Взаимосвязь развития туристического бренда в СМИ и имиджа региональных властей на примере Московской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 04.02.2022

Статья просмотрена: 334 раза

Библиографическое описание:

Донцова, А. Ю. Взаимосвязь развития туристического бренда в СМИ и имиджа региональных властей на примере Московской области / А. Ю. Донцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 65-74. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88539/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье рассматривается, как позиционирование туристического бренда Московской области в СМИ может повлиять на имидж региональных властей.

Ключевые слова: туристический бренд, имидж, Московская область, губернатор.

Современная мировая модель экономики — модель рыночных отношений, в которой Россия продолжает адаптацию, в ней ключевую роль играет прибыль — получение экономической выгоды. В то же время в России существует гигантский потенциал для весьма значимого в социальном плане туристического бизнеса. Имидж туристического бизнеса, бренд региона (туристический бренд) не создается одномоментно, это длительный процесс, который формируется в первую очередь отношением власти к этой теме, потому что именно власть формирует условия для развития туристического бренда: для организаторов, для транспортных компаний, экскурсоводов и так далее. По сути, органы государственной власти в регионе и в первую очередь персонально губернатор — именно он и его модель коммуникации с представителями бизнеса, деловых кругов, со своими подчиненными формирует условия развития туристического бренда. Эта модель их отношений транслируется, этот имидж становится стартовым моментом.

При формировании имиджа безусловно важную роль играют PR-коммуникации и СМИ. Как отмечает С. А. Рюмшин, СМИ и PR-коммуникации формируют общественное мнение, выступают в качестве канала передачи социокультурных ценностей, предпочтений и т. д. Благодаря информационной среде формируется представление о мире. Информационная среда также становится конструктором социальной реальности. Благодаря PR-коммуникациям обеспечивается обратная связь от целевой аудитории, благодаря чему у производителей (или в данном случае — у властей региона) появляется возможность скорректировать предложение, чтобы оно лучше достигло своей цели [36, с. 26]. Грамотно используя сферу СМИ и PR-коммуникации власти могут продвигать туристический бренд региона и способствовать повышению его узнаваемости.

Туристический бренд развивают представители бизнеса, общественность, представители сферы культуры, которые транслируют свои открытия и впечатления в информационную среду, где информация распространяется очень быстро: так, минимизировать последствия негативной информации значительно тяжелее. Чрезвычайно важно, чтобы вся программа развития туристического сегмента Московской области формировалась с грамотными целями, подразумевала возможности сектора работы с претензиями.

По данным исследования ВЦИОМ [12], в 2021 году за рубежом собираются отдохнуть только 9 % туристов из России. Такой низкий показатель связан с ограничениями из-за пандемии коронавируса. В этих условиях растет привлекательность внутренних направлений туризма, в том числе Московской области, которая является одним из самых привлекательных регионов России в контексте туризма из-за своего географического расположения, уровня экономического развития (второе место по размеру экономики среди субъектов РФ) [47] и многочисленных достопримечательностей.

В этой связи властям Московской области выгодно привлечь больше туристов в регион, чтобы дополнительно поддержать экономику. Развитие туристического бренда помогает повысить узнаваемость территории, сделать ее привлекательной для туристов и в том числе использовать для улучшения имиджа местных властей.

Однако для начала необходимо рассказать туристам об этом предложении, заинтересовать их в том, что может предложить конкретная территория. Туристический бренд необходимо сделать узнаваемым, запоминающимся, чтобы у аудитории — туристов — были определенные ассоциации с этим брендом. Поэтому в том числе важно понимать, какие способы могут использоваться для продвижения бренда в СМИ.

Туристический бренд также влияет на развитие социально-экономических отношений среди жителей. Он влияет на сплоченность жителей, формирует чувство единства, патриотизма, вызывая у жителей чувство гордости за достижения своей территории. Для местных жителей также важны уровень жизни, работа властей по созданию благоприятных условий для населения, развитие социальной инфраструктуры, безопасность и другие факторы [37, с. 292–293]. Развитие и продвижение туристического бренда способно решать эти задачи: как через улучшение условий жизни в регионе благодаря экономическому развитию, так и с помощью имиджа, создавая образ успешного региона, который заботится о своих жителях и привлекает туристов.

При этом туристический бренд на уровне государства и на международной арене используется не только для привлечения туристов, но и для рекламы территории для инвесторов. Повышение узнаваемости региона влияет на его привлекательность для бизнеса, соответственно, это оказывает влияние на приток инвестиций и развитие экономики в субъекте.

Так, на международном уровне туристический бренд региона может встроиться в общий туристический бренд страны. Соответственно повысится узнаваемость конкретной территории и для потенциальных туристов, и для потенциальных инвесторов.

Например, в мае губернатор Московской области Андрей Воробьев обратился в социальных сетях к американскому бизнесмену Илону Маску после того, как Маск рассказал о возможном появлении заводов Tesla в России. Воробьев написал в Twitter, отметив Маска, что Подмосковье является лучшим местом для завода, так как там есть талантливые кадры и прекрасная логистика [2]. Подобное обращение может быть нацелено не только на бизнес, но и на потенциальных туристов — ведь на аккаунт Илона Маска в Twitter подписаны более 56 млн человек по всему миру.

В развитии туристического бренда очень важную роль играет представленность этой темы в средствах массовой информации и социальных сетях.

Туристический бренд также может помочь региональным властям при развитии имиджа первых лиц субъекта РФ — губернатора, его заместителей. Так, туристический бренд «Зима в Подмосковье», который создается властями региона, продвигают лица из руководства региона. Создавая видимость успешности туристического проекта, власти говорят об успешности своей работы, закрепляя имидж современной и активной власти, которая заботится о благе жителей.

Для начала необходимо понять, что можно понимать под туристическим брендом. Исторически само слово «бренд» (англ. brand) изначально обозначало клеймо. С помощью клейма обозначали продукцию, чтобы сразу отметить, кто является ее производителем, клеймо известных ремесленников также означало знак качества. Такой подход наложил отпечаток на современные трактовки понятия бренда [6, с. 5].

М. Макдональд приводит такое определение бренда: бренд являетсясимволом или именем, которые идентифицируют продукт. Успешный бренд идентифицирует продукт, у которого есть неоспоримое конкурентное преимущество [1, с. 162]. Е. Рудая определяет, что в понятие «бренд» входят все ассоциации потребителя с товаром, которые потребитель получает исходя из своего опыта, советов или одобрения окружающих [35, с. 17]. Кроме того, исследователи отмечают, что бренд является совокупностью названия и других символов, которые применяются для идентификации продукта, а также своего рода обещанием, которое дается потребителю [16, с. 210].

Главные характеристики бренда — суть, имя, визуальное восприятие, какие эмоции вызывает у аудитории, индивидуальность (по признакам), степень популярности, продвинутости, внедрение бренда в целевую аудиторию [23, с. 4–7].

К. Кузьмина и М. Матецкая отмечают, что для продвижения территории нужно определить специфическую целевую группу, на которую нужно направить усилия. В числе стратегий брендинга городов они отмечают проведение крупных мероприятий и выделение особой области превосходства или в виде деятельности. Важно, чтобы в сочетании с бренд-стратегиями города использовали слоганы, броские фразы, в которых была бы информация об уникальности города, которые бы давали основу для понимания [22, с. 12–17].

Кроме того, понятие имиджа территории вкладывается в понятие бренда территории, а принципиальную роль в формировании имиджа территории выполняют СМИ. В случае создания или коррекции имиджа возрастает число обращений к СМИ. В то же время есть опасность того, что искусственно созданный имидж не сможет точно отразить уникальность территории. Сейчас формирование имиджа территории широко используется. Это помогает повысить узнаваемость территории, стимулирует развитие [33, с. 65–67].

Г. Г. Гарьянц также отмечает, что в России большое количество городов, которые очень похожи друг на друга. Они не формируют неповторимый образ в восприятии, и использование территориального брендинга помогает территориям формировать благоприятный образ и бороться за туристов, инвесторов и предпринимателей [13, с. 42].

Тема исследования и развития бренда в России относительно новая, особенно в туризме. В России, где достаточно молодая рыночная экономика, эту тему только начинают осваивать.

Среди привлекательных туристических мест в России Московская область занимает особое место. В Подмосковье проводятся мощные проекты, связанные с сезонными зимними мероприятиями — Новый год, Рождество, Масленица и другими традиционными русскими зимними торжествами.

Одним из наиболее знаковых, представляющих интерес для исследования является туристический проект «Зима в Подмосковье». Рассмотрим, как он отражается в СМИ.

Позиционирование бренда «Зима в Подмосковье» в СМИ

Проект «Зима в Подмосковье» является туристическим брендом Московской области. Это проект (программа, фестиваль), который реализуется властями региона и в рамках которого проводятся мероприятия различного уровня, а также продвигаются различные территории региона. «Зима в Подмосковье» также задает единый стиль оформления для мероприятий и праздничного оформления городов зимой.

Цель этого проекта — повысить популярность Московской области среди туристов, привлечь больше гостей из других регионов и даже из-за рубежа. Как уточняется на сайте проекта [19], в нем участвуют такие города Московской области, как: Коломна, Королев, Сергиев Посад, Подольск, Истра, Солнечногорск, Дмитров, Клин, Красногорск, Егорьевск, Одинцово, Серпухов, Волоколамск, Зарайск, Руза и другие.

Для органов власти на муниципальном и более высоком уровне эти вещи являются знаковыми — они реализуются под патронажем властей.

О старте этого проекта в конце 2018 года объявил губернатор Московской области Андрей Воробьев [21]. Проект проводится с 2018 года, всего было организовано три сезона программы.

Власти Московской области прямо обозначили, что для них важно продвижение туризма в Подмосковье именно в СМИ. Особенно активно начали публиковать материалы про «Зиму в Подмосковье» региональные СМИ, такие как Региональное информационное агентство Московской области (РИАМО) и телеканал «360».

При продвижении бренда «Зима в Подмосковье» в СМИ подчеркивается, что в Московской области почти в каждом муниципальном образовании, есть свои достопримечательности и места для отдыха, которые будут интересны и местным жителям, и жителям из других регионов России, и гостям из-за рубежа. Пример этого можно посмотреть в спецпроекте Регионального информационного агентства Московской области (РИАМО), посвященном «Зиме в Подмосковье». В этом интерактивном гиде для каждого из городов-участников программы собраны отдельные достопримечательности, которые можно посетить [20].

В то же время при формировании туристического бренда Подмосковья проблема заключается в том, что достопримечательности Московской области по популярности и представленности в СМИ зачастую выглядят менее выигрышно, чем, например, достопримечательности в Москве или Санкт-Петербруге. Из-за этого Подмосковье может уступать в борьбе за туристов. Поэтому при формировании и продвижении бренда в СМИ в материалах делается акцент на том, что объединяет Подмосковье с популярными туристическими направлениями внутри страны. Кроме того, при продвижении делается акцент на так называемом импортозамещении в туризме: Подмосковье может предложить туристам то, что до этого они могли испытать только за границей.

В качестве связи с Москвой при продвижении туристического бренда в Подмосковье используются новогодние и рождественские ярмарки по европейскому образцу. Так, в столице проводился фестиваль «Путешествие в Рождество», в рамках которого стали организовывать ярмарки наподобие ярмарок в Австрии, Германии, Швеции и других странах Европы. У проекта «Зима в Подмосковье» есть общие черты с фестивалем «Путешествие в Рождество». Так, для создания логотипа и бренда проекта Московской области также использовались белый и красный цвета, в рамках подмосковного проекта также проводят праздничные ярмарки и мероприятия. «Зима в Подмосковье» отличается от «Путешествия в Рождество» тем, что она шире: в проекте участвует несколько муниципалитетов Московской области, а не один город, сам проект длится в течение всего зимнего сезона.

СМИ уделяют внимание освещению ярмарок в рамках проекта «Зима в Подмосковье». Так, выходили материалы со следующими заголовками: «Новогодняя ярмарка открылась в Солнечногорске. Жителей ждут мастер-классы, каток и лыжные трассы» [27], «Около 13 тыс торговых мест организуют на новогодних ярмарках в Подмосковье» [28]. Подобные материалы иллюстрируют, что Подмосковье также организовывает модные праздничные ярмарки, где можно купить не только все необходимое (продукты к праздничному столу, подарки), но и провести время всей семьей, принять участие в развлечениях.

Для продвижения «Зимы в Подмосковье» также используются некоторые атрибуты, присущие северным территориям России. В ряде материалов в СМИ подчеркивается, что в Подмосковье также можно покататься на оленях или погладить хаски. В материале «Хаски, лиана-парк и спа. Заряжаемся позитивом в Серпухове» [41] есть подробная инструкция для тех, кто хочет «пообниматься с меховыми собачками».

Еще одна составляющая туристического бренда Подмосковья — импортозамещение. В ряде гидов, которые были выпущены в СМИ в рамках продвижения «Зимы в Подмосковье», есть акцент на экзотических для России местах или развлечениях, которые раньше можно было увидеть только за границей. Теперь же это можно испытать в Подмосковье, и, таким образом, территория Московской области становится привлекательнее для туристов. Пример такого материала — «Экзотика в Подмосковье. Увидеть крокодилов, удавов и попробовать улиток можно под Коломной» [46].

Особую роль в продвижении туристического бренда играют праздники. Организация фестивалей является сложной и важной деятельностью для государства. Одна из главных задач фестиваля — вклад в духовно-культурную жизнь страны или региона. Фестиваль несет атмосферу праздника, является площадкой для демонстрации лучших достижений, творческой деятельности населения.

Так, мероприятия в рамках программы «Зима в Подмосковье» приурочены к праздникам. Это Новый год, Рождество, День всех влюбленных, День защитника Отечества, Масленица. Праздники имеют большое значение для жителей России, поэтому опора на эти мероприятия помогает в формировании бренда. Примеры заголовков таких материалов: «Дети просятся сюда»: в Истре начались праздничные новогодние гуляния» [17], «В парке имени Лазутиной в Одинцове открыли 6‐километровую трассу и торговые ряды» [11], «Подмосковные умельцы научат прясть. В Звенигороде открылся необычный фестиваль» [31], «Воробьев дал старт 50‑й Манжосовской лыжной гонке в Одинцовском районе» [9], «Музыкальный спектакль, танцы и подарки. Маленьких жителей Истры поздравили с Новым годом» [26].

В материалах СМИ о проекте «Зима в Подмосковье» нередко делается акцент на успешности проекта. В таких материалах обязательно используется связка с официальными лицами — представителями властей региона в качестве надежных источников информации. Таким образом, упоминание в материалах региональных СМИ губернатора, вице-губернатора и министра, ответственных за развитие туризма, должно придать веса информации об успехе в продвижении туристического бренда. Сами ньюсмейкеры ссылаются на статистику и называют конкретные цифры, которые также повышают степень доверия к материалу.

Такие публикации в СМИ необходимы для того, чтобы уверить аудиторию — жителей Подмосковья — в том, что туристический бренд региона успешен. Это работает на то, чтобы жители ощущали свою связь с новым туристическим вектором развития Московской области и поддерживали его, так как без этого бренд сложно развивать.

В качестве примера можно привести и публикации о проекте во время пандемии. Сезон 2020–2021 годов для проекта «Зима в Подмосковье» стал особенным. Мероприятия проекта проводились в условиях ограничений, установленных властями из-за пандемии новой коронавирусной инфекции. Зима 2020–2021 годов стала кризисной для туристической сферы.

Основные мероприятия «Зимы в Подмосковье» в пандемийный сезон анонсировали представители властей. Это делалось для того, чтобы еще раз подчеркнуть для читателей, что мероприятия в рамках проекта безопасны для посещения и они не попадают под запреты, введенные из-за коронавируса.

Так, министр культуры Московской области Елена Харламова на открытии ключевого проекта «Зимы в Подмосковье» — выставки «Мир, сотворенный заново» — отметила, что Московская область имеет достаточный опыт и знает, как организовать работу учреждений культуры в условиях пандемии [40]. Министр подчеркнула, что онлайн-посещение музея не заменит очного впечатления, так как важна сама обстановка, созданная в учреждении культуры.

Вице-губернатор Московской области Наталья Виртуозова в конце декабря 2020 года рассказывала, что безопасность и комфорт станут приоритетами для проекта в сезоне 2020–2021 годов. Вице-губернатор отмечала, что власти ожидали большого количества людей в парках и на трассах в Подмосковье, поэтому во всех местах гуляний были организованы необходимые меры эпидемиологической безопасности [4].

Главный акцент делался на безопасности — на это обращали внимание СМИ в своих материалах. Примеры заголовков: «Губернаторский проект «Зима в Подмосковье» пройдет с соблюдением санитарных мер», «Безопасность и комфорт будут главными приоритетами для проекта «Зима в Подмосковье» — Виртуозова».

Взаимосвязь имиджа региональной власти и туристического бренда

Сначала следует определить, что означает понятие «имидж». Имидж — это образ, отражение, подобие, изображение. Это ореол, создаваемый мнением социальной группы, демографического слоя и собственными усилиями человека. Согласно толковому словарю Вебстера, имидж — это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта и, особенно, лица. Он является мысленным представлением о человеке, товаре или институте, целенаправленно формирующимся в массовом сознании с помощью паблисити, рекламы либо пропаганды.

Ближе всего этот термин к понятиям «репутация» и «доброе имя». У человека и у фирмы может быть и положительный, позитивный, одобряемый образ, и негативный имидж. Имидж корпорации связан с восприятием ее общественностью: либо она воспринимает носителя имиджа как своего, заслуживающего доверия, поведение которого нами одобряется, либо не воспринимает [45, с. 214].

Имидж также — это сложившийся в общественном сознании эмоционально окрашенный, устойчивый образ кого-либо или чего-либо. Условие первое — образ должен быть эмоционально окрашенным. Условие второе — этот образ должен сложиться в общественном сознании. Условие третье — этот образ должен иметь устойчивый характер [30, с. 24–26].

Проект «Зима в Подмосковье» стал имиджевым для властей Московской области, в первую очередь для губернатора Подмосковья Андрея Воробьева, который объявил о запуске проекта в 2018 году.

В материалах региональных СМИ о проекте «Зима в Подмосковье» подчеркивается, что это губернаторский проект и инициатива напрямую связана с губернатором Московской области Андреем Воробьевым. Таким образом, с помощью новостей об успехах проекта реализуется PR-кампания по повышению популярности действующей власти Московской области.

Так, на этапе запуска проекта губернатор Московской области Андрей Воробьев лично посетил выставку «Стиль Фаберже. Превосходство вне времени» в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в Истре. Тогда губернатор подчеркивал: «Мы достаточно долго готовились, искали партнеров для того, чтобы организовать в нашем подмосковном музее такую уникальную выставку. Впервые в России она в таком исполнении. Я очень надеюсь, что она привлечет большое количество туристов, посетителей из Москвы и Московской области, гостей из других регионов» [8].

Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев также объявлял о том, что пилотный проект «Зима в Подмосковье» стал брендом и в регионе запустят аналогичный проект «Лето в Подмосковье» [34]. В материале указывалось, что, по словам губернатора, проект «Зима в Подмосковье» привлекает большое количество туристов. Воробьев еще раз подчеркнул, что в регионе продолжат повышать качество отдыха.

На успех проекта обращала внимание и вице-губернатор Московской области Наталья Виртуозова. Пример такой новости — «Виртуозова открыла в Подмосковье обучающую конференцию «Туризм как экономика впечатлений» [7]. На конференции вице-губернатор рассказала о едином туристическом бренде Подмосковья, который позволил дополнительно привлечь в регион 4 миллиона туристов. Виртуозова подчеркнула, что результаты работы Подмосковья по развитию туризма были признаны на совещании в правительстве России самыми заметными.

Популярность региона среди туристов отмечала руководитель Федерального агентства по туризму Зарина Догузова: «Московская область за последние годы сильно преобразилась и совершила качественный рывок в развитии туризма. Созданы условия для круглогодичного туризма, совмещающего культурно-познавательные путешествия и отдых на природе. Комфортная городская среда, развитая туристическая инфраструктура и транспортная доступность делают Подмосковье популярным не только среди москвичей, но и среди жителей других регионов России. У региона большие перспективы с точки зрения дальнейшего развития туризма и роста турпотока» [18].

В 2019 году Московскую область посетили 22 миллиона туристов, турпоток вырос на 17,5 %, по сравнению с 2018 годом [38].

Новогодние праздники 2020 года в 15 городских округах — участниках проекта «Зима в Подмосковье» — отметили более 714 тысяч человек. Это округа: Клин, Истра, Волоколамский, Сергиево-Посадский, Серпухов, Красногорск, Рузский, Королев, Егорьевск, Подольск, Коломна, Дмитровский, Солнечногорск, Зарайск и Одинцовский [5].

Вице-губернатор Подмосковья Наталья Виртуозова в марте 2021 года отмечала: «Этой зимой к нам приехало беспрецедентное количество гостей. У нас впервые за всю историю области заполнено от 97 до 100 % отелей. Но Андрей Юрьевич (Воробьев, губернатор Московской области, — ред.) нам все равно говорит: «Приглашайте, приглашайте». Очень надеемся, что гостям у нас нравится» [39].

Кроме того, Московская область впервые стала лидером национального туристического рейтинга — 2020, который составлен журналом о внутреннем и въездном туризме «Отдых в России» и центром информационных коммуникаций «Рейтинг». При составлении рейтинга учитывались следующие критерии: уровень развития туристической отрасли и гостиничной инфраструктуры, доходность сферы туризма и гостеприимства, ее вклад в экономику субъекта РФ, развитие санаторно-курортной отрасли, популярность региона у туристов, которые приезжают на несколько дней, популярность субъекта РФ у гостей из-за рубежа, туристская уникальность и привлекательность, уровень преступности, интерес к региону в Сети как к месту отдыха и продвижение турпотенциала в СМИ [32].

Прослеживается определенная тенденция при упоминании первого лица Подмосковья — главы региона — в контексте проекта «Зима в Подмосковье». Так, больше всего таких материалов выходило на старте развития этого туристического бренда — в конце 2018 года. В декабре 2018 года вышло 686 материалов в региональных и федеральных СМИ, в которых фигурировал губернатор в контексте проекта «Зима в Подмосковье». В следующие месяцы количество таких материалов в СМИ резко снизилось. В дальнейшем число материалов в СМИ о «Зиме в Подмосковье» с упоминанием губернатора увеличивалось каждый декабрь — в 2019 и 2020 годах соответственно (см. рис. 1).

Таким образом, проект активно использовался для развития имиджа губернатора на старте каждого зимнего сезона отдыха в Подмосковье. Глава региона объявлял очередной сезон проекта, акцентируя внимание жителей и гостей Подмосковья на том, что область готова принимать туристов. Губернатор выступает в образе так называемого «гостеприимного хозяина», который приглашает гостей посетить регион, а жителей призывает отдыхать недалеко от дома. Примеры заголовков таких материалов: «Чтобы было круто отдыхать». Андрей Воробьев назвал цель проекта «Зима в Подмосковье» [42], «Воробьев пригласил жителей Подмосковья на ярмарки и катки, работающие в муниципалитетах» [10], «Чтобы все дни были наполнены событиями». Губернатор МО — о новом уровне организации новогодних праздников» [43].

Динамика упоминаний губернатора Московской области А. Воробьева в контексте проекта «Зимы в Подмосковье» в СМИ[1]

Рис. 1. Динамика упоминаний губернатора Московской области А. Воробьева в контексте проекта «Зимы в Подмосковье» в СМИ[1]

В то же время в большинстве материалов в СМИ о «Зиме в Подмосковье» информация о губернаторе подается в нейтральном ключе. За все время проекта таких материалов вышло 1713 (85 %). Материалов с положительной тональностью о главе региона за все время реализации проекта было 312 (15 %). Материалов с негативной оценкой работы губернатора в рамках этого проекта не было (см. рис. 2). Отсутствие негатива также положительно влияет на имидж главы региона и формирует ощущение успешности от работы проекта и туристического бренда.

Чтобы оценить, какие материалы в СМИ о губернаторе и туристическом проекте стали наиболее заметными, для их ранжирования был проведен контент-анализ по этому параметру с помощью ресурса «Медиалогия». Заметность сообщения — это кумулятивный параметр, который учитывает «рекламный эквивалент» публикации в зависимости от номера полосы, объема сообщения, а также тиража, посещаемости.

Тональность упоминаний губернатора Московской области А. Воробьева в контексте проекта «Зима в Подмосковье» в СМИ[2]

Рис. 2. Тональность упоминаний губернатора Московской области А. Воробьева в контексте проекта «Зима в Подмосковье» в СМИ[2]

Так, наиболее заметными стали материалы, посвященные проведению проекта в пандемийный период («Губернаторский проект «Зима в Подмосковье» пройдет с соблюдением санитарных мер» [15]), материалы, посвященные проведению совещаний с правительством региона («Госпрограммы и зимний отдых: глава Подмосковья провел совещание с зампредами правительства региона» [14]), материалы о продвижении мероприятий и конкретных туристических объектов («Воробьев: выставка «Стиль Фаберже» в Истре привлечет туристов из разных регионов России» [8]) (см. таблицу 1).

Таблица 1

Наиболее заметные информационные поводы [3]

Событие

Количество сообщений

Охват (из открытых источников)

Заметность события

Губернаторский проект «Зима в Подмосковье» пройдет с соблюдением санитарных мер

83

0,3 млн

10,1

Губернатор МО призвал качественно обслуживать дороги в зимний период

16

7,4 млн

7,05

Госпрограммы и зимний отдых: глава Подмосковья провел совещание с зампредами правительства региона

38

5,2 млн

5,96

Воробьев: выставка «Стиль Фаберже» в Истре привлечет туристов из разных регионов России

26

3,0 млн

5,74

Создавая будущее

11

1,0 млн

5,59

МАСЛЕНИЦА-ОБЪЕДУХА ПОБЬЕТ НОВЫЙ РЕКОРД РОССИИ

2

4,1 млн

5,12

ФОТОФАКТ

7

1,1 млн

4,97

«Наша задача — всегда соответствовать». Губернатор Подмосковья — о туризме в регионе

25

3,7 млн

4,74

«Чтобы было круто отдыхать». Андрей Воробьев назвал цель проекта «Зима в Подмосковье»

15

3,3 млн

4,53

Таким образом, власти региона, продвигая туристический бренд «Зима в Подмосковье» в СМИ, добивались не только увеличения узнаваемости бренда, но и использовали этот проект для поддержки и развития имиджа главы региона. Благодаря проекту создается позитивная динамика имиджа губернатора области Андрея Воробьева, так как, во-первых, идет активное развитие региона как туристической дестинации, а, во-вторых, губернатор становится лицом успешного проекта, который принесет пользу не только туристам, но и жителям Подмосковья. Отсутствие негативной повестки в контексте проекта «Зима в Подмосковье» значительно способствует решению этой задачи.

Если власти региона продолжат работу по продвижению туристического бренда, предлагая новые инфоповоды для СМИ, то узнаваемость бренда еще увеличится, что поспособствует и улучшению имиджа властей Подмосковья, в частности, губернатора. Участие в международных выставках, выход на федеральные и международные СМИ может закрепить образ успешного руководителя региона, что отразится и на популярности губернатора как политика.

Поэтому можно отметить, сейчас на региональном и частично на федеральном уровне уже закреплен успешный образ туристического бренда в Подмосковье и в данном контексте — успешный образ губернатора. Если усилить данную работу на федеральном уровне и выйти на международный, при этом сохраняя используемые инструменты продвижения бренда в СМИ и находя новые, то это может значительно сказаться на развитии имиджа губернатора. При этом важную роль будет играть работа с возможной негативной повесткой: пока в СМИ в контексте туристического бренда такая повестка отсутствует, но может появиться в дальнейшем. Здесь властям нужно будет выстраивать грамотную PR-кампанию, чтобы не замалчивать негатив и работать с ним так, чтобы в итоге это привело к выгоде и для имиджа, и для туристического бренда.

Литература:

  1. McDonald M. Marketing Plans — How to Prepare Them, How to Use Them. Oxford, Butterworth Heinemann, 1999. — 592 p.
  2. Андрей Воробьев предложил Илону Маску построить завод Tesla в Подмосковье [Электронный ресурс] // РИАМО. URL: https://riamo.ru/article/494447/andrej-vorobev-predlozhil-ilonu-masku-postroit-zavod-tesla-v-podmoskove.xl (дата обращения: 31.05.2021).
  3. Барабанов А. А. Музыкальный фестиваль как явление культуры: региональные фестивали в культурной политике России // Культура и цивилизация. — 2015. — № 6. — С. 39–54.
  4. Безопасность и комфорт будут главными приоритетами для проекта «Зима в Подмосковье» — Виртуозова [Электронный ресурс] // 360tv.ru. URL: https://360tv.ru/news/zima/bezopasnost-i-komfort-budut-glavnymi-prioritetami-dlja-proekta-zima-v-podmoskove-virtuozova/ (дата обращения: 28.03.2021).
  5. Более 714 тыс человек посетили зимние праздники на 15 туристских территориях Подмосковья [Электронный ресурс] // РИАМО. URL: https://riamo.ru/article/404986/bolee-714-tys-chelovek-posetili-zimnie-prazdniki-na-15-turistskih-territoriyah-podmoskovya.xl (дата обращения: 31.05.2021).
  6. Быков И. А. Технология брендинга. — СПб.: изд-во СПбГУ, 2009. — 70 с.
  7. Виртуозова открыла в Подмосковье обучающую конференцию «Туризм как экономика впечатлений» [Электронный ресурс] // РИАМО. URL: https://riamo.ru/article/401566/virtuozova-otkryla-v-podmoskove-obuchayuschuyu-konferentsiyu-turizm-kak-ekonomika-vpechatlenij.xl (дата обращения: 31.05.2020).
  8. Воробьев: выставка «Стиль Фаберже» в Истре привлечет туристов из разных регионов России [Электронный ресурс]// РИАМО. URL: https://riamo.ru/article/332085/vorobev-vystavka-stil-faberzhe-v-istre-privlechet-turistov-iz-raznyh-regionov-rossii.xl (дата обращения: 31.05.2020).
  9. Воробьев дал старт 50‑й Манжосовской лыжной гонке в Одинцовском районе [Электронный ресурс] // РИАМО. URL: https://riamo.ru/article/333719/vorobev-dal-start-50-j-manzhosovskoj-lyzhnoj-gonke-v-odintsovskom-rajone.xl (дата обращения: 31.05.2020).
  10. Воробьев пригласил жителей Подмосковья на ярмарки и катки, работающие в муниципалитетах [Электронный ресурс] // РИАМО в Балашихе. URL: https://riamobalashiha.ru/article/vorobev-priglasil-zhitelej-podmoskovya-na-yarmarki-i-katki-rabotayuschie-v-munitsipalitetah-234267 (дата обращения: 11.05.2021).
  11. В парке имени Лазутиной в Одинцове открыли 6‐километровую трассу и торговые ряды [Электронный ресурс] // https://360tv.ru/. URL: https://360tv.ru/news/obschestvo/v-parke-imeni-lazutinoj-v-odintsove-otkryli-6kilometrovuju-trassu-i-torgovye-rjady/ (дата обращения: 31.05.2020).
  12. ВЦИОМ: отдохнуть за рубежом в 2021 году собираются 9 % россиян [Электронный ресурс] // ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/78900/ (дата обращения: 31.05.2021).
  13. Гарьянц Г. Г. Методика формирования территориального бренда: к вопросу о расчете стоимости геобренда // Туризм: технологии и тренды: материалы III студенческой научно-практической конференции. Екатеринбург, 18 февраля 2017 г. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. — С. 41–51.
  14. Госпрограммы и зимний отдых: глава Подмосковья провел совещание с зампредами правительства региона [Электронный ресурс] // 360tv.ru. URL: https://360tv.ru/news/vlast/gosprogrammy-i-zimnij-otdyh-glava-podmoskovja-provel-soveschanie-s-zampredami-pravitelstva-regiona/ (дата обращения: 11.05.2021).
  15. Губернаторский проект «Зима в Подмосковье» пройдет с соблюдением санитарных мер [Электронный ресурс] // РИАМО. URL: https://riamo.ru/article/470616/gubernatorskij-proekt-zima-v-podmoskove-projdet-s-soblyudeniem-sanitarnyh-mer.xl (дата обращения: 11.05.2021).
  16. Даулинг Г. [Dowling G.] Наука и искусство маркетинга / Пер. с англ. СПб.: Вектор, 2006. — 400 с.
  17. «Дети просятся сюда»: в Истре начались праздничные новогодние гуляния [Электронный ресурс] // https://360tv.ru/. URL: https://360tv.ru/news/obschestvo/deti-prosjatsja-sjuda-v-istre-nachalis-prazdnichnye-novogodnie-guljanija/ (дата обращения: 31.05.2020).
  18. Зарина Догузова и Наталья Виртуозова обсудили развитие туризма в Подмосковье [Электронный ресурс] // РИАМО. URL: https://riamo.ru/article/476231/zarina-doguzova-i-natalya-virtuozova-obsudili-razvitie-turizma-v-podmoskove.xl (дата обращения: 31.05.2021).
  19. «Зима в Подмосковье». Календарь и карта событий [Электронный ресурс] // Путеводитель по Подмосковью. URL: https://welcome.mosreg.ru/top/zima-v-podmoskov-e-kalendar-i-karta-sobytij (дата обращения: 30.05.2020).
  20. Зима в Подмосковье. Спецпроект РИАМО [Электронный ресурс] // «Зима в Подмосковье». Спецпроект Riamo.ru. URL: http://zima.riamo.ru/ (дата обращения: 30.05.2020).
  21. «Зима в Подмосковье» украсит парки и места для отдыха [Электронный ресурс] // РИАМО. URL: https://riamo.ru/article/325976/zima-v-podmoskove-ukrasit-parki-i-mesta-dlya-otdyha.xl (дата обращения: 30.05.2020).
  22. Кузьмина К. А., Матецкая М. В. Брендинг территорий и брендинг дестинаций: общее и особенное // Гастрономические бренды дестинаций: подходы и применение. Под науч. редакцией: В. Э. Гордин, Ю. Г. Трабская. — СПб.: Левша-Санкт-Петербург, 2014. — С. 6–23.
  23. Лейни Т. А., Семенова Е. А., Шилина С. А. Бренд-менеджмент. — М.: Дашков и К., 2008. — 228 с.
  24. Матецкая М. В., Дедова М. А. Актуальные подходы к оценке прямых и косвенных эффектов культурных событий // Журнал НЭА. — 2014. — № 4. — С. 190–194.
  25. Мониторинг и анализ СМИ [Электронный ресурс] // Медиалогия. URL: https://www.mlg.ru/ (дата обращения: 04.04.2021).
  26. Музыкальный спектакль, танцы и подарки. Маленьких жителей Истры поздравили с Новым годом [Электронный ресурс] // https://360tv.ru/. URL: https://360tv.ru/news/zima/malenkih-zhitelej-istry-pozdravili-s-novym-godom/ (дата обращения: 31.05.2020).
  27. Новогодняя ярмарка открылась в Солнечногорске. Жителей ждут мастер-классы, каток и лыжные трассы [Электронный ресурс] // https://360tv.ru/. URL: https://360tv.ru/news/zima/novogodnjaja-jarmarka-otkrylas-v-solnechnogorske/ (дата обращения: 31.05.2020).
  28. Около 13 тыс торговых мест организуют на новогодних ярмарках в Подмосковье [Электронный ресурс] // РИАМО. URL: https://riamo.ru/article/399951/okolo-13-tys-torgovyh-mest-organizuyut-na-novogodnih-yarmarkah-v-podmoskove.xl (дата обращения: 31.05.2020).
  29. Ореховская Н. А. Массовое сознание как объект информационно-коммуникативных PR-технологий: монография. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 156 с.
  30. Осипова Е. А. Связи с общественностью в социальной сфере. Ценностно-ориентированный подход к PR-практике: монография / Е. А. Осипова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 128 с.
  31. Подмосковные умельцы научат прясть. В Звенигороде открылся необычный фестиваль [Электронный ресурс] // https://360tv.ru/. URL: https://360tv.ru/news/zima/podmoskovnye-umeltsy-nauchat-prjast-v-zvenigorode-otkrylsja-neobychnyj-festival/ (дата обращения: 31.05.2020).
  32. Подмосковье впервые возглавило национальный туристический рейтинг регионов РФ [Электронный ресурс] // РИАМО. URL: https://riamo.ru/article/470669/podmoskove-vpervye-vozglavilo-natsionalnyj-turisticheskij-rejting-regionov-rf.xl (дата обращения: 31.05.2021).
  33. Понукалина О. В., Логинова Л. В. Имидж территории в контексте повышения туристской привлекательности региона // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: философия, социология и социальные технологии. — 2016. — № 1. — С. 65–72.
  34. Проект «Лето в Подмосковье» могут запустить в регионе [Электронный ресурс] // РИАМО. URL: https://riamo.ru/article/338454/proekt-leto-v-podmoskove-mogut-zapustit-v-regione.xl (дата обращения: 31.05.2020).
  35. Рудая Е. А. Основы бренд-менеджмента. М.: Аспект Пресс, 2006. — 254 с.
  36. Рюмшин С. А. Мировоззренческие аспекты медиации в рекламных и PR коммуникациях. // Коммуникология: электронный научный журнал. — Том 3. № 1, 2018. — С. 24–31.
  37. Степанычева Е. В. Концептуальный поход к формированию бренда территории // Социально-экономические явления и процессы. — 2012. — № 12 (046). — С. 288–295.
  38. Туристический поток вырос на 17,5 % в Подмосковье в 2019 году [Электронный ресурс] // РИАМО. URL: https://riamo.ru/article/403825/turisticheskij-potok-vyros-na-17–5-v-podmoskove-v-2019-godu.xl (дата обращения: 31.05.2021).
  39. Уникальность в каждом предмете. Наталья Виртуозова рассказала о возрождении народных промыслов в Подмосковье [Электронный ресурс] // 360tv.ru. URL: https://360tv.ru/news/tekst/unikalnost-v-kazhdom-predmete/ (дата обращения: 28.03.2021).
  40. Харламова: В Подмосковье уже знают, как учреждениям культуры работать в условиях пандемии [Электронный ресурс] // РИАМО. URL: https://riamo.ru/article/468945/harlamova-v-podmoskove-uzhe-znayut-kak-uchrezhdeniyam-kultury-rabotat-v-usloviyah-pandemii.xl (дата обращения: 28.03.2021).
  41. Хаски, лиана-парк и спа. Заряжаемся позитивом в Серпухове [Электронный ресурс] // https://360tv.ru// URL: https://360tv.ru/news/zima/haski-liana-park-i-spa-zarjazhaemsja-pozitivom-v-serpuhove/ (дата обращения: 30.05.2020).
  42. «Чтобы было круто отдыхать». Андрей Воробьев назвал цель проекта «Зима в Подмосковье» [Электронный ресурс] // 360tv.ru/ URL: https://360tv.ru/news/obschestvo/chtoby-bylo-kruto-otdyhat-andrej-vorobev-nazval-tsel-proekta-zima-v-podmoskove/ (дата обращения: 11.05.2021).
  43. «Чтобы все дни были наполнены событиями». Губернатор МО — о новом уровне организации новогодних праздников [Электронный ресурс] // Подмосковье сегодня. URL: https://mosregtoday.ru/culture/chtoby-vse-dni-byli-napolneny-sobytiyami-gubernator-mo---o-novom-urovne-organizacii-novogodnih-prazdnikov/ (дата обращения: 11.05.2021).
  44. Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов. — 3 изд. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 343 с.
  45. Шарков Ф. И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. — 272 с.
  46. Экзотика в Подмосковье. Увидеть крокодилов, удавов и попробовать улиток можно под Коломной [Электронный ресурс] // https://360tv.ru/. URL: https://360tv.ru/news/zima/uvidet-krokodilov-udavov-i-poprobovat-ulitok-mozhno-pod-kolomnoj/ (дата обращения: 31.05.2020).
  47. Экономика [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Московской области. URL: https://invest.mosreg.ru/about_mo/regional_economics (дата обращения: 31.05.2021).

[1] Представлены результаты авторского исследования с использованием ресурса «Медиалогия» (https://www.mlg.ru/).

[2] Представлены результаты авторского исследования с использованием ресурса «Медиалогия» (https://www.mlg.ru/).

[3] Представлены результаты авторского исследования с использованием ресурса «Медиалогия» (https://www.mlg.ru/).

Основные термины (генерируются автоматически): Подмосковье, Московская область, туристический бренд, Россия, СМИ, материал, турист, Истра, власть региона, губернатор.


Похожие статьи

Пути совершенствования туристского потенциала региона...

Подмосковье, регион богат культурно-историческими достопримечательностями и уже

Регион – это сложный социально ориентированный объект, представляющий собой

Калининградская область, турист, Литва, Россия, туристический кластер, деловой туризм...

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №21...

Номера журнала. Публикация статьи в журнале «Молодой ученый». Прием материалов.

Подписаться на рассылку с полезными материалами для авторов научных статей.

Анализ туристической привлекательности региона...

Ключевые слова: туристическая привлекательность региона, бренд региона, продвижение территории, имидж территории. Продвижение территории и создание ее положительного имиджа стали одним из приоритетов деятельности региональных и муниципальных органов власти.

Особенности формирования имиджа территории (на примере...)

Программа продвижения — существенная часть единого стратегического плана развития региона в целом.

Мы в рамках данной статьи предлагаем программу дальнейшего формирования его образа как города-героя в СМИ.

SWOT-анализ бренда города Москвы | Статья в журнале...

В работе раскрыты факторы внутренней и внешней среды, оказывающие влияние на формирование бренда города Москвы. Особенностью исследования факторов явился анализ по шести основным категориям, которые используются при составлении Anholt City Brands Index...

Актуальные проблемы реализации программы государственной...

Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении разъяснения по некоторым вопросам применения норм Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (по состоянию на 16.04.2018) (подготовлен Минтрудом России)...

Оформление библиографических ссылок — Молодой ученый

Библиографическая ссылка формируется сама, прямо в процессе заполнения всех полей. Просто скопируйте готовую ссылку и вставьте в ваш список литературы. Все очень просто, есть подсказки и примеры.

Брендинг территорий как фактор повышения инвестиционной...

В большинстве регионов России климат инвестиционной привлекательности остается на

Татарстан разработал бренд культурно-исторического наследия региона и моментально начал

Сильный и успешный бренд региона позволит региональным предприятиям фирмам...

Территориальный брендинг как способ повышения имиджа...

Отсюда позитивный имидж региона формирует благоприятное впечатление о России и региональном бренде в целом, повышая

Бренд как комплексное явление в маркетинге многоаспектен. Существует много различных современных изданий, в которых можно...

Похожие статьи

Пути совершенствования туристского потенциала региона...

Подмосковье, регион богат культурно-историческими достопримечательностями и уже

Регион – это сложный социально ориентированный объект, представляющий собой

Калининградская область, турист, Литва, Россия, туристический кластер, деловой туризм...

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №21...

Номера журнала. Публикация статьи в журнале «Молодой ученый». Прием материалов.

Подписаться на рассылку с полезными материалами для авторов научных статей.

Анализ туристической привлекательности региона...

Ключевые слова: туристическая привлекательность региона, бренд региона, продвижение территории, имидж территории. Продвижение территории и создание ее положительного имиджа стали одним из приоритетов деятельности региональных и муниципальных органов власти.

Особенности формирования имиджа территории (на примере...)

Программа продвижения — существенная часть единого стратегического плана развития региона в целом.

Мы в рамках данной статьи предлагаем программу дальнейшего формирования его образа как города-героя в СМИ.

SWOT-анализ бренда города Москвы | Статья в журнале...

В работе раскрыты факторы внутренней и внешней среды, оказывающие влияние на формирование бренда города Москвы. Особенностью исследования факторов явился анализ по шести основным категориям, которые используются при составлении Anholt City Brands Index...

Актуальные проблемы реализации программы государственной...

Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении разъяснения по некоторым вопросам применения норм Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (по состоянию на 16.04.2018) (подготовлен Минтрудом России)...

Оформление библиографических ссылок — Молодой ученый

Библиографическая ссылка формируется сама, прямо в процессе заполнения всех полей. Просто скопируйте готовую ссылку и вставьте в ваш список литературы. Все очень просто, есть подсказки и примеры.

Брендинг территорий как фактор повышения инвестиционной...

В большинстве регионов России климат инвестиционной привлекательности остается на

Татарстан разработал бренд культурно-исторического наследия региона и моментально начал

Сильный и успешный бренд региона позволит региональным предприятиям фирмам...

Территориальный брендинг как способ повышения имиджа...

Отсюда позитивный имидж региона формирует благоприятное впечатление о России и региональном бренде в целом, повышая

Бренд как комплексное явление в маркетинге многоаспектен. Существует много различных современных изданий, в которых можно...

Задать вопрос