Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям внешнего мира | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 20.02.2022

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Хамраева, З. М. Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям внешнего мира / З. М. Хамраева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88936/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье проанализированы основные институты социализации детей раннего возраста, описан процесс социальной адаптации детей, освещены основные педагогические взгляды на социальную адаптацию дошкольников и их актуализация в соответствии с вызовами современного общества.

Ключевые слова: социальная адаптация, ранний возраст, институт социализации, личностный рост, синдром дефицита внимания, гиперактивность, социальная депривация.

Особую актуальность проблема социальной адаптации ребенка приобрела в условиях глобализации и информатизации общества, когда наряду с эволюционными процессами появилась проблема ценностных ориентиров. Реалии современности ставят перед нынешними детьми и их родителями новые и сложные требования по социализации нового поколения. Социальная адаптация, как часть процесса социализации, является сложным процессом приспособления маленькой личности к новым, еще совсем незнакомым ей условиям окружающей действительности. Исследование периода социальной адаптации в раннем возрасте очень важно, поскольку дает возможность осуществить проверку социально-психологической подготовки ребенка к дальнейшему ее становлению и развитию в мире, постоянно меняющемся. Итак, актуальность данной статьи обусловлена необходимостью поиска новой методики социальной адаптации детей раннего возраста в современном информационном обществе.

Проблема социальной адаптации широко и многогранно представлена в исследованиях многих ученых, в частности: Г.Балла, Б.Вульфова, Д.Кона, М. Лещенко, А.Мудрик, В.Мушинського и др.

Исследованию особенностей периода раннего возраста детей в педагогической науке уделено значительное внимание ученых, среди которых труды: Козлова С., Лисиной М., Лупан С., Павлова Л., Пентли Е., Спока Б., Томас Э., Шафер Е., Щелованова М. и др.

Целью данной статьи является теоретический анализ основных педагогических взглядов на социальную адаптацию ребенка и их актуализация в соответствии с требованиями современного общества.

Энциклопедия образования трактует социальную адаптацию как процесс и результат приспособления человека к условиям социальной среды и одновременно частичное приспособление самой среды к человеку с целью гармоничного сосуществования [2]. Общество конца ХХ — начала ХХI века принято считать информационным. Появление новых информационных технологий, обусловило перераспределение педагогических акцентов в воспитании. Технологизация современного быта все больше вытесняет одно из важнейших средств воспитания — непосредственное общение родителей с детьми. Такое неравноценное замещение в раннем возрасте может быть особенно вредным, ведь успешность адаптации маленькой личности, в первую очередь, зависит от активной позиции взрослых.

Ранний возраст характеризуется наличием кризисов в личностном росте ребенка, вызываемом возникновением противоречий между его стремлениями и возможностями. Ребенок является уже достаточно взрослым для того, чтобы выделять себя среди других. Он начинает активно апробировать различные социальные роли, формирует умения и навыки, необходимые для самостоятельной жизни. Основной базой запуска этого механизма является получение информации и активное участие в нем взрослых.

Выдающийся польский педагог, детский врач, писатель, гуманист Януш Корчак осветил основополагающие принципы формирования, развития и становления гармоничной личности на дидактических принципах. Рассматривая каждого ребенка не просто как объект педагогического воздействия, а как отдельный уникальный мир со множеством потенциальных возможностей, Корчак подчеркивал, что не нужно формировать из детей одинаковые элементы общества, как и поощрять анархические проявления эгоизма. Необходимо создать такие условия для восприятия целостной реальности, когда каждая личность связана с другими. Речь идет о развитии врожденного человеческого потенциала, который дети проявляют с раннего детства. Таков гармонизированный процесс социальной адаптации, когда ребенку не мешают учиться, взаимодействовать, ошибаться, исправлять ошибки, устанавливать контакты, просто любить, одновременно предоставляя необходимую информацию для успешного личностного роста.

Проблему социальной адаптации детей в раннем детстве частично углубляют психофизиологические особенности этого возраста. Физиологически в этот период, охватывающий возрастной промежуток от 1-го до 3-х лет, происходит блокировка активности правого полушария мозга. Активность правого полушария присуща всем людям от рождения, она ориентирована на восприятие многомерного пространства, формирование в сознании человека единой, целостной картины мира. Однако, начиная с раннего детства, его активность блокируется всем воспитательным процессом, поскольку характер воздействия на детей их правого полушария не воспринимается взрослыми людьми с активным левым полушарием [4, с.8]. С психологической точки зрения, кардинальные преобразования происходят в высшей нервной системе и поведении. Ребенок проявляет упрямство, негативизм, протест, обесценивание взрослых, что является прямым свидетельством его желания самостоятельно апробировать свои возможности в жизненном пространстве. Ко всему же, в современном глобализированном мире, где постоянно происходит ускорение жизни, дети часто имеют признаки импульсивности и гиперактивности.

У педагогически невооруженных родителей такое поведение иногда вызывает подозрение о нарушении психофизиологического развития. Начинается усиленное воспитание и поиск педагогических пробелов. Часто в таких случаях детям устанавливаются медицинские диагнозы, и страшнее — начинается лечение психотропными препаратами. Сегодня, распространена практика лечения детей с так называемым СДУ (синдром дефицита внимания) и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Причины такого поведения современные исследователи часто связывают с высоким уровнем информатизации общества и, как следствие, перенасыщением нефильтрованной информацией чувствительного детского мозга [1, с. 20]. Однако, часто такие синдромы проявляются из-за банального желания ребенка быть услышанным в своем нереализованных мире, чувствовать родительскую любовь, вызвать уважение.

Как отмечает Я. Корчак в психологическом аспекте проблемы — родителей часто злит то, что ребенок посягает на их покой, настраивает против себя, разрушает привычки, отнимает время и мысли. Ребенок сигнализирует о нехватке внимания, когда провоцирует смуту, ведь это заметно и дольше остается в памяти. Исследования показывают, что современные родители довольно часто тратят свободное время не на общение с детьми, а на отдых. Альтернативой детского одиночества стали информационные технологии и носители информации, которые постепенно берут на себя воспитательные функции. Ища что-то, что поможет найти себя — дети углубляются в виртуальный мир «живых экранов».

Однако, ни одно изобретение технического прогресса не может заменить ребенку родителей. Необходимость родительской любви и внимания в процессе социальной адаптации ярко иллюстрирует явление «социальной депривации» (недостаток социальной, эмоциональной, сенсорной стимуляции развития ребенка). Оно детерминируется как следствие влияния социальной изоляции на развитие сознания ребенка. Примером такого влияния является характеристика детей, воспитывающихся в детских домах. В отличие от детей, растущих в семье, дети-сироты характеризуются нарушением физического и психического развития, способностей, отставанием в учебе, некоммуникабельностью, низким интеллектом, агрессивностью, апатией, странным поведением в целом [5, с. 144].

Основным институтом социализации в период раннего возраста является семья. К сожалению, бешеный ритм современной жизни часто не оставляет достаточно времени взрослым на общение с детьми. Большую же часть времени малышу необходимо проводить с матерью — она играет основополагающую роль в процессе его социальной адаптации. Мать имеет высшую власть может разрешить или запретить, она решает, чем заняться и куда пойти, формирует представление о хорошем и плохом. Мама всегда рядом дома, наблюдает за играми на детской площадке, принимает участие в решении недоразумений со сверстниками, а также отслеживает поведение малыша, по словам воспитателей детского сада. От мамы ничего нельзя скрыть, потому авторитет матери в период раннего возраста является неоспоримым.

Гендерную проблематику в процессе социализации детей раннего возраста четко можно проследить в отношениях «сын — мама». «Я сама» часто говорят мальчики, пытаясь подражать матери. Они настойчиво красят губы у зеркала и берутся за веник на кухне. Позже, когда малыш окрепнет, папа начнет проводить больше общего времени с сыном — поведет его на футбольный стадион, позволит сесть за руль в авто — он станет авторитетным примером для подражания.

Наличие в семье дедушки и бабушки значительно расширяет социализирующую среду ребенка. Их положительное влияние на социальную адаптацию ребенка неоспоримо: «Если в семье есть бабушка и дедушка, возможно, это для ребенка лучше. Если мама сегодня сердитая, возможно, бабушка утешит; мама откажется, возможно, бабушка поможет. У бабушки больше времени, — значит, выслушает внимательно. Интересно рассказывают пожилые люди. И вообще, как это неудивительно: бабушка помнит маму маленькой девочкой, а папы — молодым парнем. А еще раньше бабушка сама была ребенком. Помнит старые времена. Другими тогда были улицы, дома, другие лампы и часы, даже люди были другие. Не было многих изобретений и книг, игрушек, развлечений…» [3, с. 212].

В период от одного с половиной до двух лет ребенок совершенствует свои познания и навыки, определяет свое место в среде, привыкает к самообслуживанию. Освоение языка позволяет свободно контактировать с окружающими людьми. Язык начинает выполнять коммуникативную функцию, позволяющую малышу выражать свои чувства. В этот период ребенок идет на первые осознанные контакты со сверстниками.

На улице, на детских площадках ребенок попадает в круг себе подобных, где начинается формирование первых коммуникативных связей. И это очень важно для маленькой личности, ведь вскоре придется ходить в детский сад или школу, где не будет пристального надзора и помощи привычных близких людей. Коллектив учит маленького человека волевому поведению, умению соотносить свои желания с желаниями других детей и требованиями взрослых.

Важными с точки зрения социальной адаптации в коллективе является общение и приобретение первого социального опыта. Находясь между сверстниками, ребенок учится общаться с другими детьми, отстаивать свое собственное мнение и прислушиваться к чужому. У него формируется не только система представлений об окружающем мире, но и о самом себе: о своих действительных способностях и возможностях, которые могут оценить не только мама и папа, но и другие люди и, прежде всего, сверстники.

Выводы. Базовые наработки отечественной педагогики в контексте проблемы становления личности актуальны и сегодня. Неоспорима важность влияния общества на формирование личности, диктующая необходимость создания более совершенных условий для социализации и адаптации ребенка. Необходимо подчеркнуть важность внимательного отношения взрослых к личности ребенка. Для реализации цели — становление ребенка, как полноценной, социально-активной единицы необходимо умело использовать ресурсы детского коллектива. Отсутствие в теории педагогики единой универсальной концепции социальной адаптации личности требует дальнейшего развития теоретических, технологических и организационных основ социально-педагогической работы с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями современного информационного общества.

Литература:

  1. Баркан А. Дети нашего времени / А. Баркан. — М.: АСТ, Астрель, 2010, 411 с.
  2. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х томах / Под ред. С. Я. Батышева. — М., АПО. 1998.
  3. Корчак Я. Как любит ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. — М.: Полиздат, 1990. — 493 с.
  4. Кудрик Л., Сурмяк Ю. Индиго. Дети нового сознания. Пособие для учителей, воспитателей и родителей. — Львов: СПОЛОМ, 2008. — 176 с.
  5. Мушинский В. Психологические особенности детей, воспитывающихся вне семьи // Социальный педагог (Школьный мир). — М.: Изд. дом «Школьный мир», 2009. — № 2. — с.33–37
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, социальная адаптация, ребенок, маленькая личность, раннее детство, синдром дефицита внимания, социальная адаптация детей, социальная адаптация ребенка, детский сад, правое полушарие.


Похожие статьи

Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста...

Библиографическое описание: Синяпкина, Е. И. Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО / Е. И

детский сад, ребенок, социальный опыт, Ранний возраст, развитие личности ребенка, особенность взаимоотношений, институт...

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям...

Детский сад — это новая ступень в жизни ребенка, первый опыт коллективного общения. Новая обстановка, незнакомые люди, определенные правила — все это вызывает у ребенка определенные реакции, эмоции и вследствие этого период адаптации у каждого происходит...

Адаптация детей раннего возраста в условиях дома ребёнка

Адаптация детей раннего возраста может быть лёгкой, средней тяжести и тяжёлой. Основные этапы привыкания подразделяются на острый

адаптация, социально-психологическая адаптация, процесс адаптации, период адаптации, адаптация личности, социальная среда...

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего...

 В статье рассматриваются вопросы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, рассмотрены формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям. На основе экспериментального исследования составлены рекомендации по адаптации детей...

Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой.

Адаптация — это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано очень много механизмов на...

Проект по адаптации детей раннего возраста к ДОУ...

Ключевые слова: детский сад, адаптация детей, ранний возраст. Адаптация детей к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно, в частности, происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных...

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду

Дети слишком заняты собой и ждут внимания только к себе. Систематические занятия постепенно дадут свои положительные всходы, а в

В каком бы возрасте ребёнок не поступал детский сад, надо помнить: сравнительная безболезненность адаптации к новым условиям...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям...

Адаптация — это активный процесс, который приводит к позитивным или негативным

Проблема адаптации младшего дошкольника к детскому саду не является новой и давно

К вопросам социальной адаптации детей в дошкольных учреждениях обращались Р. В...

Профилактическое взаимодействие детского учреждения и семьи...

детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду. Ключевые слова: детский сад, адаптация, адаптационный период, дезадаптация, мотивация, социальный опыт, ранний...

Похожие статьи

Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста...

Библиографическое описание: Синяпкина, Е. И. Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО / Е. И

детский сад, ребенок, социальный опыт, Ранний возраст, развитие личности ребенка, особенность взаимоотношений, институт...

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям...

Детский сад — это новая ступень в жизни ребенка, первый опыт коллективного общения. Новая обстановка, незнакомые люди, определенные правила — все это вызывает у ребенка определенные реакции, эмоции и вследствие этого период адаптации у каждого происходит...

Адаптация детей раннего возраста в условиях дома ребёнка

Адаптация детей раннего возраста может быть лёгкой, средней тяжести и тяжёлой. Основные этапы привыкания подразделяются на острый

адаптация, социально-психологическая адаптация, процесс адаптации, период адаптации, адаптация личности, социальная среда...

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего...

 В статье рассматриваются вопросы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, рассмотрены формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям. На основе экспериментального исследования составлены рекомендации по адаптации детей...

Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой.

Адаптация — это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано очень много механизмов на...

Проект по адаптации детей раннего возраста к ДОУ...

Ключевые слова: детский сад, адаптация детей, ранний возраст. Адаптация детей к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно, в частности, происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных...

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду

Дети слишком заняты собой и ждут внимания только к себе. Систематические занятия постепенно дадут свои положительные всходы, а в

В каком бы возрасте ребёнок не поступал детский сад, надо помнить: сравнительная безболезненность адаптации к новым условиям...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям...

Адаптация — это активный процесс, который приводит к позитивным или негативным

Проблема адаптации младшего дошкольника к детскому саду не является новой и давно

К вопросам социальной адаптации детей в дошкольных учреждениях обращались Р. В...

Профилактическое взаимодействие детского учреждения и семьи...

детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду. Ключевые слова: детский сад, адаптация, адаптационный период, дезадаптация, мотивация, социальный опыт, ранний...

Задать вопрос