Отражение музыки в творчестве А. С. Грина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 07.03.2022

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Алимбеков, Р. М. Отражение музыки в творчестве А. С. Грина / Р. М. Алимбеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 212-213. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89143/ (дата обращения: 03.05.2024).



Александр Степанович Грин, как и многие другие писатели ХХ века, вырос в условиях демократии. Биография A. Грина не упоминает о музыке, что окружала его в детстве. Можно найти лишь небольшое количество фактов в его «Автобиографических рассказах». Грин пишет: «Мать больная, измученная домашней работой, дразнила песенкой: Ветерком пальто подбито, И в кармане ни гроша, И в неволе — Поневоле — Затанцуешь антраша! Философствуй тут как знаешь. Иль как хочешь рассуждай, А в неволе — Поневоле — Как собака, прозябай!» [5 C.45.]. Это все, что Грин помнит из музыки своего детства.

Во время путешествия, A. Грин слышал песни матросов и рабочих, которые по форме и содержанию были, в основном, провокационные. Эти песни, характерные для низших слоев общества А. Грин использовал в своих рассказах.

Об отношении А. Грина к музыке мы узнаем из воспоминаний его первой жены, Веры Павловны, которая была из образованной дворянской семьи: «…Иногда я играла Александру Степановичу на рояле, ему больше всего нравился Второй вальс Годара. Однажды, прослушав его, Александр Степанович сказал: «Когда я слушаю этот вальс, мне представляется большой светлый храм. Посреди танцует девочка». [6 C.58.] Этот эпизод показывает нам, что Грин очень чувствителен к музыке. Вальс французского композитора Б. Годара пробудил в душе писателя радость и в то же время мягкие, трепетные чувства.

К музыке Грин относится выборочно. Из воспоминаний Веры Павловны мы узнаем, что репертуар писателя ограничивается упомянутыми Грином в «Блистающем мире» музыкальными произведениями. Он знакомится с ними, слушая их в ресторанах, на сцене или в записях на пластинках. Это очень популярные мелодии: «Фанданго», «Санта-Лючия», «Мексиканский вальс», вальс из оперы «Фауст», «Южный крест» и, конечно же, второй вальс Годара. Однако, это далеко не полный список произведений, которые были опубликованы на страницах произведений А Грина. Повесть «Черный алмаз» А. Грин озаглавил по названию романса Бремеровского «Черный алмаз». Грин в этом произведении упоминает имена великих композиторов: Ф. Мендельсона, Э. Грига, А. Рубинштейна, Л. Бетховена, Ф. Шопена, В. А. Моцарта. Кроме этого, в его произведениях можно услышать и духовную музыку. Это является наиболее полным списком музыкальных произведений, упомянутых Грином.

Несмотря на отсутствие музыкального образования, А. Грин родился очень талантливым. Его литературные произведения доказывают, что музыка становится не только фоном повседневной жизни. Музыка в произведениях Грина — это мечта о красоте и выражение душевных эмоций персонажей. В своих работах («Таинственная пластинка», «Фанданго», «Серый автомобиль» и др.) Грин отражает роль искусства для человечества.

В музыкальном искусстве творчество А. Грина практически не отражается. Единственное исключение — произведение «Алые паруса». На это произведение советский композитор Владимир Михайлович Юровский написал одноименный балет. Балет «Алые паруса» был поставлен 30 декабря 1942 года на сцене Куйбышевского Большого театра, а 5 декабря 1943 года — в Москве, в Большом театре.

В произведениях А. С. Грина есть много музыкальных образов, которые можно разделить на три категории: во-первых, образы, которые связаны с вокальным началом; во-вторых, образы, связанные с элементами пластики движения, в-третьих, образы, относящиеся к сфере звуковых инструментов. Спектр изображений музыкальных произведений Грина является очень широким: от простых предпосылок из мира музыки до создания литературных произведений на основе музыкальной символики. А. С. Грин выделяет песне большое место в своих литературных произведениях. Пение наиболее тесно связано с передачей эмоционального состояния героя.

В работах Грина весь мир наполнен музыкой. В произведениях поют не только герои, но и природа и даже предметы, которые окружают героев. У каждого персонажа есть своя «Песня жизни», но у каждого она разного содержания. Содержание песни зависит от отношения к жизни персонажа и его душевного состояния. Л. Мазель отметил, что «музыка — это глубоко выразительная, взволнованная речь, язык души». [7 C.7.]

В творчестве Грина очень часто звучит музыка порта: «Я совершал свои путешествия в порт, упиваясь музыкой рева и грома, свистков и криков, лязга и вагонов на эстакаде и звона якорных цепей». Такое признание делает главный герой повести «По закону». [3 C.383.] Еще один герой А. С. Грина из рассказа «Тихие будни» — мещанин Степан Соткин, нередко вспоминает «нестройную музыку Одесского порта». [2 C.403.] А в рассказе «Трюм и палуба» изображается гавань, которая «сверкала и пела» [2 C.147.], там же звучит «музыка отдаленных бездн» [2 C.147.]. Природа для Грина — это не мертвая материя, а живая. Мы слышим «дыхание» океана, «вечную музыку берега и моря» и «монотонную мелодию водопада».

Следующая категория музыкальных образов связана с элементами танца. Танец имеет самый близкий контакт с музыкой. М. Арнаудов определил их отношения следующим образом: «Танец и песня являются чем-то неразделенным во имя ритмического принципа, и лишь потом идут рядом только словесное и музыкальное, освобожденные от всего хореографического». [1 C.443.] Музыка и танец связаны определенной функцией-ритмом музыки. В одноименной повести с помощью музыкальной символики испанского народного танца «Фанданго» А. С. Грин раскрывает смысл своего творчества. Дунаевская отмечала: «Фанданго становится мерой соизмерения высшей красоты и гармонии, звучащей в герое». Психическое состояние героя выражается на языке музыки и ритма. Сначала это была радость. Далее: Фанданго — ритмичное прикосновение страсти и странного торжества». [4 C.41.]

Звук «мексиканского вальса» звучит во время циркового представления Друда: «Кружась, ветер мелодии охватил сердце пленом и мерой ритма; звон, трели и пение рассеяли непостижимую магию звука, в которой праздничнее сверкает жизнь и что-то прощается внутри, насыщая все чувства». [3 C.80.] Вдохновленный этой музыкой, Друд взлетел.

Инструментальная музыка в творчества А. С. Грина занимает не такое грандиозное значение, как вокальная или же танцевальная. Для Грина в первую очередь важны тембровые звучания инструментов, это помогает раскрыть душу героя и создать определенную эмоциональную атмосферу.

Масштабы музыкальных образов в произведениях Грина очень широки. Образ «мечты» очень часто появляется в работах Грина. Музыка — красивая и недоступная часть мира.

Песня Друда — музыка мечты о прекрасной стране «Цветущих лучей».

«Фанданго» — это мечта о волшебной и неизвестной стране.

В произведениях А. С. Грина очень много имен, связанных с образами музыки: упоминание певцов, музыкальных инструменты и терминов:

«— Изумительно, — сказал Грэй — всем вам отведено место в трюме, который на этот раз, значит будет нагружен разными скерцо , адажио и фортиссимо ». [3 C.58.]

Музыка в творчестве А. Грина часто является средством передачи психологического состояния героя. Музыка звучит там, где слова затрудняются передать едва уловимые переливы человеческой души.

Литература:

  1. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970. С. 443.
  2. Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 147/403.
  3. Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 58/80/383.
  4. Дунаевская И. К. Этико-эстетическая концепция … Рига, 1988. С. 41.
  5. Ковский В. Романтический мир А. Грина. М., 1969.
  6. Ковский В. Возвращение к Александру Грину // Вопр. лит. 1981. № 10.
  7. Мазель Л. О природе и средствах музыки. М., 1991.С.7.
Основные термины (генерируются автоматически): Грин, музыка, произведение, вальс, герой, музыкальная символика, образ, произведение Грина, работа Грина.


Похожие статьи

Нравственный выбор как центральная тема в произведениях...

В произведениях Грэма Грина в основе каждой человеческой истории лежит стремление героя к сомоопределению, к поиску смысла жизни.

Таким образом, можно констатировать, что герои Грина, придерживаясь тех или иных философских взглядов и суждений, накрепко привязаны к...

Применение «Спиралек» на интегрированных уроках в начальной...

Послушайте фрагмент музыкального произведения. И попробуйте определить, с каким цветом у вас ассоциируется прослушанное

А сейчас мы с вами прослушаем музыкальное произведение в полном объеме. И в это время вам на этой спиральке нужно будет изобразить...

Прообразы героев произведения Антуана де Сент-Экзюпери...

 История создания произведения. В 1935 году Антуан де Сент-Экзюпери во время полета Париж-Сайгон попал в авиакатастрофу, оказался

Повесть-сказка «Маленький принц» является автобиографическим произведением. Поэтому неудивительно, что принц — это сам автор.

Художественный образ музыкального произведения...

Итак, рассмотрев, художественный образ музыкального произведения, мы пришли к выводу, что его раскрытие невозможно без использования определенных технических средств, помогающих воплотить замысел композитора. Возможность же использования тех или иных...

Работа над фортепианным произведением, содержащим...

Особое внимание в работе над музыкальным произведением следует уделить стилю.

Звуковой образ, отчетливо воспринимаемый внутренним слухом музыканта, вызывает к жизни новые приемы интерпретации и вместе с тем обогащает наше представление о средствах...

Художественный образ и средства его создания

Образ в художественном произведении зачастую создается через описание внешности и особенностей характера персонажей. При этом в структуру образов обычно входят: портрет, поступки, биография и характеристика героев, их привычки и манеры.

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

Создавая художественный образ музыкального произведения на уроке, мы используем методику В. В. Домагацких, изложенную в работе «Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшегодошкольного возраста», которая основана на постепенном усвоении средств...

Художественное слово как средство восприятия музыкального...

 Музыка — уникальный вид искусства, воздействующий на всестороннее развитие личности

Проблема музыкального восприятия нашла своё отражение в работах Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой

Структуру восприятия музыкального произведения, состоящую из нескольких...

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина...

Ключевые слова: образ ребенка, проблема взаимоотношения родителей и детей, художественное своеобразие, тема дружбы, борьба

Произведение «Колыбельная для брата» в некотором роде непривычное для писателя, так как его главный герой не просто мальчик...

Похожие статьи

Нравственный выбор как центральная тема в произведениях...

В произведениях Грэма Грина в основе каждой человеческой истории лежит стремление героя к сомоопределению, к поиску смысла жизни.

Таким образом, можно констатировать, что герои Грина, придерживаясь тех или иных философских взглядов и суждений, накрепко привязаны к...

Применение «Спиралек» на интегрированных уроках в начальной...

Послушайте фрагмент музыкального произведения. И попробуйте определить, с каким цветом у вас ассоциируется прослушанное

А сейчас мы с вами прослушаем музыкальное произведение в полном объеме. И в это время вам на этой спиральке нужно будет изобразить...

Прообразы героев произведения Антуана де Сент-Экзюпери...

 История создания произведения. В 1935 году Антуан де Сент-Экзюпери во время полета Париж-Сайгон попал в авиакатастрофу, оказался

Повесть-сказка «Маленький принц» является автобиографическим произведением. Поэтому неудивительно, что принц — это сам автор.

Художественный образ музыкального произведения...

Итак, рассмотрев, художественный образ музыкального произведения, мы пришли к выводу, что его раскрытие невозможно без использования определенных технических средств, помогающих воплотить замысел композитора. Возможность же использования тех или иных...

Работа над фортепианным произведением, содержащим...

Особое внимание в работе над музыкальным произведением следует уделить стилю.

Звуковой образ, отчетливо воспринимаемый внутренним слухом музыканта, вызывает к жизни новые приемы интерпретации и вместе с тем обогащает наше представление о средствах...

Художественный образ и средства его создания

Образ в художественном произведении зачастую создается через описание внешности и особенностей характера персонажей. При этом в структуру образов обычно входят: портрет, поступки, биография и характеристика героев, их привычки и манеры.

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

Создавая художественный образ музыкального произведения на уроке, мы используем методику В. В. Домагацких, изложенную в работе «Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшегодошкольного возраста», которая основана на постепенном усвоении средств...

Художественное слово как средство восприятия музыкального...

 Музыка — уникальный вид искусства, воздействующий на всестороннее развитие личности

Проблема музыкального восприятия нашла своё отражение в работах Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой

Структуру восприятия музыкального произведения, состоящую из нескольких...

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина...

Ключевые слова: образ ребенка, проблема взаимоотношения родителей и детей, художественное своеобразие, тема дружбы, борьба

Произведение «Колыбельная для брата» в некотором роде непривычное для писателя, так как его главный герой не просто мальчик...

Задать вопрос