Проектное управление в системе образования на примере реализации проекта «Университетские субботы» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (405) март 2022 г.

Дата публикации: 11.03.2022

Статья просмотрена: 788 раз

Библиографическое описание:

Антонова, А. Г. Проектное управление в системе образования на примере реализации проекта «Университетские субботы» / А. Г. Антонова, И. Е. Шевлягина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (405). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/archive/405/89360/ (дата обращения: 05.12.2024).



Статья посвящена анализу опыта организации и управления при реализации образовательно-просветительского проекта «Университетские субботы в МПГУ» Московским педагогическим государственным университетом, приведены проектные технологии, успешно зарекомендовавшие себя на практике.

Ключевые слова: проектное управление, образовательные проекты, управление в образовании, менеджмент в образовании, просветительские проекты, проектный менеджмент.

The article is devoted to the analysis of the experience of organization and management in the implementation of the educational project «University Saturdays at Moscow State Pedagogical University» by the Moscow Pedagogical State University, project technologies that have successfully proven themselves in practice are given.

Keywords: project management, educational projects, management in education, management in education, educational projects, project management.

Залогом успешного развития национальной экономики является высокий уровень интеллектуального и образовательного потенциала населения как основного фактора формирования высококвалифицированного, конкурентоспособного кадрового резерва страны. Причем, определяющую роль в данном процессе играют не только содержательные и компетентностные компоненты всех уровней образования, но и способность образовательных экосистем выявлять одаренных и талантливых детей и стимулировать их к творческой активности. Согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся является одним из стратегических национальных приоритетов в сфере развития российской системы образования. [1] Такая постановка вопроса ставит новые вызовы не только перед общеобразовательными организациями, но и перед учреждениями высшего образования.

Для достижения целей по созданию условий для выявления, развития, а также поддержки талантливых детей, обеспечения их всестороннего развития, наряду с традиционными для вузов формами образовательной, воспитательной, научной и др. деятельности, могут быть использованы образовательно-просветительские проекты. Одним из таких проектов является проект «Университетские субботы», реализуемый при поддержке Департамента науки и образования города Москвы. Московский педагогический государственный университет участвует в проекте «Университетские субботы» Департамента образования и науки города Москвы с 2014 года. За этот период проведено 512 мероприятия с общим охватом более 30 тыс. человек — учащихся, их родителей, студентов колледжей и вузов, преподавателей. неформальности мероприятий классических операционно-функциональных технологий административного управления порой бывает недостаточно. В этой связи авторы статьи видят необходимым проанализировать опыт применения проектных методов при реализации проекта «Университетские субботы в МПГУ».

В основе методологии проектного управления лежит представление о процессе проектирования как о технологии развития общественных систем. Международный Стандарт по Управлению Проектами ISO 21502:2020 определяет проект как уникальный набор процессов, включающий координированные и контролируемые операции с датой начала и завершения, предпринимаемые для достижения цели [2]. Проект всегда нацелен на получение определенных результатов, на достижение целей. Важной чертой управления проектом является точное определение и формулирование целей, начиная с высшего уровня, а затем постепенно опускаясь до наиболее детализированных целей и задач [3]. Формулирование цели является необходимым этапом проектной реализации. На стадии инициации целью проекта «Университетские субботы в МПГУ» была определено создание условий для профориентации обучающихся московских школ и удовлетворение их потребности в личностном развитии, социальном и профессиональном самоопределении, получении новых знаний и т. д. Таким образом, весь комплекс процессов, происходящих на протяжении жизненного цикла проекта выстраивался вокруг ряда мероприятий в форме интерактивных лекций, матер-классов, панельных дискуссий, экскурсий, квестов, практикумов, деловых игр и др., способных обеспечить достижение поставленной цели. М. П. Горчакова-Сибирская использует обозначает такой подход организации проектирования как «организация ресурсов под цель» [4]. Однако, стоит отметить, что образовательные проекты имеют определенную специфику, которую следует учитывать при планировании проектной деятельности. Н. А. Гончарова и М. Л. Логинов определяют следующие характерные особенности образовательных проектов: большое количество участников, задействованных в проекте, интернальность, необходимость поддержки государственных органов и/или непосредственного учредителя [5]. В то же время, наряду с названными ранее особенностям, авторы считают необходимым отметить некоторые барьеры, препятствующие внедрению проектных технологий в управленческую систему вуза. А. В. Лисицинская отмечает, что процесс внедрения инновационных проектов в практику образовательных организаций осложнен недостаточностью практической апробации проектных технологий [6]. Авторы статьи поддерживают такую точку зрения, отмечая, что сложноорганизованные системы, выполняющие в первую очередь социальный заказ общества, нуждаются в четких, апробированных на практике методах управления. Однако, недостаток практической апробации является не единственным барьером, затрудняющим внедрение проектных технологий. Так, существуют организационные факторы, вызванные консервативностью корпоративной культуры университетов, воспринимающей элементы проектных инноваций с некоторым опасением. Концептуальность проектной культуры в процессе развития образовательных систем отмечают Т. А. Поцукова и Е. А. Рекичинская [7]. По мнению авторов данной статьи, необходимость перевода на матричные технологии неизбежно встречает сопротивление развитой и отлаженной функциональной структуры, нацеленной на поддержание стабильности текущей операционно-ориентированной культуры. Подобное противоречие может быть решено посредством формирования «проектного офиса». Лисицинская А. В. определяет проектный офис как комплексную инфраструктуру, обеспечивающая эффективную реализацию портфеля проектов в рамках системы информационных технологий и стандартов организации проектной деятельности. [8] В рамках проекта «Университетские субботы в МПГУ» функции проектного офиса осуществляет рабочая группа во главе с руководителем мероприятия. В процессе реализации проекта «Университетские субботы в МПГУ» проектный офис выполняет следующие функции:

– разработка и внедрение общей концепции управления проектом, методического сопровождение;

– комплексное календарное планирование мероприятий с использованием потенциала учебных структурных подразделений университета;

– административное управление персоналом, задействованным в проекте, координирование функциональных структур организации на всех этапах реализации проекта;

– контроль за технологической поддержкой управления проектом техническими и программными средствами;

– сбор и подготовка отчетных материалов.

По мнению авторов статьи, именно внедрение технологии централизованного проектного офиса позволяет адаптировать этапы реализации проекта под изменчивые условия внешней среды, минимизируя риски и позволяя своевременно принимать соответствующие решения. Примером подобной оптимизации может стать ускоренный и эффективный перевод части мероприятий проекта в дистанционный формат во втором полугодии 2021 года в связи с ограничениями, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции.

Концентрированность информации в рамках одной управленческой единицы позволяет свести к минимуму «управленческий простой», связанный с избыточностью или недостаточностью оперативной информации. Причем, применение проектных технологий в таком случае позволяет сосредоточить в системе хранения данных всю ключевую информацию об опыте реализации проекта предыдущих лет, что в условиях мобильности кадров, позволяет сохранять устойчивость в достижении поставленных задач. С точки зрения И.Адизеса управление возможно только изменениями, что еще раз подтверждает необходимость внедрения проектных технологий. [8].

В 2021 году в ходе реализации просветительско-образовательного проекта «Университетские субботы в МПГУ» были разработаны и проведены 39 мероприятий с привлечением ведущих преподавателей вуза, объемом не менее 2 академических часов каждое занятие.

В ходе реализации мероприятий использовались игровые технологии, проектные технологии, тренинги, интерактивные и мультимедийные технологии.

Реализация культурно-образовательных и просветительских мероприятий была осуществлена в форме интерактивных лекций, мастер-, консультаций, экскурсий, панельных дискуссий. Общий охват участников мероприятия — 1757 обучающихся московских школ. По результатам проекта университет имеет множество положительных отзывов, опубликованных на официальном сайте в разделе «Университетские субботы в МПГУ».

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности использования проектных технологий при реализации образовательно-просветительских проектов, направленных на раннее выявление и развитие талантливых и одаренных детей, удовлетворения их потребностей в личностном, интеллектуальном развитии. Такие технологии как проектирование ресурсов вокруг цели и создание проектного офиса внутри функциональной структуры вуза успешно зарекомендовали себя на практике. Использование таких инструментов позволяет сократить риски возникновения противоречий между типами управленческих культур.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/c4fb442754ae407b0a81a1fa36030eff61adc6c9/ (дата обращения 28.08.2021)
  2. ISO 21502:2020. Международный стандарт по управлению проектами.
  3. Прикот О. Г., Виноградов В. Н. Проектное управление развитием образовательной организации. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. — 160 с.
  4. Гончарова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. завед. / под ред. И. А. Колесниковой. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 253 с.
  5. Гончарова Н. А., Логинов М. П. Теоретические основы управления образовательными проектами в ВУЗе // Вопросы управления. 2015. № 3 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-upravleniya-obrazovatelnymi-proektami-v-vuze (дата обращения: 02.09.2021).
  6. Лисицинская А. В. Проектное управление развитием образовательной организации, как профессиональная компетентность современного руководителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnoe-upravlenie-razvitiem-obrazovatelnoy-organizatsii-kak-professionalnaya-kompetentnost-sovremennogo-rukovoditelya (дата обращения: 02.09.2021).
  7. Поцукова, Т.А. and Е. А. Рекичинская, Проектное управление руководителя-лидера современной образовательной организации в контексте системы менеджмента качества. Реализация модели управления качеством в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области: опыт, проблемы, перспективы, ГАУ ДО НО «Новосибирский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2016. www.gy3.ru/files/pdf/CMK-ISO/Proektnoe-upravlenie-lidera-OO-CMK.pdf. (дата обращения: 04.09.2021).
  8. Лисицинская А. В. Проектное управление развитием образовательной организации, как профессиональная компетентность современного руководителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnoe-upravlenie-razvitiem-obrazovatelnoy-organizatsii-kak-professionalnaya-kompetentnost-sovremennogo-rukovoditelya (дата обращения: 02.09.2021).
  9. Дитхелм Г. Управление проектами. В 2-х томах. — СПб.: ИД «Бизнес-пресса», 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): проект, проектный офис, суббота, ISO, административное управление, достижение целей, московский педагогический государственный университет, практическая апробация, проектная деятельность, проектное управление.


Ключевые слова

проектное управление, проектный менеджмент, управление в образовании, менеджмент в образовании, образовательные проекты, просветительские проекты

Похожие статьи

Особенности образовательных проектов и управления ими

В статье рассмотрены теоретические основы образовательных проектов, изучен их состав, структура, особенности управления, выделены новые формы образовательных проектов и представлен опыт реализации на примере вуза.

Шаги по реализации проекта «Управление проектированием индивидуальных учебных планов»

В статье автор пытается разработать эффективные методы управления проектированием индивидуальных учебных планов по направлению «Технологическое образование».

Стратегия развития высшего учебного заведения в международной среде на основе использования массовых открытых онлайн-курсов

В статье рассматривается стратегия развития высших учебных заведений в международном пространстве на основе продвижения предлагаемых образовательных услуг с использованием новой тенденции в электронном обучении — массовых открытых онлайн-курсов. В ст...

Содействие укреплению гражданской идентичности обучающихся московских школ через проект «Университетские субботы в МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим государственным университетом мероприятий, направленных на содействие формированию гражданской идентичности обучающихся, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Опыт патриотического воспитания обучающихся московских школ в рамках проекта «Университетские субботы в МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим университетом мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодежи, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Развитие творческих способностей обучающихся через изучение культуры народов России в рамках проекта «Университетские субботы МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим государственным университетом мероприятий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Подготовка инженерных кадров для новой экономики в Томском политехническом университете

Подходы к проектированию образовательных программ, организации взаимодействия с работодателями — стратегическими партнерами, система мониторинга качества учебных достижений студентов и реализации основных образовательных программ позволяют Томскому п...

Роль участия педагогического работника в реализации управления проектными задачами

В статье автор пытается предложить механизм перевода общеобразовательной школы на новый путь развития по направлению «Технологическое образование.

Особенности реализации технологии проектного офиса как способ управления развитием образовательной организации

В статье автор пытается определить эффективность механизмов реализации проектного офиса как инструментария для повышения качества образования, уровня культуры управления проектами, командой проекта, контроля и оценки эффективности работы школы в особ...

Похожие статьи

Особенности образовательных проектов и управления ими

В статье рассмотрены теоретические основы образовательных проектов, изучен их состав, структура, особенности управления, выделены новые формы образовательных проектов и представлен опыт реализации на примере вуза.

Шаги по реализации проекта «Управление проектированием индивидуальных учебных планов»

В статье автор пытается разработать эффективные методы управления проектированием индивидуальных учебных планов по направлению «Технологическое образование».

Стратегия развития высшего учебного заведения в международной среде на основе использования массовых открытых онлайн-курсов

В статье рассматривается стратегия развития высших учебных заведений в международном пространстве на основе продвижения предлагаемых образовательных услуг с использованием новой тенденции в электронном обучении — массовых открытых онлайн-курсов. В ст...

Содействие укреплению гражданской идентичности обучающихся московских школ через проект «Университетские субботы в МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим государственным университетом мероприятий, направленных на содействие формированию гражданской идентичности обучающихся, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Опыт патриотического воспитания обучающихся московских школ в рамках проекта «Университетские субботы в МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим университетом мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодежи, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Развитие творческих способностей обучающихся через изучение культуры народов России в рамках проекта «Университетские субботы МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим государственным университетом мероприятий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Подготовка инженерных кадров для новой экономики в Томском политехническом университете

Подходы к проектированию образовательных программ, организации взаимодействия с работодателями — стратегическими партнерами, система мониторинга качества учебных достижений студентов и реализации основных образовательных программ позволяют Томскому п...

Роль участия педагогического работника в реализации управления проектными задачами

В статье автор пытается предложить механизм перевода общеобразовательной школы на новый путь развития по направлению «Технологическое образование.

Особенности реализации технологии проектного офиса как способ управления развитием образовательной организации

В статье автор пытается определить эффективность механизмов реализации проектного офиса как инструментария для повышения качества образования, уровня культуры управления проектами, командой проекта, контроля и оценки эффективности работы школы в особ...

Задать вопрос