Воспитание патриота и гражданина России XXI века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 18.03.2022

Статья просмотрена: 1061 раз

Библиографическое описание:

Баранова, С. Д. Воспитание патриота и гражданина России XXI века / С. Д. Баранова, М. М. Фокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89568/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматривается вопрос формирования патриотизма у современной молодежи, его особенности, влияние на формирование подрастающего поколения, а также формы и приемы, которые реализуются на базе школ г. Екатеринбурга.

Ключевые слова: патриот, гражданин, подрастающее поколение.

На сегодняшний день, патриотизм особо востребован современным обществом, поскольку выступает в качестве средства объединения и сплочения граждан и народа страны. Патриотизм выступает в качестве социального чувства, в котором содержится любовь, преданность Родине, гордость за прошлое, желание защищать интересы своей страны. В современном обществе вопрос о формировании патриотического или национального самосознания у молодых людей стоит достаточно остро, поскольку в современных реалиях необходимо, чтобы каждый гражданин нашей страны обладал чувством патриотизма, имел национальные ценности для того, чтобы быть достойным представителем своей страны.

В настоящий момент на федеральном уровне в ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», отмечено, что воспитание подрастающего поколения должно быть направлено на формирование национального самосознания, патриотизма, гражданского долга и т. д. Таким образом, мы можем говорить о том, что формирование патриотических качеств и патриотизма в целом — это важнейшая воспитательная и образовательная задача образовательной организации. Особенно она актуальна в различных переломных моментах.

Воспитание патриота не возникает просто так, это происходит не спонтанно, а целенаправленно создается. Причем создается под влиянием, как объективных факторов, так и субъективных и выступает продуктом социального развития человека. В настоящее время выделяют группы факторов, влияющих на формирование и развитие патриотизма:

  1. Объективные — в эту группу относится комплекс общественно-исторических фактов, особенностей, процессов, которые определяют образ жизни народа;
  2. Практическо-духовные — этнические стереотипы, которые свойственны народам, их традиции, обычаи, правила, обряды, типичное поведение и историческая память;
  3. Идеальные — такие факторы, которые формируют национальную идею.

Особо важно отметить, что в воспитании патриота особую роль играет образовательное учреждение и педагог, так как он помогает учащимся осознавать свою принадлежность к определенной нации, к определенной культуре, помогает усваивать ее ценности. В своей деятельности педагог может использовать различные учебные курсы, а также социокультурную среду, которая окружает учащихся, а также в настоящее время существуют целые программы, направленные на воспитание патриота [1, с.84].

Понятие «патриот» имеет неразрывную связь с понятием «патриотизм». Всем известно, что в истории нашей страны идея патриотизма занимала, занимает и будет занимать большое значение и ключевое место. Проблема гражданско-патриотического воспитания занимает важную роль в обеспечении и национальной безопасности страны, и безопасности каждого человека в отдельности. Именно поэтому наиболее важный вопрос воспитания связан с формированием потребности любви к своей родине, к стране, знания о истории страны. Так как именно патриотизм — это неотъемлемая часть национальной идеи, компонента культуры и науки.

На наш взгляд, для решения задач в области воспитания патриотизма необходимо в первую очередь повышать роль образовательных организаций в области воспитания молодого поколения как ответственных граждан страны на основе традиционных российских ценностей. Поскольку патриотизм не заложен в генах человека, он является социальным качеством то, мы говорим о том, что патриотизм имеет гуманистическую сущность. И включает в себя:

– Сохранение родного языка;

– Заботу и долг перед Родиной;

– Уважение к культурному и историческому наследию страны;

– Милосердие и гуманизм.

Основной целью патриотического воспитания выступает привитие подрастающему поколению любви к своей родине, гордости за нее, формировании желания и готовности защищать страну в случае необходимости и стремлении к тому, чтобы наша страна процветала. В самом детстве патриотизм прививают детям в семье, затем в детском саду, чуть позже в школе и других образовательных организациях. Затем в более позднем времени он проявляется как активная гражданская позиция человека, которая выражается в определенных действиях на благо страны. И так, мы пришли к мысли о том, что в настоящее время в XXI веке одна из важнейших задач — это воспитание гражданина и патриота. На наш взгляд такое действие должно осуществляться через созидательный труд на благо Родины, привития любви к истории, культуре, традициям страны.

Безусловно, проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны. В соответствии с этим целесообразно говорить о том, что в настоящее время необходимо увеличивать значение связи человека с тем местом, где он родился, где он учится или учился. Необходимо также заниматься открытием новых выставок и музеев, организацией, расширением различных видов краеведческой деятельности, поисковые работы, туристско-краеведческие программы, героико-патриотические акции — всё это формы патриотического воспитания [2, c.39]. Смысл таких мероприятий заключается в том, чтобы не оставить молодых людей равнодушными к историческим событиям нашей страны, к будущему Родины, к защите Отечества.

Хочется остановиться более подробно на таком средстве патриотического воспитания как музеи. С одной стороны, такое средство уже давно известно, с другой варианты музеем многообразны. Это могут быть музеи в образовательных организациях, музеи боевой славы. При этом целесообразно сделать так, чтобы учащиеся в образовательных организациях самостоятельно собирались документы, различные материалы и вещественных экспонатов, такие действия несут определенное воспитательное воздействие [4].

Подобные музеи есть в школах города Екатеринбурга: МБОУ СОШ № 72 имени Н. И. Кузнецова, МАОУ СОШ № 114, МАОУ СОШ № 85 «Река времени» и многие другие.

Например, в декабре 1953 года школе № 72 было присвоено имя Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова. Школьные энтузиасты создали музей, который существует до сих пор. Экспонаты для него накапливались постепенно. Родственники и боевые соратники Героя подарили школе документы, фотографии, книги, бинокль, кобуру и другие реликвии. У истоков открытия музея стояли: преподаватель литературы Куликова З. Е., брат Героя Кузнецов В. И., библиотекарь школы Белоглазова С. Н., директор школы Резник М. А. и другие. Сегодня в школьном музее насчитывается более 1 500 экспонатов.

А на базе школы № 114 находится историко-краеведческий музей, который берет свою историю с 23 февраля 1968 года. Внутришкольные мероприятия включают в себя такую деятельность, как циклы бесед «Награды Родины», музейные уроки «Незабываемая война», создание сборников материалов по патриотическому воспитанию.

В 2015 году, школе № 85 присвоен статус городского опорного центра «Развития исторических, духовно-нравственных и гражданских традиций в воспитании обучающихся, а также городской сетевой инновационной площадки «Социальное проектирование в соответствии с ФГОС».

В условиях обучения в образовательных организациях, для формирования патриотического самосознания у обучающихся может активно использоваться информационно-воспитательная среда. К основным формам информационно-воспитательной работы относится:

– Устное информирование;

– Прослушивание или просмотр информационных фрагментов телепередач, видео или аудиоматериалов;

– Индивидуально-воспитательная работа.

Основными средствами информационно-воспитательной работы в формировании патриотического самосознания выступают:

– Информационные стенды;

– Традиционные средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение);

– Электронные средства массовой информации (компьютерные сети, специализированные тематические порталы);

– Информационные комнаты;

– Библиотеки;

– Технические средства воспитания;

– Наглядные средства информации.

В XXI веке патриотизм стал выступать как ресурс для развития личности, общества и государства. Благодаря патриотизму все граждане страны могут объединиться для достижения одной общей цели.

Занимаясь воспитанием гражданина России и патриота, нельзя забывать и о других видах патриотического воспитания по таким направлениям, как:

– Пропаганда здорового образа жизни, спорта;

– Профилактика преступности, наркомании, алкоголизма, курения;

– Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание чувства гордости за свою страну;

– Противодействие экстремизму в молодежной среде;

– Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо своей Родины.

Так, благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое поколение сможет иначе взглянуть на историю страны, сможет почувствовать свою личную причастность к этому, к культуре и смогут понять, какое место они занимают в развитии России.

Таким образом, для воспитания современных патриотов, необходимо чтобы на всех этапах образовательного процесса: детский сад, школа, колледж или вуз, а также в семье, в том числе было сотрудничество. Только помогая друг другу, дополняя деятельность можно достичь желаемой цели — воспитание истинного патриота.

А для того, чтобы данная среда действовала соответствующим образом, необходимо применение комплекса эффективных педагогических условий, а также необходим высокий уровень профессионального мастерства преподавательского состава и научно-методическое обеспечение процесса воспитания патриотического самосознания.

Литература:

  1. Белоусов Н. А. «Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования» / Н. А. Белоусов, Т. Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. — М., 2004. — С. 38–41.
  2. Патрушева Е. А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков историко-краеведческой деятельности школы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Е. А. Патрушева Челябинск, 2009. — 24 с.
  3. Шульженко М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи / М. Э. Шульженко. // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 240–243.
  4. Шлыков А. В. Патриотизм и патриотическое воспитание в вузе // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 386–388.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, подрастающее поколение, воспитание патриота, молодое поколение, патриотизм, патриотическое самосознание, Формирование, детский сад, информационно-воспитательная работа, массовая информация.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание современной молодежи

Ключевые слова: патриот, патриотическое воспитание, молодежь. Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола...

Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая...

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста в

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения

Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения...

Патриотами не рождаются… | Статья в сборнике международной...

Поэтому формирование патриотического самосознания подрастающего поколения сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы реабилитационного центра для несовершеннолетних. Патриотическое воспитание это не громкие слова и не формальность...

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка...

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание определяется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и учебных организаций, граждан высокого патриотического сознания...

Проблемы формирования патриотизма у молодежи в условиях...

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач, стоящей перед государством, ведь детство и юность — самая благодатная пора для формирования в личности чувства ответственности за судьбу страны, в которой живешь и...

Патриотическое воспитание как основа формирования личности

Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания...

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Патриотическое воспитание — это и воспитание любви к родным местам, и формирование ощущения своей неразрывной связи с окружающим с детства миром, наряду с желанием сохранять и приумножать культуру и неповторимое богатство своей родной страны.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Лесунова, В. В. Патриотическое воспитание дошкольников как основа формирования нравственно здоровой личности / В. В. Лесунова.

Патриотизм — благородное, социальное чувство, содержащее в себе любовь и привязанность к своей малой и большой Родине, стране...

Формирование патриотизма у детей разных возрастных групп

Патриотическое воспитание в детском саду: Методическое пособие.

Цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста — формирование у них потребности совершать

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст...

Похожие статьи

Патриотическое воспитание современной молодежи

Ключевые слова: патриот, патриотическое воспитание, молодежь. Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола...

Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая...

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста в

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения

Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения...

Патриотами не рождаются… | Статья в сборнике международной...

Поэтому формирование патриотического самосознания подрастающего поколения сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы реабилитационного центра для несовершеннолетних. Патриотическое воспитание это не громкие слова и не формальность...

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка...

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание определяется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и учебных организаций, граждан высокого патриотического сознания...

Проблемы формирования патриотизма у молодежи в условиях...

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач, стоящей перед государством, ведь детство и юность — самая благодатная пора для формирования в личности чувства ответственности за судьбу страны, в которой живешь и...

Патриотическое воспитание как основа формирования личности

Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания...

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Патриотическое воспитание — это и воспитание любви к родным местам, и формирование ощущения своей неразрывной связи с окружающим с детства миром, наряду с желанием сохранять и приумножать культуру и неповторимое богатство своей родной страны.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Лесунова, В. В. Патриотическое воспитание дошкольников как основа формирования нравственно здоровой личности / В. В. Лесунова.

Патриотизм — благородное, социальное чувство, содержащее в себе любовь и привязанность к своей малой и большой Родине, стране...

Формирование патриотизма у детей разных возрастных групп

Патриотическое воспитание в детском саду: Методическое пособие.

Цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста — формирование у них потребности совершать

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст...

Задать вопрос