Влияние сказки на художественно-речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 08.02.2022

Статья просмотрена: 241 раз

Библиографическое описание:

Данько, Т. В. Влияние сказки на художественно-речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Данько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 381-383. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88053/ (дата обращения: 07.05.2024).



Для детей старшего дошкольного возраста, любовь к сказке возникает если ребенок часто их слышит и сопровождается любовь и знание как в школьном возрасте, так и до конца жизни. Дети знакомятся какие сказки бывают, какой смысл несут, учатся правильно понимать смысл сказки, учатся правильно передавать суть сказки или рассказа. Сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании. Развивают речевые навыки, артикуляционный аппарат, память, внимание, мышление, театрализованные навыки. Учатся сочинять и проигрывать сказки, правильно проговаривать роли персонажей сказки, подбирать правильно тембр, тон.

Ключевые слова: сказка, рассказывание, художественный жанр, словесное творчество, речевая деятельность, творческие рассказы, творческое рассказывание, виды сказок, фольклорные сказки, художественно-речевая деятельность, чтение, словесные методы, развитие художественно-речевых способностей.

For older preschool children, the love of fairy tales arises if the child often hears them and is accompanied by love and knowledge both at school age and until the end of life. Children get acquainted with what fairy tales are, what meaning they carry, learn to correctly understand the meaning of a fairy tale, learn to correctly convey the essence of a fairy tale or story. Fairy tales contribute to the assimilation of all forms of language, which make it possible for children to develop their own speech skills when telling stories. Develop speech skills, articulation apparatus, memory, attention, thinking, theatrical skills. They learn to compose and play fairy tales, correctly pronounce the roles of the characters of the fairy tale, choose the right timbre, tone.

Keywords: Fairy tale, storytelling, artistic genre, verbal creativity, speech activity, creative stories, creative storytelling, types of fairy tales, folk tales, artistic speech activity, reading, verbal methods, development of artistic speech abilities.

На этапе развития ребенка старшего дошкольного возраста, одну из основных ролей в развитии речи детей играет сказка. С творческим, занимательным миром сказки несовершеннолетний встречается в детстве, знакомство с миром сказки продолжается всю жизнь. В течение многих эпох сказка дает основу человека педагогических знаний, обучает премудростям жизни, становится проводником в мир добра и справедливости, мужества и героизма, любви и долга. Сказки становится одним из первых учителей, формирующая мировоззрение старшего дошкольника.

В психолого-педагогической литературе к старшему дошкольному возрасту относят детей в возрасте 5–7 лет. Когда у ребенка уже сформированы основные познавательные процессы: память, внимание, мышление, самосознание, восприятие, речь, появляется личностная форма общения, взаимопонимание и сопереживание. В этом возрасте ребенок продолжает осваивать различные виды деятельности — такие, как игровая, трудовая, продуктивная, бытовая, общение.

У детей данного возраста гармонично коррелируется успешным познанием грамотно построенной и логически выверенной речью. Сказка — это фантастическая среда, требующая проявление творчества, самостоятельности, управление эмоций. Знакомясь со сказкой, проигрывая историю героев сказки у детей активируются разные стороны речевого аппарата, увеличивается словарный запас. В старшем дошкольном возрасте имеются словарный запас слов — 3000–4000 [3]. И этот словарь можно поделить на две категории: 1-ый-активный (слова употребляют и понимают), 2-ой-пассивный (слова, которые дети не употребляют и не понимают). Поэтому очень нужно правильно расширять словарный запас. По содержанию деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, развивая словесное творчество. Речевая деятельность это — вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л. С. Выготский) [4]. Сказки позволяют окунуться в мир фантазии. Поэтому, ознакомление со сказками является важной задачей в работе над развитием речевых способностей дошкольников.

Одна из задач в развитии речи детей — это формировать самостоятельность в художественно-речевой деятельности, развивать их творческие способности. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, а также совершенствуется звуковая культура речи. Кроме того, дети овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по сказкам. Поэтому проводят инсценировки, которые так же повышают интерес детей к литературным произведениям. Закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Он используется для решения всех задач по развитию художественно-речевых навыков у дошкольников и является практическим методом в работе по развитию речи у детей. Кроме того, работу с литературным текстом, можно проводить с помощью импровизаций, игр-драматизаций и различных театрализованных играх. [5]

В развитии художественно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении со сказками очень важна эмоциональность, интонация, возможно использование шутки для объяснения непонятного момента из сказки. Благодаря эмоциональному проведению детских игр происходит активизация речи ребенка. Поэтому развитие художественно-речевых навыков на занятиях с целью ознакомления со сказками является основной деталью работы педагога.

Согласно мнению исследователей (Л. И. Божович, Л. С. Выготский и др.): «творческая личность начинает формироваться с раннего детства там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое» [2.с336].

Ученые А. Н. Афанасьев, Б. М. и Ю. М. Соколовы, Н. Е. Ончуков и др., отмечали, что сказки, это не только высокохудожественные произведения народной словесности, но и памятники «живой старины» и национальной истории. Увидеть связь сказки с миром — очень интересно и удивительно.

Все сказки делятся на группы: сказки о животных, бытовые сказки и конечно же волшебные сказки. Эти группы дают возможность представить картину развития фольклорного жанра.

  1. Сказки о животных таких сказках главными героями являются дикие или домашние животные, при этом они наделены определенными человеческими качествами. В таких сказках животные наделены (трусостью, силой, мудрость, хитростью, ленью, отвагой).
  2. Волшебные сказки герои таких сказок рождаются с необычными способностями, которые совершают подвиги или благородные поступки. В сказке происходят волшебные превращения. В таких сказках воспевает мужество, смелость, доброта, что служит хорошим воспитательным образцом для ребенка, формируя у него моральные принципы, как упорство, верность долгу, справедливость. Поэтому в волшебной сказке добро всегда побеждает зло.
  3. Бытовые сказки втаких сказках чудеса сведены к минимуму, а в основе сюжета- реальные человеческие отношения с необычными происшествиями. В таких сказках заключается противостоянии противоположных качеств: доброта, честность, верность, порядочность противопоставляются лжи, лицемерию, жадности, вранью [1.с 130–134].

Сказка, как жанр творчества, служит педагогическим целям. Они показывают человеку жизнь, вселяя в него оптимизм и веру в торжество справедливости. За внешней фантастичностью сказочного сюжета и вымысла часто скрыты реальные человеческие взаимоотношения. Сказки обладают сильным эмоциональным воздействием на людей, а их человеческие идеалы жизнеутверждающий тон придают сказкам художественную убедительность. Применение сказки позволяет расширять кругозор, формировать целостность представлений об окружающей действительности, оказывать влияние на развитие познавательных, эмоциональных, а также и волевых и речевых сфер. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим [6].

ВЫВОД: Когда дети станут взрослыми, они не забудут своей встречи со сказкой, с удивительным миром чудес и красоты, который останется с ними на всю долгую жизнь. Сказка у детей старшего дошкольного возраста развивается: память, способность пересказывать, развивается связная речь, пополняется активный словарь речи ребенка старинными словами, повышается творческая активность речи, а также закладывается прочный фундамент для детского словесного творчества. А самое главное — сказка, живущая внутри каждого ребенка способна развивать сокровища его души.

Литература:

  1. Большая школьная энциклопедия/Под ред. А. А. Кузнецова и М. В. Рыжакова. Т.2.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.- (2 изд.) С. 130–134
  2. Наговицын А. Е., Пономарева В. И. Типология сказки (Сказкотерапия: теория и практика). — М.: Генезис, 2011. — 336 с
  3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Издательство: АСТ , 2020–416 с
  4. Формирование творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования в России. Гайдук О. С. –2012. No 14,С. 124–129.
  5. https://ped_recheved.academic.ru
  6. https://obrazovaka.ru
  7. https://moluch.ru
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, старший дошкольный возраст, навык, развитие, развитие речи детей, речевая деятельность, словесное творчество, слово, художественно-речевая деятельность.


Ключевые слова

речевая деятельность, чтение, сказка, словесное творчество, словесные методы, рассказывание, виды сказок, художественный жанр, творческие рассказы, творческое рассказывание, фольклорные сказки, художественно-речевая деятельность, развитие художественно-речевых способностей

Похожие статьи

Значение художественной литературы в речевом развитии...

Хорошо развитая речь помогает ребёнку дошкольного возраста лучше передать свои

Развитие речи ребёнка, а также выявление первичного восприятия и его дальнейшее

Художественно-эстетическое развитие дошкольников... В словесном творчестве на первый...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста...

Развитие эмоционально-выразительной функции речи детей — хорошая основа для

Это проявляется в словесном творчестве детей в широком смысле этого слова, дети

Для обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста проводится ряд упражнений

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции. Осваивается ребенком форма монолога. По мнению О. С.Ушаковой параллельно с развитием связной речи, происходит совершенствование грамматического строя речи и...

Художественно-речевая деятельность детей в детском саду

Формирование у детей навыков словесного творчества происходит на основе

Формирование художественно-речевых способностей детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста (предметная область...

Сказка как средство обогащения экспрессивной лексики детей...

 Сказка, будучи доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могучим средством формирования образности речи. Именно в сказке есть все необходимые элементы образности. Сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на...

Развитие образности речи дошкольников средствами...

Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок может не только пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Библиографическое описание: Аладатова, Е. В. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые тренинги / Е. В. Аладатова

Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности...

Развитие речевого творчества старших дошкольников...

Понятие речевого творчества детей дошкольного возраста. Речевое творчество — это самостоятельный специфический вид художественного

Киселёва, О. И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству: Учебное пособие...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Ручий, Н. П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием

Художественно-образное восприятие носит эмоционально-насыщенный характер и тесно связано с речевым развитием дошкольника.

Похожие статьи

Значение художественной литературы в речевом развитии...

Хорошо развитая речь помогает ребёнку дошкольного возраста лучше передать свои

Развитие речи ребёнка, а также выявление первичного восприятия и его дальнейшее

Художественно-эстетическое развитие дошкольников... В словесном творчестве на первый...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста...

Развитие эмоционально-выразительной функции речи детей — хорошая основа для

Это проявляется в словесном творчестве детей в широком смысле этого слова, дети

Для обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста проводится ряд упражнений

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции. Осваивается ребенком форма монолога. По мнению О. С.Ушаковой параллельно с развитием связной речи, происходит совершенствование грамматического строя речи и...

Художественно-речевая деятельность детей в детском саду

Формирование у детей навыков словесного творчества происходит на основе

Формирование художественно-речевых способностей детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста (предметная область...

Сказка как средство обогащения экспрессивной лексики детей...

 Сказка, будучи доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могучим средством формирования образности речи. Именно в сказке есть все необходимые элементы образности. Сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на...

Развитие образности речи дошкольников средствами...

Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок может не только пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Библиографическое описание: Аладатова, Е. В. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые тренинги / Е. В. Аладатова

Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности...

Развитие речевого творчества старших дошкольников...

Понятие речевого творчества детей дошкольного возраста. Речевое творчество — это самостоятельный специфический вид художественного

Киселёва, О. И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству: Учебное пособие...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Ручий, Н. П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием

Художественно-образное восприятие носит эмоционально-насыщенный характер и тесно связано с речевым развитием дошкольника.

Задать вопрос