Интернет-ресурс как эффективное средство взаимодействия участников образовательного процесса (педагогов и родителей (законных представителей), воспитанников) в условиях дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 20.02.2022

Статья просмотрена: 168 раз

Библиографическое описание:

Алипенко, Н. В. Интернет-ресурс как эффективное средство взаимодействия участников образовательного процесса (педагогов и родителей (законных представителей), воспитанников) в условиях дошкольной образовательной организации / Н. В. Алипенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 153-156. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88981/ (дата обращения: 02.05.2024).



Стремительные темпы научно-технического прогресса, повсеместное внедрение инновационных технологий, «наступающий на пятки» человечеству искусственный интеллект, надвигающаяся четвёртая промышленная революция — основные, самые характерные черты сегодняшнего существования общества. Образование, как самая авангардная сфера человеческого бытия, находится в эпицентре всех общественных достижений и нововведений. Этот факт касается и его первой ступени дошкольного учреждения. Ворвавшийся в нашу жизнь и охвативший своей паутиной весь цивилизованный мир Интернет значительно упростил процесс наших постоянных временных затрат в поисках необходимой информации и ответов на регулярно возникающие вопросы.

Не обошел он стороной и отношения «дошкольное образовательное учреждение — семья», благотворно внеся в них свои инновационные коррективы. Одной из основных задач, стоящих перед ДОО, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ обозначено «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка», в ФГОС ДО «сотрудничество Организации с семьей» рассматривается в качестве одного из основных принципов дошкольного образования (п. 1.4), а к числу ведущих психолого-педагогических условий реализации образовательной программы относится «поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность».

Исходя из вышесказанного, ДОО начало поиски эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые в полной мере отвечали бы требованиям современной действительности. Кроме того,

– по результатам социального мониторинга среднего возраста родителей (законных представителей) воспитанников, средний возраст составляет 30 лет, а согласно данным из открытых источников, люди данной возрастной категории достаточное количество времени проводят в соцсетях;

– организованное анкетирование среди родителей (законных представителей) воспитанников показало: предпочтительный способ донесения информации –социальные сети, интернет-ресурсы. На сегодняшний день, форма подачи информации посредством «Информационных уголков для родителей» теряет свою актуальность.

Учитывая преобладание клипового мышления у большинства родителей (законных представителей) воспитанников, которое характеризуется фрагментарностью, яркостью, отрывочностью, разрозненностью и т. д., 16 возникла необходимость рассматривать интернет-ресурс как эффективное средство взаимодействия ДОО и семьи.

С 2012 года в ДОО функционировал сайт организации. Чтобы понять, насколько интересен данный интернет-ресурс родителям (законным представителям) воспитанников, необходимо было провести анализ частоты посещения родителями (законными представителями) воспитанников сайта, с помощью опроса выяснить насколько материал, размещенный на сайте полезен (интересен) для родителей.

Статистический анализ посещения нашего сайта выявил: его в среднем ежемесячно посещает 150 человек. Опрос показал:

– 50 % от общего числа родителей (законных представителей) воспитанников удовлетворяет информация, размещенная на сайте;

– 20 % от общего числа родителей (законных представителей) воспитанников удовлетворяет информация, размещенная на сайте, но внесли предложение о дублировании информации в социальных сетях;

– 30 % от общего числа родителей (законных представителей) воспитанников считают недостаточным количество размещаемого материала, было внесено предложение о размещении информации следующего характера: события и новости ДОО.

В результате мониторинга эффективности работы сайта, мы пришли к выводу: информационная нагрузка сайта недостаточная, однако, родителям (законным представителям) воспитанников «удобнее» просматривать информацию о деятельности ДОО, последние события и новости, возможные консультации специалистов посредством использования социальных сетей.

Таким образом, с целью направленности ДОО на потребителя услуг, в ДОО разработан и реализован проект «Интернет-ресурс как эффективное средство взаимодействия участников образовательного процесса (педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников) в условиях дошкольной образовательной организации». Цель проекта: создание информационно-образовательного пространства в ДОО посредством использования интернет- ресурса, социальных сетей. Разработан поэтапный План мероприятий по реализации проекта.

Кроме того, перечисленные выше выводы из исследований помогли создать контент-стратегию для социальных сетей, которая действительно привлекала бы целевую аудиторию, а в данном случае это родители города. Были выбраны следующие типы контентов:

– информационный контент, Его задача донести до родителей определенную информацию; 17 — новостной контент, в него можно включить как нововведения (инновации), так и тематические новости;

– продающий контент, задача этого типа контента — подвести родителей к выбору дополнительных образовательных услуг, а потенциальным родителям раскрыть спектр дополнительных образовательных услуг сделать ему специальное предложение, рассказать о новой акции;

– образовательно- просветительский контент, предполагает чему-то научить, поделиться опытом.

При этом, мы понимали, что каждая публикация должна быть осознанной: соответствовать поставленной цели, отсюда и тип контента.

Основные цели использования контента:

– вовлечение читателей (родителей ДОО и потенциальных родителей) и знакомство с ДОО;

– удержание связей и контактов с целевой аудиторией (за счет подписок пользователей на сообщества);

– развитие коммуникации с читателями (родителями ДОО) и повышение их лояльности;

– обучение читателей (родителей ДОО и потенциальных родителей) чему-то новому и полезному;

– мотивация к выбору ДОО.

На первом этапе реализации Плана, в 2019–2020 учебном году, был организован консультационный пункт, который объединил в себе усилия психологической службы, группы наставников т. е. опытных педагогов и других профильных специалистов.

Консультационный пункт предназначен в первую очередь для родителей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, отдавших предпочтение семейному воспитанию. Помимо этого, консультационный пункт осуществляет сопровождение родителей дошкольников, которые собираются поступать в ДОО. За первое полугодие существования консультационного пункта, аналитико-диагностической группой были изучены запросы родителей, из которых были сформулированы наиболее популярные темы для родителей. Таким образом, с января по апрель нашими педагогами и профильными специалистами были разработаны и записаны консультации на следующие темы: «Детский сад глазами ребенка, и детский сад глазами родителей», «Нужен ли логопед 18 ребёнку 2-х лет?» и другие. Режим самоизоляции побудил также создать консультацию на тему «Чем занять ребенка на период самоизоляции».

Примечательным оказался факт, что при опросе новоприбывших родителей воспитанников, небольшая их часть указала роль консультационного пункта и его YouTube версии как положительного критерия при выборе именно МБДОУ № 45 г. Невинномысска. Это свидетельствует о высоком потенциале данного направления, как одного из векторов стратегического менеджмента всей ДОО. Конечно, в настоящий момент наблюдаются определенных трудности технического характера и качества видео (отсутствие профессионального оборудования — веб камеры с разрешением 4К, микрофона, кругового освещения, и производительных процессоров для видео монтажа), но они служат для нас точками роста и включены в одни из приоритетных направлений материально-технического оснащения учреждения на 2020–2021 годы. Стоить отметить и то, что созданный на видео хостинге YouTube канал ДОО — как инструмент визуализации консультационного пункта, стал инструментом и для ведения образовательной деятельности, особенно в период коронавирусной инфекции. Так, одном из векторов работы в области ПДД, стало размещение на канале ДОО серии мультфильмов «Дорожное королевство», которые сопровождены комментариями педагога.

Огромные возможности для осуществления обмена информацией и организации обратной связи, представляют современные социальные сети, в частности, сеть ВКонтакте. Она широко известна, и почти все родители зарегистрированы в ней. Преимущества организации подобного сетевого взаимодействия педагогов ДОО и родителей воспитанников выражаются в следующем: гибкость (можно заниматься в удобное время и в удобном месте), доступность (регистрация несложная), адресность (деятельность адресована на индивидуальные потребности участников), дифференцированный подход (рассматриваются не общие 19 вопросы, а конкретные, интересующие родителей или педагогов), технологичность (использование ресурсов новых информационных и телекоммуникационных технологий), добровольность (участники вступают во взаимодействие исходя из собственных убеждений и желаний). ВКонтакте использован образовательно-просветительский тип контента, педагогами и специалистами ДОО готовятся и размещаются консультации на темы: «Психология эмоционального развития детей», «Почему ребенку нужна игра», «Зачем и почему рисуют дети?», «Роль семьи в развитии речи ребенка» и другие.

С помощью социальной сети Instagram осуществляется создание имиджа организации, широкое освещение результатов работы ДОО в различных направлениях, мониторинг удовлетворенности ДОО (в виде отзывов и комментариев), как инструмент привлечения родителей (законных представителей) к взаимодействию (челленджи, интернет-марафоны, видеоролики социальной рекламы, репосты).

В рамках контент-стратегии были использованы типы контентов такие как:

– информационный, размещаются материалы: «Как обезопасить малыша в летний период», «Коронавирус, что нужно знать!», «Правила дорожного движения для малышей» и т. д.;

– новостной, размещаются новости об индивидуальных достижениях воспитанников, педагогов, новости о деятельности ДОО.

По результатам работы аналитико-диагностической группы, было выдвинуто следующие заключение — визуализация, как отличительная черта Instagram, наиболее ярко и доступно отражает такую специфику проводимой работы воспитателями, как наглядность. Это способствует формированию позитивного восприятия работы всей ДОО у родителей.

Организация непосредственного взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников помимо традиционного личного взаимодействия, также осуществляется с помощью телекоммуникационных ресурсов: WhatsApp — позволяет в быстрые сроки довести информацию для родителей (законных представителей) воспитанников и при необходимости получить обратную связь.

Skype, Zoom — позволяют организовывать индивидуальные беседы, online консультации, online-мастер-классы, родительские собрания с родителями, собрания соуправляющих структур.

Опросы, анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников возможно с помощью Googl Форм, так был организован опрос родителей (законных представителей) воспитанников по оценке качества образовательных услуг, предоставляемых ДОО, по выявлению потребности в изменении графика работы ДОО с учетом режима трудовой деятельности родителей (законных представителей).

Эргономичность данного ресурса, интуитивного управление им облегчают работу по разработке и анализу различных опросов и анкет. Данный инструмент способствует эффективной оценки родительских запросов и их мнений.

Однако при этом следует помнить, что, согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», нельзя выкладывать в интернет-пространство личные фотографии детей, результаты диагностики и персональные сведения о воспитанниках и их родителях (законных представителях).

В итоге, мы можем сказать, что интернет- ресурсы заключают в себе безграничный потенциал для построения взаимодействия между участниками образовательного процесса — администрацией и педагогами ДОО с одной стороны, и родителями (законными представителями) воспитанников с другой. Кончено, у большинства ДОО уже имеются отдельные виды интернет — ресурсов в форме сайтов организации и аккаунтов социальных сетей, но наш опыт уникален тем, что вся проводимая работа в данных направлениях является частью определенной системы, нацеленной на конкретный результат — повышение эффективности взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников, а также привлечение потенциальных 21 родителей в ближайшем будущем. Проведенные аналитические и практические исследования, разработка проекта, определение контент-стратегии и планомерная работа в данном направлении, по промежуточным результатам к концу 2019–2020 учебного года доказали свою эффективность. Несмотря на трудности технического характера в некоторых направлениях деятельности в области использования интернет-ресурсов, в ближайшем будущем мы планируем повышать как визуальное, так и содержательное качество контента, через профильное обучение инициативной группы молодых педагогов и пополнение материально-технического обеспечения.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
  2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, представитель, консультационный пункт, воспитанник, общее число родителей, педагог, сеть, детский сад, образовательная деятельность, образовательный процесс.


Похожие статьи

Организация и содержание деятельности консультационного...

Результаты деятельности консультационного пункта. Количество индивидуальных обращений в консультационный пункт за период с

Можно отметить повышение интереса родителей к работе консультационного пункта, о чем говорит увеличение числа обращений.

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад...

Открытость дошкольного образовательного учреждения наружу означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на...

Создание системы взаимодействия с родителями...

Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников как средство обновления образовательного процесса в дошкольной

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная...

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как...

 Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведем по четырем

Родители — наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников...

Проблемы организации взаимодействия дошкольной...

Ключевые слова: взаимодействие, родители, воспитанники, дошкольная образовательная организация, условия, субъекты. Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации и семей воспитанников является актуальной проблемой современной системы...

Организация психолого-педагогической помощи родителям детей...

«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Задача вовлечения родителей в единое образовательное пространство детского развития в МДОУ д/с № 18 решаются в основном в трех направлениях

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное...

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ

родитель, ребенок, детский сад, воспитатель, родитель воспитанников, совместная деятельность, круглый стол, долгое ожидание, общественный транспорт, педагогическое взаимодействие. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного...

– рассматривает жалобы и заявления родителей (законных представителей) воспитанников на действия (бездействие) педагогического, административного, технического персонала Учреждения, осуществляет защиту прав участников образовательного процесса

Похожие статьи

Организация и содержание деятельности консультационного...

Результаты деятельности консультационного пункта. Количество индивидуальных обращений в консультационный пункт за период с

Можно отметить повышение интереса родителей к работе консультационного пункта, о чем говорит увеличение числа обращений.

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад...

Открытость дошкольного образовательного учреждения наружу означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на...

Создание системы взаимодействия с родителями...

Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников как средство обновления образовательного процесса в дошкольной

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная...

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как...

 Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведем по четырем

Родители — наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников...

Проблемы организации взаимодействия дошкольной...

Ключевые слова: взаимодействие, родители, воспитанники, дошкольная образовательная организация, условия, субъекты. Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации и семей воспитанников является актуальной проблемой современной системы...

Организация психолого-педагогической помощи родителям детей...

«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Задача вовлечения родителей в единое образовательное пространство детского развития в МДОУ д/с № 18 решаются в основном в трех направлениях

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное...

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ

родитель, ребенок, детский сад, воспитатель, родитель воспитанников, совместная деятельность, круглый стол, долгое ожидание, общественный транспорт, педагогическое взаимодействие. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного...

– рассматривает жалобы и заявления родителей (законных представителей) воспитанников на действия (бездействие) педагогического, административного, технического персонала Учреждения, осуществляет защиту прав участников образовательного процесса

Задать вопрос