Принудительные работы как альтернатива лишению свободы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 17.02.2022

Статья просмотрена: 172 раза

Библиографическое описание:

Блюменталь, О. И. Принудительные работы как альтернатива лишению свободы / О. И. Блюменталь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88914/ (дата обращения: 02.05.2024).



В настоящее время наблюдается значительное несоответствие исправительной системы России общепринятым мировым стандартам, в ее основе отсутствует главный компонент — перевоспитание преступника, что влечет за собой совершением им повторного преступления, а также совершения преступления при нахождении лица в местах лишения свободы. Одним из способов предупреждения указанного преступного поведения является применение принудительных работ в качестве альтернативной меры наказания.

Ключевые слова: преступление, преступник, лишение свободы, исправительные учреждения, принудительные работы.

At present, there is a significant discrepancy between the correctional system of Russia and generally accepted international standards, it is based on the absence of the main component — the re-education of the offender, which entails the commission of a repeat crime, as well as the commission of a crime when a person is in prison. One of the ways to prevent this criminal behavior is the use of forced labor as an alternative measure of punishment.

Keywords: crime, criminal, imprisonment, correctional institutions, forced labor.

Становление и развитие исполнения наказания в виде лишения свободы в любой стране мира происходили на основе определенной пенитенциарной системы. Среди наиболее известных можно выделить пенсильванскую (филадельфийскую) и прогрессивную (ирландскую) тюремные системы. Пенитенциарная система России — одна из крупнейших в мире. Согласно действующему законодательству Российской Федерации, исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия [1].

Понятие исправления трактуется по-разному. Как подчеркивает И. П. Башкатов, что в основе исправления личности лежит самоискупление — раскаяние и самоосуждение, терпеливое перенесение наказания, установка на правоправное поведение, поскольку многие отбывшие наказание не только не раскаиваются, но и еще больше утверждаются в своих криминальных намерениях [2, 10]. Идея пенитенциарности возникла в США как противопоставление внутреннего внешнему. Пенитенциарность — это исправление преступника через его раскаяние.

Поскольку воспитательная работа организуется в специальных условиях с лицами, преступившими закон, наиболее важные вопросы подлежат правовой регламентации. Однако вследствие того, что она в основном носит педагогический характер, законодатель не преследует цели урегулировать все формы и методы ее организации. По мнению В. В. Владимирова и Л. А. Сухинской [3, 16], важным направлением воспитательной работы является формирование у осужденных добросовестного и добропорядочного отношения к труду, которое предполагает, прежде всего, изменение их негативных взглядов на роль труда и его назначение, воспитание у осужденных трудовых навыков и привычек, профессиональных качеств, осознанной потребности в труде, выработку отношения к нему, как к социальной и личностной ценности, источнику благополучия каждого гражданина и общества. Воспитание добросовестного отношения к труду предопределяет и формирование у осужденных уважительного отношения к собственности, т. е. искоренения из их сознания иждивенческих настроений, стремления жить за счет других. Особую важность это направление в воспитательной работе приобретает, когда речь идет о воспитании лиц, осужденных за корыстные преступления: преступления против собственности, в сфере экономической деятельности.

Основные направления воспитательной работы с осужденными к лишению свободы реализуются через определенные формы, система которых установлена уголовно-исполнительным кодексом. К ним относится: правовое, трудовое, нравственное и физическое воспитание.

На сегодняшний день можно проследить значительное уменьшение числа заключенных. Сокращение числа заключенных в основном связано с тем фактом, что суды реже выносят приговоры о тюремном заключении за мелкие преступления и, как правило, применяют другие наказания (такие как наказания, не связанные с лишением свободы — принудительные работы, или исправительные работы). Это также было вызвано демографическими изменениями в российском обществе: депопуляцией и старением населения. К другим факторам относится закрытие значительного числа исправительных колоний с наименее строгим режимом (за последние восемь лет было закрыто почти четверть от общего числа таких колоний). Как следствие, переполненность тюрем снизилась лишь незначительно, и явного улучшения условий содержания в тюрьмах не произошло. Коэффициент рецидивизма также остается очень высоким: около 63 % заключенных в российских тюрьмах являются рецидивистами [4, 22].

Сущность принудительных работы заключается в том, что осужденный привлекается к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Осужденный помещается в специальное учреждение — исправительный центр (расположенный в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживал или был осужден), где последний обязан соблюдать правила внутреннего распорядка и работать там, куда его направляет администрация исправительного центра, при этом из заработной платы осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда от 5 до 20 процентов, а также возмещаются расходы по их содержанию.

Принудительные работы не могут быть применены, если приговором суда назначено наказание в виде лишения свободы на срок более 5 лет. При замене лишения свободы принудительными работами дополнительное наказание, предусмотренное к лишению свободы, в том числе и в качестве обязательного, не назначается, уточнил требования закона Верховный суд.

Основной проблемой исправительных учреждений и исправительной системы Российской Федерации является отсутствие такого института, как пенитенциарная пробация, который мог бы стать значительным шагом для интеграции национального законодательства к европейскому, а также создание органа, одной из задачей которого является принятие мер, направленных на исправление осужденных и предотвращения совершения ими повторных уголовных правонарушений. Основной целью пробации является не наказание осужденных лиц, а, наоборот, ресоциализация и корректировки социально-психологических свойств преступника путем принятия ряда мер, направленных на формирование уважения к закону и социальной адаптации. Сущность пенитенциарной пробации заключается в том, что законодательство возлагает на субъектов социального патронажа обязанность помощи преступным лицам путем принятия комплекса правовых, экономических, организационных, психологических и других мер, в частности предоставления услуг, направленных на социальную адаптацию. Проблемой отсутствия должной адаптации заключенных является и совершение ими преступлений в самих исправительных колониях.

Преступность в местах несвободы рассматривается нами как составная часть преступности в целом, однако с присущими ей особенностями, динамикой, географией, количественными и качественными показателями. Преступность в местах несвободы — это негативное социально-правовое явление, происходящее в условиях усиленного контроля и надзора, является разновидностью рецидива и выражается в совокупности запрещенных уголовным законом деяний, совершенных осужденными, отбывающими наказание за предыдущее преступление в исправительных колониях. Мы обращаем внимание на то, что эта преступность подрывает авторитет не только правосудия, но и действий администрации исправительной колонии по выполнению криминальных наказаний, и тем самым негативно влияет на исправление и ресоциализацию осужденных. Поэтому альтернативное назначение наказания в виде принудительных работ, по нашему мнению, сможет значительно уменьшить риск совершения преступлений в местах лишения свободы, а также повторного совершения преступлений при освобождении преступника.

Таким образом, одной из основных функций исправительных учреждений является перевоспитание социально-опасного лица, адаптация его после исправительной колонии. К сожалению, в настоящее время в Российской Федерации практически отсутствует последний компонент, что зачастую приводит к ситуации, когда вышедший из исправительных учреждений бывший заключенный совершает преступление вновь или совершает преступления еще находясь в исправительной колонии, по нашему мнению, борьба с данной проблемой заключается в применении к виновному лицу наказания в виде принудительных работ.

Литература:

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Российская газета, № 9, 16.01.1997.
  2. Башкатов И. П. Социально-психологические методы изучения личности и групп, осужденных в ВТК. — М., 1986. — 230 c.
  3. Владимиров В. В., Сухинская Л. А. Использование мотивационно-смысловой сферы осужденных. — М.: Днепропетровск, 1994–187 c.
  4. Рунова К. Ресоциализация в местах лишения свободы в России — М.: Институт проблем правоприменения, Москва. 2018–280 c.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, лишение свободы, Российская Федерация, исправительная колония, осужденный, работа, вид лишения свободы, исправительный центр, пенитенциарная пробация, социальная адаптация.


Похожие статьи

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы...

Ключевые слова: осужденные, пенитенциарная система, воспитательные и исправительные учреждения, проблемы бывших осужденных, адаптация

Воспитательный процесс в местах лишения свободы является частью более обширного процесса исправления осужденных.

Технологии социальной работы с осужденными...

Социальную работу с данными категориями лиц необходимо организовывать непосредственно в исправительных учреждениях для подготовки к осовобождению и непосредственно с вышедшими из мест лишения свободы. Социальная работа в местах лишения свободы.

О стадиях ресоциализации и социальной адаптации лиц...

 Ресоциализация и социальная адаптация лиц, осужденных к лишению свободы, представляет

4) Воспитательная работа с осужденным, как средство ресоциализации

Социальная адаптация осужденного к условиям исправительного учреждения, а также...

К вопросу о социальной работе с осужденными

Социальная работа с осужденными является одним из важнейших и перспективных направлений деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. Прогрессивная пенитенциарная практика, международные стандарты исполнения уголовных наказаний...

Воспитательное воздействие на лиц, приговоренных к лишению...

При воспитательной работе лиц, осужденных к лишению свободы необходимо учесть, что изъятие человека из привычной жизни вызывает

Воспитательная колония (ВК) – это исправительное учреждение для несовершеннолетних осужденных, приговоренных судом к...

лишение свободы, исправительное учреждение, место...

центры социальной адаптации за пределами исправительного учреждения, которые

− лечебно-диагностические центры для лиц, освободившихся из мест лишения свободы

лишение свободы, вид лишения свободы, уголовно-исполнительная система, Кировская...

Проблемы социальной адаптации лиц, раннее отбывших...

После отбывания наказания, в виде лишения свободы, исправительное учреждение переступает человек, с клеймом «судимость». Такое клеймо препятствует социальной адаптации личности в обществе. Большинство осуждённых после отбывания наказания не...

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

Воспитательная колония (ВК) – это исправительное учреждение для несовершеннолетних осужденных, приговоренных судом к лишению свободы, с более мягким режимом и условиями отбывания наказания, учитывающими их психологические, физиологические и...

Роль воспитательно-образовательной среды воспитательных...

Роль воспитательно-образовательной среды воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в

лишение свободы, исправительное учреждение, место лишения свободы, Конституция РФ, осужденный, гражданин...

Похожие статьи

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы...

Ключевые слова: осужденные, пенитенциарная система, воспитательные и исправительные учреждения, проблемы бывших осужденных, адаптация

Воспитательный процесс в местах лишения свободы является частью более обширного процесса исправления осужденных.

Технологии социальной работы с осужденными...

Социальную работу с данными категориями лиц необходимо организовывать непосредственно в исправительных учреждениях для подготовки к осовобождению и непосредственно с вышедшими из мест лишения свободы. Социальная работа в местах лишения свободы.

О стадиях ресоциализации и социальной адаптации лиц...

 Ресоциализация и социальная адаптация лиц, осужденных к лишению свободы, представляет

4) Воспитательная работа с осужденным, как средство ресоциализации

Социальная адаптация осужденного к условиям исправительного учреждения, а также...

К вопросу о социальной работе с осужденными

Социальная работа с осужденными является одним из важнейших и перспективных направлений деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. Прогрессивная пенитенциарная практика, международные стандарты исполнения уголовных наказаний...

Воспитательное воздействие на лиц, приговоренных к лишению...

При воспитательной работе лиц, осужденных к лишению свободы необходимо учесть, что изъятие человека из привычной жизни вызывает

Воспитательная колония (ВК) – это исправительное учреждение для несовершеннолетних осужденных, приговоренных судом к...

лишение свободы, исправительное учреждение, место...

центры социальной адаптации за пределами исправительного учреждения, которые

− лечебно-диагностические центры для лиц, освободившихся из мест лишения свободы

лишение свободы, вид лишения свободы, уголовно-исполнительная система, Кировская...

Проблемы социальной адаптации лиц, раннее отбывших...

После отбывания наказания, в виде лишения свободы, исправительное учреждение переступает человек, с клеймом «судимость». Такое клеймо препятствует социальной адаптации личности в обществе. Большинство осуждённых после отбывания наказания не...

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

Воспитательная колония (ВК) – это исправительное учреждение для несовершеннолетних осужденных, приговоренных судом к лишению свободы, с более мягким режимом и условиями отбывания наказания, учитывающими их психологические, физиологические и...

Роль воспитательно-образовательной среды воспитательных...

Роль воспитательно-образовательной среды воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в

лишение свободы, исправительное учреждение, место лишения свободы, Конституция РФ, осужденный, гражданин...

Задать вопрос