О преемственности конституционных ценностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 20.03.2022

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Темиркулов, Б. Т. О преемственности конституционных ценностей / Б. Т. Темиркулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 143-146. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89587/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье анализируются преемственность некоторых конституционных правовых ценностей советской России, которые получили закрепление в ходе конституционной реформы 2020 года; делается вывод о необходимости реального претворения на практике внесенных в ходе общероссийского голосования изменений, реализация новых положений должна служить действующим ценностным ориентиром для проведения внутренней и внешней политики.

Ключевые слова: Конституция, конституционные ценности, преемственность.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [2] внес значительные изменения не только в вопросы организации публичной власти, но и преобразовал сложившуюся систему правовых ценностей, закрепленных в ней.

В Преамбулах Конституции СССР 1977 года [3] и Конституции РСФСР 1978 года [4] было закреплено преемственность идей и принципов предыдущих конституций. Конституция России 1993 года [1] таких положений не содержит, но после конституционной реформы 2020 года де-факто следует признать, что некая преемственность в конституционном закреплении все же есть.

Новые положения, а именно части 1 статьи 67 1 Конституции Российской Федерации о том, что современная Россия является правопреемником Союза ССР, и части 2 этой же статьи о сохранении преемственности в развитии Русского государства, наиболее полно характеризуют всю суть закрепления большинства новых конституционных ценностей, которые, если присмотреться, не такие уж и новые.

В части 2 статьи 67 Конституции России установлено, что Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Эти же объекты защиты были целями создания Вооруженных сил СССР и установления всеобщей воинской обязанности в статье 31 Конституции СССР 1977 года. В Конституции РСФСР 1978 года в последней редакции 1992 года статья 29 содержит норму о том, что защита суверенитета и территориальной целостности Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.

Говоря о суверенитете и территориальной целостности, стоит затронуть также позиционирование России в международных отношениях. Российская Федерация согласно статье 79 1 Конституции России принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства. Это отдаленно напоминает содержание главы 4 про внешнюю политику Конституции СССР 1977 года, в статье 28 которой утверждалось, что СССР неуклонно проводит ленинскую политику мира, выступает за упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество, а статья 29 гласила: «Отношения СССР с другими государствами строятся на основе соблюдения принципов суверенного равенства; взаимного отказа от применения силы или угрозы силой; нерушимости границ; территориальной целостности государств; мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела; уважения прав человека и основных свобод; равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества между государствами; добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных СССР международных договоров».

Закрепление вышеуказанных ценностей безусловно имеет объективную необходимость ввиду достаточно сложной обстановки на мировой политической арене. Так, уже не раз звучали призывы североатлантических и западноевропейских стран вернуть контроль над Крымом Украине [5]. И конституционный статус данных норм безусловно укрепляет векторы внешней политики России, делая ее направленной на обеспечение суверенитета государства, его территориальной целостности и принципа невмешательства во внутренние дела.

В новой редакции Конституции Российской Федерации от 1993 года закрепили защиту института брака как союза мужчины и женщины, конечно общемировые реалии в советские времена были другие, но Конституция СССР 1977 года изначально исходила из того, что брак — союз мужчины и женщины, который основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях.

Защита института семьи достаточно важное направление для современной России, которое призвано решить в первую очередь демографические проблемы, связанные с убылью населения. По предварительным данным численность постоянного населения России на 1 января 2022 года составила 145,478 млн человек, снизившись за год почти на 693 тыс. человек (минус 0,5 %). Это следует из предварительной оценки численности постоянного населения, размещенной Росстатом 28 января. Прежний максимум был в 2002 году — минус 686 тыс. человек [6]. Непроведение такой политики лишь усугубило бы данные показатели.

Часть 4 статьи 67 1 Конституции России 1993 года содержит обязательства государства по созданию условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Аналогичное по смыслу положение содержится в Конституции СССР 1977 года, в которой единая система народного образования служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности.

К координации вопросам здравоохранения в новой редакции Конституции Российской Федерации от 1993 года добавились обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. В Конституции СССР 1977 года это вытекало из содержания права граждан СССР на отдых и права на здоровье, которые обеспечивались расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени; бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан.

Статья 68 Конституции России 1993 года пополнилась новой частью 4, которая закрепляет, что культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством. По Конституции СССР 1977 года государство заботилось об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня.

К слову, о культуре, была изменена формулировка нормы о государственном языке, который теперь определяется как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации, что вызвало довольно неоднозначную оценку со стороны представителей некоторых народов [7]. Но говоря о советских конституциях, стоит вспомнить Преамбулу к первоначальной редакции Конституции РСФСР 1978 года, в которой образование РСФСР обеспечило русскому народу, всем нациям и народностям Российской Федерации благоприятные условия для всестороннего экономического, социального и культурного развития, с учетом их национальных особенностей в братской семье советских народов. Да и в государственном гимне СССР, если вспомнить, пелось про великую Русь.

Все вышеупомянутые конституционные ценности в социально-культурной сфере в том или ином виде были регламентированы в федеральном законодательстве, но придание им статуса конституционных норм влечет их использование при оценке всего остального законодательства на предмет конституционности, что безусловно усилит обеспечение условий, направленных на достойную жизнь и развитие человека и общества в целом.

Анализируя, все вышесказанное, можно смело констатировать о преемственности некоторых положений конституций СССР и РСФСР, пусть и в несколько урезанном или видоизменном состоянии. И это обстоятельство наталкивает на вопрос о включении других советских правовых ценностей, которые не противоречат основам конституционного строя современной России, например признание земель не только основой жизни и деятельности народа, но и его достоянием.

Но вместе с тем, вызывает обеспокоенность тот факт, что данные ценности переняты с семантических конституций СССР, которые, мягко говоря, не соответствовали действительности. Поэтому возникает необходимость реального претворения на практике внесенных в ходе общероссийского голосования изменений, реализация новых положений должна служить действующим ценностным ориентиром для проведения внутренней и внешней политики.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595 (Дата обращения: 28.02.2022).
  2. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти [Электронный ресурс]: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003140001 (Дата обращения: 28.02.2022).
  3. Конституция СССР [Текст]: принята ВС СССР 07 октября 1977 г. (ред. от 14 марта 1990 г.) (утратила силу) // Ведомости ВС СССР. -1977. — № 41. Ст. 617.
  4. Конституция РCФСР [Текст]: принята ВС РСФСР 12 апреля 1978 г. (утратила силу) // Ведомости ВС РСФСР. — 1978. — № 15. -Ст. 407.
  5. Joint Declaration of the International Crimea Platform Participants. Доступ из сайта Crimea Platfrom // URL: https://crimea-platform.org/en/samit/deklaraciya (Дата обращения: 28.02.2022).
  6. Предварительная оценка численности постоянного населения на 1 января 2022 года и в среднем за 2021 год. Доступ из сайта Росстата // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (Дата обращения: 28.02.2022).
  7. Татарстанские общественники считают дискриминационной поправку о русском языке. Доступ из сайта «Коммерсантъ» // https://www.kommersant.ru/doc/4283282 (Дата обращения: 28.02.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Конституция России, Конституция СССР, современная Россия, территориальная целостность, ценность, внешняя политика, действующий ценностный ориентир, конституционная реформа, публичная власть.


Похожие статьи

Форма правления в современной России в контексте поправок...

Согласно 1 статьи Конституции, в России закреплена республиканская форма правления без уточнения ее конкретного типа. Данный факт приводит к существованию различных трактовок типологии республики в научной литературе, основываясь на анализе статей Конституции...

Конституция РФ, государственная власть, Российская...

Конституция РФ, Федеральный Центр, Россия, случай противоречия, государственная власть, исполнительная власть, Российская Федерация, Европейский Союз, государственное устройство, международная конференция. Российский федерализм на современном этапе...

Современные проблемы Конституции Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституция РФ, прямое действие Конституции РФ, реализация принципа, Конституционный Суд РФ, права и свободы человека, пленум Верховного Суда РФ, проблемы конституционного права, органы государственной власти, органы местного самоуправления...

Сущность, содержание и форма Конституции РФ: вариант...

 Процесс разработки Конституции России 1993 года, принятие и вступление её в силу

В числе принципов Конституции РФ 1993 года следует выделить мировоззренческие идеи

Например, действующая Конституция РФ закрепляет такие принципы уголовного права, как...

Экстремизм как угроза государственной целостности Российской...

Конституция Российской Федерации является системообразующим нормативным правовым актом для

Таким образом, экстремизм сегодня для России это одна из основных угроз как для

Российская Федерация, экстремизм, территориальная целостность, национальная...

Правовое обеспечение национальной безопасности Российской...

Так, в Конституции РФ указаны полномочия президента РФ, Федерального Собрания и других федеральных

Так Конституция РФ закрепляет демократических режим, политический плюрализм

Современное положение России, обусловленное характером ее нынешнего...

Приоритеты конституционно-правовой политики | Молодой ученый

Аничкин Е. С. Конституционно-правовая политика Российской Федерации: природа

Витрук Н. В. Содержание конституционно-правовой политики в современной России

Конституционно-правовая политика — это основанная и исходящая из конституции...

Принцип разделения властей как основа организации...

В российских условиях принцип разделения власти нашел свое отражение в статье 10 Конституции РФ, которая гласит, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

История становления федеративного устройства в России

Россия, Конституция РФ, республика, РСФСР, автономная область, государственная власть, государственное устройство, конституционная федерация, Российская Федерация, Советский Союз.

Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты...

Проблемы социальной политики в конституциях и уставах субъектов Российской

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект

Россия – федеративное государство. Федеративная форма территориального устройства...

Похожие статьи

Форма правления в современной России в контексте поправок...

Согласно 1 статьи Конституции, в России закреплена республиканская форма правления без уточнения ее конкретного типа. Данный факт приводит к существованию различных трактовок типологии республики в научной литературе, основываясь на анализе статей Конституции...

Конституция РФ, государственная власть, Российская...

Конституция РФ, Федеральный Центр, Россия, случай противоречия, государственная власть, исполнительная власть, Российская Федерация, Европейский Союз, государственное устройство, международная конференция. Российский федерализм на современном этапе...

Современные проблемы Конституции Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституция РФ, прямое действие Конституции РФ, реализация принципа, Конституционный Суд РФ, права и свободы человека, пленум Верховного Суда РФ, проблемы конституционного права, органы государственной власти, органы местного самоуправления...

Сущность, содержание и форма Конституции РФ: вариант...

 Процесс разработки Конституции России 1993 года, принятие и вступление её в силу

В числе принципов Конституции РФ 1993 года следует выделить мировоззренческие идеи

Например, действующая Конституция РФ закрепляет такие принципы уголовного права, как...

Экстремизм как угроза государственной целостности Российской...

Конституция Российской Федерации является системообразующим нормативным правовым актом для

Таким образом, экстремизм сегодня для России это одна из основных угроз как для

Российская Федерация, экстремизм, территориальная целостность, национальная...

Правовое обеспечение национальной безопасности Российской...

Так, в Конституции РФ указаны полномочия президента РФ, Федерального Собрания и других федеральных

Так Конституция РФ закрепляет демократических режим, политический плюрализм

Современное положение России, обусловленное характером ее нынешнего...

Приоритеты конституционно-правовой политики | Молодой ученый

Аничкин Е. С. Конституционно-правовая политика Российской Федерации: природа

Витрук Н. В. Содержание конституционно-правовой политики в современной России

Конституционно-правовая политика — это основанная и исходящая из конституции...

Принцип разделения властей как основа организации...

В российских условиях принцип разделения власти нашел свое отражение в статье 10 Конституции РФ, которая гласит, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

История становления федеративного устройства в России

Россия, Конституция РФ, республика, РСФСР, автономная область, государственная власть, государственное устройство, конституционная федерация, Российская Федерация, Советский Союз.

Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты...

Проблемы социальной политики в конституциях и уставах субъектов Российской

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект

Россия – федеративное государство. Федеративная форма территориального устройства...

Задать вопрос