Здоровьесберегающие технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 19.01.2022

Статья просмотрена: 3071 раз

Библиографическое описание:

Иванова, А. Н. Здоровьесберегающие технологии / А. Н. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 162-165. — URL: https://moluch.ru/archive/403/84571/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье раскрывается понятие «здоровьесберегающие технологии». Автор приводит принципы и классификацию существующих здоровьесберегающих технологий. Также в статье описаны главные компоненты здоровьесберегающих технологий, исходя из которых, при организации педагогического процесса учитывается определенная специфика формирования культуры здоровья детей и молодёжи.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, фактор здоровья, компоненты здоровьесберегающих технологий.

Одной из главной ценности жизни человека является здоровье. Хорошее здоровье способствует выполнению планов, преодолению трудностей, предоставляет возможность решать жизненные задачи и обеспечивает долгую и активную жизнь.

Здоровье является первой и важнейшей потребностью человека, которая определяет способность его к труду и обеспечивает гармоничное развитие личности. Здоровье — это главная предпосылка к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Главный фактор здоровья представлен поведением, направленным на его сбережение, укрепление, улучшение, ведение здорового образа жизни.

Как известно, современные проблемы здоровья молодежи находятся в сфере первостепенных интересов государства. Политика государства в данном направлении предполагает формирование физически здоровой, образованной, всесторонне развитой, социально активной личности. В Законе РФ «Об образовании» провозглашены приоритетные вопросы по охране, укрепления, сохранения и развития здоровья подрастающего поколения; ценностным ориентациям на сознательное ведение и пропаганду здорового образа жизни [1].

Сегодня проблема сохранения и целенаправленного формирования культуры здоровья детей и молодёжи достаточно актуальна, ведь от состояния здоровья напрямую зависит будущее нашей страны, её уровень развития, качество жизни людей и национальная безопасность.

Так, одним из главных средств решения проблем по оздоровлению детей и молодёжи становятся здоровьесберегающие технологии, играющие значительную роль в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, направленных на сохранение и укрепление физического, психического, эмоционального, нравственного и социального здоровья объекта и субъекта образовательного процесса, т. е. ученика и учителя [5, с. 82].

Конкретные детали применения здоровьесберегающих технологий определены федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Главная установка ФГОС относительно данных технологий состоит в осознании здоровья как высшей ценности и привитии бережного отношения к нему [4, с. 19].

Здоровьесберегающие технологии опираются на следующие принципы:

– забота о здоровье является первостепенной задачей. Любые применяемые методики и приёмы должны быть оценены с точки зрения их влияния на психофизическое самочувствие ученика и учителя;

– приёмы, использующиеся в рамках программы здоровьесбережения, должны быть аргументированными и не наносить вред жизнедеятельности объекта и субъекта учебно-воспитательного процесса;

– непрерывность — принцип, обозначающий проведение работы на каждом учебном занятии;

– соответствие содержательных компонентов работы по сохранению здоровья возрасту и уровню развития учеников;

– междисциплинарный подход, то есть взаимодействие педагогических кадров, социальных работников, психологов, врачей в работе по сохранению здоровья детей;

– приоритет удачи — при использовании тех или иных приёмов результаты деятельности оцениваются с положительной стороны. Недостатки учитываются в дальнейшей работе;

– ответственность за своё здоровье — одна из ключевых задач их воспитания. Здоровье необходимо для реализации знаний, умений и навыков, получаемых учениками, в жизни [3, с. 43].

Существует множество классификаций здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии классифицируются по характеру деятельности (здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные)).

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяют несколько групп, в которых используются разные подходы, методы и формы работы:

  1. Медико-гигиенические технологии (МГТ) представляют собой технологии, направленные на профилактику заболеваний; коррекцию и реабилитацию соматического здоровья; санитарно-гигиеническую деятельность. К ним относят контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий согласно регламентациям СанПиНов.
  2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) — это технологии, направленные на решение задачи поиска оптимальных вариантов для развития физического здоровья детей. К ним относят контроль осанки, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, профилактику нарушений в работе опорно-двигательного аппарата средствами уроков физической культуры, физкультминуток.
  3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) — это технологии, направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. ЭЗТ представлены обустройством пришкольной или придомовой территории, зелеными растениями в классах и в квартирах, рекреациях, живым уголком, участием в природоохранных мероприятиях.
  4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия — это технологии, которые обеспечивают психическое и социальное здоровье, главной задачей которых выступает обеспечение эмоциональной комфортности и позитивно психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. К таким технологиям относятся технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе.
  5. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) — это технологии, которые реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т. д. К данным технологиям можно отнести изучением курса ОБЖ, обеспечение руководителями образовательных организаций и педагогами безопасности условий пребывания воспитанников в системе соцразвития.
  6. Образовательные технологии — технологии, содействующие здоровью [3, с. 46].

Также выделяют комплексные здоровьесберегательные технологии — это технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические технологии); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровый образ жизни.

Отметим главные компоненты здоровьесберегающих технологий:

  1. Аксеологический компонент — осознание учащимися высшей ценности здоровья, убеждённости в необходимости вести здоровый образ жизни.
  2. Гносеологический компонент — приобретение нужных для здоровьесбережения знаний и умений, связанных с интересом к вопросам собственного здоровья.
  3. Собственно здоровьесберегающий компонент — важная роль принадлежит физкультурно-оздоровительной деятельности, соблюдению режима дня, качеству питания, чередованию труда и отдыха, что предупреждает возникновение вредных привычек и разных заболеваний.
  4. Эмоционально-волевой компонент представлен проявлением эмоциональных и волевых психологических механизмов, закрепляющих желание вести здоровый образ жизни.
  5. Экологический компонент учитывает то, что человек как биологический вид существует в природной среде, обеспечивающей человеческую личность конкретными биологическими, экономическими и производственными ресурсами.
  6. Физкультурно-оздоровительный компонент связан с владение способами деятельности, которые направлены на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии, обеспечением закаливания организма, высокими адаптивными возможностями [2, с. 557].

Исходя из главных компонентов здоровьесберегающих технологий, при организации педагогического процесса необходимо учитывать специфику формирования культуры здоровья детей и молодёжи, а именно:

– наличие здоровьесберегающей предметно-пространственной и доминирующей природной среды;

– субъектное включение детей и молодёжи в здоровьесберегающую деятельность, в процесс здоровьесбережения, то есть освоения способов жизнедеятельности, адекватных доминантным потребностям и возможностям личности, а также обеспечивающих сохранение, укрепление и формирование здоровья [2, с. 558].

Исходя из вышесказанного, здоровьесберегающие технологии — система организационных форм и технологических единиц, ориентированных на конкретный результат — здоровье личности и общества.

Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях как неотъемлемая часть в образовании представляет собой одну из самых перспективных систем, применение которой повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников. От правильного применения данных технологий будет зависеть сам процесс обучения и здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
  2. Береснева, Л. Н. Компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий как источник формирования культуры здоровья детей и молодёжи / Л. Н. Береснева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 17. — С. 554–558.
  3. Сократов, Н. В. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в образовательных организациях и деятельности педагога. / Н. В. Сократов, Н. Н. Апрелева, Л. А. Акимова. — Оренбург: ОГПУ, 2016. — 287 с.
  4. Спирин В. К. Реализация здоровьеформирующей функции школы на основе актуализации педагогического потенциала образовательной среды / В. К. Спирин, Л. В. Смирнова, О. А. Чупехина // Теория и практика физической культуры, — 2017. — № 5. — С. 19–20.
  5. Шубович, М. М. Здоровьесберегающие технологии по профилактике вредных привычек студенческой молодежи / М. М. Шубович, Е. А. Гринева, Н. В. Бибикова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2018. — № 4. — С. 80–86.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, образовательный процесс, педагогический процесс, компонент, сохранение здоровья, социальное здоровье, специфика формирования культуры здоровья детей.


Ключевые слова

здоровьесберегающие технологии, фактор здоровья, компоненты здоровьесберегающих технологий

Похожие статьи

Педагогические условия формирования здорового образа...

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей

Библиографическое описание: Пенто, Е. В. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста / Е. В. Пенто.

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов...

Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное

Таким образом, к педагогическим условиям формирования ценностей здорового образа жизни у

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей...

Влияние педагогических условий на формирование здорового...

«Здоровье — не все, но без здоровья — ничто», — говорил мудрый Сократ. Любая современная комплексная программа дошкольного образования

Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, так как этот...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

Культура здоровья — это интегративное личностное образование, которое является выражением гармоничного богатства и целостности личности...

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

Культура здоровья — сознательная система действий и отношений, в значительной мере определяющих качество индивидуального и общественного здоровья, слагающихся из отношения к своему здоровью и здоровью других людей, а также ведения здорового образа...

Социально-педагогические аспекты формирования здорового...

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей

Признавая, что физические кондиции человека в любом возрасте являются компонентом его

Решение проблемы здоровья детей заключается в первую очередь в педагогическом...

Научные подходы к обоснованию педагогических условий...

3. Формирование культуры здоровья у детей при условии единства процессов организации урочной и внеурочной, внешкольной и внеклассной деятельности. От педагогического коллектива требуется продуманная система взаимодействий с учащимися, которые будут...

Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа

Вместе с тем вопросы формирования культуры здоровья у дошкольников и приобщение их к

Объект исследования — образовательный процесс в дошкольной образовательной...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и позитивное психологическое

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление...

Похожие статьи

Педагогические условия формирования здорового образа...

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей

Библиографическое описание: Пенто, Е. В. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста / Е. В. Пенто.

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов...

Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное

Таким образом, к педагогическим условиям формирования ценностей здорового образа жизни у

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей...

Влияние педагогических условий на формирование здорового...

«Здоровье — не все, но без здоровья — ничто», — говорил мудрый Сократ. Любая современная комплексная программа дошкольного образования

Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, так как этот...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

Культура здоровья — это интегративное личностное образование, которое является выражением гармоничного богатства и целостности личности...

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

Культура здоровья — сознательная система действий и отношений, в значительной мере определяющих качество индивидуального и общественного здоровья, слагающихся из отношения к своему здоровью и здоровью других людей, а также ведения здорового образа...

Социально-педагогические аспекты формирования здорового...

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей

Признавая, что физические кондиции человека в любом возрасте являются компонентом его

Решение проблемы здоровья детей заключается в первую очередь в педагогическом...

Научные подходы к обоснованию педагогических условий...

3. Формирование культуры здоровья у детей при условии единства процессов организации урочной и внеурочной, внешкольной и внеклассной деятельности. От педагогического коллектива требуется продуманная система взаимодействий с учащимися, которые будут...

Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа

Вместе с тем вопросы формирования культуры здоровья у дошкольников и приобщение их к

Объект исследования — образовательный процесс в дошкольной образовательной...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и позитивное психологическое

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление...

Задать вопрос