Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 16.02.2022

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Панькова, С. М. Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность / С. М. Панькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 187-192. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88893/ (дата обращения: 29.04.2024).



На современном этапе развития общества возникают новые требования к современному человеку. Возникает новый тип личности, способный к поиску, экспериментированию, готовый творчески решать возникающие проблемы. В связи с этим необходимо воспитание у подрастающего поколения активности, самостоятельности в познании, способности решать проблемы опытно-экспериментальным путем. Поэтому, начиная с дошкольного детства необходимо осуществлять формирование у ребенка навыка экспериментирования. Представленный опыт работы будет актуален и может реализоваться коллегами в практике работы ДОУ.

Ключевые слова: познавательное развитие, экспериментальная деятельность, формы работы, создание условий, взаимодействие с родителями.

Экспериментирование дошкольников получило новый толчок в развитии познавательной деятельности, с введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Её освоение предполагает формирование соответствующих умений, которые могут быть определены как навыки экспериментирования.

В инновационной программе: «От рождения до школы». (Н. Е. Вераксы) говорится, что необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, самостоятельности и инициативности.

По мнению ряда исследователей, одним из универсальных средств, для обнаружения скрытых (внутренних) связей являются практические действия, которые могут выступать в форме экспериментирования как разновидности познавательно-исследовательской деятельности (З. М. Богуславской, Л. А. Венгер, Т. В. Земцовой, О. Л. Князева, Л. Н. Меньшикова Н. Н. Поддьяков)

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование позволяет ребенку намного быстрее и глубоко осваивать предметы и явления, познавать скрытые от внешнего восприятия свойства объектов познания, а также связи между ними. Полученные знания в свою очередь более прочные и действенные.

Анализ научных исследований и психолого-педагогической практики позволил нам выявить противоречиемежду: необходимостью формирования навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали эффективность данной работы с детьми в дошкольной образовательной организации.

Поэтому, очень важно, педагогу владеть всей этой информацией, учитывать её и уметь ею правильно распоряжаться.

Работа по данной теме проводилась на базе МКДОУ «д/с № 26» города Еманжелинска Челябинской области, в которой приняли участие 2 группы старшего дошкольного возраста. На начальном этапе было проведено исследование, с целью выявления исходного уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста навыков экспериментирования, использован комплекс диагностических заданий. Критерии представлены в таблице № 1


Таблица 1

задания

навыки

ситуация

результаты

Экспериментальная группа

Контрольная группа

«Чистая вода»

сформированности навыка определять проблему и цель эксперимента.

«Ребята пошли в поход, им понадобилась чистая вода для приготовления пищи. Ребята решили взять воду из озера. Но увидели, что вода в озере содержит песок, мелкие камешки, растения, глину». После обсуждения ситуации детям задавались следующие вопросы:

1. Что ты сделал бы в такой ситуации? Почему?

2. Как можно получить чистую воду из озера? Почему?

Критерии оценки

Низкий уровень — ребёнок не может определить проблему, не может сформулировать цель, даже при помощи взрослого;

5детей

25 %

6 детей

30 %

Средний уровень — ребенок формулируют цель с небольшой подсказкой взрослого, понимает проблему;

15 детей

75 %

13 детей

65 %

Высокий уровень — ребенок может самостоятельно определить проблему и сформулировать цель эксперимента.

0

0

1 ребенок

5 %

«Сахар»

анализировать проблемную ситуацию, выделяя ее особенности

«Один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила туда два кусочка сахара. Мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар из чашки и съесть его. Однако в чашке сахара не оказалось. Тогда мальчик спросил: «Куда делся сахар?».

Вопросы: «Кто взял сахар?», «Как ты догадался?».

Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «Как это проверить (был ли сахар)?»

Критерии оценки:

Низкий уровень — ребёнок не может даже при помощи взрослого анализировать проблемную ситуацию;

6детей

30 %

10 детей

50 %

Средний уровень — ребенок может анализировать с помощью взрослого проблемную ситуацию, выделяя ее особенности;

13 детей

65 %

10 детей

50 %

Высокий уровень — ребенок может самостоятельно анализировать ситуацию, выделяя ее особенности.

1 ребенок

5 %

0

0

«Почему?»

выдвигать предположения и формулировать гипотезу эксперимента

Экспериментатор предложил ребенку ответить на вопросы: 1. Как ты думаешь, как кошки находят дорогу домой, когда потеряются?

2. Как ты думаешь, может ли снег быть не белым, а черным? Почему?

Критерии оценки:

Низкий уровень — ребёнок затрудняется в выдвижении предположений, даже при помощи взрослого, не формулирует гипотезы;

7 детей

35 %

5 детей

25 %

Средний уровень — ребенок с помощью взрослого высказывает хотя бы одно предположение в предложенных ситуациях, но затрудняется сформулировать гипотезы;

9 детей

45 %

12 детей

60 %

Высокий уровень — ребенок самостоятельно высказывает 2–3 предположения по предложенным ситуациям, формулирует гипотез, содержащие высказанные предположения.

4 ребенка

20 %

3 детей

15 %

«Горячая вода»

планировать свои действия по реализации плана по достижению цели

«Мама захотела пить и попросила сына налить чай. Чайник вскипел. Сын знал, что сильно горячий чай нельзя пить и подумал: «в какую посуду надо налить чай, чтобы он быстрее остыл?» В железную кружку или стеклянный стакан?

Вопросы: 1. Как думаешь, в какой посуде чай быстрее остынет?

2. Что сделал мальчик, чтобы проверить в какую посуду налить чай?

Критерии оценки:

Низкий уровень — ребёнок не помнит о цели, не может планировать эксперимент, даже при помощи взрослого;

5 детей

25 %

6 детей

30 %

Средний уровень — ребенок может совместно со взрослым осуществлять планирование эксперимента, помня о цели работы;

10 детей

50 %

8 детей

40 %

Высокий уровень — ребенок может самостоятельно планировать предстоящий эксперимент, осознанно выбирать действия, строить последовательность действий, в соответствии с целью.

5 детей

25 %

6 детей

30 %

«Вода»

осуществлять действия по намеченному плану

Детям были предложены сахар/соль и 2 стакана с водой., а так же алгоритм эксперимента.

Экспериментатор показывал детям карточку с алгоритмы опыта с водой. После просмотра алгоритмов детям предлагалось ответить на вопросы:

1. Скажи, что нужно делать в этом опыте?

2. Какие действия нужно выполнить сначала, какие потом?

Затем ребенку предлагалось самостоятельно выполнить опыт по алгоритму.

Критерии оценки:

Низкий уровень — ребёнок не может выполнять действия по плану или предложенному алгоритму, даже при помощи взрослого;

4ребенка

20 %

3 ребенка

15 %

Средний уровень — ребенок может с помощью взрослого выполнять действия по плану или по алгоритму;

13 детей

65 %

15 детей

75 %

Низкий уровень — ребенок самостоятельно выполняет все действия, соблюдая их последовательность.

3 ребенка

15 %

2 ребенка

10 %

«Волшебные краски»

– фиксировать и представлять результаты, делать выводы

Экспериментатор предлагал ребенку провести эксперимент с красками — получить новый цвет из красной и желтой красок. Затем предлагалось рассказать о результатах.

Вопросы: Какой результат получился? Что ты узнал? Критерии оценки:

Низкий уровень — ребёнок не может представить результат эксперимента даже при помощи взрослого;

3 ребенка

15 %

4 ребенка

20 %

Средний уровень — ребенок может рассказать о результатах эксперимента с помощью взрослого;

15 детей

75 %

12 детей

60 %

Высокий уровень — ребенок может самостоятельно рассказать о результатах эксперимента.

2 ребенка

10 %

4 ребенка

20 %


На основе полученных данных нами было разработано и внедрено планирование учебной деятельности по экспериментированию и схемы опытов в соответствии с тематическим планирование ДОУ на учебный год по старшему дошкольному возрасту.

Таблица 2

тема недели

№ опыта

Цель

Сентябрь

1неделя ПДД

Опыт № 1«Упрямые предметы»

Знакомство детей с физическим свойством предметов –инерцией

2 неделя Вода. Рыбы.

Опыт № 2«Какая бывает вода»

Формирование представлений детей о свойствах воды

3 неделя Дары осени: ягоды, грибы.

Опыт № 3«Что такое изюм?»

Формирование представлений о свойствах ягод (сочные, мягкие, ароматные и т.п). Знакомство с историей развития приспособлений для выжимки сока

4 неделя Осень. Деревья

Опыт № 4«Почему осенью листья опадают»

Формирование представлений детей о взаимосвязи между расцветкой листа и изменением погоды (осенью холоднее, чем осенью)

5 неделя Осень- чудная пора

Опыт № 5«В тепле и холоде»

Опыт № 6«Почему цветы осенью вянут?»

Формирование представлений детей о благоприятных условиях для роста и развития растений.

Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги.

Октябрь

1 неделя Дары осени: овощи, фрукты

Опыт № 7«Умные растения»

Формирование представлений о способности растений расти в определенном направлении (корень — вниз, стебель — вверх)

2 неделя Путь хлеба

Опыт № 8«Сделай муку как в старину»

«Просеиваем муку через сито»

Формирование представлений о свойствах зерна и муки (твердость — рассыпчатость, клейкость, запах, состав). Знакомство с приспособлениями (жернова, сито, мини-мельница)

3 неделя Животный мир

Опыт № 9«Для чего животным наждачка?

Формирование представлений о приспосабливаемости животных к внешним условиям

4 неделя Зимующие птицы

Опыт № 10«Почему птицы не падают»

Формирование представлений об использовании свойств особенностях внешнего вида птиц, позволяющих приспосабливаться к жизни в окружающей среде

Ноябрь

1 неделя Безопасное поведение в природе

Опыт № 11«Как появляются облака»

Формирование представлений о процессе конденсации

2 неделя Профессии на транспорте

Опыт № 12«Чья машина дальше?»

Формирование представлений о поверхности предметов (бумага, наждачка, дерево)

3 неделя Безопасность в детском саду, дома

Опыт № 13«Загадка черепахи Тортиллы»

Формирование представлений о действии магнитных сил

4 неделя Мои права

Опыт № 14«Что такое вес?»

Формирование представлений о взаимосвязи земного притяжения и веса

Декабрь

1неделя Зима. Признаки зимы.

Опыт № 15«Безопасная дорога»

Закрепление представлений детей о свойствах льда, о влиянии различных веществ на качество льда

2 неделя Гардероб

Опыт № 16«Ткани от Матроскина»

Формирование знаний детей о видах и качествах ткани. (Научить детей устанавливать причинно-следственные связи между назначением и видом материала, закрепить представления о том, что одежда из тех или иных тканей может иметь своё назначение.)

3 неделя Семейный праздник — Новый год.

Опыт № 17«Вода — волшебница»

Формирование представлений детей о свойствах воды

4 неделя Зимние виды спорта

Опыт № 18«Шарик — помощник»

Формирование элементарных представлений об электричестве

5 неделя Животные зимой

Опыт № 19«38 попугаев»

Формирование представлений детей о мерах длинны: условная мерка, единица измерения

Январь

2 неделя Мой дом

Опыт № 20«Мир дерева»

Научить детей узнавать вещи из древесины, познакомить с ее качествами (твердость, структура поверхности — гладкая или шершавая; степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

3 неделя Бытовые приборы

Опыт № 21«Стирка и сушка белья»

Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию

4 неделя Посуда. Продукты питания

Опыт № 22«В мире стекла»

Дать детям возможность узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора, сравнить их качественные характеристики и свойства.

Февраль

1 неделя Народные игрушки

Опыт № 23«Для чего нужны смеси?»

Познакомить детей со смесями, их качествами, свойствами, со способом их изготовления.

2 неделя Труд работников детского сада

Опыт № 24«Куда исчезает вода?»

Вода может впитываться и испаряться

3 неделя Военные

профессии

Опыт № 25«Плавучий предмет»

Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию.

4 неделя Предметное окружение: инструменты

Опыт № 26«Как разделить смеси?»

Расширить представления детей о способах разделения смесей, различных фильтрах

Март

1 неделя Женские профессии

Опыт № 27«Волшебная бумага»

Расширить представления детей о свойствах бумаги (копировальная бумага)

2 неделя Человек. Мое здоровье

Опыт № 28«Коробочка с секретом»

Формировать представления детей о способах снижения громкости звука (звукоизоляции)

3 неделя Мой город

Опыт № 29«Этот удивительный воздух»

Формирование представлений о воздухе и его свойствах.

4 неделя Мой край.

Опыт № 30«Как образуются водоемы»

Формировать представления о свойствах почвы, песка и глины

5 неделя Традиции и обычаи русского народа

Опыт № 31«Юные гончары»

Формировать представления о свойствах почвы, песка и глины

Апрель

1 неделя Весна пришла

Опыт № 32«Растения — живые организмы»

Опыт № 33«Где лучше расти?»

Формировать представления о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений (тепло, вода).

Установить влияние качества почвы на рост и развитие растений.

2 неделя Моя планета. День космонавтики

Опыт № 34 «Почему в космос летают на ракете?»

Опыт № 35 «Как образуются метеоритные кратеры»

Формировать представления о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета

Смоделировать с детьми метеоритный кратер. познакомив со способом его образования.

3 неделя Перелётные птицы

Опыт № 36«Почему говорят «Как с гуся вода?»

Помочь детям установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме

4 неделя Растительный мир весной

Опыт № 37«На свету и в темноте»

Формировать представления о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений (свет).

Май

1 неделя Патриотические праздники

Опыт № 38«Свет сквозь предметы»

Формировать представления о свете и тени; о зависимости образования тени от источника света и предмета, их взаимоположения.

2 неделя Насекомые

Опыт № 39«Могут ли животные жить в земле?»

Формировать представления о наличии условий жизни для животных под землей (воздух, вода, питание)

3 неделя Мониторинг

Опыт № 40«Мир бумаги»

Формировать представления о свойствах и качестве бумаги

4 неделя Безопасное поведение в природе летом

Опыт № 41«Очищаем водоем»

Знакомство с разными способами очистки воды в зависимости от характера загрязнения. Знакомство с понятием «фильтр»

В конце учебного года проведен контрольный эксперимент, где мы использовали те же диагностический задания. Хотелось бы отметить, что в экспериментальной группе в ходе диагностики низкий уровень отсутствует по всем заданиям, а высокий уровень почти у половины группы (15 детей). Дети стали более любознательней, внимательнее и активно применяют полученные знания в самостоятельной деятельности. В контрольной группе результаты незначительно улучшались в сравнении с началом года.

Таким образом, в ходе работы, мы смогли создать определенную систему работы. Данная проблема остается актуальной, мы планируем разработать занятия для всех возрастов.

Литература:

1. Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 № 3

2. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007

3. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 64 с.

4. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 80 с.

5. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. — СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2006. — 64 с.

6. Прохоровой Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.. — М.:АРКТИ, 2003. — 64с.

7. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. № 1.

8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е».Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 128с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, опыт, неделя, формирование представлений, помощь взрослого, высокий уровень, критерий оценки, уровень, формирование представлений детей, развитие растений.


Похожие статьи

Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного...

Процесс формирования знаний о растениях способствует взаимодействию ребенка с природой

Результаты показали следующее: дети имеют представление о растениях, но

После окончания проекта, дети уже знали все циклы роста растений, посаженных на огороде...

Особенности формирования экологических представлений...

Для процесса формирования экологических представлений у детей средней дошкольной группы немаловажную роль играет уголок природы. Организуя уголок в группе, воспитатель должен направлять детей на самостоятельное наблюдение за растениями и животными [7, с...

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего...

В статье изложены результаты изучения уровней экологической компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Дети действовали только по подсказкам и побуждениям взрослого, не могли самостоятельно определить

У 2 детей в группе Б выявлен достаточный уровень, что...

Формирование элементарных экологических представлений...

Формирование элементарных экологических представлений у детей средней группы.

В процессе проведения элементарных опытов нужно подвести детей к пониманию того, что для роста растений

Детско-взрослый проект «К природе прикоснуться можно только...»

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности); – освоение ребенком основополагающих культурных форм

– расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и...

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет...

Проблемой формирования когнитивных способностей у детей с ЗПР занимались К. С. Лебединская, И

Развитие ребёнка — процесс, в котором взаимосвязаны, взаимообусловлены и

К концу курса занятий с помощью системного подхода при выполнении заданий у детей не...

Формирование представлений об окружающем мире...

Средство формирования адекватных представлений и знаний об окружающем мире служит источником первого конкретного багажа знаний и самых запоминающихся, радостных переживаний, которые сопровождают нас в течение всей жизни.

Актуальность формирования представлений о понимании...

Актуальность формирования представлений о понимании сохранения количества у детей

Для выявления уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного

Мышление — это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных.

Диагностика познавательного развития детей старшего...

В данной статье мы описываем особенности диагностики уровня познавательного развития

Критерием оценки сформированности этого уровня активности будет являться наличие у

У дошкольника происходит воспитание интереса к жизни растений, мы показываем детям...

Похожие статьи

Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного...

Процесс формирования знаний о растениях способствует взаимодействию ребенка с природой

Результаты показали следующее: дети имеют представление о растениях, но

После окончания проекта, дети уже знали все циклы роста растений, посаженных на огороде...

Особенности формирования экологических представлений...

Для процесса формирования экологических представлений у детей средней дошкольной группы немаловажную роль играет уголок природы. Организуя уголок в группе, воспитатель должен направлять детей на самостоятельное наблюдение за растениями и животными [7, с...

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего...

В статье изложены результаты изучения уровней экологической компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Дети действовали только по подсказкам и побуждениям взрослого, не могли самостоятельно определить

У 2 детей в группе Б выявлен достаточный уровень, что...

Формирование элементарных экологических представлений...

Формирование элементарных экологических представлений у детей средней группы.

В процессе проведения элементарных опытов нужно подвести детей к пониманию того, что для роста растений

Детско-взрослый проект «К природе прикоснуться можно только...»

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности); – освоение ребенком основополагающих культурных форм

– расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и...

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет...

Проблемой формирования когнитивных способностей у детей с ЗПР занимались К. С. Лебединская, И

Развитие ребёнка — процесс, в котором взаимосвязаны, взаимообусловлены и

К концу курса занятий с помощью системного подхода при выполнении заданий у детей не...

Формирование представлений об окружающем мире...

Средство формирования адекватных представлений и знаний об окружающем мире служит источником первого конкретного багажа знаний и самых запоминающихся, радостных переживаний, которые сопровождают нас в течение всей жизни.

Актуальность формирования представлений о понимании...

Актуальность формирования представлений о понимании сохранения количества у детей

Для выявления уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного

Мышление — это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных.

Диагностика познавательного развития детей старшего...

В данной статье мы описываем особенности диагностики уровня познавательного развития

Критерием оценки сформированности этого уровня активности будет являться наличие у

У дошкольника происходит воспитание интереса к жизни растений, мы показываем детям...

Задать вопрос