Профилактика информационной зависимости от средств массовой коммуникации у детей старшего подросткового возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (405) март 2022 г.

Дата публикации: 14.03.2022

Статья просмотрена: 177 раз

Библиографическое описание:

Пушкарная, В. В. Профилактика информационной зависимости от средств массовой коммуникации у детей старшего подросткового возраста / В. В. Пушкарная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (405). — С. 87-88. — URL: https://moluch.ru/archive/405/89370/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье рассматривается влияние информационной зависимости на детей старшего подросткового возраста, факторы риска формирования информационной зависимости, а также направления профилактики информационной зависимости от средств массовой коммуникации.

Ключевые слова: информационная зависимость, средства массовой коммуникации, профилактика информационной зависимости.

Проблема информационной зависимости среди детей старшего подросткового возраста с каждым годом становится актуальнее, так как к устоявшимся источникам информации присоединяются современные технические средства. Электронные средства массовой информации — особенно привлекательны для подростков своей доступностью и возможностью получать, интерпретировать и передавать информацию самостоятельно, без участия в этих процессах взрослых.

С одной стороны, доступность информации в электронных средствах массовой информации может повлиять на развитие самостоятельности подростка, это расширяет его возможности по приобретению необходимых знаний и навыков.

С другой стороны, неустойчивое психическое развитие подростка, недостаточно сформированное умение критически мыслить, а также отсутствие необходимого жизненного опыта, может привести к тому, что подросток легко может стать объектом манипуляции. Он легче, чем другие возрастные категории, приобретает зависимость от новой информации и предпочитает больше находиться в виртуальном мире, не понимая, что данные действия вредят физическому и психическому здоровью.

Проблема информационной зависимости заключается еще и в том, что через некоторое время информация перестает усваиваться людьми, в особенности, подростками. При получении информации требуется время, чтобы обдумать ее, проанализировать и сделать конкретные выводы. Но, привыкнув постоянно воспринимать готовую информацию как истину в последней инстанции, человек постепенно утрачивает навыки ее анализа, в результате чего информация становится инструментом манипулирования и насилия над его сознанием.

Опираясь на научные данные Д. И. Фельдштейна, исследования, проведенные два-три десятилетия назад, доказали, что раньше ребенок проходил своё развитие в специфических условиях общества, а сейчас на его развитие существенное влияние оказывает информация, которая преподносится социуму средствами массовой информации и Интернетом. Именно поэтому информация, которую ребенок получает от учителей и родителей, становится для него менее значимой и, соответственно, менее усваиваемой [3].

На сегодняшний день существует много различных способов передачи информации. С помощью современных средств массовой коммуникации можно передавать большой объем информации наиболее доступным способом и на неограниченную по численности аудиторию, оказывая при этом определенное информационное воздействие на нее. Т. И. Ежевская говорит, что информационное воздействие носит психологический характер, оказывает определенное влияние на психику человека, при котором изменяются психологические свойства, состояния и поведение индивида [2].

В словаре, составленном президентом Ассоциации медиапедагогики России А. В. Федоровым, понятие «средства массовой коммуникации» определяется как технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (коммуникантом) и объектом (коммуникатором) [6].

К основным средствам массовой коммуникации, которые активно применяют в своей жизнедеятельности большинство населения планеты, относят: средства массовой информации — газета, радио, телевидение, а также книги, телефоны, компьютеры, Интернет и социум.

Наиболее распространенным и популярным источником информации среди подростков является Интернет. Исследования влияния на психическое здоровье детей и подростков интернет — зависимости начались уже в 1996 году. Но на сегодняшний день нет целостного научного понимания содержания этого термина, критериев оценки этого явления и методов его диагностики. Термин «интернет-зависимость» был введен американским психологом, доктором Айвеном Голдбергом для описания длительного, возможно патологического, пребывания человека в Интернете [5].

В психолого-педагогической литературе представлены три группы факторов риска формирования информационной зависимости [4]:

Когнитивная группа факторов. У детей старшего подросткового возраста представления о негативном влиянии информационной зависимости на процессы физического, социального и психического развития еще не сформированы на достаточном уровне. Это незнание приводит к формированию отклонений в поведении, приводящих к зависимости.

Социально-психологическая группа факторов. Отличительной особенностью является сниженная социально-психологическая адаптация, непринятие окружающих, повышенный социальный надзор за своей жизнью. Эти особенности человека приводят к уходу от решения важных жизненных задач, возникает чрезмерное обращение к СМИ как к компенсирующему фактору, в результате чего, развивается информационная зависимость.

Личностные факторы. К формированию и развитию информационной зависимости приводят такие личностные факторы, как: нарушенный самоконтроль, ригидность, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, импульсивность, инфантилизм, неадекватная самооценка, а также слабо развитые коммуникативные навыки.

Повышенное внимание следует посвятить профилактике информационной зависимости, так как с каждым годом увеличивается количество зависимых индивидов от информации, в том числе и подростков. Выражается патологическая склонность проводить время за просмотром телевизора, в Интернете и других источниках информации, а также растет число людей, нуждающихся в диагностике, профилактике и психокоррекции от данной зависимости.

Профилактика информационной зависимости — это комплекс психолого-педагогических мероприятий, позволяющих обеспечивать устойчивость к агрессивному воздействию информационной среды и предотвращать формирование и развитие зависимости от информации среди индивидов разного возраста.

На основе подходов к профилактике зависимого поведения, были выявлены такие направления информационной зависимости, как [1]:

– информационное — подразумевает формирование и развитие знаний по проблеме зависимости от информации;

– социально-психологическое — данное направление включает в себя формирование и развитие социальной компетентности;

– личностное развитие эмоциональной сферы;

– тренинговое — характеризуется формированием ценностно — смысловых ориентиров личности.

Информационная зависимость как социально-психологический феномен возникает у человека, в процессе использования различных средств массовой коммуникации, непрерывного поиска необходимой ему информации, содержание и вид которой формирует определенную форму зависимости. Профилактическая работа по предотвращению данного вида зависимости — длительный и трудоемкий психолого-педагогический процесс. Но именно он, не являясь средством шоковой психологической терапии, способен постепенным, эволюционным путём наиболее эффективно и надёжно предотвращать вредное воздействие информации на психофизическое развитие личности человека.

Литература:

1. Бессонова Т. В. «Профилактика интернет — зависимости старших подростков». 2010. С.119–122.

2. Ежевская Т. И. Личностные ресурсы в обеспечении информационно-психологической безопасности человека // Гуманитарный вектор. 2011. № 1. С. 104–107

3. Николаева И. А., Гаврилушкин С. А., Гурылева Л. В. Особенности восприятия информации подростками, обучающимися в сфере дополнительного образования // Человеческий капитал. 2020. № 5. С. 217–219.

  1. Панькин П. В., Иванов А. М. Теоретико-понятийная основа информационной зависимости подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.6. № 4. С. 147–150.

5. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. «Психология». 8-е изд., стер. Москва: Академия. 2008. 500 с.

6. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та. 2010. 64 с.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная зависимость, массовая коммуникация, информация, массовая информация, средство, старший подростковый возраст, Интернет, информационное воздействие, подросток, риск формирования.


Похожие статьи

Дети и подростки как группа риска формирования...

Статья посвящена негативным последствиям влияния средств массовой информации на психоэмоциональную сферу детей и подростков и необходимости

При этом именно дети и подростки являются основной группой риска при формировании данного вида аддикции.

Влияние средств массовой информации на формирование...

Средства массовой информации (средства массовой информации) — это система передачи визуальной, устной и звуковой информации по принципу вещательного канала, которая охватывает массовую аудиторию и имеет периодическую форму распространения.

Полярность психологического воздействия средств массовой...

Средства массовой информации (СМИ) — это совокупность органов публичной передачи информации массовой аудитории с

С повсеместным распространением интернет-сети у СМИ появилось новое действующее средство воздействия на подсознание аудитории.

Проблема интернет-зависимости среди подростков

Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем у подростков: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности...

Психологическая характеристика детей подросткового возраста...

Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем у подростков: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности...

Влияние СМИ на личность подростка | Статья в журнале...

Благодаря возможностям средств массовой информации, личность может познакомиться с

Рассмотрим влияние каждого вида СМИ на личность подростка. ХX столетие считают веком

Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков...

Социально-психологические факторы формирования...

Кузнецова, Л. Э. Социально-психологические факторы формирования интернет-зависимости у подростков / Л. Э. Кузнецова, Е. С. Романова.

 Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов формирования интернет-зависимости у подростков.

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

 Компьютерная зависимость удетей подросткового возраста. Калинина Татьяна Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент

Интернет-зависимость в подростковом возрасте довольно распространенная проблема на сегодняшний день.

Негативное информационное воздействие и психологические...

Ключевые слова:аддиктивное поведение, информационная зависимость, психологическое воздействие, средства массовой коммуникации.

Еще совсем недавно много писали об огромном разрушающем воздействии телевидения на детей и подростков.

Похожие статьи

Дети и подростки как группа риска формирования...

Статья посвящена негативным последствиям влияния средств массовой информации на психоэмоциональную сферу детей и подростков и необходимости

При этом именно дети и подростки являются основной группой риска при формировании данного вида аддикции.

Влияние средств массовой информации на формирование...

Средства массовой информации (средства массовой информации) — это система передачи визуальной, устной и звуковой информации по принципу вещательного канала, которая охватывает массовую аудиторию и имеет периодическую форму распространения.

Полярность психологического воздействия средств массовой...

Средства массовой информации (СМИ) — это совокупность органов публичной передачи информации массовой аудитории с

С повсеместным распространением интернет-сети у СМИ появилось новое действующее средство воздействия на подсознание аудитории.

Проблема интернет-зависимости среди подростков

Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем у подростков: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности...

Психологическая характеристика детей подросткового возраста...

Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем у подростков: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности...

Влияние СМИ на личность подростка | Статья в журнале...

Благодаря возможностям средств массовой информации, личность может познакомиться с

Рассмотрим влияние каждого вида СМИ на личность подростка. ХX столетие считают веком

Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков...

Социально-психологические факторы формирования...

Кузнецова, Л. Э. Социально-психологические факторы формирования интернет-зависимости у подростков / Л. Э. Кузнецова, Е. С. Романова.

 Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов формирования интернет-зависимости у подростков.

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

 Компьютерная зависимость удетей подросткового возраста. Калинина Татьяна Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент

Интернет-зависимость в подростковом возрасте довольно распространенная проблема на сегодняшний день.

Негативное информационное воздействие и психологические...

Ключевые слова:аддиктивное поведение, информационная зависимость, психологическое воздействие, средства массовой коммуникации.

Еще совсем недавно много писали об огромном разрушающем воздействии телевидения на детей и подростков.

Задать вопрос