Следственный комитет под покровительством прокуратуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 19.02.2022

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Судоргина, Д. В. Следственный комитет под покровительством прокуратуры / Д. В. Судоргина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88971/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассказывается о следователях (следователях) в России. Следователи — это парадоксальная профессиональная группа, представляющая собой бюрократическую прослойку между полицейскими и прокурорами.

Автор описывает структуру данной группы, анализирует профессиональную повседневность и рутину.

Ключевые слова: российское уголовное судопроизводство, расследование преступлений, следственные органы, следственный комитет Российской Федерации.

The article talks about investigators (interrogators) in Russia. Investigators are a paradoxical professional group, representing a bureaucratic layer between police officers and prosecutors.

The author describes the structure of this group, analyzes the professional daily routine and routine.

Keywords: Russian criminal proceedings, investigation of crimes, investigative bodies, Investigative Committee of the Russian Federation.

Статус прокуратуры начал радикально меняться в начале 2007 года. На встрече прокурора с журналистами генеральный прокурор Юрий Яковлевич Чайка неожиданно заявил, что он является «активным сторонником» создания нового правоохранительного органа, который объединит следственные подразделения всех правоохранительных органов, включая МВД, ФСБ и Наркоконтроль. Хотя эта идея не нова в российской правовой реформе, она «дремала» в течение многих лет, и именно против нее последовательно выступала прокуратура, поскольку это уменьшило бы ее власть и авторитет. Однако Ю. Я. Чайка поддержал идею создания новой федеральной следственной службы в том контексте, что он не хотел бы, чтобы прокуратура потеряла все полномочия по расследованию уголовных дел. Он заявил, что даже в новой единой службе прокуратура должна иметь возможность «взять на себя расследование любого уголовного дела». Защитная позиция Чайки, казалось, опровергала слухи среди сотрудников правоохранительных органов о скорой реорганизации следственных структур.

После высказываний Ю. Я. Чайки в российском парламенте: «Я считаю, что это шаг вперед. Необходимо разделить функции надзора и руководства следствием; Руководство следствием и надзором — это совершенно разные вещи. Прокурор смотрит за состоянием законности при расследовании преступлений с момента возбуждения уголовного дела. То есть прокурор должен иметь возможность вникать, насколько обоснованно предъявлено обвинение конкретному лицу. Именно с момента предъявления обвинения мы можем говорить о реализации функции уголовного преследования, и это прерогатива прокурора. На мой взгляд, все следственные действия, которые затрагивают конституционные права граждан, которые требуют санкции суда, должны проходить с участием прокурора. Все остальное — это следствие: руководить, направлять расследование, закреплять доказательства. Но у прокурора всегда должна быть возможность взаимодействовать со следователем, потому что именно прокурор будет поддерживать обвинение в суде от имени государства» появились законодательные предложения о лишении прокуратуры следственных функций.

Дума рассмотрела законопроект о создании независимого следственного подразделения. Прокуратура решительно выступила против нового закона. Заместитель Генерального прокурора Кехлеров Сабир Гаджиметович заявил в Совете Федерации, что законопроект нарушает требование Конституции РФ о «единой централизованной системе» и нормы международного права.

Некоторые журналисты расценили попытку лишить прокуратуру функции расследования как возмездие. Они утверждали, что люди из руководства ФСБ и МВД мстили Ю. Я. Чайке за то, что он уличил их ведомства в правонарушениях в скандале «Три кита». Это дело возникло именно потому, что прокуратура взяла под контроль уголовное расследование МВД и Таможенного агентства. Хотя прокуратура сохранила бы официальный надзор за расследованиями в МВД, ФСБ и других ведомствах, ее реальные возможности осуществлять надзор были бы крайне ограничены.

Несмотря на противодействие прокуратуры и многих депутатов Госдумы, которые единогласно выступили против законопроекта, президент Путин в июне 2007 года подписал поправки к Уголовно-процессуальному кодексу и Закону о прокуратуре, создав отдельный Следственный комитет «под покровительством» прокуратуры.

Председателем Следственного комитета является Александр Иванович Бастрыкин. Он занимал различные должности в Министерстве юстиции и МВД, где участвовал в проведении уголовных расследований. Следственный комитет теперь отвечает за все предварительные уголовные расследования в прокуратуре, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, процессуальный контроль, а также проверку деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета. В его ведение перешло значительное количество уголовных дел. Он взял на себя значительную часть обязанностей Генерального прокурора Чайки, приняв на себя ответственность за 18 000 следователей федеральной прокуратуры и юрисдикцию над 60 000 незавершенных уголовных расследований, включая такие громкие дела, как убийства Анны Политковской и Александра Литвиненко.

Можно выделить несколько мнений согласно целесообразности выделения Следственного комитета из прокуратуры, например:

Генерал-майор юстиции Николай Алексеевич Коннов в интервью «FlashNord» ответил на вопросы о том, насколько успешно следственное управление пережило трудности становления и в чём различие между сотрудниками следственного отдела полиции и Следственного комитета:

«Следователи следственного комитета расследуют в основном тяжкие и особо тяжкие преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности, конституционных прав граждан и должностные преступления. С 1 января 2012 года у нас расширились полномочия. От следователей полиции нам перешли составы преступлений, предусмотренные ст. с 290 по 293 УК РФ. Ранее они были альтернативными: расследовать их могли как Следственный комитет, так и следователи полиции. Однако сейчас такого рода преступлениями занимаемся только мы. Три года работы показали целесообразность и обоснованность выделения из органов прокуратуры Следственного комитета как структуры для проведения независимых расследований»;

Советский и российский государственный деятель, председатель следственного комитета Александр Иванович Бастрыкин в интервью с «Российской газетой» подметил следующее:

«Нынешнее выделение следствия в самостоятельный орган избавляет его от излишней опеки и вмешательства, усиливая при этом ответственность следователя за законностью совершаемых действий и принимаемых процессуальных решений».

Председатель Совета ветеранов при Следственном управлении СКР Евгений Михайлович Агафонов в интервью с «Областной газетой», отвечая на вопрос как повлияло на следствие выделение Следственного комитета в отельную структуру, ответил:

«Думаю, что сравнивать два ведомства: прокуратуру СССР (и позже- РФ), в составе которой работало следствие раньше, и современный Следственный комитет нельзя, так как эти структуры существовали при разных общественно- политических формациях.

Стоит отметить, что в нынешней самостоятельности Следственного комитета есть плюсы. Я ушёл на пенсию с должности начальника отдела по расследованию умышленных убийств и бандитизма и одновременно являлся старшим помощником прокурора области. Одновременно я выполнял функции двух начальников; и процессуального, и административного, поскольку руководил деятельностью отдела. Для координации работы это было удобнее. У следователей Следственного комитета сейчас больше возможностей, чем было у нас, следователей прокуратуры. Следственный комитет теперь существует в новой технологической реальности: если раньше для установления одного факта требовалось несколько экспертиз, то сейчас всё можно установить одной».

Стоит отметить, что в соответствии со статистикой Следственным комитетом за 2020 год по предоставленным данным было регистрировано 832 377 преступлений, что является на 0,4 % меньше 2019 года. В суды было направлено около 40 000 уголовных дел. Уменьшились масштабы насильственной преступности: на 2,2 % уменьшилось число убийств, на 7,6 % уменьшилось количество фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшие смерть потерпевших.

За 2021 год Следственным комитетом было направлено свыше 7700 дел о преступлениях, совершенных подростками.

Увеличивается количество возбужденных следователями дел коррупционной направленности, налоговых преступлениях (например, в СК России по Республике Саха (Якутия) количество с 40 выросло до 48).

Но несмотря на всё вышесказанное, до сегодняшнего момента никто так и не пришёл к единому мнению о необходимости отделения следственного комитета от прокуратуры и потому данный вопрос является дискуссионным, но, можно сказать, что разделение благоприятно отразилось в ходе раскрываемости дел, а также коррумпированности в деятельности предварительного следствия.

Литература:

  1. Александров, А. С. Вопросы взаимодействия прокурора, руководителя следственного органа и следователя в ходе досудебного производства по уголовному делу // Вестник МВД. — 2009. — № 1.
  2. Александров, А. С. К вопросу о создании единого Следственного комитета // Вестник Саратовской государственной академии права. — 2010. — № 6 (76).
  3. Амирбеков, К. И. Баланс полномочий прокурора и руководителя следственного органа: концептуальный подход // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2013. — № 1 (33).
  4. Андреева, И. А., Зайцева Е. С. История органов внутренних дел России. — Омск. 2017.
  5. Бабич, Н. В. Особенности отдельных современных концепций и моделей организации и деятельности следственного аппарата России // Евразийская адвокатура. — 2018. — № 4 (35).
  6. Баев, О. Я. Избранные работы по проблемам криминалистики и уголовного процесса. — М., 2011.
  7. Балязин, В. Н. Неофициальная история России. — М. 2013.
  8. Газетдинов, Н. И. Правоохранительные органы Российской Федерации. — Казань. 2014.
  9. Дмитриенко, А. В. Правоохранительные органы. — М. 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): следственный комитет, прокуратура, возможность, Генеральный прокурор, дело, преступление, расследование преступлений, Руководство следствием, следователь полиции, Следственное управление.


Похожие статьи

Актуальные проблемы взаимодействия органов прокуратуры...

Руководитель следственного органа наделен полномочиями, ранее принадлежавшими прокурору, связанными с процессуальным руководством. Вместе с тем, прокурор лишен своего процессуального права — возбуждать уголовные дела, давать согласие следователю...

Соотношение функций единого следственного комитета...

Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я Чайка является сторонником создания

Но у прокурора всегда должна быть возможность взаимодействовать со следователем...

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве...

Прокурор утратил руководящую роль при осуществлении уголовного преследования органами предварительного следствия, за прокурором сохранены лишь функция процессуального руководства дознанием. В то же время прокуратура всегда оставалась тем учреждением...

Реализация уголовного преследования Прокуратуры РФ...

Чуть позже Следственный комитет и Генпрокуратура разошлись в вопросе уголовного преследования заместителя министра финансов Сергея Сторчака. В прокуратуре сомневались в составе преступления и в итоге отменили [3] второе дело, заведенное на чиновника.

Структурные особенности следственных органов РФ

Руководство деятельностью Следственного комитета РФ осуществляет Президент РФ.

На сегодняшний день функционируют 84 Главных следственных управлений Главных

следственно-оперативная группа, расследование преступлений, РФ, Российская Федерация...

Правовые меры по совершенствованию прокурорского надзора за...

В данной статье рассматривается вопрос взаимодействия прокурора с органами предварительного следствия. Предложены правовые меры по совершенствованию прокурорского надзора за предварительным следствием. Авторы приходят к выводу, что...

О проблемах функций прокурорского надзора при соотношении...

Следователи работают в Следственном комитете РФ. Это следственный орган, который был. Все следователи при расследовании

Все следователи при расследовании уголовных дел, не зависимо от ведомства. Следователь — фигура самостоятельная, так как он является...

Проблемы реализации процессуальной самостоятельности...

Ключевые слова: процессуальная самостоятельность следователя, следователь, руководитель следственного органа, прокурор.

Важнейшим участником реализации поставленных органами предварительного следствия задач является следователь.

Расследование преступлений, как самостоятельная функция...

Общеизвестно, что при расследовании преступлений следователь собирает доказательства по уголовному делу, которые носят как обвинительный, так и оправдательный характер. Кроме того, п.п. 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 73 УПК РФ обязывают следователя доказывать обстоятельства...

Похожие статьи

Актуальные проблемы взаимодействия органов прокуратуры...

Руководитель следственного органа наделен полномочиями, ранее принадлежавшими прокурору, связанными с процессуальным руководством. Вместе с тем, прокурор лишен своего процессуального права — возбуждать уголовные дела, давать согласие следователю...

Соотношение функций единого следственного комитета...

Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я Чайка является сторонником создания

Но у прокурора всегда должна быть возможность взаимодействовать со следователем...

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве...

Прокурор утратил руководящую роль при осуществлении уголовного преследования органами предварительного следствия, за прокурором сохранены лишь функция процессуального руководства дознанием. В то же время прокуратура всегда оставалась тем учреждением...

Реализация уголовного преследования Прокуратуры РФ...

Чуть позже Следственный комитет и Генпрокуратура разошлись в вопросе уголовного преследования заместителя министра финансов Сергея Сторчака. В прокуратуре сомневались в составе преступления и в итоге отменили [3] второе дело, заведенное на чиновника.

Структурные особенности следственных органов РФ

Руководство деятельностью Следственного комитета РФ осуществляет Президент РФ.

На сегодняшний день функционируют 84 Главных следственных управлений Главных

следственно-оперативная группа, расследование преступлений, РФ, Российская Федерация...

Правовые меры по совершенствованию прокурорского надзора за...

В данной статье рассматривается вопрос взаимодействия прокурора с органами предварительного следствия. Предложены правовые меры по совершенствованию прокурорского надзора за предварительным следствием. Авторы приходят к выводу, что...

О проблемах функций прокурорского надзора при соотношении...

Следователи работают в Следственном комитете РФ. Это следственный орган, который был. Все следователи при расследовании

Все следователи при расследовании уголовных дел, не зависимо от ведомства. Следователь — фигура самостоятельная, так как он является...

Проблемы реализации процессуальной самостоятельности...

Ключевые слова: процессуальная самостоятельность следователя, следователь, руководитель следственного органа, прокурор.

Важнейшим участником реализации поставленных органами предварительного следствия задач является следователь.

Расследование преступлений, как самостоятельная функция...

Общеизвестно, что при расследовании преступлений следователь собирает доказательства по уголовному делу, которые носят как обвинительный, так и оправдательный характер. Кроме того, п.п. 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 73 УПК РФ обязывают следователя доказывать обстоятельства...

Задать вопрос