Графический диктант с использованием технологии сотрудничества на уроках в начальной школе в рамках ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 17.02.2022

Статья просмотрена: 368 раз

Библиографическое описание:

Петрова, Е. С. Графический диктант с использованием технологии сотрудничества на уроках в начальной школе в рамках ФГОС / Е. С. Петрова, Е. Г. Рачеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 192-195. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88915/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье представлен материал по организации работы детей с графическими диктантами в группах в условиях реализации ФГОС НОО из личного опыта учителей начальных классов.

Ключевые слова: технология сотрудничества, графический диктант, ФГОС НОО, деятельность, работа в группах.

Когда — то очень давно ещё в конце 19 века английский философ Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования — это не знания, а действия».

Ведь теперь важнейшую роль в образовании дана учителю, который должен не только быть готовым дать новый учебный материал, но и осваивать новые информационные технологии, технологии работы с детьми, которые появляются с огромной скоростью.

При обучении младших школьников не надо забывать о том, что каждый ребенок-это отдельная личность со своими идеями, устоями, принципами и воспитанием. В наше новое время информационных технологий, когда гаджеты есть у каждого, дети перестали общаться друг с другом, перестали думать, размышлять. Мы считаем, что главной целью учителей теперь становится научить детей общаться между собой, уметь высказывать свою точку зрения, уметь отстаивать её. На своих уроках мы часто используем технологию сотрудничества, которая подразумевает работу в группах (как малых, так и средних). Группы могут быть разно численными. Даже детей, работающих в паре, тоже можно назвать группой.

Мы вводим технологию сотрудничества с начала учебы детей в школе.

С работой в группе дети были знакомы еще с детского сада, где дети разбивались на группы по интересам, играли группами, делали какую-то творческую работу. В школе же дети учатся учиться вместе, помогать друг другу, делиться своим мнением. Таким образом, групповая работа в классе отличается от групповой работы детского сада.

Конечно, при формировании групп нужно учитывать личные качества учащихся, их характер, уровень знаний.

На своих уроках с первого класса мы часто применяем технологию сотрудничества.

Главная идея обучения в сотрудничестве: учиться вместе, а не просто выполнять что — то вместе.

В группе назначают ответственного (спикера) или капитана команды и ему в помощь эксперта — консультанта. Эти ученики руководят работой группы, оказывают помощь тому, кому она требуется, и контролируют выполнение заданий.

Прежде чем работать в группе, необходимо всех ознакомить с правилами работы, а в дальнейшем придерживаться этих правил.

Правила работы в группе.

– в группе должен быть ответственный.

– работать должен каждый на общий результат.

– один говорит, другие слушают.

– своё несогласие высказывай вежливо.

При подготовке урока, в котором будет присутствовать технология сотрудничества, нужно очень правильно и точно рассчитать время на формирование группы, повторение правил работы в группе, выполнение самой работы. Ведь при работе в группах иногда очень много времени уходит на организацию и объяснение темы, по которой предстоит работа. На своем опыте мы убедились, что групповая работа может занимать от 10 до 30 минут, поэтому времени на объяснение новой темы остается очень мало. Лучше всего проводить работу в группах на роках повторениях пройденного материала, или на уроках-викторинах.

В первом классе наиболее удачной и интересной работой является работа с графическими диктантами, ведь очень важно в первом классе развивать пространственную ориентацию детей. При написании графических диктантов у детей развиваются такие качества как усидчивость, аккуратность, точность и концентрация внимания. Ведь сделав ошибку, или не услышав команду учителя во время написания графического диктанта, целостность изображения уже теряется.

На своих уроках мы очень часто делаем диктанты не просто графическим изображением, а самым настоящим произведением. После написания каждого рисунка, детям предлагается нарисовать картину вокруг изображения. Например, при написании графического диктанта «Танк» (накануне праздника 23 февраля), дети нарисовали вокруг поле боя, на танке изобразили флаг страны и т. п. В качестве информации мы рассказали детям об истории знаменитого танка Т-34, поговорили о профессии танкиста. Давая такие задания, мы не просто развиваем графические и пространственные навыки, но еще и развиваем кругозор детей, т. к. нужно вспомнить ареал обитания (для животных), как выглядит тот или иной рисунок (детали).

В графических диктантах очень часто используем технологию сотрудничества. Для чего спросите вы! Ответ очень прост. Ежедневно дети слышат одну и туже речь учителя, которая со временем «приедается» детям. В это время на помощь приходит технология сотрудничества и графические диктанты.

Связать и объединить эти два понятия очень легко и просто. Обычно детям дается задание придумать (заранее) графический диктант и продиктовать его своим одноклассникам. В ходе такой работы дети слышат речь другого человека, учатся слышать своих сверстников. Детям, которые выступают в роли учителя тоже становится интересно, и они тоже получают знания и умения. Во-первых, дети учатся выступать на публике, перед всем классом. Во-вторых, развивается пространственное мышление. В-третьих, детям иногда нужно почувствовать себя кем-то более важным, чем свои сверстники. Особенно это идёт на пользу «тихим» ученикам, которые стесняются, замыкаются в себе, бояться говорить. В процессе работы над графическими диктантами, опыт показывает, что у детей начинает проявляться интерес не только к написанию графических диктантов, но и к обучению в целом. Им становится интересно открывать что-то новое. Дети начинают помогать своим сверстникам, находят больше друзей среди своих одноклассников. И конечно же с нетерпением ждут нового задания от учителя.

Графические диктанты бывают разной сложности, от простых графических рисунков, до сложных изображений с написанием диагональных линий. Самым простым графическим диктантам детей учат в детском саду, в школе же дети пишут более сложные. Во втором-четвертых классах уже можно вводить диктанты с диагональными линиями.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/12/s_5e93590e8b02c/1415433_4.png https://i.pinimg.com/736x/9b/b9/6d/9bb96d31f5d795d8528d83779bce96ca.jpg

Остановимся на технике проведения графических диктантов в первом классе.

  1. Определить границы рисунка, который должен получиться в конечном итоге. (это нужно для того, чтобы работа уместилась полностью)
  2. Заинтересовать детей перед диктантом (найти загадку, ребус, картинку)
  3. При диктовке соблюдать ритм, не читать слишком быстро (чтобы успели все дети) и слишком медленно (детям просто станет неинтересно)
  4. После написания диктанта можно украсить работу.
  5. Заранее подготовленные ученики могут рассказать информацию классу о нарисованном объекте.

Графические диктанты — это очень действенный и эффективный метод в работе с детьми, который действительно может принести положительные результаты. Необходимо лишь проявить свое творчество, создать для детей сказочную картину, полную фантазий и вдохновения.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, технология сотрудничества, группа, диктант, работа, графический диктант, групповая работа, детский сад, класс, правило работы.


Ключевые слова

деятельность, ФГОС НОО, технология сотрудничества, графический диктант, работа в группах

Похожие статьи

«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости...)

Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И...

Голубь В. Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5–7 лет. ВАКО, 2007.

Рахманова Е. М. «Графические диктанты для дошкольников», М.: Владос, 2008.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших...

Помимо групповой работы, с детьми, имеющими трудности в общении, проводилась индивидуальная работа.

Эта работа проводилась в тесном взаимодействии с воспитателями группы. Ведь обучение игровым навыкам еще не гарантирует, что ребенок будет принят в игру.

Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет...

В результате этой работы мы получили четыре наглядных модели сотрудничества, по которым дети могут осуществлять деятельность самостоятельно. При анализе модели дети приходят к выводу: задания могут быть разными, но «выглядит» модель одинаково.

Система работы с графическими диктантами на логопедических...

Нами рассмотрена система работы с графическими диктантами, которая состоит из 4 х блоков

Так же начиная графический диктант, исходную точку выполнения задания ставит педагог. Важно отслеживать все детские работы, чтобы они не допускали ошибок и не...

Развитие сотрудничества дошкольников... | Молодой ученый

Совместная работа организуется в парах, т.к. работа более крупными группами пока слишком сложна для ребят. Сотрудничество обязательно организуется по определенным правилам и в соответствии со способом (открытым детьми в ходе дискуссии) решения конкретной задачи.

Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного...

Перспективный план по взаимодействию детей старшего и младшего возраста в ДОУ.

Использовались такие технологии как работа в парах, работа в малых группах, интервью.

Результатом нашей работы стала дружба и общение детей разного дошкольного возраста.

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по...

На более поздних этапах работы по формированию пространственных представлений логопед поворачивается лицом к детям, и дети определяют

— «Графический диктант». Рисование на доске по клеточкам различных предметов, орнаментов, букв по инструкции логопеда.

Особенности работы воспитателя в группе комбинированной...

В статье раскрывается суть работы воспитателей в группе комбинированной направленности, задачи, формы работы.

Библиографическое описание: Кузнецова, Т. Д. Особенности работы воспитателя в группе комбинированной направленности / Т. Д. Кузнецова.

Технология коллективного взаимодействия как способ развития...

 взаимные диктанты в парах сменного состава;  разучивание стихотворений

Групповая работа — посадка по 4 или по 6 человек; Защита проектов — посадка в два ряда

Учет знаний при работе по технологии КСО ведется на специальных оценочных листах, которые имеются у...

Похожие статьи

«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости...)

Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И...

Голубь В. Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5–7 лет. ВАКО, 2007.

Рахманова Е. М. «Графические диктанты для дошкольников», М.: Владос, 2008.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших...

Помимо групповой работы, с детьми, имеющими трудности в общении, проводилась индивидуальная работа.

Эта работа проводилась в тесном взаимодействии с воспитателями группы. Ведь обучение игровым навыкам еще не гарантирует, что ребенок будет принят в игру.

Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет...

В результате этой работы мы получили четыре наглядных модели сотрудничества, по которым дети могут осуществлять деятельность самостоятельно. При анализе модели дети приходят к выводу: задания могут быть разными, но «выглядит» модель одинаково.

Система работы с графическими диктантами на логопедических...

Нами рассмотрена система работы с графическими диктантами, которая состоит из 4 х блоков

Так же начиная графический диктант, исходную точку выполнения задания ставит педагог. Важно отслеживать все детские работы, чтобы они не допускали ошибок и не...

Развитие сотрудничества дошкольников... | Молодой ученый

Совместная работа организуется в парах, т.к. работа более крупными группами пока слишком сложна для ребят. Сотрудничество обязательно организуется по определенным правилам и в соответствии со способом (открытым детьми в ходе дискуссии) решения конкретной задачи.

Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного...

Перспективный план по взаимодействию детей старшего и младшего возраста в ДОУ.

Использовались такие технологии как работа в парах, работа в малых группах, интервью.

Результатом нашей работы стала дружба и общение детей разного дошкольного возраста.

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по...

На более поздних этапах работы по формированию пространственных представлений логопед поворачивается лицом к детям, и дети определяют

— «Графический диктант». Рисование на доске по клеточкам различных предметов, орнаментов, букв по инструкции логопеда.

Особенности работы воспитателя в группе комбинированной...

В статье раскрывается суть работы воспитателей в группе комбинированной направленности, задачи, формы работы.

Библиографическое описание: Кузнецова, Т. Д. Особенности работы воспитателя в группе комбинированной направленности / Т. Д. Кузнецова.

Технология коллективного взаимодействия как способ развития...

 взаимные диктанты в парах сменного состава;  разучивание стихотворений

Групповая работа — посадка по 4 или по 6 человек; Защита проектов — посадка в два ряда

Учет знаний при работе по технологии КСО ведется на специальных оценочных листах, которые имеются у...

Задать вопрос