Ловушки в математике. Незнание или невнимательность? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 05.03.2022

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Шаззо, З. Х. Ловушки в математике. Незнание или невнимательность? / З. Х. Шаззо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89189/ (дата обращения: 03.05.2024).



В математике у правил нет исключений. Это знают все. Но есть дети, которые прекрасно знают правила, но не могут их применить, или применяют бездумно. Для того чтобы они поняли, насколько точно правила отражают тот или иной факт, я готовлю им задания, в которых есть подвох (ловушка). Это может быть подборка заданий для устного решения или математический диктант или задания с развернутым ответом. Подойдет любое задание, которое заставит ученика задуматься, а затем понять и запомнить материал. На практике это выглядит следующим образом:

Пример 1. Тема «Сравнение обыкновенных дробей», 5 класс. Все учащиеся прекрасно умеют сравнивать дроби, у которых равны числители (чем меньше знаменатель, тем больше дробь) и дроби, у которых равны знаменатели (чем больше знаменатель, тем больше дробь). И отрабатывая эти два правила, мы мало уделяем внимания правилу сравнения правильной и неправильной дробей. В учебнике Никольского С. М. «Математика, 5» их действительно немного. Пример устного задания ученикам: «Сравнить дроби: а) б) в) г) д) г) ».

Пример 2. Тема «Треугольники», 5 класс. Наглядно показываем, что треугольник со сторонами 5 см, 4 см и 3 см построить можно, а со сторонами 15 см, 3 см и 7 см построить нельзя. Делаем вывод, что сумма двух сторон должна быть больше третьей стороны. Ловушка заключена в задании «Найти периметр треугольника со сторонами 7 см, 12 см и 3 см», так как такого треугольника не существует.

Пример 3. Тема «Треугольники», 5 класс.

Учащиеся знакомятся с понятием равнобедренный треугольник. Предлагается две задачи: 1) «Две стороны равнобедренного треугольника равны 25 см и 18 см. Чему равна третья сторона?»; 2) «Две стороны равнобедренного треугольника равны 25 см и 8 см. Чему равна третья сторона?». Подвох в том, что первая задача имеет два решения, а вторая только одно. И ученики объясняют, почему такой исход.

Пример 4. Тема «Признаки равенства треугольников», 7 класс. Пройдены все признаки равенства треугольников. Ученикам предлагается задание выбрать верные утверждения среди предложенных:

а). Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам второго треугольника, то такие треугольники равны.

б). Если две стороны и угол одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу второго треугольника, то такие треугольники равны.

в). Если три угла одного треугольника равны трем углам второго треугольника, то такие треугольники равны.

Ответ: а).

Разбирая детально каждое утверждение, приходим к выводу, что формулировка б) неточная, в) ошибочная.

Пример 5. Тема «Значение синуса произвольного угла», 11 класс. На вопрос «Какие значения принимает синус угла?» практически все учащиеся отвечают «Все значения из отрезка [-1;1]». Проходит минут 10–15. Учащимся задается вопрос: Есть ли угол, синус которого равен Найдется несколько человек, которые ответят утвердительно (для значения ). После этого предлагается задание: покажите на тригонометрическом круге угол, синус которого равен этом случае все учащиеся приходят к выводу, что угла, для которого синус равен

нет.

Пример 6. Тема «Определение тангенса угла», 10 класс. Задание «Найти тангенс углов ». По инерции учащиеся пытаются вспомнить , забыв, что у данного угла нет значения тангенса.

Пример 7. «Арифметический корень натуральной степени», 10 класс. Определение звучит так: «Арифметическим корнем натуральной степени из неотрицательного числа a называется неотрицательное число, степень которого равна a ». Ученики не обращают внимания на слово «неотрицательное», и это создает им проблемы в решении.

Задание 1. Вычислить . Ответ: 7; 8; 2.

Задание 2. Упростить выражение

. Ответ:

При упрощении одного и того же выражения, но при разных условиях на переменную, получены различные ответы.

Пример 8. Задание с развернутым ответом. Упростить выражение , если . Решение учащихся часто выглядит следующим образом:

Ошибка в том, что многие ученики забывают формулу . С учетом этого верное решение выглядит так:

.

Ловушка заключена в неверном равенстве .

Пример 9. «Иррациональные уравнения», 10 класс. Приведу пример самой распространенной ошибки в этой теме.

Решить уравнение .

При решении этого задания учащиеся сначала делают вывод, что подкоренное выражение принимает только положительные значения. И это верно. Потом возводят обе части в 4-ю степень и решают биквадратное уравнение. В результате получают 2 и . Большое количество учеников не обращают внимания на правую часть уравнения, забыв, что из корня четной степени можно извлечь только неотрицательное число. В итоге в решении получают посторонний корень .

Математические диктанты по геометрии.

Пример 10. Тема «определение понятий прямая и плоскость», 10 класс.

Начертите параллелепипед ABCDA1B1C1D1

  1. Назовите две плоскости, в которых лежит прямая АВ.
  2. Проведите прямую AB 1 . Выпишите три плоскости, содержащие данную прямую.
  3. Закрасьте плоскость ADD 1 .
  4. Назовите прямую, общую для плоскостей BCC 1 и BAA 1 .
  5. Назовите точку, общую для плоскостей A 1 BB, A 1 D 1 D и DBC.

Пример 11. Тема «Прямоугольный параллелепипед», 10 класс.

Начертите параллелепипед ABCDEFGH

  1. Запишите названия 2 боковых ребер
  2. Запишите название граней, смежных к грани ABCD.
  3. Запишите название грани, противоположной к грани CDHG
  4. Запишите вершину, противоположную к вершине D
  5. Запишите все диагонали параллелепипеда
  6. Диагонали параллелепипеда BH и DF пересекаются в точке О. DB=6, BH=10. Найти периметр треугольника DBО.

Пример 12. Тема «Треугольник». 7 класс.

Карточки на отработку понятий «Элементы треугольника»

QWE

Стороны __________________________

Вершины __________________________

Углы _____________________________

Сторона, противолежащая вершине Q -_____, W — ____, E — ______

Угол, противолежащий стороне

QW — ____, WE — ____, QE — ___.

Углы, прилежащие к стороне

QW — ___________

RTY

Стороны __________________________

Вершины __________________________

Углы _____________________________

Сторона, противолежащая вершине R -_____, T — ____, Y — ______

Угол, противолежащий стороне

RT — ____, RY — ____, TY — ___.

Углы, прилежащие к стороне

RY — ___________

Практически каждая тема содержит что-то на первый взгляд несущественное, но оказывается, что это несущественное сильно влияет на результат. Очень важно научить ребят видеть вроде бы незаметные, но такие важные детали. И когда ученик понимает, что у него все получилось, он обошел все ловушки и решил то, что до этого было нерешаемо, учитель только улыбнется на выкрик «Ура! До меня дошло!». Это самый большой стимул в моей работе.

Конечно, на уроке используется намного больше технологий для отработки навыков, чем описано в данной статье. Применяется много дополнительного материала из различных пособий, разработок коллег, заданий с просторов интернета. На своих уроках я стараюсь учитывать способности и возможности своих учеников, чтобы им было легче воспринимать материал, и не забыть его по прошествии некоторого времени.

Основные термины (генерируются автоматически): сторона, задание, класс, угол, неотрицательное число, равнобедренный треугольник, треугольник, угол второго треугольника, ученик, Арифметический корень.


Похожие статьи

Золотой треугольник | Статья в журнале «Юный ученый»

Золотой треугольник— это равнобедренный треугольник, в котором две боковые (равные) стороны находятся в золотой пропорции с основанием[1]. Нетрудно определить углы золотого треугольника (36°,72°,72°). Золотые треугольники можно увидеть в развёртках звёздчатых...

Метод построения блока бесконтактных кнопок в системах...

В статье проанализированы методы построения устройств с бесконтактными кнопками. Бесконтактные кнопки представляют собой датчики, с помощью которых возможен набор информации. Используются для нескольких целей, таких как: защита информации, борьба с...

Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по...

Например, при изучении темы «сумма углов треугольника» в начале урока мы раздадим каждому ученику треугольник, вырезанный из разноцветной бумаги, и предложим с помощью транспортира измерить все углы треугольника и найти их сумму.

Личная финансовая безопасность: актуальные проблемы и пути...

Актуальность темы заключается в том, что современных условиях реализации инновационной экономики в последние годы резко возросла роль формирования системы финансовой безопасности на всех уровнях, будь то макроэкономическая безопасность, безопасность...

Об использовании сведений из истории математики на уроках

Ознакомление учеников с элементами истории математики позволяет показать, что прогресс науки состоит не только в пополнении, уточнении каких-то понятий, правил, теорем. Открытие неевклидовой геометрии доказывает, что новые теории раздвигают рамки прежних теорий.

Использование ТРИЗ в математическом развитии детей...

В: Что может треугольник? Д: Находиться в другом объекте, например: треугольные часы.

Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе.

Это может быть просто угол в комнате, а могут - поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.

Методы извлечения квадратного корня | Статья в журнале...

Рассмотрим следующие способы: Извлечение корня путем разложения подкоренного числа на простые множители. Например .

Столбиком. Этот способ позволяет найти приближённое значение корня из любого действительного числа с любой наперёд заданной точностью.

Комплект заданий для учащихся 5-го класса по формированию...

Библиографическое описание: Бабич, А. С. Комплект заданий для учащихся 5-го класса по формированию математической грамотности / А. С. Бабич, О. В. Ананко.

Учитель физкультуры для организации спортивной секции в зимнее время провёл опрос учащихся 5 класса, есть ли...

Ситуационная задача как один из современных методических...

Ситуационные задачи — это как раз те задачи, которые позволяют ученику осваивать интеллектуальные

Текст 1.С младших классов мы уже знакомы с такими геометрическими фигурами как квадрат, треугольник

1. Площадь фигуры является неотрицательным числом.

Похожие статьи

Золотой треугольник | Статья в журнале «Юный ученый»

Золотой треугольник— это равнобедренный треугольник, в котором две боковые (равные) стороны находятся в золотой пропорции с основанием[1]. Нетрудно определить углы золотого треугольника (36°,72°,72°). Золотые треугольники можно увидеть в развёртках звёздчатых...

Метод построения блока бесконтактных кнопок в системах...

В статье проанализированы методы построения устройств с бесконтактными кнопками. Бесконтактные кнопки представляют собой датчики, с помощью которых возможен набор информации. Используются для нескольких целей, таких как: защита информации, борьба с...

Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по...

Например, при изучении темы «сумма углов треугольника» в начале урока мы раздадим каждому ученику треугольник, вырезанный из разноцветной бумаги, и предложим с помощью транспортира измерить все углы треугольника и найти их сумму.

Личная финансовая безопасность: актуальные проблемы и пути...

Актуальность темы заключается в том, что современных условиях реализации инновационной экономики в последние годы резко возросла роль формирования системы финансовой безопасности на всех уровнях, будь то макроэкономическая безопасность, безопасность...

Об использовании сведений из истории математики на уроках

Ознакомление учеников с элементами истории математики позволяет показать, что прогресс науки состоит не только в пополнении, уточнении каких-то понятий, правил, теорем. Открытие неевклидовой геометрии доказывает, что новые теории раздвигают рамки прежних теорий.

Использование ТРИЗ в математическом развитии детей...

В: Что может треугольник? Д: Находиться в другом объекте, например: треугольные часы.

Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе.

Это может быть просто угол в комнате, а могут - поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.

Методы извлечения квадратного корня | Статья в журнале...

Рассмотрим следующие способы: Извлечение корня путем разложения подкоренного числа на простые множители. Например .

Столбиком. Этот способ позволяет найти приближённое значение корня из любого действительного числа с любой наперёд заданной точностью.

Комплект заданий для учащихся 5-го класса по формированию...

Библиографическое описание: Бабич, А. С. Комплект заданий для учащихся 5-го класса по формированию математической грамотности / А. С. Бабич, О. В. Ананко.

Учитель физкультуры для организации спортивной секции в зимнее время провёл опрос учащихся 5 класса, есть ли...

Ситуационная задача как один из современных методических...

Ситуационные задачи — это как раз те задачи, которые позволяют ученику осваивать интеллектуальные

Текст 1.С младших классов мы уже знакомы с такими геометрическими фигурами как квадрат, треугольник

1. Площадь фигуры является неотрицательным числом.

Задать вопрос