Взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности трудом у педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 24.02.2022

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Духовникова, Л. М. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности трудом у педагогов / Л. М. Духовникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 165-169. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89082/ (дата обращения: 07.05.2024).



Ключевые слова: стаж работы, эмоциональный интеллект, удовлетворенность трудом, педагог.

Качество профессиональной деятельности напрямую зависит от возможности педагога сохранить профессиональное здоровье и не допустить развитие профессиональной деформации. В социономических профессиях риск развития профессиональной деструкций достаточно велик. В связи с этим актуальными становятся вопросы, связанные с удовлетворенностью трудом педагогических работников.

Феномен эмоционального интеллекта, который ранее относился в основном к области популярной психологии, оказался полезным для академической психологии благодаря своему высокому объяснительному и прогностическому потенциалу.

Эмоциональный интеллект, по своей сути, является способностью распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания самого себя и других людей и управлять ими. С помощью эмоционального интеллекта реализуется способность решать практические задачи и достигать целей в жизни и на работе.

Эмоциональный интеллект наиболее значим среди представителей социономических профессий, в частности для тех специалистов, которые взаимодействуют с детьми. Эмоциональный интеллект — одна из профессионально важных характеристик в работе педагога, которая может влиять на его удовлетворенность работой.

Целью нашего исследования былоопределить взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности трудом у педагогов.

Гипотезы:

  1. Удовлетворенность трудом педагогов взаимосвязана с эмоциональным интеллектом.
  2. Существует значимые различия между эмоциональным интеллектом и удовлетворенностью трудом у педагогов с разным стажем работы.

Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики:

  1. Анкетирование педагогов.
  2. Интегральная удовлетворенность трудом А. В. Батаршева.
  3. Методика «Тест эмоционального интеллекта МЭИ» (М. Манойлова).

Общая выборка педагогов составила 50 человек.

Данное исследование было проведено в три этапа:

– Первый этап заключался в выборе методик для эмпирического исследования.

– На втором этапе было проведено исследование на определение взаимосвязи эмоционального интеллекта и удовлетворенности трудом у педагогов.

– Третий этап заключался в обработке и анализе результатов исследования.

Для определения связи между удовлетворенностью трудом педагогов и их эмоциональным интеллектом, был применен коэффициент корреляции Спирмена.

В результате исследования были выявлены положительные и отрицательные взаимосвязи.

  1. Отрицательная корреляционная связь определилась в шкале методики эмоционального интеллекта, выраженной шкалой «осознание своих чувств» и методикой удовлетворенностью трудом, выраженной шкалой «удовлетворенность достижениями в работе» (-0.28 * ).При слабой способности к пониманию роли собственных чувств в работе и в общении, у педагогов удовлетворенность трудом находится на низком уровне.
  2. Положительная корреляционная связь определилась в шкале методики эмоционального интеллекта, выраженной шкалой «осознание своих чувств» и методикой удовлетворенностью трудом, выраженной шкалой «удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками» (0,412 ** ).Педагоги с развитым сознанием и способностью находиться в гармонии со своими внутренними эмоциями, в большей степени удовлетворены взаимоотношениями с сотрудниками.
  3. Также положительная корреляционная связь определилась в шкалах «управление своими чувствами» и «удовлетворенность достижениями в работе» (0,318 ** ).При способностиконтролировать свои эмоции, управлять ими, а также при умении принимать их, педагоги удовлетворены достижениями в работе.
  4. В шкале «управление своими чувствами» также выявлена связь со шкалой «уровень притязаний в профессиональной деятельности» (0,338 ** ).Педагоги, умеющие управлять своими чувствами и контролировать эмоции, стремятся достичь своих целей в профессиональной деятельности.
  5. Также шкала«управление своими чувствами», имеет значимую связь со шкалой «удовлетворенность взаимоотношениями с руководством» (0,473 *** ). Следовательно, при высокой способности контролировать свои эмоции и управлять ими, педагоги удовлетворены взаимоотношением с руководством.
  6. В шкале эмоционального интеллекта «осознание чужих чувств» выявлена положительная корреляционная связь со шкалой «удовлетворенность взаимоотношениями с руководством» (0,364 ** ). При способности ориентироваться на других людей и понимать чувства партнера по общению, педагоги удовлетворены взаимоотношениями с руководством.
  7. Также положительные корреляционные связи выявлены в методике удовлетворенность трудом в шкалах«уровень притязаний в профессиональной деятельности» и «удовлетворенность достижениями в работе» (0,38 ** ).Высокие показатели в достиженияхвпрофессиональной деятельности, педагоги удовлетворены достижениями в работе.

Результаты также представлены в виде корреляционных плеяд, изображенных на рис 1.

Корреляционная плеяда взаимосвязи между удовлетворенностью трудом и эмоциональной направленностью личности

Рис. 1. Корреляционная плеяда взаимосвязи между удовлетворенностью трудом и эмоциональной направленностью личности

Далее, для определения значимых различий между эмоциональным интеллектом и удовлетворенностью трудом, педагоги были разделены на группы по стажу работы. Исходя из результатов анкетирования, группы определились следующие:

 педагогов со стажем работы от 1 до 5 лет определилось 15 человек — 30 %;

– педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет выявлено также 15 человек — 30 %;

– педагогов со стажем работы от 11 лет и более, отмечено в количестве 20 человек — 40 %.

Для определения различий был применен критерий U-Манна — Уитни.

Между группой педагогов со стажем работы от 1 до 5 лет и группой педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет, были выявлены статистически значимые различия в методике удовлетворенность трудом, выраженной следующими шкалами.

– «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками» (U=161; p<0,05). В группе № 1 среднее значение больше среднего значения группы № 2. Это означает, что педагоги, имеющие стаж работы от 1 до 5 лет в большей степени удовлетворены взаимодействиям с сотрудниками, чем педагоги со стажем работы от 6 до 10 лет;

– значимые различия были выявлены в шкале «уровень притязаний в профессиональной деятельности» (U=119; p<0,05). В группе № 1 среднее значение больше среднего значения группы № 2. Следовательно, педагоги со стажем работы от 1 до 5 лет стремятся к достижению успеха больше, чем педагоги, имеющие стаж работы от 6 до 10 лет;

– значимые различия определились в шкале «удовлетворенность условиями труда» (U=52; p<0,05). Среднее значение в группе № 2 больше среднего значения группы № 1. Это означает, что условиями труда удовлетворены педагоги со стажем работы от 6 до 10 лет больше, чем педагоги, чей стаж работы составляет от 1 до 5 лет;

– в шкале «общая удовлетворенность трудом» выявлены статистически значимые различия (U=159,5, p<0,05). Среднее значение в группе № 1 выше среднего значения группы № 2. Это означает, что общая удовлетворенность трудом у педагогов со стажем работы от 1 до 5 лет выше, чем у педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет.

Далее, статистически значимые различия также были выявлены в методике по эмоциональному интеллекту между группой со стажем работы от 1 до 5 лет, и группой со стажем работы от 6 до 10 лет:

– в шкале «управление своими чувствами» (U=50,5; p<0,05) в группе № 2 среднее значение больше среднего значения группы № 1. Это значит, что педагоги со стажем работы от 6 до 10 лет могут управлять своими чувствами, а также принимать их и контролировать в большей степени, чем педагоги со стажем работы от 1 до 5 лет;

– статистически значимые различия определены в шкале «осознание чувст других» (U=10; p<0,05). Среднее значение по данной шкале выше у группы № 2. Такие результаты определились у педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет. Такие педагоги способны распознавать эмоции других людей и понимать чувства партнера по общению. Также у педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет развита эмоциональная связь и ориентация на других людей;

– в шкале «управление чувствами других» (U=126; p<0,05) статистически значимые различия определились в большей степени в группе педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет. Управление состояния происходит в целях предупреждения снижения работоспособности и сохранения здоровья путем нормализации функционального состояния партнера по общению.

Между группой педагогов со стажем работы от 1 до 5 лет и группой педагогов со стажем работы от 11 лет и более, были выявлены статистически значимые различия в методике удовлетворенность трудом, выраженной следующими шкалами:

– статистически значимые различия определились в шкале «Удовлетворенность достижениями в работе» (U=33; p<0,05). Среднее значение в группе № 3 выше среднего значения группы № 1. Соответственно, удовлетворенность достижениями в работе у педагогов со стажем работы от 11 лет и более — выражена в большей степени, чем у педагогов со стажем работы от 1 до 5 лет;

– статистически значимые различия определились в шкале «удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками» (U=59,5; p<0,05). В группе № 1 среднее значение больше среднего значения группы № 3. Это означает, что педагоги, имеющие стаж работы от 1 до 5 лет в большей степени удовлетворены взаимодействиям с сотрудниками, чем педагоги со стажем работы от 11 лет и более;

– значимые различия были выявлены в шкале «уровень притязаний в профессиональной деятельности» (U=32,5; p<0,05). В группе № 1 среднее значение больше среднего значения группы № 3. Следовательно, педагоги со стажем работы от 1 до 5 лет стремятся к достижению успеха больше, чем педагоги, имеющие стаж работы от 11 лет и более;

– Значимые различия определились в шкале «предпочтение выполняемой работы высокому заработку» (U=80,5; p<0,05). Среднее значение в группе № 1 выше среднего значения в группе № 2. Педагоги, имеющие стаж работы от 1 до 5 лет имеют интерес к выполнению работы больше, чем к ее оплате, чем педагоги со стажем работы от 11 лет и более;

– значимые различия определились в шкале «удовлетворенность условиями труда» (U=83,5; p<0,05). Среднее значение в группе № 3 больше среднего занчения группы № 1. Это означает, что условиями труда удовлетворены педагоги со стажем работы от 11 лет и более, чем педагоги, чей стаж работы составляет от 1 до 5 лет;

– в шкале «общая удовлетворенность трудом» выявлены статистически значимые различия (U=63, p<0,05). Среднее значение в группе № 3 выше среднего значения группы № 1. Это означает, что общая удовлетворенность трудом у педагогов со стажем работы от 11 лет и более, выше, чем у педагогов со стажем работы от 1 до 5 лет.

Также статистически значимые различия были выявлены в методике по эмоциональному интеллекту между группой со стажем работы от 1 до 5 лет, и группой со стажем работы от 11 лет и более:

– в шкале «управление своими чувствами» (U=83; p<0,05) в группе № 3 среднее значение больше среднего значения группы № 1. Это значит, что педагоги со стажем работы от 11 лет и более могут управлять своими чувствами, а также принимать их и котролировать в большей степени, чем педагоги со стажем работы от 1 до 5 лет;

Между группой педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет и группой педагогов со стажем работы от 11 лет и более, были выявлены статистически значимые различия в методике удовлетворенность трудом, выраженной следующими шкалами:

– значимые различия определились в шкале «удовлетворенность достижениями в работе» (U=21; p<0,05). В группе № 3 среднее значение выше среднего значения в группе № 2. Соответственно, педагоги, имеющие стаж работы от 11 лет и более, в большей степени удовлетворены своими достижениями в работе, чем педагоги со стажем работы от 6 до 10 лет;

– значимые различия были выявлены в шкале «уровень притязаний в профессиональной деятельности» (U=212; p<0,05). В группе № 2 среднее значение больше среднего значения группы № 3. Следовательно, педагоги со стажем работы от 6 до 10 лет стремятся к достижению успеха больше, чем педагоги, имеющие стаж работы от 11 лет и более.

Также статистически значимые различия были определены в методике по эмоциональному интеллекту между группой со стажем работы от 6 до 10 лет, и группой со стажем работы от 11 лет и более:

– в шкале «удовлетворенность условиями труда» (U=12; p<0,05) статистически значимые различия определились в большей степени в группе педагогов со стажем работы от 11 лет и более. Среднее значение в данной группе выше, чем в группе педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет;

– в шкале «управление чувствами других» (U=185; p<0,05) статистически значимые различия определились в большей степени в группе педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет. Управление состояния происходит в целях предупреждения снижения работоспособности и сохранения здоровья путем нормализации функционального состояния партнера по общению. Среднее значение в группе № 2 выше среднего значения группы № 3.

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза о том, что удовлетворенность трудом педагогов имеет связь с эмоциональным интеллектом, подтверждена. Гипотеза о том, что существуют значимые различия между удовлетворенностью трудом и эмоциональным интеллектом у педагогов с разным стажем работы, также полностью подтверждена.

Литература:

  1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие: монография / И. Н. Андреева. — Новополоцк: Изд-во ПГУ, 2020. — 356 с.
  2. Бычкова Е. С. Основы психологической саморегуляции в профессиональной деятельности педагога: учеб. пособие / Е. С. Бычкова. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. — 51с.
  3. Кудинов С. С. Самореализация личности педагогов с разным уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью / С. С. Кудинов // Вестник РУДН. — 2015. — С. 110–116.
Основные термины (генерируются автоматически): стаж работы, эмоциональный интеллект, педагог, удовлетворенность трудом, значение группы, среднее, группа педагогов, шкала, группа, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Особенности уровня удовлетворенности педагогов трудом...

Удовлетворенность трудом-эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей

Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи мотивов профессиональной деятельности и уровня удовлетворенности трудом педагогов.

Динамика уровня профессиональной компетентности учителей...

деятельности учителя, обобщенное личностное образование, отражающее

Характеристика уровней профессиональной компетентности учителя в сфере взаимодействия

Все педагоги со стажем работы до 5 лет имеют низкий уровень профессиональной компетентности в...

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности...

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Удовлетворённость трудомэмоционально-оценочное отношение личности педагога к выполняемой работе и условиям ее протекания.

Ценностно-смысловые компоненты удовлетворенности...

Показатель удовлетворенности педагогической деятельностью у педагогов с положительным отношением к детям выше — 3,96, чем у педагогов с негативным отношением к детям — 2,73 (t=2,321, при р<0,05). Педагоги с положительным отношением к детям в профессиональной...

Профессионально важные качества личности учителя

Педагогическая культура учителя предполагает наличие следующих групп профессионально значимых качеств личности

Межличностные отношения в учебной группе должны формироваться педагогом целенаправленно в процессе педагогического общения.

Анализ факторов синдрома эмоционального выгорания...

Средние значения по субшкалам для трех профессиональных групп. Группы.

Хотя мы видим, что стаж работы и средний возраст сотрудников клинических кафедр меньше, чем у двух

В группу специалистов с отсутствием «выгорания» вошло 45,5 % со стажем работы по...

Социально-психологические факторы приверженности...

Представлена трехкомпонентная модель приверженности учителей. Одну четвертую из них — 25 %, составляют учителя общеобразовательных учреждений, духовно и эмоционально привязанных к организации, они проявляют к своей организации любовь и считают ее...

Анализ эффективности труда педагогических работников...

При оценивании труда педагогов предлагается использование интегрального подхода к

Оценка работы персонала призвана дать ответ на вопрос о том, насколько эффективным

Оценка результатов труда — одна из функций по управлению персоналом, направленная на...

Результаты исследования развития профессиональной...

Среди педагогов начальной школы были представлены: учителя начальных классов, учителя группы продленного дня, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги. Исследование включало в себя два теста Г. В. Резапкиной «Психологический портрет учителя...

Похожие статьи

Особенности уровня удовлетворенности педагогов трудом...

Удовлетворенность трудом-эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей

Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи мотивов профессиональной деятельности и уровня удовлетворенности трудом педагогов.

Динамика уровня профессиональной компетентности учителей...

деятельности учителя, обобщенное личностное образование, отражающее

Характеристика уровней профессиональной компетентности учителя в сфере взаимодействия

Все педагоги со стажем работы до 5 лет имеют низкий уровень профессиональной компетентности в...

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности...

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Удовлетворённость трудомэмоционально-оценочное отношение личности педагога к выполняемой работе и условиям ее протекания.

Ценностно-смысловые компоненты удовлетворенности...

Показатель удовлетворенности педагогической деятельностью у педагогов с положительным отношением к детям выше — 3,96, чем у педагогов с негативным отношением к детям — 2,73 (t=2,321, при р<0,05). Педагоги с положительным отношением к детям в профессиональной...

Профессионально важные качества личности учителя

Педагогическая культура учителя предполагает наличие следующих групп профессионально значимых качеств личности

Межличностные отношения в учебной группе должны формироваться педагогом целенаправленно в процессе педагогического общения.

Анализ факторов синдрома эмоционального выгорания...

Средние значения по субшкалам для трех профессиональных групп. Группы.

Хотя мы видим, что стаж работы и средний возраст сотрудников клинических кафедр меньше, чем у двух

В группу специалистов с отсутствием «выгорания» вошло 45,5 % со стажем работы по...

Социально-психологические факторы приверженности...

Представлена трехкомпонентная модель приверженности учителей. Одну четвертую из них — 25 %, составляют учителя общеобразовательных учреждений, духовно и эмоционально привязанных к организации, они проявляют к своей организации любовь и считают ее...

Анализ эффективности труда педагогических работников...

При оценивании труда педагогов предлагается использование интегрального подхода к

Оценка работы персонала призвана дать ответ на вопрос о том, насколько эффективным

Оценка результатов труда — одна из функций по управлению персоналом, направленная на...

Результаты исследования развития профессиональной...

Среди педагогов начальной школы были представлены: учителя начальных классов, учителя группы продленного дня, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги. Исследование включало в себя два теста Г. В. Резапкиной «Психологический портрет учителя...

Задать вопрос