Особенности развития навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 30.01.2022

Статья просмотрена: 828 раз

Библиографическое описание:

Мороз, Л. Н. Особенности развития навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка / Л. Н. Мороз. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 400-402. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88444/ (дата обращения: 29.04.2024).



Ключевые слова: монолог, монологическая речь,монологическое высказывание, монологическое умение.

Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста, и ответ ученика у доски.

Монолог — это речь одного человека, например рассказ, сообщение, пересказ. В отличие от диалога монолог произволен, требует волевого усилия, а иногда и значительной подготовительной работы [5].

Монологическая речь представляет собой многогранное и сложное явление. По мнению М. Р. Львова, монологическая речь — это вид речи, совсем или почти не связанной (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении.

Как считает И. А. Зимняя, монолог — это большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника [3].

Монологическое высказывание — это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать. Результативное развитие умений устной монологической речи требует отчетливого понимания о её содержании на лингвистическом (языковом) уровне с учетом целей и задач рассматриваемого этапа обучения [6].

К единицам обучения монологическому высказыванию относятся предложение, сверхфразовое единство и текст. На начальном этапе монологическая форма общения предполагает умение описать лицо, предмет, явление; рассказать о прочитанном, прослушанном; сделать сообщение по теме и т. п.

Речевая единица любого уровня обладает присущими ей трудностями овладения: для уровня слов и словосочетаний — это морфологические трудности (хотя и разного плана), для уровня фраз — синтаксические, для уровней сверхфразового единства и текста — логико-синтаксические [6].

В условиях изучения русского языка в начальной школе, в зависимости от творчества и самостоятельности, которые проявляет учащийся, можно говорить о разных уровнях сформированности монологической речи.

Речь детей в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Раскрываются все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность [2].

При обучении монологическим высказываниям нужно учитывать следующие проблемы, которые могут возникнуть на уроке:

  1. Учащиеся боятся допустить ошибку и, следовательно, подвергнуть себя критике со стороны учителя и одноклассников. Для преодоления этого следует применять различные источники создания мотивации, использовать коллективные формы работы, где успех отдельного учащегося составляет успех всей группы и наоборот.
  2. Младшим школьникам нечего сказать по обсуждаемой проблеме, у них недостаточно знаний по данному вопросу. Задания, связанные с построением монологического текста, должны опираться на уже сформированные лексические и грамматические навыки и учитывать реальный информационный запас детей. Большую помощь может оказать опора на схему или план, на ключевые слова.
  3. Учащиеся не понимают речевую задачу, а значит, и то, что надо делать. У учащихся не хватает речевых средств в активном словаре для решения поставленной задачи. На данном этапе следует учить планировать свое высказывание.
  4. Когда говорит один учащийся, остальные молчат, то есть создается опасность неэффективного использования времени урока. В этом случае стоит обращать внимание на обучение остальных умениям эффективного слушания — готовности задать вопрос, перефразировать сказанное, быть готовым скорректировать высказывание одноклассника [4].

Работу по развитию устной монологической речи следует начинать с 1 класса. К числу упражнений, составляющих систему приемов по формированию навыков устной монологической речи, выделяют следующее:

1) сравнение, сопоставление небольшого текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой;

2) озаглавливание текста;

3) определение основной мысли текста;

4) выделение в тексте начала, середины, концовки;

5) восстановление деформированного текста;

6) воспроизведение текста по данному началу, середине, концовке;

7) придумывание к рассказу начала или конца;

8) выбор наиболее подходящего начала или концовки к тексту;

9) определение, какой части не хватает в тексте;

10) пересказ текста.

Недостаточная сформированность коммуникативно-речевых умений приводит к появлению в устных и письменных высказываниях детей ошибок различного вида, которые можно сгруппировать в три типа:

– фактические ошибки;

– ошибки в построении текста;

– речевые ошибки и недочёты [1].

Для ученика младшего школьного возраста хорошая речь — залог успешного обучения и развития. Усвоенная стихийно, в процессе ежедневного общения речь примитивна и не всегда правильна.

Приёмы развития монологической речи шире и целенаправленнее используются на уроках развития речи, однако могут быть также задействованы и в других типах уроков русского языка. Среди приёмов развития монологической речи младших школьников можно отметить следующие.

  1. Образец рассказывания — это яркое, живописное и образное описание чего-либо или кого-либо, данное детям в качестве образца для подражания. Данный прием применяют, например, при демонстрации правила или определения. Такой образец должен быть доступным для понимания, лаконичным, произноситься выразительно, громко и четко.
  2. Анализ образца позволяет осознать структуру высказывания, выделить его части, проработать нужную интонацию. Часто применяется при анализе текста и на этапе выразительного чтения, при подготовке к устному пересказу или письменному изложению. Учащиеся выделяют, где в монологическом высказывании вступление, где концовка, где ключевые слова.
  3. Совместное рассказывание, при котором педагог начинает предложение, а учащийся его продолжает или заканчивает. Вариантом является рассказывание, при котором один фрагмент текста рассказывается учителем, а другой — учащимися.
  4. Частичное рассказывание состоит в том, что по части текста (началу, середине, концовке) необходимо восстановить его полностью. Для начальной школы часто используются рассказы с линейным сюжетом. Тексты-рассуждения для младшего школьного возраста сложны.
  5. Рассказ по картине — по последовательности предметных или сюжетных картинок, пейзажей учащиеся составляют связный текст.
  6. Пересказ текста способствует формированию умений логично излагать последовательность событий, а также запоминать яркие образные художественные обороты речи, тем самым обогащая её [4].

Задача учителей начальных классов — совершенствовать речь ребёнка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех её выразительных возможностей.

Еще Л. С. Выготский писал о том, что приходящий в школу ребенок в целом владеет многими элементами языковой системы, но владеет ими неосознанно [2]. Помочь учащемуся понять, как он пользуется языком, что при этом делает со словами, как это можно делать лучше, — вот, на наш взгляд, важнейшая задача уроков русского языка в начальных классах.

Литература:

  1. Васильева Л. А. Основы культуры речи. — М., 1990.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
  3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Просвещение, 2008.
  4. Ладыженская Т. А. Характеристика связной речи детей. — М.: Педагогика, 1980.
  5. Львов М. Р. Развитие речи учащихся в начальной школе. — М.: Просвещение, 1965.
  6. Скалкин В. Л. Обучение монологическому высказыванию: пособие для учителей. — Киев, 1983.
Основные термины (генерируются автоматически): монологическая речь, монологическое высказывание, учащийся, младший школьный возраст, русский язык, устная монологическая речь, начальная школа, пересказ текста, прием развития, сверхфразовое единство.


Ключевые слова

монолог, монологическая речь, монологическое высказывание, монологическое умение

Похожие статьи

Особенности формирования диалогической и монологической...

В младшем школьном возрасте, в развитии познавательной активности преобладает

Внешняя речь делится на устную и письменную речь, так же как внешняя речь является

Устная форма монологической речи отличается от диалогической не только подачей, но и...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

– организация диалога, т. к. монологическая речь формируется на основе речевого общения.

Хочется подробнее остановиться на следующих приёмах работы направленных на

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка...

Психолого-педагогические основы процесса формирования...

Наряду с развитием речи в младшем школьном возрасте происходят изменения в общении

Политова Н. И. Разговорная речь учащихся начальных классов на уроке русского языка / Н

Речь — сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от...

Разбор понятия «устная монологическая речь»

Устная монологическая речь является сложной формой коммуникативного процесса. Устная монологическая речьустное повествование или развернутое высказывание на заданную тему [5]. Неизменной частью устной монологической речи, включающей рассказ о событии...

Пересказ как средство развития монологической речи

Одним из методов обучения монологической речи является пересказ. Пересказ — это воспроизведение прослушанного художественного произведения- рассказа или сказки в устной речи. Он является первым видом рассказов, которому начинают учить детей в детском саду.

Методика формирования связной монологической речи...

К числу наиболее часто применяемых приемов развития монологической речи относятся

Автор предложила методику развития монологической речи детей дошкольного возраста, в

Выдающиеся представители русской педагогической мысли второй половины XIX века (К. Д...

Речевое развитие младших школьников | Статья в журнале...

В методики развития речи младших школьников неизменно входят занятия по развитию

На уроках развития речи, а затем и русского языка, математики и других первоклассники

Развитие речи — важная задача обучения родному языку. Развитие речи учащихся на...

Использование мнемотехнических приёмов в развитии связной...

В младшем школьном возрасте дети полноценно овладевают навыками связной речи

Показатели развития связной устной речи уобучающихся младших классов специальной

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе. – развитие связной речи (сочинения...

Развитие речи младших школьников | Статья в журнале...

Развитие речи младших школьников. Автор: Григорьева Татьяна Петровна.

ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь

В данном материале приводятся основные аспекты развития речи учащихся начальной школы.

Похожие статьи

Особенности формирования диалогической и монологической...

В младшем школьном возрасте, в развитии познавательной активности преобладает

Внешняя речь делится на устную и письменную речь, так же как внешняя речь является

Устная форма монологической речи отличается от диалогической не только подачей, но и...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

– организация диалога, т. к. монологическая речь формируется на основе речевого общения.

Хочется подробнее остановиться на следующих приёмах работы направленных на

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка...

Психолого-педагогические основы процесса формирования...

Наряду с развитием речи в младшем школьном возрасте происходят изменения в общении

Политова Н. И. Разговорная речь учащихся начальных классов на уроке русского языка / Н

Речь — сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от...

Разбор понятия «устная монологическая речь»

Устная монологическая речь является сложной формой коммуникативного процесса. Устная монологическая речьустное повествование или развернутое высказывание на заданную тему [5]. Неизменной частью устной монологической речи, включающей рассказ о событии...

Пересказ как средство развития монологической речи

Одним из методов обучения монологической речи является пересказ. Пересказ — это воспроизведение прослушанного художественного произведения- рассказа или сказки в устной речи. Он является первым видом рассказов, которому начинают учить детей в детском саду.

Методика формирования связной монологической речи...

К числу наиболее часто применяемых приемов развития монологической речи относятся

Автор предложила методику развития монологической речи детей дошкольного возраста, в

Выдающиеся представители русской педагогической мысли второй половины XIX века (К. Д...

Речевое развитие младших школьников | Статья в журнале...

В методики развития речи младших школьников неизменно входят занятия по развитию

На уроках развития речи, а затем и русского языка, математики и других первоклассники

Развитие речи — важная задача обучения родному языку. Развитие речи учащихся на...

Использование мнемотехнических приёмов в развитии связной...

В младшем школьном возрасте дети полноценно овладевают навыками связной речи

Показатели развития связной устной речи уобучающихся младших классов специальной

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе. – развитие связной речи (сочинения...

Развитие речи младших школьников | Статья в журнале...

Развитие речи младших школьников. Автор: Григорьева Татьяна Петровна.

ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь

В данном материале приводятся основные аспекты развития речи учащихся начальной школы.

Задать вопрос