личности имеет своей точкой отсчета индивида, то есть ограничивается

В первом случае субъект находится в каком-либо месте пространства, а все...

Личность в системе человеческих взаимоотношений

В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в

Личность — это, прежде всего, живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и...

Функции формирования культуры самостоятельной работы...

Например, – современная компетентностная модель выпускника или до нее – личностно ориентированное обучение, воспитание и образование как парадигмы становления профессионала и всесторонней развитой личности и пр. Дескриптивная функция (другими...

К вопросу понимания субъектности и ее структуры в научных...

Теоретическая модель субъектности личности по М. А. Щукиной включает шесть атрибутов

Осознание себя в качестве субъекта и уникальной личности и признание того же в других людях

свойство личности, и как ее функция, и как специфическая форма саморегуляции и...

Опыт теоретического анализа проблемы самореализации...

Модели самореализации отечественных ученых также разнообразны. Так, например, в модели «актуалгенез самореализации личности на жизненном пути» акцент делается на смысле жизни — представлении о том, как жить. Смысл жизни формируется в социальной среде, поскольку в...

К проблеме личностного роста | Статья в журнале...

Внутренняя природа личности человека раскрывается через самоактуализацию – «активной воли к здоровью, импульс к росту – или актуализации человеческого

Духовные кризисы будут выступать интеграторами в личностной трансформации на пути развития и роста личности.

Условия самореализации личности в процессе любительского...

Организационный компонент самореализации личности предполагает самоорганизацию, саморегуляцию, самоуправление личности, являющиеся неотъемлемыми составляющими целостного процесса самореализации, посредством которых субъект осуществляет...

Похожие статьи

Психолого-педагогические подходы к определению сущности...

При этом самореализация личности рассматривается учеными (К. Гольдштейн, А. Маслоу

В отличие от Фрейда, у Эриксона «Я» предстает как самостоятельная личностная структура.

Условием самореализации личности, по мнению швейцарского психолога К. Юнга, является...

Разбор понятия «личность» на примере работ отечественных...

Рассмотрена информация о структуре личности, методах личности, подходах к изучению

Личность — это субъект, способный не только приспособляться к окружающей его

Личность как результат общественно-исторического развития является одним из объектов реального...

Модели личности и окружения К. Левина в контексте...

Библиографическое описание: Карасевич, А. О. Модели личности и окружения К. Левина в контексте

Если модель личности имеет своей точкой отсчета индивида, то есть ограничивается

В первом случае субъект находится в каком-либо месте пространства, а все...

Личность в системе человеческих взаимоотношений

В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в

Личность — это, прежде всего, живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и...

Функции формирования культуры самостоятельной работы...

Например, – современная компетентностная модель выпускника или до нее – личностно ориентированное обучение, воспитание и образование как парадигмы становления профессионала и всесторонней развитой личности и пр. Дескриптивная функция (другими...

К вопросу понимания субъектности и ее структуры в научных...

Теоретическая модель субъектности личности по М. А. Щукиной включает шесть атрибутов

Осознание себя в качестве субъекта и уникальной личности и признание того же в других людях

свойство личности, и как ее функция, и как специфическая форма саморегуляции и...

Опыт теоретического анализа проблемы самореализации...

Модели самореализации отечественных ученых также разнообразны. Так, например, в модели «актуалгенез самореализации личности на жизненном пути» акцент делается на смысле жизни — представлении о том, как жить. Смысл жизни формируется в социальной среде, поскольку в...

К проблеме личностного роста | Статья в журнале...

Внутренняя природа личности человека раскрывается через самоактуализацию – «активной воли к здоровью, импульс к росту – или актуализации человеческого

Духовные кризисы будут выступать интеграторами в личностной трансформации на пути развития и роста личности.

Условия самореализации личности в процессе любительского...

Организационный компонент самореализации личности предполагает самоорганизацию, саморегуляцию, самоуправление личности, являющиеся неотъемлемыми составляющими целостного процесса самореализации, посредством которых субъект осуществляет...

Задать вопрос